Программа «Искусство»

Программа.  «Искусство»        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей  учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности  учащихся.  Структура  .  Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки        Изучение искусства  призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности  заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обес...  Основные содержательные линии          В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения ,что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: « Мир изобразительных (пластических) искусств; « Художественный язык изобразительного искусства»; « Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».  Цели  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально  практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; аппликации,истории искусства, композиции, макетирования и др.знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна; • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГКП "Дом школьников" ГУ отдел образования г. Риддера"

"Утверждаю"

Директор КГКП "Дом школьников"

Программа«Искусство»Феклистова И.А


Программа

Изобразительное искусство

Клуб "Фантазия"

Срок реализации 3 года



Педагог дополнительного образования:

Васильева Надежда Владимировна

г. Риддер 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Структура . Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки

Общая характеристика предмета.

Изучение искусства призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых ученик может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории -исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика).

Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения ,что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: « Мир изобразительных (пластических) искусств; « Художественный язык изобразительного искусства»; « Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях

живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; аппликации,истории искусства, композиции, макетирования и др.

знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого

опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 216 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для «Изобразительное искусство» на этапе основного образования являются: познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность. адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность, оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки которые полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

«Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

«Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой

информации и т. д.

«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

В результате обучения изобразительному искусству учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки,

декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Изобразительное искусство

Живопись. (станковая, монументальная, декоративная . Опыт творческой деятельности. Рисование с натуры.Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Рисунок. Художественный образ и художественно-выразительные средства .Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения.

ДПИ. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Язык изобразительного искусства и художественный образ . Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других пародов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.

История искусств. Общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства в жизни человека и общества. Скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садовопарковая). Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Вру-бель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).

Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси -фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVI-XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник -творец гражданин. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей. Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира;

• значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров

изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни:

• для восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Оценка результатов обучения

Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе 1 года обучения являются: познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: на 2 году обучения умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; на 3 году обучения информационно-коммуникативная деятельность. адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность, оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Результаты обучения. Направление на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. «Знать-понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т. д. «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

В результате обучения учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, интерьера).

Способы и формы подведения итогов реализации программы.

Проведение диагностического исследования, собеседования, тесты, выставки, фестивали, соревнования и тд. Правильно организованные занятия по рисованию в большей степени помогают ребенку раскрыться, передать суть, точнее и насыщенней изобразить предложенную тему. Неудобства, связанные с плохой подготовкой рабочего места, могут внести серьезные неполадки в учебный процесс. Для наилучшего результата при выполнении любой работы, все должно быть под рукой. И под рукой не педагога, а самого мастера, то есть ученика, поэтому важный этап занятия - организация рабочего места подготовка инструментов и материалов.

Дидактические игры на разных этапах занятия. Изобразительная деятельность детей несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос о том, как организовать на занятиях практическую и умственную деятельность. Занятие не должен сводиться к скучному рисованию, копированию или раскрашиванию. Ученик должен понимать, что он делает, но вместе с тем, получать положительную энергию, даже если он не может или не умеет рисовать. Для этого необходимо каждое занятие превращать в игру. Коррекционная игра как организационный момент. Цель этого этапа - узнать тему занятия нетрадиционным способом. Но это только верхушка айсберга. Самое главное-это развитие и коррекция. Мы вспоминаем, думаем, представляем. При решении такого рода задач включается сразу несколько высших психических функций - мышление, воображение, память и другие. Здесь же может быть и связь с другими предметами.

Прочитать тему занятия я предлагаю своим ученикам следующим способом.

  • «Что лишнее». Предлагаю рассмотреть детям ряд предметов, найти среди них лишнее. То, что лишнее, то и дети рисуют. Учащиеся рассматривают этот предмет в разных ситуациях или с разных ракурсов. Подбирается тот, который детям больше нравится или тот, который проще и дети рисуют его.

