Конспект урока на тему Сюжет и содержание в произведении искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

Урок №11. Дата:

Раздел: Живопись

Тема: Сюжет и содержание в произведении искусства.

Практическая работа: Анализ произведений изобразительного искусства. Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни: «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся по основам изобразительной грамоты, учиться «читать» (анализировать) произведения живописи, раскрывая замысел художника, научить, понимаю того, что идейное содержание картины взаимосвязано с её композиционным, цветовым, тоновым и перспективным решением.

Развивающие: Создать условия для восприятия произведений живописи.

Воспитывающие: Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость, воспитывать интерес к произведениям искусства, живописи.

Оборудование: Таблицы, иллюстрации; слайды или репродукции картин, подобранные самими учащимися для анализа.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический.

Словарь: композиция, формат, симметрия, рисунок, цвет и цветовой контраст; ритм, статика и движение, перспектива.

Ход урока.

1.Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение новых знаний.

- Представьте, что мы находимся в музее изобразительного искусства.

- Как вы думаете, какую вы чаще всего услышите оценку произведений живописи?

(Ответы учащихся.)

- Да, часто, выражая свои впечатления от увиденной картины какого-либо художника, некоторые любители живописи, а тем более простые зрители, говорят: «Как красиво!» или «Почти как фотография!» или «Как настоящее!». Но такую ли реакцию хотел бы услышать автор? Вряд ли! Ведь художник, как мы уже с вами не раз говорили, начинает работу над произведением лишь тогда, когда ему есть чем поделиться с окружающими, с той надеждой, что зритель поймёт его замысел и вместе с автором будет сопереживать или восхищаться, грустить или радоваться…».

«Художественному зрению надо учиться», - отмечал Г. Вёлфмен. И мы с вами учились, постигая законы композиции, перспективы, цветовых контрастов и так далее.

Сегодня на уроке мы будем изучать язык, на котором художники обращаются к зрителю.

Анализ художественных произведений.

Учитель. Посмотрев на картину А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя», каждый из нас сразу скажет, что автор хотел рассказать о таких чертах характера человека, как смелость, бесстрашие и любви к Родине.

Но какими средствами выразительности художник воспользовался? В чём особенности композиции?

При первом взгляде на эту картину, прежде всего, создаётся впечатление, что пространство в ней сжатое, спрессованное. Вставшему во весь богатырский рост матросу, замахнувшемуся связкой гранат на приближающегося врага, и окружающим его товарищам тесно в пространстве боя на клочке земли, где они стоят насмерть, и с которого нет иного пути, как сквозь боевые порядки наступающего на них врага.

Всё действие сконцентрировано на первом плане, а задние планы как бы напирают на передний, «выжимая» фигуры за пределы рамы на зрителя. Фигуры переднего плана представляются освещёнными лучом прожектора с жёсткими контрастными тенями: светлые на тёмном фоне фигуры защитников Севастополя, тёмные на светлом - фигуры гитлеровцев.

Объёмность главного персонажа, бросающего связку гранат воина, подчёркнута больше всего движением его как бы закрученной по спирали фигуры, постановкой ног, взмахом рук, поворотом головы.

Тем самым художник не даёт фотографически моментально зафиксированного отрезка времени, измеряемого долей секунды, он показывает, как этот человек живёт во времени. Весь образ дан в различных по времени состояниях. Правая нога как бы застыла в предшествующем моменте, левая устремилась вперёд, едва коснулась земли, но сейчас на неё будет перенесена вся тяжесть корпуса - и человек продвинется вперёд.

Замахнувшиеся для броска руки отведены назад и как бы на мгновение застыли в предшествующем положении, но голова повёрнута вперёд, глаза устремлены туда, куда сейчас полетят предназначенные для врага гранаты.

Выразительные складки одежды: голубой матросский воротник отлетел назад, русые волосы парня находятся в движении вместе с поворотом всего корпуса. В аналогичном контрасте даны складки брюк на левой и правой ногах; всё живёт в продолжающемся и ни на миг не останавливающемся движении.

К замахнувшемуся связкой гранат матросу подходят другие воины, постепенно вырастающие на наших глазах из-за обрыва набережной. Переходя взглядом от одной фигуры к другой, мы получаем почти кинематографическое ощущение развертывающегося во времени движения: от едва показавшейся из-за берега фигуры наступающего матроса к повторяющей её в своём движении фигуре более крупного масштаба; от неё - к фигуре поднявшего гранату матроса с обнажённой верхней частью туловища и от него, наконец, к первоплановой, вырастающей до огромных размеров в своём масштабе фигуре замахнувшегося связкой гранат воина.

Ощущение динамики здесь подчёркнута столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Ритмика этих потоков различна. Ритм наступающих матросов всё возрастает и становится динамичнее по направлению к центру, а ритм движения фашистов как бы постепенно замирает от крайних слева фигур к неподвижным силуэтам нависших над передним планом фашистских штыков.

Выразительность композиции картины во многом усиливается цветовым её решением. Фигура матроса со связкой гранат дана первым планом и в формате полотна занимает по высоте почти весь размер. Белая, на чётко выделяется на фоне сине-фиолетового моря и чёрно-коричневого красноватого неба. Самый активный свет в картине лежит на этой фигуре. Этот сюжетный центр выделен здесь и размером, и цветом, и тоном. Поэтому, прежде всего, мы видим эту фигуру.

Напряжённость композиции решена не просто движением двух противоположных групп людей. Здесь можно увидеть и отдельные фигуры, и весь драматизм боя. Лежат на камнях убитые фашисты, опустил голову раненый матрос в центре группы.

В небе тоже идёт жаркий бой, падает подбитый горящий фашистский самолёт. Но всё-таки, прежде всего, мы видим первоплановую фигуру матроса со связкой гранат и лежащего убитого у его ног фашиста. Этими двумя фигурами художник как бы показывает, что победа будет за нами.

Вся композиция картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» построена на контрасте, в сильной динамике. Это помогает художнику выразить тему, сюжет. Выражению идеи автора способствует характер формата - вытянутый по горизонтали. Динамичность композиции подчёркивается сложными линиями фигур, набережной моря, разрушенными зданиями, тонами, цветом картины.

Обсуждение представленных учащимися анализов картин.

В процессе обсуждения учащиеся высказывают своё мнение о качестве проведённого анализа картины, добавляют при необходимости не отмеченные в ходе выступления особенности.

3.Физминутка.

4.Практическая работа.

Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа, анализ ошибок.)

Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например, «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.

5.Сообщение задания на дом. Выполнить (завершить) работу, начатую на уроке.


© 2010-2022