Конспект урока по темеЖанры живописи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по темеЖанры живописиКонспект урока по темеЖанры живописиКонспект урока по темеЖанры живописиТема урока: Жанры живописи (7класс)

Учитель: Огородник Е.С.

Цель урока: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

  2. Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр, бытовой и исторический жанры.

  3. Развивать эстетический вкус

Образовательные:

- Выработка предметных компетенций;

- Привитие интереса к предмету;

Развивающие:

- Развитие коммуникативных способностей детей;

- Развитие умений выступления перед аудиторией;

- Повышение общеобразовательного уровня, уровня владения наукой.

Воспитательные:

- Привитие навыков культурного общения;

- Развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма;

- Воспитание чувства ответственности.

Тип урока: Комбинированный- применение и использование знаний.

Формы работы: Эвристическая беседа, фронтальный устный опрос, просмотр и анализ работ, самооценка учащихся по уроку.

Оборудование: Мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение; оформленная рамочка и информационный лист за урок для каждого учащегося; художественный материал - лист для рисования, гуашь, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик.

Оформление доски:



Разножанровые рисунки детей

Тема: Жанры живописи

Муз.

- Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом - искусство.

Давайте вспомним что такое искусство?

Искусство (от старославянского искоусити) - это художественное творчество в целом.

- Вам мало лет, но вы имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства.

- Какие виды искусства вы можете перечислить?

(Изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино).

- Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство.

- Вы уже знакомы с понятием "виды" изобразительного искусства. Перечислите их.

(Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)

к-1 Соотнеси картинку с видом изо

Конспект урока по темеЖанры живописи

Конспект урока по темеЖанры живописи

Конспект урока по темеЖанры живописи

Конспект урока по темеЖанры живописи

Конспект урока по темеЖанры живописи

живопись архитектура ДПИ графика скульптура

Сотни тысяч людей проходят мимо разных интересных явлений и остаются равнодушными к ним. Они их просто не замечают. Но вот это же явление видит человек с острым глазом, он запоминает его и потом показывает другим людям. Такой человек - художник. Именно он не остался равнодушным к красоте и подарил нам замечательные живописные полотна, произведения искусства.

-Где хранятся произведения искусства?

(в галереях, музеях)

-Вы были на экскурсии в картинной галерее? (ответы учащихся)

Вспомните, что такое живопись?

Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

-Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает это выражение? (ответы учащихся)

-Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка.

Цвет - основа языка живописи.

Людей, которые красками пишут этот удивительный и загадочный живой мир называют живописцами, а картины -живописью.

В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Жанры живописи

- Как вы думаете, какие основные понятия вы усвоите на уроке?

Что такое живопись, жанр.

- Какие цели вы поставите для себя?

Узнать, что такое жанр

Выяснить какие жанры существуют

Сегодня на уроке я помогу систематизировать знания о жанре. Вы узнаете, как они называются и кого изображают. Продолжите знакомство с Брянскими художниками, работающими в разных жанрах. Мы оформим свою галерею и вы защитите свою работу. А поможет вам в этом презентация, информационный лист и ваша активность на уроке.

Существует легенда о живописи - «Однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград»

Эта легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который видит вокруг себя.

Умеете ли вы смотреть и запоминать то, что увидели? Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вспомните то, что вы видели в лесу, в саду? Вокруг нас - природа, животные, люди, предметы. Мы все вместе живем в этом загадочном мире. О нем можно рассказать, спеть. На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий нас мир, все его многообразие. Отсюда возникла деление картин по жанрам.

Дома вы работали со словарем, выяснили что такое жанр?

Жанр - в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

- Давайте познакомимся, какие существуют жанры изобразительного искусства.

Мы прослушаем ваши сообщения, и они помогут вам систематизировать ваши знания.

Когда мы готовили сообщение, мы просмотрели словари, информацию в интернете, выяснили, что понятие "жанр" появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии. пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15-16 вв. и завершилось в основном в 17 в.,

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Портрет - от франц.- изображать - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет - один из самых распространенных жанров изобразительного искусства.

Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные. Древнейший - анималистический (от фраflЦ.Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс - олицетворение единства животного и человека, в греческой - кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель - анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами - бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

Сказочно-мифологический - жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки - это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

Пейзаж - от франц.- страна, местность - в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах).

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше.

