• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка учебного задания по тексту по образцу «нанометр». Задание для учащихся школы. Искусство, МХК

Разработка учебного задания по тексту по образцу «нанометр». Задание для учащихся школы. Искусство, МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Разработка учебного задания по тексту по образцу «нанометр»

Задание для учащихся школы. Курс МХК.


Использован текст из книги И.Э. Кашекова

«От античности до модерна. Стили художественной культуры»


Эпоха «Модерн».

Искусство появившееся на рубеже 19 и 20 вв и получившее название «модерн» - в России, «ар нуво» - во Франции, Бельгии, «югендстиль» - в Германии, «либерти» - в Италии, «модерн стиль» - в Великобритании, «сецессион» -в Австрии, «стиль Тиффани» - в США, является не просто продолжением искусства предыдущего периода - классицизм, а новой эпохой, завершающей собой развитие искусства от Античности до конца 19 века. Эта эпоха вбирает в себя все соответствующие ее концепции принципы предыдущих стилей и интерпретирует их исходя из вкусов и технических возможностей своего времени.

19 век - это время бурного технического прогресса, индустриализации производства. Появляются телеграф, поезда, пароходы: «Мир стремительно преображался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее, художественных стилей, призванных отразить появление нового, все еще не было. В дизайне предметов быта, так же как и в архитектуре, возникали бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV. Ар нуво оказался первым действительно новым стилем XIXв., несмотря на то, что он возник в самом его конце. И это в какой-то мере объясняет его невероятную популярность и скорость распространения по всему свету» (У. Харди).

Неудовлетворенность многих художников низким эстетическими качествами продукции, полученной в условиях фабричного производства, а так же сухостью и безжизненностью архитектуры эклектики приводят к поиску нового стиля, способного оживить художественную культуру конца XIX в. И придать эстетическую ценность предмета быта.

Впервые идеи, давшие толчок развитию нового стиля, появляются в Англии. Непримиримый враг продукции массового производства английский писатель, теоретик искусства Джон Рескин призывает вернуться к ручному, ремесленному труду, когда каждая вещь являлась произведением искусства. Он ориентирует художников на природные формы. Продолжает и развивает взгляды Рескина его ученик Уильям Моррис (1834 - 1896 гг.), художник и историк искусства. Мастерски интерпретируя романтические тенденции прошлого, особенно Средневековья, он создает не только ткани, гобелены, мебель, следуя готическим образцам, но и воссоздает саму культуру совместного труда художников, архитекторов и ремесленников.

Моррис, как в период романтизма, разграничивает «высокое» и «низкое» искусство и возрождает взаимосвязь зрительных впечатлений и применяемых материалов, подобно тому, как это было в готическую и ренессансную эпохи.

Построенный Моррисом для своей семьи знаменитый «Красный дом» («Red house») воплощает художественную концепцию мастера. Упрощенные готические формы этой постройки гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Особенно интересны оформленные Моррисом интерьеры, в будущем послужившие образцом для архитекторов неоромантического направления модерна. В растительном орнаменте обоев, выполненных по эскизам Морриса, ветви и листья переплетаются по синусоиде, включая в себя пышные цветочные букеты.

Художественные образцы своих произведений он и его последователи находят в животном и растительном мире. Естественные формы в работах Морриса, воплощенные легкими, волнистыми, текучими линиями, покоряют английского дизайнера Артура Макмердо. Изысканность и элегантность изображаемых Макмердо растений, их вытянутые, динамичные, изогнутые силуэты и составляют основу своеобразного языка нового стиля, его опознавательный знак.

«Характерной особенностью ар нуво является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного, плавного движения изогнутых и волнистых линий, которые можно увидеть в любом произведении этого стиля. Они использовались как в реалистических изображениях природных форм, так и в абстрактных образах, выявляющих органическую энергию, но во всех случаях основной упор делался на декоративных, плоскостной характер рисунка. Основательность, массивность, любой намек постоянство или неподвижность - все эти качества противоречили стилю ар нуво. Изящная невесомость линий ярче всего проявлялась при работе с мягкими податливыми материалами или с теки, которые могли таковыми казаться. По сути это был декоративный стиль, служащий для придания весьма прочным предметам видимости хрупкости и воздушной легкости» (У. Харди).

