Театрализованный урок по МХК в 11 классе

         "Мимолётные впечатления" в искусстве последней трети 19 века. (Импрессионизм в живописи, музыке и литературе Западных стран). Драматургия урока построена таким образом, что учащиеся не только знакомятся с новым художественным направлением в искусстве последней трети 19 века - импрессионизмом, с историей его возникновения, но при помощи театрализации учатся вживаться в образ человека другого времени, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иной эпохи, уметь чувствовать свя...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел: «Художественная культура XIX века»

Тема урока: «Мимолётные впечатления».

( Зарубежное искусство последней трети XIX века»).

Тип урока: урок введения в тему.

Жанр урока: урок-панорама, урок-презентация.

Форма урока: театрализованный урок - монтаж.

Цель урока: выявить суть творческих принципов импрессионистов, их стремление

раскрыть средствами живописи, музыки и литературы взаимосвязь

человека и окружающей среды, показать красоту природы, научить

людей ценить её.

Задачи урока:

Образовательные - закрепить, уточнить представление о влиянии научных открытий на мировосприятие человека второй половины XIX века, знакомство с новым художественным направлением в искусстве последней трети XIX века - импрессионизмом, с историей его возникновения. Проанализировать особенности выразительных средств музыки, живописи и литературы, причины их возникновения с точки зрения новых представлений о реальности в свете научных открытий.

Развивающие - формировать умение слушать, воспринимать, сравнивать, анализировать, выявлять общие интонации в живописи, музыке и литературе, в произведениях одного художественного направления. Актуализировать стремление учащихся к самовыражению, познанию внешнего и внутреннего мира; развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения.

Воспитательные - умение видеть и слышать неповторимость и своеобразие импрессионизма, ценить каждое мгновение жизни, видеть в нём прекрасное (понимать то, что мир един, и то, чему служит такое понимание).

Материально-техническое обеспечение урока: кабинет музыки с амфитеатром, где расставлены столы и стулья как в кафе, на столах таблички-задания, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук, пианино, на стене портреты композиторов, доска, экран, подставки для картин.

Репродукции: альбом «Импрессионисты» (изд. Париж, 1978г.), альбом «Импрессионисты» (изд. Искусство, Москва, 2006г.), картины (компьютерные репродукции) импрессионистов, «Французская живопись середины XIX-начала ХХ века» (несброшюрованный альбом); компьютерная презентация к уроку.

Музыкальное содержание: CD-«Клод Дебюсси», CD-«Морис Равель», CD-«Музыка Франции».

Искусство заключается в том, чтобы

найти необыкновенное в обыкновенном и

обыкновенное в необыкновенном.

Д. Дидро

Экспозиция.(литер. эпиграф, музыкальное вступление, зрительный ряд) -(4 минут)

Звучит фортепьянное исполнение вальса «Под небом Парижа», на экране проектируются фотографии старого Парижа. (1. Лестница на Монмартр, 2. Мост Менял, 3. Вид на Сену, 4. Вид на Нотр Дам, 5. Биржа, 6. Авеню Шан Элизе, 7. Бульвар Капуцинок, 8. Опера Гарнье, 8. Площадь Республики, 9. Триумфальная арка, 10. Елисейские поля, 11. Эйфелева башня, 12. Кафе на улице Риволи.)

Учитель: - Какое историческое время и какой город были представлены вашему

вниманию? ( Франция, город Париж, вторая половина XIX века).

- Что помогло вам сделать именно это предположение? ( фотографии с

изображением Парижа, музыка, характерная для французского шансона,

фотографию изобрели в XIX веке, Эйфелева башня была построена в конце

XIX века).

- Что мы можем сказать о жизни Европы второй половины XIX века?

