- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Семинар по тувинским благопожеланиям в ДОУ
Семинар по тувинским благопожеланиям в ДОУ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куулар М.С. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ:
«ТУВИНСКИЕ БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОУ.
Цель семинара - практикума:
-
Совершенствовать методические условия приобщения дошкольников к своим традициям через тувинские фольклорные формы (благопожелания).
Содержание семинара:
-
Исполнение «Ава-Тывам, курай,курай!» (воспитатели групп)
-
Выступление фольклорной группы с обрядом «Благопожелания в лесу»
-
Беседа «Благопожелания»
-
Конкурс «Благопожелания по различным ОО НОД» ( специалисты, воспитатели)
-
Выступления с благопожеланиями: заведующая Ховалыг У.Ш
-
Постановка «Ойтулааш » ( группа ритмики «Утренние жаворонки» , рук. Кара-Сал С.С)
В МАДОУ «Хээлер» продолжается семинарский цикл, посвященный нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, особое внимание уделяется традициям благопожеланий тувинского народа. Это и продолжение вековой народной традиции и обновление регионального компонента образовательного процесса ДОУ.
Благопожелания - это форма проявления к окружающим искреннего внимания, пожелания удач, счастья, всяческих благ в жизни. Это форма выражения добрых отношений к человеку является как бы синтезом приветствий и обращений, ибо в ней есть обращение и приветствие, уважение и приветливость.
Беседа «Тувинские благопожелания»
Благопожелания (йорээлдер) являются одним из самых распространенных и любимых жанров тувинского народа. Разнообразна и богата их тематика. В них нашли отражение мировоззрение, нравственные принципы и идеалы, основы традиционной педагогики тувинцев. Благопожелания посвящаются непосредственно людям и содержат добрые пожелания благополучия, счастья, удачи.
В композиционной структуре благопожеланий, независимо от адресата, в отличие от заклинаний, имеется один смысловой блок - это изложение напутствия, пожелания счастья.
Восхваления (макталдар) адресуются борцам и скакунам, в них воспеваются их стать и достоинства.
Макталы подразделяются на следующие группы:
1) призывание борца (моге кыйгырары);
2) восхваление победившего борца (шуулген могеге мактал)',
3) восхваление победившего скакуна (шуулген аътка мактал).
Мактал, независимо от того, кому он посвящается (борцу или скакуну), состоит только из текста восхваления.
Благопожелания (йорээлдер) - поэтические тексты, с пожеланием добра, наставлениями и советами на будущее с положительной семантикой, обращенные к конкретному человеку. Восхваления борцов и скакунов (макталдар) - поэтические тексты, прославляющие определенные достоинства, качества борцов и скакунов с целью вдохновить на победу или вознаградить за успех. Приучение матки животных к приплоду (мал алзыры) - это звукосимволические слова, исполняемые на мелодическом напеве, с целью успокоить матку домашнего животного, чтобы она приняла своего или чужого детеныша.
Благопожелания, как и другие жанры обрядового фольклора, также отражают веру древнего человека в магию слова. При этом он чувствовал себя полноправным хозяином своего слова, способным с его помощью направить ход событий будущей жизни того, к кому оно обращено. В благопожеланиях, в отличие от заклинаний, используется нейтральная лексика, т.к. они обращены к конкретному человеку с добрыми пожеланиями на будущее. В благопожеланиях, в отличие от других жанров тувинской обрядовой поэзии, широко используются мудрые наставления, созвучные народным пословицам. В заклинаниях и благопожеланиях употребляются звукоподражательные междометия для образной передачи просьбы и пожелания.
В благопожеланиях в основном преобладают составные именные сказуемые: имя прилагательное + императивная форма глагола - (болзун - «пусть имеет», «пусть будет») в 3 лице ед. и мн. числа. Например, малдыг болзун - «имеющими скот пусть будут»; внер болзун - «многочисленными пусть будут». По содержанию составные именные сказуемые условно разделены на 5 тематических групп: «хозяйственная утварь»; «домашний скот»; «богатство и многодетность»; «еда-пища»; «физические качества человека». Именно такая тематика характерна для тувинских благопожеланий.