  • «Разложи цвета». Учащимся предлагается разные наборы цветов, в зависимости от темы занятия. Это могут быть холодные - теплые, бледные - яркие, по временам года, радуга и другие варианты. Главное, чтобы после того как дети правильно разложат карточки, с обратной стороны можно было прочитать слово-тему занятия Это слово тоже можно собирать. Раскладываем цвета от светлого к темному (белый, голубой, синий), когда карточки переворачиваются, складывается образец рисунка - зимнее дерево. Оно рисуется белыми и голубыми красками на синем листе. Нет предела вашей фантазии.

  • «Пирамида». Предлагается детям складывать пирамиду из фигур разного размера. Это могут быть кружки, квадраты, любые другие формы. Можно предложить сложить некую башню из разных геометрических фигур на доске. Главное, чтобы при перевороте этой конструкции на изнаночную сторону читалось слово или предложение-тема занятия.

Рассматривание образца как коррекционная игра.

  • «Найди отличия». Педагог предлагает рассмотреть детям два условно одинаковых рисунка и найти на них отличия или элементы, которых недостает на одном из рисунков. В работу можно пускать оба образца. Один для тех, кто хорошо, быстро справляется с работой, а другой образец для тех, кто успеет нарисовать только самое главное.

Развивающие игры на этапе планирования работы.

  • «Собери картину». Эта игра применяется при рисовании натюрморта, пейзажа, орнамента и даже портрета. Предлагаю образец рисунка, а затем предлагаю собрать рядом такой же, но из разрезанных частей или вырезанных деталей. Дети должны называть предметы в том порядке, в котором они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Ведь сложные рисунки мы рисуем несколько занятий. Выставляю сама названные предметы на основу или предлагаю это сделать детям. Такое задание можно усложнить, предложив детали рисунков разных размеров. Тогда дети должны будут проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужный размер.

  • «Самое простое». На доске рисунок-образец. Предлагаю ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети располагают их по принципу «от простого к сложному». Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные в нужном порядке рисунки с доски не убираю. Они будут рисованной инструкцией, схемой.

  • «Собери мозаику». Такое упражнение выполняется коллективно на доске, и используется как раздаточный материал, тогда у каждого ученика будет своя работа. Дети получают основу для орнамента (круг, квадрат, полоса) и части орнамента. Основа разделена условными линиями для лучшей ориентации в пространстве. Предлагаю сложить из элементов предложенный образец. Можно добавить лишние элементы, элементы разного размера. Для слабых детей предлагаю основу с прорисованными элементами или с другими подсказками. Такое упражнение помогает не только понять принцип построения орнамента, но и запомнить его особенности.

Проблемные вопросы на других этапах занятиях . После того как вся работа спланирована, показываю на доске, как надо выполнять работу. На данном этапе использую проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети «помогают» рисовать своими ответами, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании. На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые, менее способные дети, нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Предлагаю упрощенный образец, уже прорисованные детали рисунка, предлагаю закончить почти готовый рисунок, некоторые дети с удовольствием обводят сложные элементы по пунктирной линии, соединяют точки. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает. При подведении итога занятия организовываю выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Сравниваю рисунки детей с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Предлагаю детям самостоятельно оценить свою работу и работу соседей. От разнообразия игр и организации самого занятия зависит не только интерес детей к изобразительного искусства, но и качество рисования. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой понимает, что скучное рутинное занятие не привьет к его предмету интереса и любви. Качество и результативность труда обязательно будут расти, если дети будут стараться и развиваться.

Условия реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на обучение детей от 6-12 лет. Время реализации программы - 3 года. Периодичность занятий : 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, 3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа. Количество учащихся в группах: 1 года обучения- 15 ч. в группе, 2 года обучения-12 ч. в группе.

Этапы программы. Процесс обучения разбивается на этапы:

1. начальная подготовка

2. углубленное совершенствование

Этапы различаются стоящими задачами: объёмом получаемой информации и требованиями к качеству её условия.

Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях и на отдыхе. Инструменты и материалы. Основные методы рисования. Варианты твёрдости-мягкости карандаша, Варианты нажима карандаша. Уровень зрения.