Рожденный в Англии в борьбе с эклектикой и бездуховной сущностью машинного производства, модерн стремительно распространяется по всей Европе.

В искусстве модерна удивительным образом находят новую интерпретацию почти все существовавшие раннее стили. И это не бездумное подражание внешним формам, свойственное эклектике, а осознанное использование тех ценных принципов в достижениях мировой культуры, которые соответствуют художественной концепции модерна.

В целом культуру эпохи модерна подразделяют на четыре направления - классицистическое, романтическое, рационалистическое и иррационалистическое. При этом для искусства модерна характерны как произведения, явно выражающие то или иное направление, так и произведения, в которых сочетаются различные направления.

От классицизма модерн воспринимает его рационализм, ясность, гармонию. Но «рационализм красоты», на котором основываются классицисты, в новом искусстве выступает как «рационализм пользы». По мнению основателей модерна, эстетические качества искусства должны исходить из их пользы для человека: например, в архитектуре это выражается в том, что «здание будет тем менее стоить, чем оно будет симметричнее» (В.И. Божович).

Романтическое направление искусства, вытеснившее некогда классицизм, так же является одним из источников нового стиля. Причем принципы романтизма начала XIX в. Опять находят совершенно новую интерпретацию на рубеже XIX -XX вв.

Использование в конце XIX в. В новых строительных и отделочных материалов, таких, как железобетон, металлические конструкции, керамика, облицовочный кирпич, большие поверхности стекла, приводит к появлению новых конструктивных решений в архитектуре, несовместимых с тектоническими принципами и законами пропорциональности классической ордерной системы.

Летящие, динамичные формы этого стиля находят аналоги в развитии архитектурных стилей. Эти связи можно проследить и с искусством Средневековья. Они проявляются в использовании характерных для «пламенеющей готики» дугообразных, выгнутых линий и форм, контрастных, сдержанных и строгих линий классицизма. Для модерна характерно и использование творчески переработанных мотивов стиля рококо. Стилистически их роднит обращение к сложным, прихотливым, утонченным узорам и орнаментам. Гармоничное сочетание применяемых элементови приемов обусловлено любовью обоих этих стилей к волнистым, воздушным, текучим линиям, воспроизводящим естественные сочетания растений.

Восточные стили и романтические тенденции, национальные традиции и четкие геометрические формы классицизма не остались вне поля зрения мастеров модерна. И все же модерн не «оживляет» старые приемы в искусстве, он избирательно использует приемы прошлого, искусно усваивает их путем стилизации, соединяет в сложных, многообразных переплетениях. На архитектуру модерна оказала большое влияние и эстетика символизма.

В архитектуре модерна четко прослеживаются такие противоречивые тенденции, как стремление к естественным формам, линиям и доведение их порой до причудливой искусственности; изысканность, доходящая до вычурности; изящество и грубая ощутимость подчеркнутой весомости форм; романтизм и технократия; общенациональные направления и узко национальные; демократизм и элитарность. Эти несходные, даже противоречащие друг другу тенденции и породили различные направления в искусстве модерна.

Произведения, связанные с возникновением и становлением нового стиля, принято относить к раннему или интернациональному модерну. Ранний модерн отличает невиданный доселе характер архитектурного языка - он не приемлет никаких норм и правил. Ему свойственно радикальное новаторство. Главной целью становится создание нового архитектурного языка, с помощью которого рождается необычный, своеобразный образ здания. И все же существуют некоторые закономерности, выражающиеся в общих для произведений данного направления методах. Это и явная асимметрия в композиции зданий, имеющих свободные планы. Это и атектоничность внутренних и наружных форм, нарушающая конструктивную логику постройки. Это и характерные формы оконных и дверных проемов, имеющие очертания эллипсов, овалов, трапеций. Верхние карнизы стен зачастую имеют гибкие , волнообразные очертания, они словно «прорастают» башенками или вьющимися по стенам, переплетающимися растительными орнаментами. Мотивы свободно растущих природных форм, обвивающие оконные и дверные проемы и медленно сползающих по стенам домов, полны символического звучания, свойственного всему искусству модерна. Все в здании, начиная от компоновки объемов и заканчивая декоративным оформлением, работает на создание иллюзии движения. Дополняют это впечатление полные динамики ажурные, кованные из железа узоры балконных решеток, кронштейнов, светильников и перил.

