- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по темеЖанры живописи
Конспект урока по темеЖанры живописи
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Огородник Е.С. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Жанры живописи (7класс)
Учитель: Огородник Е.С.
Цель урока: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве
Задачи:
-
Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
-
Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр, бытовой и исторический жанры.
-
Развивать эстетический вкус
Образовательные:
- Выработка предметных компетенций;
- Привитие интереса к предмету;
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей детей;
- Развитие умений выступления перед аудиторией;
- Повышение общеобразовательного уровня, уровня владения наукой.
Воспитательные:
- Привитие навыков культурного общения;
- Развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма;
- Воспитание чувства ответственности.
Тип урока: Комбинированный- применение и использование знаний.
Формы работы: Эвристическая беседа, фронтальный устный опрос, просмотр и анализ работ, самооценка учащихся по уроку.
Оборудование: Мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение; оформленная рамочка и информационный лист за урок для каждого учащегося; художественный материал - лист для рисования, гуашь, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик.
Оформление доски:
Разножанровые рисунки детей
Тема: Жанры живописи
Муз.
- Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом - искусство.
Давайте вспомним что такое искусство?
Искусство (от старославянского искоусити) - это художественное творчество в целом.
- Вам мало лет, но вы имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства.
- Какие виды искусства вы можете перечислить?
(Изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино).
- Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство.
- Вы уже знакомы с понятием "виды" изобразительного искусства. Перечислите их.
(Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)
к-1 Соотнеси картинку с видом изо
живопись архитектура ДПИ графика скульптура
Сотни тысяч людей проходят мимо разных интересных явлений и остаются равнодушными к ним. Они их просто не замечают. Но вот это же явление видит человек с острым глазом, он запоминает его и потом показывает другим людям. Такой человек - художник. Именно он не остался равнодушным к красоте и подарил нам замечательные живописные полотна, произведения искусства.
-Где хранятся произведения искусства?
(в галереях, музеях)
-Вы были на экскурсии в картинной галерее? (ответы учащихся)
Вспомните, что такое живопись?
Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
-Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»
Как вы думаете, что означает это выражение? (ответы учащихся)
-Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка.
Цвет - основа языка живописи.
Людей, которые красками пишут этот удивительный и загадочный живой мир называют живописцами, а картины -живописью.
В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Жанры живописи
- Как вы думаете, какие основные понятия вы усвоите на уроке?
Что такое живопись, жанр.
- Какие цели вы поставите для себя?
Узнать, что такое жанр
Выяснить какие жанры существуют
Сегодня на уроке я помогу систематизировать знания о жанре. Вы узнаете, как они называются и кого изображают. Продолжите знакомство с Брянскими художниками, работающими в разных жанрах. Мы оформим свою галерею и вы защитите свою работу. А поможет вам в этом презентация, информационный лист и ваша активность на уроке.
Существует легенда о живописи - «Однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград»
Эта легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который видит вокруг себя.
Умеете ли вы смотреть и запоминать то, что увидели? Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вспомните то, что вы видели в лесу, в саду? Вокруг нас - природа, животные, люди, предметы. Мы все вместе живем в этом загадочном мире. О нем можно рассказать, спеть. На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий нас мир, все его многообразие. Отсюда возникла деление картин по жанрам.
Дома вы работали со словарем, выяснили что такое жанр?
Жанр - в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.
- Давайте познакомимся, какие существуют жанры изобразительного искусства.
Мы прослушаем ваши сообщения, и они помогут вам систематизировать ваши знания.
Когда мы готовили сообщение, мы просмотрели словари, информацию в интернете, выяснили, что понятие "жанр" появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии. пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15-16 вв. и завершилось в основном в 17 в.,
В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Портрет - от франц.- изображать - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет - один из самых распространенных жанров изобразительного искусства.
Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные. Древнейший - анималистический (от фраflЦ.Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс - олицетворение единства животного и человека, в греческой - кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель - анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.
Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.
Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами - бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.
Сказочно-мифологический - жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки - это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
Пейзаж - от франц.- страна, местность - в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах).
Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше.
Мы хотели бы рассказать о Махотине Юрии Андреевиче - заслуженном художнике РСФСР Начало формы
родился 10 марта 1930 года в селе Страшевичи Брянского района Брянской области.
