• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок по изобразительному искусству в 5-м классе по теме: «Выполнение геометрического орнамента»

Урок по изобразительному искусству в 5-м классе по теме: «Выполнение геометрического орнамента»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по изобразительному искусству в 5-м классе по теме:

«Выполнение геометрического орнамента»

Цели:

Образовательная - систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с декоративно - прикладным искусством;
Познавательная - формировать умение выполнять орнаментальные композиции, закрепление навыков кистевой росписи;
Воспитательная - воспитывать уважение, развивать интерес к народному искусству. России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.
Оборудование и материалы: шаблоны славянских рубашек, гуашь, кисти.
Наглядность: таблицы орнаментальных символов Др. Руси и Др. Греции, эскизы орнаментов, шаблоны славянских рубашек.

Музыкальный ряд: запись славянской музыки.


Ход урока

1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: В течение этой четверти мы изучали декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor - украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Одним из главных способов украшения предметов был и остается орнамент.

Давайте вспомним, что такое орнамент? (заполнение кластера)

Дети: орнамент - это рисунок, который состоит из повторяющихся или чередующихся элементов.

Учитель: молодцы! А теперь назовите виды орнамента.

Дети: в зависимости от составляющих элементов, орнамент бывает: растительным, животным, геометрическим.

(Заполнение кластера)

Учитель: хорошо!

2. Подготовка к творческой работе.

-учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Выполнение эскиза геометрического орнамента». Вы правильно сказали: геометрический орнамент состоит из геометрических фигур. Приведите мне пример геометрических фигур.

-дети: Круг, квадрат, треугольник, ромб.

-учитель: Правильно! А вы знаете, что этим фигурам уже более 10 000 лет. Все они пришли к нам из глубокой древности. Но не случайно они появились в жизни древних людей. Человек пытался разобраться как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься.

-учитель: Скажите, ребята, а каким образом первые люди приманивали к себе добрые силы природы?

-дети: Они наделяли природные явления божественной силой.

-учитель: Правильно. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Давайте порассуждаем, какие природные явления можно облечь в знаки? Например, на что похож круг? Квадрат? Треугольник?

-дети: круг - солнце, треугольник - горы, квадрат - земля.

-учитель: Правильно. Посмотрите, какие условные знаки придумали наши с вами предки славяне. (демонстрация таблицы).

Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. (демонстрация узора славян).

-учитель: Я знаю, что на уроках истории вы изучали жизнь древних греков. Скажите, а как складывалась жизнь народа греков? Была ли она похожа на образ жизни славян, или у них были отличия?

-дети: рассуждения учащихся.

-учитель: Выбор морской тематики неудивителен. Древние греки жили, по сути, на архипелаге; море окружало их почти со всех сторон. Шум прибоя, говор волн, их неумолкающий плеск рядом с домом воспринимались с детства как естественный ритм природы вместе с покачиванием на руках матери или кормилицы. Неудивительно, что все это вылилось в своеобразный и неповторимый греческий орнамент. (демонстрация таблицы и рисунка) Такие явления природы, как дождь, гроза, шторм тоже были проявлениями божественных сил. Неудивительно, что и объекты растительного мира - цветы, листья, плоды воспринимались греками как внешние проявления божественной красоты.

-учитель: Я предлагаю вам обратиться к кластеру и вписать в колонки признаки орнамента славян и греков (отличия и схожесть)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

-учитель: Я рада, что вы хорошо знаете творчество древних греков, но не будем забывать о том, что нашими предками были славяне. Я предлагаю вам украсить рубашку древних славян орнаментом. Подумайте, какие символы вы будете использовать в своей работе.

3. Практическая работа.

Дети работают за столами с готовыми шаблонами славянской одежды. Учащиеся тренируются в кистевой росписи.
Во время практической работы звучит славянская музыка.

Готовые работы вывешиваются на доске для обсуждения.

4. Оценивание работ. Рефлексия - поднять вверх один из трех славянских символов:

1. Солнце - если этот урок тебе очень понравился и ты узнал то, что не знал раньше о геометрическом орнаменте.

2. Дождь - если урок понравился, но многое из этой темы тебе уже было известно.

3. Гроза - если урок для тебя не был интересным.



© 2010-2022