(Жизнь Европы второй половины XIX века богата событиями. Эту картину

определяют ускорение динамики жизни, дальнейшее социальное

расслоение общества, начало научно-технической революции, обозначение

ведущих держав мира, промышленный переворот, увеличение числа

достижений науки и искусства, определяющих прогресс общества..Вторая

половина XIX века - это время движения: время паровозов, первых машин,

передвижение человека по миру, археологические открытия и экспедиции

(Шлиман, Эванс, пещеры Альтамира и Фон-де-Гом).

/ ответы учащихся - это домашнее задание, полученное на предыдущем

уроке: подготовить общую характеристику второй половины XIX века./

Завязка и создание проблемной ситуации.(6 минут)

Учитель: я предлагаю вам мысленно перенестись в Париж последней трети XIX века,

к чему располагает наша сегодняшняя обстановка. Представим, что мы

находимся в арт-кафе Гербуа «Новые Афины». Во времена газового света,

когда с наступлением сумерек художники оставляли свои кисти, они часто

проводили время в этом кафе, где имели обыкновение встречаться

живописцы, писатели, музыканты и их друзья. По четвергам здесь

происходили регулярные собрания, и каждый вечер можно было застать

группу художников, занятую оживленным обменом мнений. «Не могло

быть ничего более интересного, - вспоминал Моне, - чем эти беседы и

непрерывное столкновение мнений. Они обостряли наш ум, стимулировали

наши бескорыстные и искренние стремления, давали нам запас энтузиазма,

поддерживающий нас в течение многих недель, пока окончательно не

формировалась идея. Мы уходили после этих бесед в приподнятом состоянии

духа, с окрепшей волей, с мыслями более четкими и ясными». И я хотела бы

чтобы после этого урока вы ушли в таком же настроении. Сейчас здесь

появятся герои того времени: художница мадам Моризо, музыкант мсье Жан и

поэт Стефан Малларме. Послушайте о чём спорят наши герои.

Входят герои в руках у них газеты, которые они зачитывают в слух.

М-м Маризо: Вы только послушайте, что пишет о нашей выставке в журнале

«Шаривари» этот критик Луи Леруа. «Свою статью он назвал ''Выставка

импрессионистов''. 15 апреля группа молодых художников пренебрегла

официальным Салоном и устроила собственную выставку в заброшенном

фотоателье на бульваре Капуцинок. Они назвали свою группу странно:

«Анонимное кооперативное общество художников, живописцев,

скульпторов, графиков и прочих''. В выставке приняли участие 24

художника и было выставлено 160 картин. Художники пишут не так, как

признанные мастера, - просто для того, чтобы привлечь внимание

публики. А картина Клода Моне ''Впечатление. Восход солнца»

(''Impression, soleil levant'').«Что изображено на этом холсте?

''Впечатление. Восход солнца''. Я так и знал! Я только что сказал себе:

раз я нахожусь под впечатлением, тут непременно должно быть

''Впечатление''. Как вам это нравится? Впечатление тут есть, но не

пойму, что оно означает! Но какая свобода! Какое воздушное мастерство!

В наброске рисунка для комнатных обоев и то больше законченности, чем в

этом морском пейзаже!»

Стефан Малларме: в газете «Фигаро» ещё более резкое высказывание:

«Импрессионисты производят впечатление кошки, которой вдруг

вздумалось прогуляться по клавишам фортепьяно, или обезьяны,

которая овладела «ящиком с красками».

Мсье Жан: А вот высказывание критика Поль де Сен-Виктора: «Искусство, падшее

столь низко, недостойно даже осуждения»

Стефан Малларме : - Картины не нарисованы, художники просто выстрелили по

полотну из пистолета, заряженного тюбиками с краской, после

чего им оставалось только поставить подпись на своих шедеврах.

Мсье Жан: - Это выставка мятежников!

Учитель: о чём происходит их спор? ( о выставке импрессионистов) Может кто-то может

нам ответить кто такие импрессионисты или, что такое импрессионизм?

(возможны ответы ребят, при отсутствии таковых учитель сам даёт ответ).

Учитель: давайте и мы посмотрим на картину Клода Моне «Впечатление. Восход

солнца».

