Методическая разработка ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ПОДВОДНЫЙ МИР»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ММетодическая разработка ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ПОДВОДНЫЙ МИР»етодическая разработка

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ПОДВОДНЫЙ МИР»

Ушакова Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительное искусство - это один из первых языков, которым люди могут выразить свои чувства. Изобразительное искусство таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю своего замысла, так и зрителю.

Изобразительное искусство раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Данное занятие входит в раздел образовательной программы «ИЗО-студии «Палитра» - «Живопись» и направлено на нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей, учитывает их интересы, возрастные особенности, обеспечивает активизацию творческих способностей детей.

Класс

2 класс

Предмет

Изобразительное искусство

Тема

«Подводный мир»

Используемая образовательная система (методика, технология)

Технология проблемного обучения.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которой ученик учится мыслить, творчески усваивать знания.

Источник информации

  1. Костерин Н.П. «Учебное рисование»

  2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе»

  3. Стебловська Л.Б. «Учимся малювати»

  4. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»

Цели и задачи занятия

Цели:

Научить изображать рыб разных форм в водной среде обитания.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение последовательно проводить работу над рисунком, изображать характерные очертания рыб

  • закрепить знания о теплых и холодных тонах.

Развивающие:

  • развивать умение рисовать по памяти и представлению разнообразных рыб, точно передовая ее характерные особенности.

  • развивать умение рисовать плавными движениями кисти овальную форму (контуром или закрашивая контур). Добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов (голубой цвет воды с добавлением теплых оттенков)

  • развивать эстетическое восприятие подводного мира

Воспитывающие:

  • способствовать развитию интереса к искусству;

  • способствовать воспитанию аккуратности, настойчивости в работе.

Условия осуществления мероприятия (предварительная подготовка)

Для проведения данного занятия был разработан план-конспект, схема поэтапной работы рисования рыбки, составлялась презентация к занятию с использованием сказочных героев, значки художника.

До начала занятия: подготовка кабинета, учебно - методического материала в том порядке, в каком будет необходим по ходу ведения занятия. На доске вывешены наглядные пособия, детские рисунки, таблицы.

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, доска.

Дедуктивные средства

  • репродукции художников

  • презентация «Подводный мир»

  • рисунки детей

  • музыкальное произведение (Ванесса Мэй)

  • художественные принадлежности: белый лист бумаги, акварельные краски, кисти № 2, 7, банка для воды, простой карандаш, ластик, салфетка, мел.

Использованная литература (наименование учебника)

  1. Алехин А. Д. «Изобразительное искусство. Художник, Педагог. Школа». (М., 1994г.).

  2. Волков И. П. «Приобщение школьников к творчеству». (М., 1991г.).

  3. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». (М., 1998г).

  4. Михейшина М.В. «Уроки рисования» (Минск, 2007г.).

  5. Соколышкова Н.М.«Основы рисунка» (1ч.).

  6. Интернет-источники


Ход занятия:


Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент. 3 мин

Задачи педагога: Подготовить учащихся к работе на занятии и настроить на эффективную работу.

Метод: беседа

Задача учащихся: Проверить свою готовность к занятию.

Метод: самопроверка

Критерии достижения цели:

Полная готовность группы, настрой на совместную коллективную работу.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Психологический настрой.

Педагог: Добрый день, ребята! Я очень рада, что сегодня могу с вами поработать! Меня зовут Елена Анатольевна, я педагог дополнительного образования по ИЗО иск.

Сейчас посмотрите на свои парты, проверьте: Всё ли у вас готово к занятию? (краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, альбом).

Слайд: художественные принадлежности

Итак, начнем занятие!

Звучит сигнал…..

Педагог: Ой! Кажется, к нам кто-то пришёл! Посмотрим, кто там?

Дети: Да!

На экране появляется слайд с рыбкой, которая передает послание.

Педагог читает: «Морская ведьма Урсула поймала всех рыб морского царства и хочет из них сделать экспонаты для своего музея! Если вы хотите помочь вернуть рыбок в подводное царство, то Урсула согласна обменять рыб на морские картины учеников 2 класса и организовать из них выставку!»

Педагог: Ребята! Поможем рыбкам вернуться на дно морское?

Дети: Да, поможем!

Педагог: Итак, значит тема сегодняшнего занятия «Подводный мир».

Слайд: с темой

Педагог: Ребята, как вы думаете, что такое подводный мир?

Дети: Подводный мир - это то, что находится под водой.

