Методическая статья «Как научить детей рисовать человека в движении?»»

Как правило, дети очень любят рисовать людей, но в то же время у них часто возникают проблемы с изображением человека. Есть фигура человека, но нет движения. В данной статье описывается методика, которая помогает этого избежать.    Данная методика уникальная и весьма интересна для детей, так как ее можно видоизменять ежегодно. В то же время по необходимости ее можно использовать во всех классах. Она позволяет с легкостью научиться изображать движение, даже если у человека нет никаких способносте...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ РИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА В ДВИЖЕНИИ?

(методическая статья)


Романова Светлана Васильевна


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кульгешская основная общеобразовательная школа им. Н.А. Афанасьева»

Урмарского района Чувашской Республики

Образ человека всегда стоял и будет стоять в центре искусства, но есть разница между созданием образа человека и задачей изображения его фигуры. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека, несомненно, представляет трудности для учащихся. Первые опыты изображения человека дети получают в начальной школе: ребята пытаются передать пропорции фигуры и ее движения.

Вообще, все ребята любят рисовать фигуру человека. С малых лет они рисуют маму, папу, Бабу Ягу, себя, своих друзей. Но если посмотреть внимательно, то можно сразу увидеть, что они рисуют людей всегда в одном положении - в анфас. Как ни старайся давать на уроках для практической работы различные темы, включающие изображение человека в движении (например, тема труда, батальные сцены, праздники, народные гуляния, игры на свежем воздухе, спортивные соревнования и др.), ребята обязательно нарисуют людей неподвижных. Есть на рисунках люди, орудия труда, рабочая обстановка, но нет в них движения и разнообразия.

Вот и приходят на ум различные технологии, которые с легкостью помогают ребятам почувствовать и изобразить движение людей в своих рисунках, даже не изучая пропорций фигуры человека. Бывает и такое, что некоторые дети вообще не любят читать, изучать и уж тем более трудиться. А учителю необходимо найти подход к каждому ребенку. И вот однажды я вспомнила, что в студенческие годы видела интересную игру в книге игр по изобразительному искусству автора Зелениной. Там была карточка с фигурами людей вместе с письмом Шерлока Холмса. У меня зародилась идея - разработать необычный урок, используя эту самую игру.

Я постаралась построить урок таким образом, чтобы он был интересен абсолютно каждому. А для этого включила в начало урока рассказ о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе, о его доме-музее 221 b на Бейкер-стрит. А далее появляется письмо Шерлока Холмса… Настоящее, в конверте из Англии… Дети буквально ошарашены этим событием… Это своего рода изюминка урока, интрига. Практика показала, что дети очень хорошо воспринимают подобные моменты. Мало того, они начинают задумываться, как же сам Шерлок Холмс решил им написать и как же им не выполнить просьбу такого знаменитого человека?

Не успев задуматься над тем, что Шерлок Холмс - это всего лишь вымышленное имя литературного героя, ребята с нетерпением и одновременно с большим трепетом перечитывают его письмо: «Мои маленькие друзья! Я знаю, что вы любите читать книги и смотреть фильмы, где ваш покорный слуга постоянно разгадывает самые сложные, запутанные истории. Думаю, и вы будете непрочь поупражнять свою смекалку. С этой целью я посылаю вам письмо, которое я недавно получил от одного моего маленького друга из России. Письмо необычное: вместо некоторых слов - разнообразные схемы фигур людей. Я бы очень хотел, чтобы вы срисовали их себе в альбом и «надели» на них одежду. Если вы проявите наблюдательность, то догадаетесь, чем мой друг занимался в эти зимние каникулы. Желаю успехов! Ваш Шерлок Холмс. Бейкер-стрит, Лондон, Англия» и разбирают письмо Алеши Смирнова из России, вложенное в его конверт.

По сценарию урока ребята получают задание выбрать из письма Алеши две схемы и поэтапно построить из них полноценные фигуры людей. Есть еще один очень важный момент: более сильные и одаренные ребята выполняют фигуры людей по всем схемам письма.

Так как сейчас обучение на каждом уроке должно быть личностно- ориентированным на каждого ученика, часто приходится готовить для уроков задания с различной степенью сложности. И на данном уроке задания можно менять сколь угодно. Например, используя данные схемы, ребята могут нарисовать рисунок-рассказ о своих зимних каникулах.

Весьма оживленно при изображении фигуры человека в движении проходят физкультминутки. Например, я предлагаю ребятам повторить все движения, которые нарисовал Алеша Смирнов. При этом обязательно включаю мелодию «Доброта» для того, чтобы ребята научились выполнять работу с большим удовольствием и доброй улыбкой на лице.

В конце урока я делаю ребятам приятный сюрприз: все ребята получают на память ксерокопии обоих писем (Шерлока Холмса и Алеши Смирнова). В дальнейшем на каждом уроке ребята получают возможность использовать эти схемы из письма в затруднительных ситуациях.

Детям этот игровой урок очень нравится. С тех пор, как я начала применять в своей практике данную технологию, у моих учеников нет проблем с изображением фигуры человека.

Практика показала, что лучше всего такой урок провести в 5 классе. Именно в этом возрасте наши учащиеся любят читать сказки, фантастику, детективы и хорошо различают литературных героев. Они переходят из начального звена в среднее, им все страшно и любопытно одновременно.

Я достаточно давно работаю над проблемой изображения человека в движении и считаю, что настал момент передать свой опыт коллегам. Мои знания и идеи в области изображения человека в движении смогут быть полезными даже и тем взрослым и родителям, которые раньше не рисовали, а хотели бы, постольку, поскольку моя технология очень простая и интересная для любого возраста. Очень надеюсь, что она получит хорошие отзывы. Отзывы и пожелания для дальнейшей работы с удовольствием прочитаю и приму к сведению по электронному адресу [email protected]. Успехов вам, уважаемые коллеги!




© 2010-2022