(На экране проецируется картина К.Моне «» 1872г., х.м., 48 х 63 см, Музей Мармоттан, Париж; 2-х кратное увеличение - оригинальный размер )

Учитель: Ребята, как вы думаете, что же раздражало критиков и простых парижан в

этой картине? (на полотне ничего невозможно было разглядеть)

М-м Моризо: Слепцы! Художник запечатлел краткий момент, когда огромный

оранжевый шар выплывает из-за облака в полумглу раннего утра. Его

алые отсветы, отражаясь в реке. Трепещут на водной поверхности.

Сизо-молочная дымка тумана окутала очертания предметов,

находящихся в бухте. Кругом всё так непостоянно и зыбко, что

невозможно различить границы между небом, берегом и рекой.

Кажется, будто множество маленьких лодочек плавает в огромном

космическом пространстве. Но через минуту, когда рассеется туман,

всё исчезнет и примет совершенно иной вид…

Учитель: Как вы считаете с кем вы бы согласились? (ответы детей)

Но слово «импрессионизм» (фр. Impression - впечатление), произнесённое

критиком в насмешку, вскоре было перенесено на художников, работающих в

одном стиле.

М-м Моризо: Они были «бунтовщиками»: не хотели писать так, как это было принято в

официальном искусстве - приторно и бездушно. Они старались передать

природу как она есть, вернее, воспроизводить на холсте своё

впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое

мгновение жизни. Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух,

на пленэр. Стремительными, точными ударами кисти живописцы

переносили на полотно мимолётные состояния природы.

На экране идёт показ картин художников -импрессионистов:( Э.Моне «Флейтист» , «Бар в «Фоли-Бержер», «Дом в Руели»; К.Писсарро «Оперный проезд в Париже», «Бульвар Монмартр в Париже», «Бульвар Монмартр ночью», «Красные крыши. Деревенский уголок зимой»; О.Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», «Танец», «Большая цветочная ваза», «Качели»; Э.Дега «Голубые танцовщицы», «Танцовщицы на репетиции», «Абсент»; К.Моне «Вокзал Сен-Лазар», «Скалы в Бель-Иль», «Завтрак на траве», «Осень»).

Учитель:в творчестве художников-импрессионистов подвижность и изменчивость

мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета они

пытались запечатлеть «мимолётное виденье», мгновенные впечатления и

ощущения от ускользающего мира. Стремление уловить постоянно

меняющийся лик природы требовало от художников быстроты действия.

Им некогда было подбирать и смешивать на палитре краски. В отличие от

старых мастеров, они наносили их на холст быстрыми мазками, заботясь

не о прорисовке деталей или чёткости рисунка, а только об общем

впечатлении от увиденного. Упрёки в незавершённости, эскизности картин

они не принимали всерьёз.

Формулировка проблемы (причины появления нового художественного стиля в искусстве)-( 7 мин.).

Учитель: ребята, как вы думаете почему появляются новые течения в искусстве?

(ответы детей)

Начинается эпоха нового мышления в изобразительном искусстве,

художники, реагируя на события в окружающем мире, отражают их

по - своему. Происходит некий разрыв между обывателем и художником.

Обыватель, принимая с опаской достижения научно-технического прогресса

(паровоз, автомобиль, фотография), пользуется их плодами, но совершенно

не принимает нового художественного мышления. Обыватель достаточно

консервативен в своём восприятии искусства. Он не может принять новые

формы, так как они нарушают его привычное восприятие мира. Это во

многом напоминает ситуацию сегодняшнего дня, когда человек с

удовольствием пользуется благами цивилизации ( от холодильника до

компьютера), но совершенно не понимает и не принимает новые веяния в

искусстве (от авангардной живописи до сложных музыкальных форм в

классической музыке).

Учитель: у вас на столиках лежат таблички, которые мы заполняем при знакомстве с

новым художественным направлением и которые помогут ответить на

вопрос об особенностях возникновения импрессионизма, о средствах

выразительности в литературе, живописи и музыке этого направления.