Мы хотели бы рассказать о Махотине Юрии Андреевиче - заслуженном художнике РСФСР Начало формы

родился 10 марта 1930 года в селе Страшевичи Брянского района Брянской области.

В 193I году его родители переехали в Брянск и с тех пор вся жизнь художника связана с этим городом.

В 1946 году Ю.А.Махотин поступил в Орловское художественное училище в городе Ельце, которое успешно закончил в 1951 году. После окончания училища он был направлен на работу в школу преподавателем рисования и черчения. Затем служил в Советской Армии. Окончив службу в армии. Махотин снова возвращается в Брянск, работает художником-оформителем на камвольном комбинате, сталелитейном заводе, а с 1962 по 1966 год преподает в Брянском культурно-просветительном училище. Мы изучали его работы, когда проходили тему Монументальная живопись.

Долгие годы все свободное время художник отдавал живописи и самосовершенствованию в ней. Много выставок в разных городах.

член Союза художников СССР.

Натюрморт - от франц.- мертвая природа - жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как "мертвая натура", натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы - цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Нельзя не сказать о Брянском художнике живописце

Захарове Константине Леонидовиче родился 29 июня 1961 года в Брянске. 1980 г. - окончил художественное училище (Брянск).Конспект урока по темеЖанры живописи

2001-2006 гг. - учёба в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского (кафедра художественного образования, специальность «Изобразительное искусство»).

1980 г. - преподавал в Брянской городской детской художественной школе. С 2001 г. преподаватель Брянского художественного училища.

С 2010 г. заведующий изобразительным отделением Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусства. Городской пейзаж, натюрморт, а также лирический пейзаж, в котором основными мотивами являются укромные уголки леса, речные заводи, просёлочные дороги, являются определяющими в творчестве. В выставках участвует с 1984 года.

Участник различных выставок. Работы находятся в частных собраниях.

Бытовой жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, - Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Брянский художник БОРИСОВ В.И. работает в различных жанрах изобразительного искусства: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт.

Конспект урока по темеЖанры живописи

БОРИСОВ ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ родился в г. Трубчевск, Брянской области.

1965 - 1970 гг. - обучался на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института.

- участник областных, региональных и Всероссийских выставок.

1998 г. - член Союза художников России.

Награжден дипломом Секретариата Союза художников России.

2000 - 2001 год - участник Всероссийской православной выставки

Он является участником международных пленэров.

Работы художника БОРИСОВА В.И. находятся в картинных галереях г. Рязани, Унечи, в Могилёвском художественном музее, в частных коллекциях в России и за рубежом (Японии, США, Канаде).

Особое место в творчестве художника принадлежит теме православного христианства и иконописи, Им написаны иконостасы в православных храмах.

Во многих полотнах просматривается подтекст, символическая линия, обращение к общенациональным ценностям. Приведем только два примера. «Три поколения»(2004 г.). Сюжет кажется простым: старый князь передает сыну родовой меч, за происходящим наблюдает внук... Но это связь поколений и зашита отечества - тема актуальная для всех времен.

Спасибо за ваши сообщения, вы проделали огромную работу, всем выступающим отметка 5. И вместе мы закрепим полученные знания, внимание на страницу 23 учебника.

Закрепление нового материала.

- Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства. (Работа с учебником, задание с.23)

Работа по карточкам-заданиям.

- Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения?

Самостоятельная работа: а сейчас каждый из вас на некоторое время представит себя живописцем. По окончанию выполнения работы, мы определим жанр вашей картины, и оформим свою галерею.

Для начала работы необходимо:

-выбор положения листа,

- выполнение рисунка,

- обрабатывание цветом,

- уборка рабочего места.

И помните:

Значение цвета очень велико в жизни человека. Мы рождаемся и видим мир в красках, цветной мир, не черно-белый. Отдавая предпочтение какому-либо цвету, о человеке можно судить не только о его вкусе, но и об особенностях характера, пристрастиях, психологии и просто сиюминутного настроения.

А сейчас мы отправимся в путешествие по залам картинной галереи и определим, какие картины, к какому жанру относятся. Работаем по группам. На обсуждение дается одна минута.

Картинная галерея.

Рефлексия

Сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…; теперь я могу…; я приобрел…; я научился…; я почувствовал, что…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…

Оценка работы групп учащихся.



© 2010-2022