Слайд: красочного подводного мира

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу. 2 мин

Задачи педагога:

1. Обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности

Метод (прием): беседа, работа с презентацией.

Задачи учащихся:

- Закрепить понятие «подводный мир», знания о строении рыб;

- Уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности, выполняя задания.

- уметь оценивать себя.

Методы: индивидуальная работа, самопроверка, возникновение проблемной ситуации.

Критерии достижения целей:

В ходе создания проблемной ситуации учащийся должен знать хорошо морских обитателей

Цель: активизация опорных знаний и умений по изучаемой теме.

Проверка знаний учащихся (вместо проверки домашнего задания) вопросы:

Ребята! давайте вместе вспомним:

Какие обитатели живут под водой?

Дети: рыбы, акулы, кальмары, осьминоги и т.п.

Слайд: разнообразных рыб и обитателей (больше показать рыб)

Педагог: Есть ли под водой растительность, и какая?

Дети: водоросли, кораллы и т.п.

Слайд: с морской растительностью

А теперь подумайте и ответьте на вопрос:

  • как вы понимаете теплые и холодные тона?

  • как смешивают цвета? (если смешать синий и красный цвета, какой цвет получится?)

Педагог: Молодцы! Вижу, вы имеете представление о том, какой он «Подводный мир»

Слайд водная среда с рыбами

Посмотрите на эти картины (рисунки, слайд) и давайте представим, что мы находимся на морском дне.

Как красиво здесь, сколько рыбок разных, как в сказке!

Изучение нового материала. 15 мин

Цель: Сформировать представление об обитателях подводного мира научиться изображать их на листе карандашом и в цвете

Задачи педагога:

1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

2. Показать разнообразие форм и красок обитателей подводного мира.

3. Познакомить с последовательностью выполнения работы.

Задача учащихся: следуя указаниям педагога нарисовать эскиз

Метод: репродуктивный

Критерии:

Уметь самостоятельно изображать морских обитателей на листе

Цель: сформировать представление о подводном мире (водной среде), научить изображать морских обитателей на листе карандашом и в краске

Педагог: Думаю, пора нам освободить рыбок из плена Урсулы, и приступить к работе!

Педагог: Ребята! Возьмите в руки простой карандаш и повторяйте все действия за мной, я буду рисовать на доске мелом.

Сейчас мы с вами вместе нарисуем одну рыбку, еще одну вы нарисуете самостоятельно, что бы картина получилась живой, помните, что рыбы могут плавать в разных направлениях (вверх, вниз, влево, вправо)

Слайд рыбок разных форм - круглые, овальные и тд.

Посмотрите на доску, чтобы нарисовать рыбу нам необходимо:

1. Отложить два основных размера - длину и ширину, у нас получился прямоугольник. В этом прямоугольнике должна будет поместиться вся рыба вместе с головой, плавниками и хвостом.

2. Затем отмеряем длину для головы и хвоста.

3. Отмечаем сверху и снизу плавники,

4. Рисуем овал туловища с головой;

5. Плавно соединяем туловище с хвостом.

6. После этого прорисовывается - голова, плавники, глаза, рот, чешуйки и плавниковые лучи.

Дети рисуют набросок карандашом - рыбку с педагогом

А теперь попробуйте нарисовать рыбку самостоятельно..

Рыбки живут в воде, поэтому в начале, мы рисуем воду с морским дном, а воду будем рисовать «по-сырому». Для начала мы большой кисточкой, которая у вас лежит на столе, мочим чистой водой лист бумаги, затем берем синий цвет и накладываем краску сверху слева направо, добавляя к нему теплые оттенки - желтый - цвет солнца, чуть-чуть красного и затем продолжаем синим цветом до конца листа.

А теперь нам нужно нарисовать дно.

Педагог: Из чего состоит морское дно?

Дети: Из песка, камней.

Педагог: Правильно.

Поэтому сейчас рисуем песок, методом «тычка» рисуем камни, а затем рисуем водоросли тонкими волнистыми линиями.

дети рисуют

слайд морского дна

4. Закрепление: 8 мин.

Задача педагога: Помочь привести к правильному ответу на проблемный вопрос, закрепить усвоение нового материала.

Помочь разобраться учащимся, которые не освоили новый материал.

Метод(прием):

Фронт беседа, работа с тестом.

Задача учащихся:

- закрепить полученные знания, уметь оценивать себя, работать самостоятельно.

Цель: Проверить усвоение нового материала

А теперь давайте немножко отдохнем и вместе проведем физкультминутку

«Морское путешествие»

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

Движения руками выполнять соответственно тексту.

