Рабочая программа работы кружка ИЗО Искусство вокруг нас

Кружок изобразительного искусства « Искусство вокруг нас"Каленарно-тематическое планирование работы кружка ИЗО разработано и составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года на основе примерной программы по изобразительному искусству, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяевой, Г.Е. Гуровой, учебно-методического пособия «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Нем...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Кружок изобразительного искусства « Искусство вокруг нас».

Пояснительная записка.

Рабочая программа работы кружка разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года на основе примерной программы по изобразительному искусству, авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяевой, Г.Е. Гуровой, учебно-методического пособия «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цели:

Научить детей понимать язык искусства и его высокое предназначение.

Изучение связи искусства с жизнью человека, роли искусства в повседневном его бытии, в жизни общества.

Духовно-нравственное развитие ребен­ка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Создание условий для развития творческого начала, для формирования внутренне свобод­ного человека.

Привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности для глубокого понимания значения творчества в жизни человека.

Задачи программы

- Увлечение искусством, помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни и, как достояние всего народа.

- Познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства

- Приобщение к художественной культуре.

- Усовершенствовать владение различными художественными материалами;

- Развитие творческого потенциала, развитие воображения и образного мышления, формирование наблюдательности и вни­мательности

- Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

- Развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни.

- Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта

- Воспитание нравственных чувств, уважение и любовь к культуре родного края, многонациональной культуре России и других стран.

- Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогащать нравственный опыт детей.

- Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям художественных произведений.

Программа имеет 3 направления деятельности.

1. Основы рисования.

2. Композиция.

3.Азбука народного искусства.

Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);

  2. репродуктивных (работа по образцам);

  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

  4. творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

  5. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).

В учебно-воспитательный процесс включены также следующие формы проведения занятий:

а) экскурсии в музей, выставочные залы и на природу;

б) чаепитие;

в) соревнования;

г) занятие-эксперимент;

д) коллективное творчество.

Основной принцип обучения учащихся - развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы - рассказ и беседа - сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных изделий.


Программа рассчитана на детей 10 лет. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей более младшего или старшего возраста.


Занятия проводятся в свободное от учебы время 3 раза в неделю по 45 мин.

Занятия групповые: Группа - не более 15 чел.


Срок реализации 1 год

Режим занятий:

• общее количество часов в год - 102 ч.

• количество часов и занятий в неделю - 3 раза в неделю по 1 ч.;

• периодичность занятий - 3 раза в неделю.

Занятия проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Стартовый уровень известен при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы, выполненные на 1-х занятиях). Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.

Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей об изобразительном искусстве, о природе, растительном и животном мире, художниках и других людях искусства, отражающих мир природы в своих произведениях.

Оценка результатов занятий по программе осуществляется:

По уровню художественного мастерства;

По уровню теоретических знаний;

По способности взаимодействовать с другими детьми;

По способности принимать самостоятельные решения;

По широте кругозора.

Ребенок должен знать:

- основные инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;

- основы композиции, цветоведения;

- основные особенности мира природы, различных представителей растительного и животного мира.

«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС».


Учебно-тематический план

Раздел

ТЕМА


Теория

Практика

Кол-во

часов


Введение

1.

Экскурсия по городу.

1

1

Искусство

в твоем доме.

Работа дизайнера.



2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.





Твои игрушки.

Игрушки старины.

Посуда у тебя дома. Эскиз росписи.

Роспись столового прибора.

Обои и шторы у тебя дома.

Самый лучший дом. Эскиз мебели.

Мамин платок.


1

1

1

1

1

1

1


Создание книги.


9.

10.11.

12.

Иллюстрируем сказку. Твои книжки.

Эскиз обложки.

Эскиз буквицы.

Книжная миниатюра

1

1

1

1


Украшаем росписью

предметы.

13.

14.

15.


Эскиз открытки. Рисунок.

Эскиз открытки.

Закладка для книги.

1

1

1

Фабрика пятен.

16.

17.

18.

19.

20.

Фабрика пятен.

Свободное творчество. Абстракция.

Монотипия.

Монотипия.

Бабочка. Печатный рисунок.

1

1

1

1

1

20

2

Искусство

на улицах твоего города.







21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.







Памятники архитектуры. Перспектива.

Какой он, наш город? Пейзаж.

Парки, скверы, бульвары. Эскиз.

Парки, скверы, бульвары. Работа в цвете.

Ажурная каменная кладка. Графика.

Ажурная каменная кладка. Цветовой вариант.

Волшебные фонари.

Волшебные фонари. Ковка.

Витрины. Дизайн.

Витрины. Детский мир.

Композиция «Город Керчь». Эскиз.

Композиция «Город Керчь». Цветовой эскиз.

Композиция «Город Керчь». Рисунок.

Композиция «Город Керчь». Завершение работы.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1






Удивительный транспорт.


35.

36.

37.


38


Удивительный транспорт.

Дизайн машины.

Труд художника на улицах твоего города. Реклама.

Реклама.