«Художественно-изобразительные средства»
(Хая дег эттиг болзун, хараган дег малдыг болзун!
- «Подобно скале, имущества пусть будет, подобно караганнику, скот пусть будет!»).
В благопожеланиях в качестве сравнения используются животный и растительный мир, эталонные имена буддийских божеств, сказочно-мифические названия гор, характерные для сказок и эпоса. При восхвалении борцов их уподобляют животным и птицам, которые в народном понимании олицетворяют силу и ловкость. Основной функцией сравнений в жанрах благопожеланий и восхвалений является создание зримого восприятия слушателями чувственных образов. Кроме того, сравнения могут также указывать на количество, размер и форму (алдын «золотой», монгун «серебряный», авыралдыг «благодатный» хайыралыг «милостивая» и т.д.).
Также (ак «белый» - в значении «священный», «чистый», алдын «золотой» - в значении «богатый», кызыл «красный» - в значении «красивый», «прекрасный» и т.д.) передают богатую цветовую гамму природных реалий и являются метафорическими.
В восхвалениях масти коней: кара-хурен «темно-коричневый»,кара-доруг «темно-гнедой» и т.д
Положительная характеристика борцам и скакунам (тулган дыыжы кулактарлыг - «с чуткими ушами»; кош дуюглуг - «со стальными копытами»).
В жанре благопожеланий в большинстве случаев встречаются оценочные эпитеты
(чараш кежээ кыс «красивая трудолюбивая дочь»;
алгыг чаагай чайлаг «широкое, красивое летнее стойбище»).
Достоинства героя (эгинниг кижи тутчуп шыдавас «плечистый человек не сможет одолеть»), во многих благопожеланиях с помощью этого же эпитета адресату желают иметь подобные качества.
Для богатыря и его коня:
(Дуктуг даванныга четтирбес,/ Чуглуг кудуруктугга баштатпас -
«Шерститоногим [зверям] его не догнать, / Хвостатым пернатым не быть впереди его»). Используются и в благопожеланиях, чтобы полнее выразить основные мысли доброго ,
«пожелания (Азыраан малы / Аал сынмас болзун! / Эдилээн эди / Эгш ажыг болзун! - Выращенный скот / Пусть не вмещается во дворе! /' Нажитого добра / Выше плеч пусть будет!)
К духу-хозяину минерального источника обращаются с заклинанием: «Човуланым чоттундуруп бер, аарым арылдырып бер - «Сотри мое мученье, очисти мою болезнь».
Иносказание. Оно широко представлено в охотничьих заклинаниях, где дается описательная характеристика зверей, их внешнего облика и повадок, поскольку у тувинцев называние зверей было табуированным
(Сорар чаглыындан,/ Чодур мыйыстыындан -
«Имеющего жирное мясо, имеющего ветвистые рога...»).
Иносказания молодоженам- желали им быть хозяевами многочисленного скота и нажитого добра: Хову кежер доозуннуг болзун! / Арт ажарда бараанныг болзун\ - Переходя степь, пусть пыль поднимают / Переходя перевал, пусть вьюк имеют!/
«Тувинский национальный танец «Ойтулааш»
Цель:
- учить выполнять характерные тувинские танцевальные движения рук и ног.
Задачи:
- разучить тувинские национальные с узорными движениями рук;
- развивать музыкально-ритмические навыки и совершенствовать умение слышать музыку и выполнять движения под музыку, реагировать на изменение характера музыки;
- закрепить ранее изученные движения рук, отрабатывать их выразительность;
- развивать внимание, мышление, память, быстроту реакции, танцевальную память;
- продолжать развивать физические навыки, двигательную активность,
- учить умению взаимодействовать в коллективе.
Оборудование:
- Игрушка тувинской юрты ,фотографии танцевальных движений схема;
- аудиозапись «Песни Ойтулааш;
Ход занятия:
-
Танец «ОЙТУЛААШ».
Музыкальное сопровождение - аудиозапись.
Описание (фото) танца:
Конкурс благопожеланий:1. Что такое благопожелания?
2. Каковы формы благопожеланий? 3. Какие применяете благопожелания в НОД?