Ранний или интернациональный, модерн особенно тяготеет к символизму, за что и получает еще одно название - символистский. Утонченные и изощренные формы, свойственные символизму, отражают декоративные и орнаментальные мотивы подчас мистического, иррационального характера. Форма передается нне только декоративной, но и пластической линией. Пластицизм отражается в свободной лепке архитектурной формы. Ярким примером этого служит дом Батло испанского архитектора Антонио Гауди (1852 - 1926 гг.) работавшего в Барселоне. Силуэт лестницы дома Батло напоминает позвоночник фантастического животного. Стена со встроенным в нее камином волнообразно «перетекает» в потолок. Сквозь голубые стекла дверного витража в холл падает таинственный, мистический свет.

Бельгийский архитектор Виктор орта (1861 - 1947 гг.) отвергает маскировку камнем железных конструкций в особняке Тасселя в Брюсселе. Все железные конструкции, выступающие в первозданном виде каркасов, имеют изогнутые формы стиля ар нуво. Так колоннам придается видимость стеблей фантастических растений. Капители составляют причудливо изгибающиеся металлические ветви с листьями. Кажущиеся легкость и свежесть постройки особенно выразительно передаются вьющимися рядом с основными ветками тоненькими отростками молодых побегов. Орта не передает им узнаваемые растительные формы, а лишь намекает на них.

Все виды искусства передают в модерне на фоне архитектуры, но в символическом направлении модерна особенно большую роль играют изобразительные и декоративные искусства.

Мебель, посуда, украшения - все подчиняется причудливой переплетающейся линии, создающей необычную, замысловатую и в то же время достаточно лаконичную форму.

Само сочетание рационализма и иррационализма в одном произведении проводит аналогию с искусством готики, где рациональными методами художники передают иррациональный, мистический мир.

Признаком романтического модерна является использование исторических источников - от памятников Византии и возрождения до народных мотивов в деревянном и каменном зодчестве. Но мастера модерна, выдерживая видимые силуэты построек и их соотношения, обостряют «звучание» свойственного только им эстетического знака.

Архитектура романтического модерна наполнена метафорами. Особенно сильное эмоциональное впечатление в этих постройках производит соединение знакомых форм с необычными.

Впервые романтический модерн появляется в архитектуре Англии («Красный дом» У.Морриса). Присущие модерну способы применения исторических архитектурных форм в английской архитектуре вводятся постепенно, без дерзких выпадов против общественного вкуса, что вообще свойственно размеренному, опирающемуся на традиции характеру английской культуры.

Введение романтических традиций в культуру рубежа XIX - XX вв. получает нахвание неоромантизм. Художники неоромантизма с удовольствием обращаются к средневековым традициям, включают в свои композиции черты восточной архитектуры, обращаются к приемам барокко и рококо.

Внутринеоромантизма возникает национальный романтизм. Архитекторы этого направления стараются использовать традиционные национальные черты архитектуры своей страны в современных условиях, обращаются к фольклору и народному эпосу. Но в отличии от классицизма и реализма, использовавших фольклор лишь как источник сюжетов, модерн главное внимание обращает на дух фольклорных образов, стилистику народного искусства.

Именно использование средневековых традиций каталонской архитектуры (северо-восток Испании) характерно для национально-романтического творчества Антонио Гауди. Архитектор мастерски вводит в свое творчество мотивы, навевающие воспомининия об ушедших стилях, литературных образах, мистических видениях, а так же необычных природных формах, гористых нагромождениях. Ярким примером являются здание в парке Гуэль и дом Мила в Барселоне. Стены последнего напоминают огромные скалистые, волнообразные поверхности, возникшие в результате длительной работы природных стихий: морских волн, ветра и солнца. Окна и балконы воспринимаются как вырытые в скале пещеры и размытые водой гроты.

Но особенно сильное впечатление производит собор святого семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне. Здесь Гауди совмещает готическую традицию и модернистский авангард. Мистическая религиозность выступает в обостренных готических формах, трансформированных стилем модерн; вертикальные опоры превращаются в динамичные вечно растущие сплетения лоз, ветвей и молодых побегов.

