ИЗО 4 класс тема Узорочье теремов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ

Цели и задачи: познакомить учащихся с образами те­ремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать на­строение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Оборудование: для учителя - методические таблицы, ре­продукции, фотографии, для учащихся - графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Моск­ве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», об­разцы орнаментов.

Литературный ряд:; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Ход урока


  1. Организационный момент.

II. Беседа по теме урока.

Учитель. Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказ­ки, где стоит за золоченной решеткой терем-теремок, изукрашен­ный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служат серый волк да медведь косолапый?

Пойдемте к терему и скажем громким голосом:

- Терем -теремок! Кто в тереме живет! Кто в хоромах, кто в вы­соких?

Учитель демонстрирует фотографии Теремного дворца в Мо­сковском Кремле.

Просияет терем под солнцем, блеснет расписанная в «шахмат» кровля Теремного дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. Флюгера, башенки, переходы, крылечки, узорчатая решетка, расписные стены. Будешь из зала в зал ходить, как из зо­лотых хором в серебряные. Сколько бы раз ни прошел, еще и еще пройтись хочется.

В старину здания из камня воздвигались редко, и Теремной дворец-сооружение каменных дел мастеров вызывал восторг всей Москвы. Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты». В причудливой палате окно украшено белокаменным наличником. Называлось оно челобитным. Из него опускали ящик, в который можно было положить жалобу или просьбу. Часто эти послания лежали в ящике подолгу. Отсюда родилось выражение в народе: положить дело в долгий ящик. На площадках лестницы, ведшей к Золотому крыльцу, стояли белокаменные львы и другие диковинные звери.

А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписан­ными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь занятно и интересно. Справка для учителя.

Изразец - глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.

В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд;

Птицы райские сидят.

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки;

Собирали их весной.

На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды ор­намента вы знаете?

Ученики. Орнамент - узор, состоящий из ритмически упо­рядоченных элементов. Служит для украшения каких-либо предме­тов или архитектурных сооружений.

Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, то­чек, линий, называется геометрическим. Орнамент из цветов, трав и листьев -растительный. Орнамент из птиц и зверей называется

животным.

Учитель. У древних славян орнамент имеет заклинательный и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечис­той силы».

С принятием христианства на Руси произошло изменение смы­словой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

Учитель демонстрирует фотографии старой русской печи, сводчатых потолков Теремного дворца и предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями и чувствами, которые пробуж­дает красота древних палат Московского Кремля.

Ученики. Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не вы­ходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и лис­тики, и лепестки, и почки... Мы видим печь-красавицу.

Стены и сводчатые потолки здания передают настроение весе­лья и радости.

Учитель (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные ласточки, смотрит на нас птица орел,>сладко лакомится ягодами волшебная заморская птица-красавица. А во­круг них кустится ветвистая зелень, узоры разные, цветы волшеб­ные, лепестки шелковистые... Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счаст­ливы. И точно, смотрите-ка: сидит на цветке разноцветная райская птица!

Как называется такая живопись? Ученики. Это декоративная живопись. Дидактическая игра «Настроение и орнамент». Учащиеся получают карточки с двумя набросками орнамента для декоративной плитки.

Учитель. Мастер изображения предлагает вам, используя различные средства выражения настроения, изобразить на одном орнаменте радость и веселье, а на другом - грусть, тревогу.

Учащиеся работают пастелью в течение 3-5 минут.

Учитель подводит итоги игры, учащиеся называют средства художественной выразительности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель. Давайте отдохнем и вспомним виды декоративно-прикладного искусства, спрятанные в загадках.

Сине-голубые Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре -

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись... (гжель).

Вы встречали или нет

Фантастический букет?

Мака, роз, пионов краски

В нем собрались вместе,

Расцвели они, как в сказке,

На листе из жести.

Догадаться просто вам -

Это роспись ... (жоставо).

Разноцветные цветы Расцвели на ткани. Напечатаны они Умелыми руками. В целом мире мы известны, Знает нас любой знаток, Этот сувенир чудесный. Значит... (павловский платок).

III. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуа­шью на листах бумаги (формат А4 по горизонтали).

Учащиеся определяют последовательность работы: 1) выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выяв­ляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, стол­бы, окна, стол, лавки и др.);

2) работа гуашью: «украшение» элементов интерьера декора­тивным орнаментом.

Учитель объясняет требования к работе:

1) горизонтальное положение листа;

2) выполнение в цвете;

3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;

4) общая аккуратность;

5) выразительность работы.

IV. Итог урока.

В конце урока проводится коллективное обсуждение учениче­ских рисунков.

© 2010-2022