Педагог: Вот мы и отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Вам нужно раскрасить обе рыбки. Напоминаю вам, что время у нас ограничено, у вас есть только 7 минут

Звучит тихая музыка (подобрать музыку и вставить в слайд надо как то)

В процессе самостоятельной работы педагог проводит индивидуальную работу, если нужно устранить массовую ошибку - показывает на доске. Контролирует, как дети справляются с заданием.

Дети выполняют работу в цвете.

Педагог: Заканчиваем свои работы.

Звучит сигнал …

Педагог: Ребята! Наверное, это Урсула. Вы успели нарисовать свои картины??? Я хотела бы на них посмотреть… Поднимите рисунки и покажите их …..

Демонстрация работ учащихся.

Слайд говорит Урсула (морская ведьма):

Молодцы! Вы помогли мне, я смогу организовать выставку, за это я отпущу всех рыбок…..

Слайд… рыбки в подводном мире стая

Педагог: ребята! ВЫ - МОЛОДЦЫ! Освободили всех рыбок из плена Урсулы и помогли ей организовать морскую выставку. Вы - настоящие художники и поэтому каждый из вас сегодня получит значок художника.

5. Задание на дом 2 мин

Задачи педагога:

Дать анализ и оценить успешности достижения цели и наметить перспективу последовательности саморазвития дома с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на занятии.

Задачи учащихся:

Разобраться, что нужно сделать дома, (запомнить) записать домашнее задание.

Критерии:

Полное предоставление того, что надо сделать дома к следующему занятию.

Получена реальная оценка за работу на занятии.

Цель: Углубить знания учащихся о морских представителях и водной среде, закрепить учебный материал в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний.

Педагог: Ребята! я прошу вас, понаблюдайте, каких птиц можно встретить в городе? Какой они окраски? Так как на следующем занятии мы будем учиться рисовать птиц.

Ребята! Понравилось вам занятие? Поднимите руку! Спасибо!

Наше занятие окончено. Всем спасибо за хорошую работу!

Методические советы по организации и подведению итогов

В процессе самостоятельной работы предоставляется учащимся творческая свобода, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята развешивают свои работы на специальную подставку и вместе с педагогом выбирают лучшие работы. Педагог не забывает похвалить каждого учащегося, отметить в работе то, что лучше всего удалось.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение основ изобразительной грамоты в области рисунка - сложный познавательно-практический процесс, важнейшее место в котором занимает эмоционально-активное и художественно- творческое отношение к явлениям окружающей действительности.

Занимаясь изобразительной деятельностью на занятиях, ребенок приобщается к разнообразной жизни искусства. Занятие могут помочь ему посмотреть на мир глазами творца, ощутить себя художником.

Научиться рисовать, как ныне утверждают представители психологи и педагоги, может каждый здравомыслящий человек, начиная с любого возраста.

Подтверждают подобный взгляд, проведенные в некоторых странах эксперименты по обучению основам изобразительной грамоты, давшие положительные результаты. Например, мысль Дени Дидро о том, что «страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерства», диктовалась условиями трудовой и общественно-духовной деятельности людей. Представить себе всеобщую изобразительную грамотность людей, конечно, очень трудно, но в таком случае, вероятно, общество развивалось бы иным, более прогрессивным образом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Использованные при разработке занятия:

  2. Алехин А. Д. «Изобразительное искусство. Художник, Педагог. Школа». (М., 1994г.).

  3. Волков И. П. «Приобщение школьников к творчеству». (М., 1991г.).

  4. Кослинская В. Б. «Основа изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». (М., 1997г.).

  5. Программа для внеклассной работы живопись, графика, скульптура. (Пед. ред. Федоровой М. С. М., 1989г.).

  6. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». (М., 1998г).

  7. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». (Ярославль, 1997).

  8. Соколышкова Н.М. «Основы рисунка» (1ч.), «Основы живописи» (2ч.), «Основы композиции» (3ч.), «Краткий словарь» (4ч.). (Обнинск, 2006г.).

  9. Червонная С.М. «Изобразительное искусство Советской Татарии». (М., 1993г.).

  10. Шорохов Е.В. «Композиция» (М., 1996г.).


  1. Рекомендуемая литература для детей объединения:


  1. Лишкова С.Г. «Рисование 6 - 7 лет». (М., 2006г.).

  2. Лункевич Л.В. «Рисование 5 - 6 лет». (М., 2007г.).

  3. Михейшина М.В. «Уроки рисования» (Минск, 2007г.).


© 2010-2022