1

1

1

1



Городской пейзаж.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

Городской пейзаж. Перспектива.

Городской пейзаж. Цветовой вариант

Город твоей мечты. Эскиз.

Город твоей мечты. Работа в цвете.

Марина. Айвазовский - певец моря.

Пейзаж морской. Рисование с натуры.

Пляж «Черепашка».

1

1

1

1

1

1

1 25

3.




Художник

творит для людей.

46.


47.


48.


49.


50.

51.

52.


53.


54.


55.

Духовное в искусстве. Духовное в искусстве. Строение церкви.

Храмовое действо как содружество искусств.


Строение храма Иоанна Предтечи. Рисунок.


Строение храма Иоанна Предтечи. Работа в цвете.

Афанасьевская церковь. Рисунок

Афанасьевская церковь. Работа в цвете.

Образы и сюжеты христианской живописи.

Эскиз композиции.

Образы и сюжеты христианской живописи. Рисунок.

Образы и сюжеты христианской живописи. Работа в цвете

Образы и сюжеты христианской живописи. Завершение работы.

1


1


1


1


1

1

1


1


1


1






Иконопись.





56.

57.

58.

59.

60.

61.


62.

63.

64.

65.

66.

67.


68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.





Открытки своими руками. Рождество.

Открытки своими руками. Рождество.

Открытки своими руками. Пасха.

Открытки своими руками. Пасха

Открытки своими руками. Масленица

Открытки своими руками. Масленица


Иконопись. Образы Спасителя. Эскиз.

Образы Спасителя. Работа в цвете.

Образы Богородицы. Эскиз.

Образы Богородицы. Работа в цвете

Образы христианских праздников. Композиция.

Образы христианских праздников. Композиция


Писанка

Пасхальный натюрморт. Рисунок.

Пасхальный натюрморт. Работа в цвете.

Росписи храмов. Работа по образцу

Мозаика в соборе.

Мозаика.

Фрески Софийского собора. Работа по образцу.

Фрески Софийского собора. Работа по образцу.

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1




30



Художник в

театре и цирке

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.


83.

84.

85.


86.

87.

88.

89.

90.


Художник в цирке и содружество искусств.

Костюм клоуна.

Афиша. Шрифт.

Афиша. Шрифт.

Композиция «Цирк».

Художник в театре и содружество искусств. Оформление сцены. Сказка «Гуси-лебеди» , «Колобок».

Оформление сцены. Цветовое решение.

Оформление сцены. Декорации.

Театральная маска. Театральный костюм. Эскизы.

Театральный костюм. Костюмы героев. Эскизы.

Костюмы героев. Цветовое решение.

Композиция «Цирк». Эскиз.

Композиция «Цирк». Работа в цвете.

Композиция «Цирк». Завершение работы.


1

1

1

1

1

1


1

1

1


1

1

1

1

1

1

15



Музей в жизни города.



91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100



Виды и жанры искусства.

Картина - особый мир.

Картина-пейзаж.

Картина-пейзаж. Работа в цвете

Картина-портрет.

Картина-портрет. Работа в цвете

Картина-натюрморт.

Картина-натюрморт. Работа в цвете

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице. Лепка. Рельеф.

Круглая скульптура.








1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10


Каждый человек - художник!

101

102

Пленэр. Зарисовки с натуры.

Экскурсия по городу




1

1



2








102




Л И Т Е Р А Т У Р А

Программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд», разработаная под руководством академика РАО Б. М. Неменского.

  1. Учебный комплект:

  • учебник Е. И. Коротеевой «Искусство и ты»,

  • под редакцией Б. М. Неменского и рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 1», авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.;

  • учебник «Искусство вокруг нас», под редакцией Б. М. Неменского и

рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2», под редакцией Б. М. Неменского;

  • учебник Л. А. Неменской «Каждый народ - художник»

рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 3», под редакцией Б. М. Неменского;

  • учебник Н. А. Горяевой, О. В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», под редакцией Б. М. Неменского и

рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 5», под редакцией Б. М. Неменского.

  1. Программа педагога дополнительного образования

МОУ Центр «Истоки» Кульковой Г.Н. «Изобразительное искусство: познание себя и мира».

3. Программа члена Союза художников Казахстана,

Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.

4.Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-4 год обучения. 2005 .

Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

К., 2003

  1. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

  2. Барская Н. А. «Сюжеты и образы древнерусской живописи». М., 1993

  3. Миловский А. «Народные промыслы» , М., 1994


  1. Семёнова М. «Мы - славяне», Санкт-Петербург, 1997


  1. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»


  1. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно.», М., 1969


  1. Жегалова С.К. «Русская народная живопись»


  1. Паррамон Х.М. «Как копировать шедевры живописи»


  1. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.», М., 1991


  1. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.


  1. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим.» 2001 г.


  1. Супрун В.И. «Православия святые имена», Волгоград, 1996


17. Українська народна іграшка. - Львів, 1980.


18. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

19. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

20. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

21. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное

пособие 1-4 год обучения. 2005 .

  1. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство - детям»

К., 2003


© 2010-2022