Заполняем таблицу по ходу урока. И начнём с вопроса:

Какое место занимает наука в жизни импрессионистов?

Развитие фотографии повлияло на живописную манеру импрессионистов, а

создание таблицы Менделеева повлияло на визуальное восприятие мира

художником (на видение и восприятие цветового спектра).

Мсье Жан: Да-да. Французская критика первоначально изощрялась в характеристиках

картин «банды сумасшедших», у которых, в лучшем случае, больна не

голова, а сетчатка глаза.

М-м Моризо: но цветовое видение мира у импрессионистов не было надуманным.

Оно отражало реально существующие природные законы.

Таблица

Идеология

Способность человека видеть мир интуитивно, непосредственно, инстинктивно; возможность образного, а не понятийного мышления.

Научное

мышление

С научной точностью пытаются воссоздать свои чувственные впечатления.

Живопись

Музыка

Литература

Жанры:

Пейзажи-впечатления, портреты, натюрморты, повседневная жизнь(бытовой жанр), городской пейзаж.

Романс, прелюдии, ноктюрны, фортепианные или оркестровые миниатюры с импровизационной манерой изложения.

Стихотворные произведения: лирика, романы в стихах

Средства выразительности:

Краткость, этюдность; обновили колорит, отказались от тёмных, земляных красок, наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Использовали ассиметричные композиции, чтобы лучше выделить заинтересовавших их действующих лиц и предметы.

Более терпкими и сложными стали гармонии, более изысканными - ритмы, более утончёнными - тембры. Неопределённость мелодических звучаний, еле различимый, постоянно меняющийся лад, чередование высоких и низких регистров, неожиданная смена медленных, плавных звуков быстрыми и стремительными.

Этюдность, кадрированность, ассиметрия, использование слов, несущих в себе значение света и цвета; авторские стилистические украшения; смещение композиционных осей, движение, обилие безличных глаголов; изменчивость мира и чувств.

Представители:

Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега,

Огюст Ренуар, Камиль Писсаро, Альфред Сислей, Берта Моризо

Клод Дебюсси, Морис Равель, Мануэль де Фалья

Поль Верлен, Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Артюр Рембо

Учитель: они активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к

натуре - мгновенное изображение одного и того же объекта - Клод Моне

пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Посмотрите на эти серии.

На экране проецируются картины К. Моне «Стог сена», который он написал пятнадцать раз:(1. Стог сена 1890-1891г., 2. Стог сена в лучах восходящего солнца, выпал снег 1890-1891г., 3. Стог сена в пасмурную погоду, выпал снег 1890-1891г., 4. Стог сена на закате, зима 1890-1891г., 5. Стог сена утром, выпал снег 1890-1891г.)

1Театрализованный урок по МХК в 11 классе 2Театрализованный урок по МХК в 11 классе 3 Театрализованный урок по МХК в 11 классе

4 Театрализованный урок по МХК в 11 классе 5 Театрализованный урок по МХК в 11 классе

Учитель: перед вами лишь несколько работ. Предложите свои названия к этим

репродукциям и поясните почему вы так решили, затем сравним с названиями

автора (ответы детей).

М-м Моризо: Клод Мане двадцать раз воспроизвёл свои впечатления от собора в

Руане.

На экране проецируются репродукции картин: (1.Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, утреннее солнце, голубая гармония 1893г.; 2. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, полдень 1893г.; 3. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, эффекта солнца, конец дня 1892-1893г., 4. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, пасмурная погода 1892-1893г., 5. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен в свете вставшего солнца, гармония в голубых и золотых тонах 1893г.,6. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, эффект утра1892-1893г.; 7. Руанский собор,1894г.)