Своеобразное направление модерна создает шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (1868 - 1928 гг.). В архитектуре он является типичным представителем неоромантизма, так как воссоздает эстетику сельского шотландского дома и средневековых шотландских замков. Однако в дизайне он передает идеи модерна с помощью символических средств. Он является «как график и художник интерьера представителем «ар нуво».

От типичных интерьеров «ар нуво» интерьеры Макинтоша отличаются простотой и даже аскетизмом. Однако здесь нет и следа… наивной «деревенской» простоты… Нет здесь и нарочитой примитивности «народной» обстановки интерьеров национально-романтических направлений модерна. Простота работ макинтоша чрезвычайно изысканна. Чаще всего она возникала в результате утонченной стилизации прямоугольных в своей геометрической основе форм с применением немногочисленных мастерски нарисованных деталей…

Свойственное многим английским архитекторам этого времени стремление к простоте форм в соединении с присущим Макинтошу острым ощущением новизны приобрело в его творчестве некое особое качество. Этому качеству обязан Макинтош и своим успехом на континенте, и выдающейся ролью в истории архитектуры модерна. Парадоксальным образом его изысканный эстетизм оказался более созвучным нарождающемуся пуристическому идеалу, чем рационализм многих архитекторов… Он же выводил творчество Макинтоша за пределы «национальной» традиции и сближал его с «космополитической» линией модерна» (В.С. Горюнов, М.П. Тубли).

Вместо романтического «оживления и использование растительных форм Макинтош предлагает рациональное и строго выверенное отношение к линии и форме. Главным является их функциональность, и к этому положению будут не раз обращаться дизайнеры XX в.

Он создает в Глазго группу «Четверо». Группа целенаправленно занимается поиском стиля, основой языка которого должны стать прямые линии и простые геометрические формы. Отказавшись от многоцветных декоративных изощрений, Макинтош ограничивается черно-белой гаммой. Предельная простота его архитектурного языка видна в оформлении здания Школы искусств в Глазго с его строгой конструктивностью и геометричностью, оживленными ритмом «нарушенной симметрии».

Интерьеры и мебель для своих интерьеров Макинтош тщательно разрабатывает. Он придает мебели формы, созвучные своей архитектуре, - в ней господствуют очень элегантные, сильно вытянутые вертикали. Его стулья имеют невероятно высокие спинки, придающие им стройность, несотря на приземистые, почти монументальные формы нижней части. Конструктивность и лаконичность украшений подчеркиваются овальными или решетчатыми перегородками спинок. Даже кривые линии в дизайне подчеркивают стремление к вертикали. Черный и белый цвета лакированного дерева скрывают естественную природную текстуру. Четкий рисунок переплетающихся под прямым углом элементов ассоциируется по своей упрощенности и контрасту черного и белого с японской традицией.

Романтизм далеких эпох, их эфемерностью и поэзией веет и от женского образа тех лет, воплощающего идеал, описанный Анатолием Франсом: «Красивые, чистые очертания груди и плеч, пышные бедра, тонкие щиколотки, все нравилось ему в ней - в этом прекрасном подобии амфоры». Плавные, текучие линии, характерные для стиля модерн, выразительно проявляют себя в одежде. Облегающие, тонко перехваченные в талии платья, широкие сверху и зауженные книзу рукава зрительно еще более сужают талию, делают фигуру более хрупкой. Романтичные головные уборы придают элегантный и изысканный вид.

Стиль модерн находит свое наиболее полное выражение в графике. Художественные возможности графики как нельзя лучше соответствуют стремлению художников ар нуво к выразительной линии, «имитирующей удар хлыста в изображении стеблей растения, или изгиб ласточкина крыла, или волну женских волос…» (У. Харди).

Органичная связь с плоскостью листа, четкая композиция, плавные, текучие линии, декоративность отличают графическое искусство модерна. Задачей художника - иллюстратора становится достижение гармонического единства литературного произведения с графическим образом. Особое значение в это время получает афиша, изготавливающаяся в технике литографии. Новые возможности этой техники делают реальными самые яркие приемы модерна: энергичный, уверенный рисунок, обобщенные плоские силуэты, контрастные цвета. Афиша связывается со многими сторонами жизни общества: издательским делом, необычайно популярными в то время художественными выставками, с театром и коммерческой рекламой.

