Методические рекомендации по рисунку. Работа карандашом

  Рисунок был и остается крепким стволом цветущего дерева живописи, он как бы «держит» на себе богатство и яркость красок. Рисунок не случайно называют размышлением с карандашом в руках. «Рисовать – значит рассуждать», утверждал П.П. Чистяков.   Учащиеся рисуют с увлечением. Ими движет страстное желание познать окружающий мир. Но вначале дети выплескивают на бумагу свои эмоции, не зная правил рисования . Они как бы самовыражаются, но это все равно, что написать рассказ не зная алфавита. Дети, ко...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по рисунку. Работа карандашом

Рисунок был и остается крепким стволом цветущего дерева живописи, он как бы «держит» на себе богатство и яркость красок. Рисунок не случайно называют размышлением с карандашом в руках. «Рисовать - значит рассуждать», утверждал П.П. Чистяков.

Учащиеся рисуют с увлечением. Ими движет страстное желание познать окружающий мир. Но вначале дети выплескивают на бумагу свои эмоции, не зная правил рисования. Они как бы самовыражаются, но это все равно, что написать рассказ не зная алфавита. Дети, которые впервые приходят на занятия, как правило, обладают только тремя качествами: желанием, способностью рефлексировать и эмоциями. Они видят бумагу, но не знают что такое картинная плоскость. Зная, что такое карандаш, не видели в нем средство выражения. Поэтому главная практическая задача обучения рисунку - это овладение основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования.

Однако в то же время рисунок не должен превращаться в подобие выкроек для раскраски (если это рисунок под живопись). Важнее точных контуров развитое чувство формы и умение выразить ее пластические качества как тоном, так и цветом (если это живопись).

Карандаш для работы над рисунком выбирают в зависимости от свойств бумаги.

Твердым карандашом хорошо работать на гладкой и плотной бумаге, а мягким - на зернистой и менее плотной бумаге. Для линейно-конструктивного рисунка лучше подходит карандаш твердый, а для тонально-живописного - более мягкий, как М или 2М. Промежуточный карандаш имеет твердость ТМ, им можно рисовать и гипс, и фигуры, и пейзаж. Современные карандаши имеют много разновидностей. Например, графический карандаш типа «Конструктор» или «Кохинор», ретушь - дает интенсивную матовую поверхность, но трудно поддается ластику (для учебных работ не применяется); цветные карандаши (можно сделать живописный рисунок), механические (цанговые) - стержни в них могут быть как простые, так и цветные. Так же в рисунке применяется уголь, сангина, пастель, перо и тушь, фломастеры, бистер, сепия, чёрн. акварель и др.

В рисунке существуют три приема работы карандашом: линией, штрихом, растушевкой.

Если выполняется линейный рисунок, то следует избегать элементарной обводки скучной проволочной линией, это лишит рисунок не только объемно-пространственного ощущения, но и живости. Линия, если следует форме, подчиняясь ей, обязательно где-то усилится, где-то станет слабей, где-то подчеркнет форму, где-то рыхло расплывется на плавных переходах. Специально думать о красоте проводимой линии не следует, это резко ограничит свободу рисовальщика, засушит линейный рисунок, да и сама линия, чаще всего будет выглядеть некрасиво, а скорее и фальшиво.

При работе штрихом, чтобы рисунок не выглядел затертым, неудачные места стараются поменьше трогать ластиком, а перекрывают их последующей штриховкой. Чтобы штрихи не сливались в однородную массу, в некую серую лепешку, а ложились именно как штрихи, отдельно друг от друга, оставляя микропросветы бумаги. Штриховать беспорядочно («соломой») нельзя. Штрих должен ложиться по форме предмета, подчеркивая его форму и структуру.

Растушевка как технический прием имеет одно коварное свойство: загрязняет, «засаливает» рисунок, создает глухие непрозрачные места. Но можно и им прекрасно овладеть. Не так важно чем проводится растушевка - боковой стороной мягкого карандаша, мягкой губкой или попросту смазыванием тона пальцем. Важно при растушевке сначала делать легкую моделировку, а затем насыщать более темные места последующим наслоением, не забывая о градации тона. Наконец, окончательно усилив самую мощную тень и выбрав ластиком светлые места, рисунок можно считать законченным.

Если рисунок в ходе работы слишком затемнен, то не надо отчаиваться и выбрасывать его, начиная новый. Нужно рисунок положить на горизонтальную плоскость, обильно посыпать на него хлебных (белых) крошек и круговыми движениями ладони легко протирать изображение до нужного ослабления тона. Потом стряхнуть крошки. Рисунок готов к дальнейшей работе.

Иногда для карандаша применяют тонированную бумагу. В этих случаях не следует применять ярко окрашенную или темную бумагу; серебристо-серый цвет карандашной линии в сочетании с белой или слегка подкрашенной в теплый тон бумагой создает благородные, красивые тональные отношения, а яркий фон мешает рисунку.







© 2010-2022