Рисунок. Рисунок разных культур. Ознакомление с видами рисунка . Древний Египет. Истоки изобразительного искусства. Тон. Светотень. Линии. Предметы плоской формы-2 х мерные фигуры. Последовательность изображения. Знаки и символы восточного календаря. Вспомогательные линии. Углы и пропорции. Силуэт. 3-х мерные формы. Киевская Русь. Знакомство с перспективой Интерьер по правилам перспективы. Положение линии горизонта. Выбор линии горизонта. Пространственная модель построения перспективного изображения.. Храм Святой Софии. Графика как вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения . Графика - рисунки тушью и карандашом. Ознакомление учащихся с различным графическим художественным материалом и обучению работы с ним. Иллюстрация. Негативные формы. Анималистический жанр. Основные виды и особенности натюрморта. Предметы в различных ракурсах. Знакомство с фактурой. Эллиптическая перспектива. Длина и направление отбрасываемых теней. Текстура. Фактура. Полые и цельные прозрачные объекты. Искажения. Стилизация.

Абстракция. Виды абстракции.

Композиция. Виды композиции. . Основные средства. Композиционные схемы. Равновесие масс. Симметрия. Основные составляющие композиции. Линейная композиция. Пересечения и неровности. Внутренняя гармония. Типы линейной композиции. Фактурная композиция. Законы и средства. Линейная, тональная, виньеточная композиция. Передача характеристики формы, категории композиции. Композиционное построение. Создание художественного образа. Сюжетная композиция.

Макетирование.Знакомство с техникой макетирования. Инструменты и материалы. Склеивание форм сложной конфигурации. Объёмно пространственная композиция. Технология изготовления изделий из бумаги.. Цвет в бумажной пластики .

Живопись .Зарождение живописи. Цвет .Виды орнамента. Использование искусства орнамента в украшении быта. Культура и искусство Казахстана.. Ассоциации цвета. Выразительные функции. Техника живописи. Контрастные цвета. Язык и секреты живописи. Символика. Цвет и психология. Свойства цвета. Цветовой охват и модели цвета. Группы символов. Возникновение символов. Воздушная перспектива. Рефлекс. Пейзаж настроение. Высокая тональность. Средняя тональность. Нижняя тональность. Характерные особенности природы. Пространство пейзажа.

ДПИ. Выразительность форм, конструкции. Цветовые и линейные ритмы декоративных композиций.. Виды ДПИ. Орнаментирование изделий. Керамика. Современное казахское ДПИ . Произведение художественных промыслов России . Керамика Гжель. Народная ярмарка. Первая матрёшка. Матрёшка - символ материнства. Матрёшка- обобщенный образ русской красавицы. Технология изготовления и роспись матрёшки. Матрёшка- символ русского народного искусства. Традиционные матрёшки и их отличительные особенности. Современные авторские матрёшки.

Рисование с натуры. Композиция натюрморта. Тональное соотношение. Построение предметов с учётом расположения в пространстве. Цветовое состояние. Работа с учебными наглядными пособиями. Плановость изображения. Линия, контур и его движение, взаимодействие с пятном.

Аппликация. Инструменты и материалы .История создания витража.

История искусств. Дымковская игрушка. Архитектура , особенности портрета Древнего Египта. Реализм. Натурализм.

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Архитектура . Древние памятники архитектуры Казахстана.

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие. Правила ТБ. Тестовые задания : "Виды натюрморта", "Композиция", " Фактура", " Перспектива", "Цветоведение", "Орнамент", "Светотень", "Пейзаж", "Макетирование".

Рисунок. Тестовые задания: "Рисование на темы", "Методика изображения пейзажа", "Декоративное рисование".Расположение фигуры человека в пространстве. Правила, этапы при создании композиции животных. Карикатура. Шарж. Гротеск. Сатирическое и юмористическое изображение. Эстетическая значимость карикатуры. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Художественные и технические приёмы и средства рисунка. Линейный рисунок и выразительная особенность. Построение с натуры натюрморта из геометрических тел. Русское искусство в 18 веке. Возрождение Германии. Фэн-шуй. Символика фэн-шуй. Лесная эстетика. Рисунок архитектурных форм.