1Театрализованный урок по МХК в 11 классе 2Театрализованный урок по МХК в 11 классе 3Театрализованный урок по МХК в 11 классе 4Театрализованный урок по МХК в 11 классе

5Театрализованный урок по МХК в 11 классе 6 Театрализованный урок по МХК в 11 классе 7 Театрализованный урок по МХК в 11 классе

Учитель: ребята, как выглядит этот собор? Какой колорит использует художник? Определите цветовую гамму картины. (ответы учащихся).

М-м Моризо: Меньше всего Моне интересовали архитектурные формы здания. На

полотнах собор растворяется в переливах цвета и света. Лучи

утреннего, полуденного и закатного солнца скользят по башням и аркам

собора, дробясь на тысячи оттенков. Здание будто тает в цветовом

мареве. Руанцы именно таким видели свой знаменитый собор каждый

день, но не замечали этого. К.Моне раскрыл им глаза на

примелькавшееся явление.

Стефан Малларме: Клод Моне считал. Что магические эффекты света и воздуха стóят

в живописи большего, чем сюжет.

М-м Моризо:В природе нет смешанных тонов, их образуют сочетаниями семи красок

спектра, которые искусственно составляют наш глаз. Импрессионисты не

смешивают на палитре эти чистые основные цвета спектра, а

раскладывают их один возле другого прямо на холсте.

Мсье Жан: Импрессионисты открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом

воздухе мы не видим отдельных предметов обладающих каждый своим

собственным цветом, скорее мы видим некую смесь из точек сливающихся

в нашем глазу или вернее в нашем сознании.

Стефан Малларме: Знаменитый писатель Эмиль Золя так писал об этих полотнах:

«Сначала глаз не замечает ничего, кроме широко положенных

пятен. Затем предметы начинают вырисовываться и становиться

на места, через несколько мгновений выявляется целое,

значительное и прочное. И начинаешь по-настоящему

наслаждаться, созерцая эту живопись»

Учитель: Понадобилось некоторое время прежде, чем публика поняла, чтобы оценить

живопись импрессионистов надо отступить на несколько шагов назад и

насладиться чудом того как сбивавшие с толку пятна цвета неправильной

формы внезапно встают на место и оживают перед нашими глазами.

Добиться этого чуда и передать человеку, смотрящему на картину реальный

зрительный опыт художника и было истинной задачей импрессионистов.

М-м Моризо: Правдивость искусства мои друзья видели не в стремлении к похожести,

а в том, что живопись должна воссоздать момент, когда человек смотрит

на мир словно впервые, как ребёнок. В это «чудное мгновение» человеку

раскрывается та сущность природы, которая не может быть постигнута с

помощью разума. Один из последователей импрессионистов Поль

Синьяк характеризовал творчество своих учителей тремя словами

«Жизнь, движение, радость».

Разработка (нашёл ли отражение в литературе импрессионизм?)-(10мин.).

Учитель: фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты открыли

концептуальное искусство- искусство современное, где главным оказывается

принцип видения, идея, которая и представляет собой основную ценность. В

полной мере это реализовали постимпрессионисты, о которых мы будем

говорить на последующих уроках. В живописи мы с вами познакомились с

новым художественным направлением, а в литературе как обстояло дело?

Спросим об этом у нашего гостя и поэта Стефана Маларме.

Стефан Маларме: в литературе импрессионизм не представляет собой целостного

направления - как стилевая особенность, стремление передать

мгновенные впечатления импрессионизм присущ произведениям

литераторов различных направлений и было чрезвычайно пёстрым

и многообразным. Ценителями растянутых и изощрённых

психологических исследований были братья Гонкуры роман

«Манетта Саломон», Кнут Гамсун роман «Голод», Марсель Пруст «В

поисках утраченного времени», Эмиль Золя роман «Творчество» и

многочисленные статьи, посвящённые живописи. Писатели

стремились к мимолётной зарисовке сцен, передаче хаоса чувств и

настроений, предельно заостряя изобразительную силу слова.