Прекрасный образец рекламной графики - плакат «Тропон» Анри ванн де Вельде - выполнен в строгом стиле. Эффективная композиция разворачивается вокруг торговой марки.

В области театральной афиши особенно плодотворно работают художники Жюль Шере, с его легкими летящими фигурами; Тулуз-Лотрек, создающий под влиянием Шере свои знаменитые афиши. Лотрек еще больше обобщает язык плаката, используя плоскостные цветные пятна и динамичные композиции.

Необычайный декоративный прием находит чех Альфонс Муха, превращающий женскую фигуру в причудливый узор. Связующим элементом многих его композиций являются распущеннее женские волосы, представляющие собой элемент орнамента.

Поиск нового стиля активно идет в живописи, Подчиняясь общим тенденциям стиля, живопись модерна обычно имеет эффективные динамичные композиции, насыщенные чистые цвета и плоскостное решение пространства. Кроме этого, в живописи, так же как и в остальных видах искусства, получают воплощение символические настроения эпохи.

Одним из первых предпринимает шаги в сторону модернизации символистской живописи французский художник Поль Гоген (1848 - 1903 гг.). Не желая мириться с установленными обществом правилами, Поль Гоген удаляется в Полинезию, где находит свой знаменитый цвет, «нагруженный эмоциональными и магическими смыслами». В его непосредственных и декоративных работах ощущается веяние индийского искусства, японской гравюры, древнего искусства Америки. Максимально упрощая натуру, он строит свои композиции на ярких пятнах с резко очерченными кривыми линиями силуэтами.

Ярко проявившиеся в картинах Гогена черты стиля модерн тем не менее не говорят о влиянии этого стиля на творческую индивидуальность художника, скорее наоборот - живопись Гогена влияет на дальнейшее развитие модерна. Стилистические черты своего искусства он использует для передачи собственного видения мира. Его последователи же зачастую довольствуются лишь внешними декоративными, плоскостными эффектами его манеры.

Явлением характеризующим стиль модерн, является творчество австрийского живописца Густава Климта (1862 - 1918 гг.). Художник виртуозно соединяет в своих произведениях мотивы естественной природы с абстрактными формами. Его призрачные орнаментальные композиции построены на тонкой соразмерности реального действия и декоративного изображения. Живопись Климта отражает поиск идеального мира, вызванный недовольство миром реальным и свойственный устремлениям эпохи. Изображения на его картинах составлены из мозаики цветов и сплетенных арабесков. Они отрицают всякую иллюзию глубины и, напоминая об изысканном богатстве искусства Византии, производят впечатление символического обобщения. Относящаяся к «золотому стилю» художника картина «Поцелуй» наполнена тонким лиризмом и мощным обобщением. Его женские портреты, написанные как с реальных женщин, так и героинь Священного писания, одухотворены «нездешним» светом и сильно стилизованы.

Климт, с его изысканными декоративными приемами, откликается на общее кризисное состояние цивилизации, отображает «ненадежное выживание формы после исчезновения матери» (Арган).

Это же состояние, но более экспрессивно, передается в творчестве норвежского художника Эдварда Мунка (1863 - 1944 гг.). Он ищет язык, способный предельно эмоционально передать чувства, рождаемые основными темами жизни - любовью, смертью, страданием. Ирреальность изображения, иносказательность выражаются на языке нервных цветовых пятен, непрерывных динамичных линий, закрученных в виде спирали и синусоиды. Темы одиночества, тревоги, болезни, отчаяния получают воплощение в его творчестве.

+++

Итак, модерн представляет собой увлекательнейшее и неоднозначное явление в европейской культуре. С одной стороны, это подведение итогов длительным исканиям европейской культуры, а с другой - распахнутое окно в завтрашний день.

Динамичный, противоречивый стиль под стать своему времени - пристальный взгляд на природу с ее естественными, плавными растущими линиями и формами, и одновременно технократические, рационально-конструктивистские тенденции. Это противоречивость породила разные направления в искусстве модерна. Радикальное новаторство раннего модерна, с его своеобразным выразительным языком, соседствует с неожиданными интерпретациями старых форм в ретроспективном, национально-романтическом модерне.