Абстракция. Супрематизм. Стили живописи. Абстрактный экспрессионизм. Примитивизм. Основатели абстракционизма. Этапы в развитии русского абстракционизма. Изобразительное искусство зарубежных стран 20 века. Сюрреализм. Кубизм. Фовизм. Авангардизм в искусстве.

Композиция. Выполнение композиции из солёного теста. Легенда о бабочках. Художник в театре. Создание образа в объёмной глубинно пространственной композиции. Декорации. Сюжетная композиция . Шрифтовая игра. Образ в декоративной композиции.

Макетирование. Искусство дизайна. История развития дизайна. Объекты. Этапы выполнение макета.

Живопись. Символика цвета. Свойства цвета. Цветовой охват и моделирование. Аниме.

ДПИ. Городецкая роспись. История развития Городецкой росписи. Гжель. Хохлома. Дымковская игрушка. Хохломская роспись.

Рисование с натуры. Конструктивное строение предмета. Фактурная акварель.

Аппликация. Айрис фолдинг. История возникновения. Объекты айрис фолдинга.

История искусств. Отличительные особенности искусства Японии. Особенности архитектуры. Национальный Японский костюм.

Итоговое занятие. Подведение итога за год. Архитектура ландшафта.


Содержание программы

3 год обучения

Вводное занятие. Правила ТБ. Пейзаж родной земли. Правила работы над пейзажем. Эстетическая характеристика пейзажа разной природной среды в разное время суток.

Рисунок. Русская жилая постройка- изба. Назначение её компонентов, размеры, конструктивные и декоративные особенности, специфика оформления. Русское деревянное зодчество.. Образ жизни древнерусского города. Смысловая нагрузка картин с изображением воинов- защитников Родины. Природные ландшафты и архитектурные постройки древнерусских городов. Общие детали в образах древнерусских городов. Узорочье теремов. Развитие декора царских и княжеских палат. Утилитарное и художественное назначение декора. Историческая эволюция Оформления интерьеров палат и теремов. Сочетание природных узоров и керамических деталей. Связь оформления с природными образами.. Народы гор и степей. Древняя Эллада. Многообразие художественных культур в мире. Художественные образы. Тема материнства.. Выразительные средства для рисунка. Единство средств выразительности. Мудрость старости- произведения известных художников портретистов.. Герои защитники- портрет героя. Этапы изображения животных. Мифология. Растения. Куклы. Насекомые. Памятники. Птицы.

Абстракция . Абстрактный натюрморт. Абстракционизм по теме "Весна в городе"

Композиция. Беседа о роли художника в создании исторического облика. Художественный образ совы. Выражение в произведении искусства трагического и печального содержания. главные образы при создании картин на тему молодости, красоты, счастья. Солнечная система планеты.

Макетирование. Древние города нашей земли. Древние соборы

Живопись. Произведения искусства Древней Греции. Образ Греческой природы. Мифология древних греков. Русская живопись второй половины 19 века. Лес - величайший источник здоровья.

ДПИ. Украшения в жизни древних обществ. ДПИ Древней Греции.

Рисование с натуры. Портрет. Пропорции. Общая форма

История искусств. Древний мир. Римская скульптура. Византийское искусство Мозаика Равенны.. Древняя Греция. Готика. Рыцарский мир. Соборы Киева и Новгорода. Эпоха возрождения. Великие испанцы. Картины художников. Анализ произведений. Осенний вернисаж- путешествие в картинную галерею. Галантный век. Эпоха просвещения. Красота русской природы через восприятие реального и художественного изображения. Искусство Англии. Русское искусство 18 века конца 19 века. Романтизм в России. Реализм в русском изобразительном искусстве. Русские передвижники. Греческий портретный рисунок и выразительность образа человека.

Итоговое занятие. Подведение итога за год. Растения






© 2010-2022