Учитель: Импрессионизм в поэзии - это тонкие наблюдения и описания с

применением чисто живописных средств, в нежных пастельных тонах.

Название «импрессионисты» в применении к поэтам становится совсем

расплывчатым, и говорить о Бодлере, Верлене,Рембо и Малларме как об

импрессионистах можно только в самом общем смысле.

Стефан Малларме: Чувство нового, острое чувство современности, неразрывно

связанное с фальшью, которую несла с собою великая в

прошлом, но уже вырождающаяся классическая традиция, - вот

что роднило между собой поэтов и художников этого круга. Для

художников, совершивших импрессионистскую революцию, во

главе угла стала индивидуальность, личное вúдение. Шарль

Бодлер писал: «Произведение, созданное со своей, оригинальной

точки зрения, как бы ни были велики его недостатки, всегда

обладает великой притягательной силой».

Учитель: В этих словах отразилась эпоха. Не только «бессловесная Природа» была

увидена во всей её изменчивой многоцветности, и человек предстал в

совсем ином взаимодействии с окружающим миром. В обиходе искусства

появились предметы, которые раньше или были не замечены, или считались

антиэстетическими. И впервые в поэзию, как и в живопись, полноправно

вошла тема большого современного города. (При этом интересно отметить,

что импрессионисты-художники, изображая городской пейзаж, видели

только его красоту. Поэты, их современники, и в пейзаже стремились

передать уродство городской цивилизации. Город был их любовью, но

вместе с тем он был их проклятием.)

Стефан Малларме: Я предлагаю послушать несколько стихотворений и сравнить их с

живописью. (стихи проецируются на экран, герой читает их)

Шарль Бодлер Поль Верлен

К ИСХОДУ ДНЯ ЧАС ЛЮБВИ.

Темнеет, но, не смолкая, На мглистом небе красный рог луны. Ликуя или скуля, Туман как будто пляшет у опушки. Пытается жизнь людская Луг задремал, лишь квакают лягушки, Выписывать вензеля. И странной дрожью заросли полны.

Темнеет, а мир расколот, Уже закрылись чаши сонных лилий,

И ночь, растлив города, В кустарнике мерцают светляки.

Все глушит, и даже голод Как призрачные стражи вдоль реки

Все будит, кроме стыда. Вершины в небо тополя вонзили.

Всегда в балагане этом Со сна метнулись и куда-то прочь

Несладко жилось поэтам, Сквозь душный мрак летят большие птицы.

Устал наконец и я. Бесшумно блещут бледные зарницы,

И всходит белая Венера. Это ночь.

Лицом бы уткнуться в стену

И кануть, покинув сцену,

В прохладу небытия.

Учитель: попробуем сделать небольшой анализ одного из стихотворений. Для

импрессионистов характерен метод показа изменчивости мира, присущ ли он

поэтам? Выберите все слова, несущие значение действия (ответы детей:

темнеет, не смолкая, ликуя, скуля, пытается, выписывать, темнеет, расколот,

глушит, будит). Скажите, какая картина мира создана? (изменчивая и

размытая). Чем это достигается? ( обилием глаголов безличных). Что

происходит в мире? (мир затихает, успокаивается). И мы понимаем, что

речь идёт о вечере, о переходе к ночи. Почему? (ночь - единственное

время суток, когда мир находится с одной стороны словно в тумане,

очертания не чётки, покой, а с другой - «жизнь людская пытается

выписывать вензеля»).

Стефан Малларме: Мгновенность видения, яркость отдельных, порой мельчайших

деталей роднит поэтов с художниками. Их произведениям

(картинам, стихам, музыке ) свойственна кадрированность,

этюдность, сюжет составляет не основное и типичное, а

случайное. Но всё же поэты являются представителями

символизма о чём я говорил ранее.

Разработка (зарождение музыкального импрессионизма)-(8 мин.).

Стефан Малларме: За музыкою только дело.

Итак, не размеряй пути.

