Рабочая программа по ИЗО 8 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ,  М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ИЗО 8 класс

Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г. и рабочих программ «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011г. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Структура рабочей программы

- Титульный лист.

- Разделы рабочей программы:

Раздел I. Пояснительная записка.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Раздел III. Содержание учебного курса.

Раздел IV. Тематический поурочный план.

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.

- Лист изменений.


Специфика учебного предмета


Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры - используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный).


Цели и задачи


  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Содержание учебно-методического комплекта


Программа (авторская)

Примерная программа начального и основного общего образования 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» Министерства образования РФ, М. «Просвещение», 2011 г.

Рабочие программы «Изобразительное искусство» 5-9 кл., составитель Б.М. Неменский, М. «Просвещение», 2011 г.

Учебник

«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8 класс. Под редакцией Б. М. Неменского. М. «Просвещение» 2012 г.

Методическое пособие

«Изобразительное искусство» 8 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Волгоград «Учитель» 2006 г.


Место предмета в учебном плане


Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классах в объеме 175 часов. Настоящая программа предусматривает изучение курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год).

Раздел II. Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

1

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

8

2

Художественный язык конструктивных искусств.

8

3

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

12

4

Образ человека и индивидуальное проектирование.

7


35

Раздел II1. Содержание учебного курса

Дизайн и архитектура в жизни человека.

Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.

Художник - дизайн - архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры:

  • Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

  • Прямые линии и организация пространства.

  • Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

  • Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

  • Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.

  • Многообразие форм полиграфического дизайна.

Художественный язык конструктивных искусств:

  • Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

  • Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

  • Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

  • Важнейшие архитектурные элементы здания.

  • Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

  • Форма и материал.

  • Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

  • Город сквозь времена и страны. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого.

  • Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

  • Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

  • Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

  • Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

  • Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

  • Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Образ человека и индивидуальное проектирование:

  • Мой дои - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

  • Интерьер, который мы создаем.

  • Дизайн и архитектура моего сада.

  • Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

  • Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

  • Автопортрет на каждый день.

  • Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

  • Моделируешь себя - моделируешь мир.

Раздел 1V. Тематический поурочный план


№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. 8 часов.

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Задания:

  1. Расположить на формате один большой прямоугольник и обрезая его добиться баланса массы и поля.

  2. Уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.

Знать

- определение композиции и ее закономерности;

- типы композиций;

- центр внимания в композиции: доминанта;

Уметь

организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.

2

Прямые линии и организация пространства.

Задания:

  1. Введение в композицию от трех до пяти прямых линий.

  2. Выполнение коллажно - графических работ с разными композициями.

Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.

Уметь выполнять коллаж на заданною тему.

3

4

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.

Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Уметь

- применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.

5


Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Создать эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и симметрического изображения.

Знать определение шрифта: буквы, объединенные одним стилем графического начертания.

Уметь использовать шрифты в композиции.

6

7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции.

Задания:

  1. Прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике.

  2. Изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.

Знать

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

Уметь применять правила дизайнерской грамоты.

8

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

Знать

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.

Уметь выполнять коллажную композицию.

Художественный язык конструктивных искусств. 8 часов.

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Задания:

  1. Прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа - схемы.

  2. Баланс объема и поля на макете.

  3. Баланс объемов.

Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

Уметь прочитать плоскостные композиции.

10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Задания:

  1. Прочтение линии как проекции объекта.

  2. Построение трех уровней рельефа.

  3. Добавление архитектурного объекта.

Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счет большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.

12

13

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Проектирование объемно - пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.

Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.

14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Задания:

  1. Аналитическое упражнение - исследование формы вещей.

  2. Проектное упражнение на функциональное использование формы.

  3. Создание тематической образно - вещной инсталляции на выбранную тему.

Знать

- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи;

- понятие инсталляция.

Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

15

Форма и материал.

Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги - скороходы, ковер - самолет, автомобиль и т.п. (полуфантастическое соединение функций).

Знать

- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;

- взаимосвязь формы и материала.

Уметь использовать разнообразные материалы.

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.

Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь работать по воображению.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. 12 часов.

17

18

Город сквозь времена и страны. Образно - стилевой язык архитектуры прошлого.

Графическая зарисовка или фото - коллаж исторического здания или уголка города определенного стиля и эпохи.

Знать

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.

19

20

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Знать

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕМАС;

- имена архитекторов начала ХХ века.

Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.

21

22

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Задания:

  1. Аналитическое прочтение схем городов.

  2. Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Знать

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.

Уметь создавать композиционный макет пространства.

23

24

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Создание рисунка проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д.

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.

Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.

25

26

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.

Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.

27

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т.п.), использование имитирующих фактур.

Знать термин ландшафтная архитектура.

Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

28

Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Коллективная работа - создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов.

Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.

Образ человека и индивидуальное проектирование. 7 часов.

29

Мой дои - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) - основная конфигурация.

Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны.

Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.

30

Интерьер, который мы создаем.

Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.

Знать принципы организации пространства квартиры.

Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.

31

Дизайн и архитектура моего сада.

Задание:

  1. Создание плана земельного участка.

  2. Макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся).

Знать

- композиционные приемы паркового дизайна разных стилей;

- фитодизайн (икебана).

Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.

32

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Создание своего собственного проекта вечернего платья - рисунок или рельефный коллаж.

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.

Уметь работать над эскизом костюма.

33

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и т.п.), подбор цветовой гаммы.

Знать

- демократичность в моде;

- принцип функциональности.

Уметь трансформировать одежду.

34

Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

  1. Рисование прически и макияжа на фотографии.

  2. Упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре».

Знать

- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и прическа являются продолжением костюма;

профессии стилиста и визажиста.

35

Моделируешь себя - моделируешь мир.

Участие в выставке творческих работ.

Понимать и уметь доказывать, что человеку, прежде всего нужно «быть», а не «казаться».


Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki

artvek.ru/dekor07.html

artproejekt.ru/library/rus18/st019.html

ntrst.ru/public.cms/?eid=690551

museum.ru/N31505

franky-boy2livejournal.com/191069.html

ellada.spb.ru




© 2010-2022