В 193I году его родители переехали в Брянск и с тех пор вся жизнь художника связана с этим городом.
В 1946 году Ю.А.Махотин поступил в Орловское художественное училище в городе Ельце, которое успешно закончил в 1951 году. После окончания училища он был направлен на работу в школу преподавателем рисования и черчения. Затем служил в Советской Армии. Окончив службу в армии. Махотин снова возвращается в Брянск, работает художником-оформителем на камвольном комбинате, сталелитейном заводе, а с 1962 по 1966 год преподает в Брянском культурно-просветительном училище. Мы изучали его работы, когда проходили тему Монументальная живопись.
Долгие годы все свободное время художник отдавал живописи и самосовершенствованию в ней. Много выставок в разных городах.
член Союза художников СССР.
Натюрморт - от франц.- мертвая природа - жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как "мертвая натура", натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы - цветах, плодах, дарах моря и т. д.
Нельзя не сказать о Брянском художнике живописце
Захарове Константине Леонидовиче родился 29 июня 1961 года в Брянске. 1980 г. - окончил художественное училище (Брянск).
2001-2006 гг. - учёба в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского (кафедра художественного образования, специальность «Изобразительное искусство»).
1980 г. - преподавал в Брянской городской детской художественной школе. С 2001 г. преподаватель Брянского художественного училища.
С 2010 г. заведующий изобразительным отделением Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусства. Городской пейзаж, натюрморт, а также лирический пейзаж, в котором основными мотивами являются укромные уголки леса, речные заводи, просёлочные дороги, являются определяющими в творчестве. В выставках участвует с 1984 года.
Участник различных выставок. Работы находятся в частных собраниях.
Бытовой жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
Родина бытового жанра, как и натюрморта, - Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Брянский художник БОРИСОВ В.И. работает в различных жанрах изобразительного искусства: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт.
БОРИСОВ ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ родился в г. Трубчевск, Брянской области.
1965 - 1970 гг. - обучался на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института.
- участник областных, региональных и Всероссийских выставок.
1998 г. - член Союза художников России.
Награжден дипломом Секретариата Союза художников России.
2000 - 2001 год - участник Всероссийской православной выставки
Он является участником международных пленэров.
Работы художника БОРИСОВА В.И. находятся в картинных галереях г. Рязани, Унечи, в Могилёвском художественном музее, в частных коллекциях в России и за рубежом (Японии, США, Канаде).
Особое место в творчестве художника принадлежит теме православного христианства и иконописи, Им написаны иконостасы в православных храмах.
Во многих полотнах просматривается подтекст, символическая линия, обращение к общенациональным ценностям. Приведем только два примера. «Три поколения»(2004 г.). Сюжет кажется простым: старый князь передает сыну родовой меч, за происходящим наблюдает внук... Но это связь поколений и зашита отечества - тема актуальная для всех времен.
Спасибо за ваши сообщения, вы проделали огромную работу, всем выступающим отметка 5. И вместе мы закрепим полученные знания, внимание на страницу 23 учебника.
Закрепление нового материала.
- Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства. (Работа с учебником, задание с.23)
Работа по карточкам-заданиям.
- Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения?
Самостоятельная работа: а сейчас каждый из вас на некоторое время представит себя живописцем. По окончанию выполнения работы, мы определим жанр вашей картины, и оформим свою галерею.
Для начала работы необходимо:
-выбор положения листа,
- выполнение рисунка,
- обрабатывание цветом,
- уборка рабочего места.
И помните:
Значение цвета очень велико в жизни человека. Мы рождаемся и видим мир в красках, цветной мир, не черно-белый. Отдавая предпочтение какому-либо цвету, о человеке можно судить не только о его вкусе, но и об особенностях характера, пристрастиях, психологии и просто сиюминутного настроения.
А сейчас мы отправимся в путешествие по залам картинной галереи и определим, какие картины, к какому жанру относятся. Работаем по группам. На обсуждение дается одна минута.
Картинная галерея.
Рефлексия
Сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…; теперь я могу…; я приобрел…; я научился…; я почувствовал, что…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…
Оценка работы групп учащихся.