Почти бесплотность предпочти

Всему, что слишком плоть и тело…

Всего милее полутон.

Не полный тон, но лишь полтона,

Лишь он венчает по закону

Мечту с мечтою, альт, басон…

(«Искусство поэзии», перевод Б.Л.Пастернака)

Учитель: В этом стихотворении Поля Верлена по существу начертана вся программа

музыки импрессионизма. Действительно, можно ли с помощью полутона

передать всё красочное богатство мира? Оказывается, можно. И это

доказала музыка французских композиторов-импрессионистов Клода

Дебюси (1862-1918) и Мориса Равеля (1875 - 1937). ( На экран

проецируются портреты).

Мсье Жан: Они действительно заставили «полутона» рассказывать о золотистых

солнечных бликах, играющих на поверхности моря, о лёгком дуновении

ветерка, доносящем пряные ароматы душистых трав и цветов. В их

музыке играют и переливаются все звуки мира: радостные и ликующие,

торжественные и величественные, тревожные и немного печальные.

Учитель: Названия их музыкальных произведений поэтичны и во многом напоминают

названия картин художников-импрессионистов. (На экране проецируются

названия музыкальных произведений: «Вечер в Гренаде», «Образы»,

«Девушка с волосами цвета льна», «Менестрели», «Паруса», «Туманы»,

«Сады под дождём», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу», «Облака»,

«Море»). В творчестве и художников, и композиторов общей была не

только тематика. Но и художественный метод - стремление к передаче

первого непосредственного впечатления о т явления. Это определило

тяготение импрессионистов к миниатюрным формам: в живописи - к

портрету и этюду, в музыке - к романсу, прелюдии, ноктюрну, фортепианной

или оркестровой миниатюре с импровизационной манерой изложения.

Мсье Жан: Я предлагаю послушать отрывок произведения Клода Дебюсси «Лунный

свет».(Звучит музыкальный фрагмент).(~ 1 мин.)

Учитель: Какую картину представила нам музыка? (ответы учащихся)

Что помогло вам это вообразить? (средства музыкальной выразительности)

Легко ли определить лад этого произведения? Можно однозначно сказать

мажор или минор? (Нет, он трудный, еле различимый, постоянно меняется).

Какова роль ритма в произведении? (смена медленных, плавных звуков

быстрыми и стремительными). Ритм прост или сложен? (сложный, дробный).

Какой регистр использует композитор? (чередование высоких и низких

регистров). И самое главное - мелодический рисунок? (неопределённость

мелодических звучаний). Простая ли гармония в произведении, можно ли

ограничить данное произведение рамками подобной гармонии (T-S-D) - (нет,

гармония сложная). Для музыки импрессионистов характерны лирическая

созерцательность, зыбкость, неопределённость.

Мсье Жан: Дебюсси стремился создать не образ, а скорее атмосферу, окружающую

данный образ. Эмоциональное восприятие явления в совокупности со

зрительными ассоциациями. Действительно, в музыке К.Дебюсси

соединяет несоединимое. Начало эпохи музыкального импрессионизма

относится к 90-м годам XIX столетия. Термин «импрессионизм» в

применении к музыке возник стихийно, в большей степени под влиянием

художественных веяний французской культуры этого времени вообще.

Учитель: Источниками для создания многих музыкальных произведений

импрессионистов служили стихотворения. Старинные легенды или

персонажи из рассказов. Но чаще всего композиторы обращались к зримым

картинам природы, способным на языке музыки разбудить эмоциональный

строй человеческой души. Дебюсси подчёркивал: «Музыка - как раз то

искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают

преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня. Земли и неба. Воссоздать

их атмосферу и ритмически передать их пульсацию».

Мсье Жан: Композиторы-импрессионисты считали. Что главное в музыке - передача

настроений и впечатлений, вызванных пением птиц, шумом морского

прибоя, покачиванием лодки на поверхности воды, играющими золотыми

рыбками, плывущими по небу облаками, надвигающимся туманом.