В этом стиле по-новому проявляется синтез искусств. Идея «соответствия всего со всем» особенно привлекает архитекторов, дизайнеров и художников. Рождается новый тип художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности. Новые возможности печатной графики делают в этот период особенно популярными искусство книги, плаката, афиши.

Стилистика творчества художников передает собственное, ни с чем не сравнимое видение мира, соединяя в произведениях мотивы естественной природы с абстрактными формами.

ЗАДАНИЯ:


  1. Охарактеризуйте основные тенденции развития искусства XX века. (Текст не более 500 знаков). Трудоемкость 35 мин.


  1. 2. Заполните таблицу-сравнение, выделив основные черты искусства модерн

Архитектура

Декоративно-лрикладное искусство

Живопись

Основные представители


Задачи искусства


Средства и приемы (специфика художественного языка)


Доминирующие темы и сюжеты


(Трудоемкость 45 мин.)

3. Используя материалы из текста И.Э. Кашекова «Модерн» из книги «От античности до модерна. Стили художественной культуры», а так же ресурсы сети интернет подготовьте сообщение на 5-7 минут по одной из выбранных тем:

-Образ мира и человека в сюрреалистическом искусстве.

-Лирический пленэрный пейзаж в живописном реализме XX века.

- Театральный портрет (афиши) в живописи модерна.

Ваше сообщение должно сопровождаться презентацией, кадры которой должны содержать не только текстовую информацию. (Трудоёмкость ‒ 50 минут).

4. Подготовьте словарь понятий и определений используя текст статьи и другие источники.

(Трудоемкость 30 мин.)

5. Выбери одну из статей из области художественной культуры либо произведение искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и т.д.), наиболее понравившуюся вам Закончите предложение: «Дорогой друг, если тебя заинтересует мир прошлого культурного опыта человечества, выраженного в произведениях художественной культуры, то советую прочитать материалы …………и изучить произведения искусства_____________, потому что………….». Назовите не менее пяти оснований вашего предпочтения-рекомендации. (Трудоёмкость - 2 часа).

6. Подберите какую-нибудь цитату, афоризм, для своей будущей работы в области художественного искусства в стиле модерн. С использованием ресурсов школьной библиотеки и Сети Интернет. (Трудоёмкость - 20 минут).

7. Представьте, что все мы работники музея и готовимся к открытию выставки художественных произведений в стиле модерн. Подготовьте расширение по одному из произведений представленных в статье. Объем расширения не более 1200 знаков, обязательным является использование невербальных источников (фотографий, рисунков, эскизов…)

Трудоемкость 60 мин.)

8. Определите свою позицию в отношении к произведениям архитектуры Антонио Гауди. (Барселона). Подготовьте не менее трех аргументов в подтверждении позиции.Аргументы сформулируйте в письменном виде. Подготовьтесь участвовать в устной дискуссии.

(Трудоемкость 40 мин)

9. Проанализируйте связи искусства ар нуво и предшествующих эпох. Укажите в чем проявилась преемственность и что составляет новаторский аспект искусства модерн по отношению к предыдущим эпохам. (Трудоемкость 30 мин.)

10. Откройте сайт История мирового искусства

В строке поиска введите «Эпоха модерна». Из предложенного списка статей по данной теме за несколько лет прочитайте 2-3 с наиболее броскими и интересными заголовками. Поучаствуйте в комментариях к этим статьям. Выскажите своё мнение. Результат представьте в электронном и бумажном виде. (Трудоёмкость - 50 минут).

11. Составьте для своих одноклассников кроссворд по данному тексту. Любого типа. На 10 слов. (Трудоёмкость - 40 минут)

12. Составьте по данному тексту вопросник из 5 вопросов для преподавателя, ответы на которые вы хотел бы получить. (Трудоёмкость - 40 минут).

Результаты работы должны быть представлены в электронном и бумажном виде.

Объём текстового материала - не менее 6000 и не более 8000 знаков. Трудоёмкость - 4 часа.

Оценка в балльной системе: 45 минут трудоёмкости - 1 кредит.


© 2010-2022