Значение музыки они понимали гораздо глубже и шире.

Учитель: Музыка, по их мнению, должна подниматься до широких философских

обобщений о беспредельности и величии мироздания, она должна

рассказывать о самом человеке - венце его творения. Она призвана

воспевать красоту мира и радость жизни.

Мсье Жан: Яркими образцами импрессионизма стали симфонические произведения

Дебюсси - прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны»,

«Море».

Учитель: Мы сейчас послушаем фрагмент из самого крупного произведения «Море»,

которое состоит из трёх эскизов: «На море от зари до полудня», «Игра волн»,

«Диалог ветра и моря». Но из какой части будет фрагмент, попробуйте

определить сами, а поможет вам картина Клода Моне «Скалы в Бель-Иль».

(На экране проецируется репродукция «Скалы в Бель-Иль» и звучит музыка из 2-ой части «Игра волн») ( ~ 2 мин).

Учитель: Созвучны ли эти произведения? Фрагмент, какой части прозвучал? Что

общего в этих «картинах»? (ответы детей).

Учитель: Морис Равель, преемник Дебюсси, с самого начала своего творческого пути

выступил как смелый новатор, ищущий новые пути в музыкальном искусстве.

Он в значительной мере расширил звукоизобразительные возможности

музыки. К 20-м годам ХХ столетия музыкальный импрессионизм исчерпал

свои творческие возможности. В то же время многие художественные

достижения Клода Дебюсси и Мориса Равеля были подхвачены и развиты

композиторами новой эпохи.

Кульминация урока (в чём заключается суть принципов импрессионистов) - (6 мин.).

Учитель: в течение урока мы заполняли с вами наши таблички, которые должны

помочь нам ответить на вопрос: в чём же заключается суть принципов

импрессионизма и почему искусство последней трети XIX века называют

«мимолётным впечатлением». Я и наши гости желают услышать ваше

мнение. (Звучат высказывания учащихся. Основные отличительные

признаки: ассоциативность, стремление к передаче сиюминутных

переживаний, духовных движений, яркая образность. Передача впечатлений

от какого-либо предмета важнее изображения самого предмета. Творческий

метод импрессионизма - субъективное отражение внешних моментов

действительности. В результате импрессионистический метод приводит к

отрицанию композиции и разложению художественной формы на

составляющие её элементы.).

Развязка и формулировка проблемы (что нового рассказал импрессионизм и какое место занимает в истории человечества) - (5 мин.).

Учитель: Развитие культуры последней трети XIX века в Европе связывается с

подлинным переворотом и появлением совершенно отличных от прежних

направлений в живописи. Первым из них стал импрессионизм развивавшийся

в обстановке острой борьбы реализма с академическим искусством.

Изменениям подверглось буквально всё: и техника письма, и сюжеты, и

жанровая направленность. Традиционные религиозные и исторические

предметы изображения уступают место пейзажным зарисовкам и городским

сценкам. Вместо спокойной смены цветовой палитры приходит техника письма

мазками, отдельными цветовыми пятнами. Главным становится сила и

свежесть «первого впечатления», воспроизведение авторского взгляда на

предмет, особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения,

переход от одного времени суток к другому. Импрессионисты утверждали

красоту повседневной действительности во всём богатстве её красок.

Импрессионизм стал первым течением нового направления, позже

получившего название модернизм, то есть современный, отличный от всего

предшествующего искусства. Он оказал огромное влияние на формирование

культуры живописи последующих 100 лет.

Учитель: Закончить нашу встречу я предлагаю песнею Александра Зацепина «Есть

только миг», которая созвучна с нашей темой.

Исполнение песни (2,5 минуты).

Учитель: домашнее задание находится у вас на столиках, мы продолжаем работать

в группах. Каждой группе для защиты домашнего задания отводится не

более 5 минут.

Учитель: спасибо за плодотворную работу (выставление оценок).

11


© 2010-2022