Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

В работе учащиеся  ищут  ответ на вопрос: «Куда ведут корни каргопольской игрушки»? Они занимаются исследованием традиций русского народа, выявляют особенности возникновения и развития традиций каргопольской глиняной игрушки в России, рассматривают  особенности ее образно-художественного решения, в заключительной главе описывают  особенности бытования игрушки в современное время, предлагают  перспективы развития традиций каргопольской глиняной игрушки. Собранная в работе информация по истории возникновения и развития каргопольской глиняной игрушки, а также по образам, традициям формообразования и декорирования глиняной игрушки служит хорошим материалом для проведения уроков лепки народной глиняной игрушки. Приведённый в работе ход выполнения комплекта каргопольских игрушек, является хорошим руководством по изготовлению каргопольской игрушки в целом, а также даёт полную информацию об особенностях традиций лепки глиняной игрушки в Каргополье. Проведенное исследование помогает  осознать, что хотя   в глиняные фигурки уже давно не играют, они стали произведениями малой декоративной скульптуры, у которых не только богатое прошлое, но и широкое будущее. Людям нужны не одни земные блага, нужны и сказки. Они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №68»

Проектная работа по изобразительному искусству

«Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?».

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Выполнили: Кухтина Анастасия,

Калинина Влада, учащиеся 6 класса

Руководитель проекта: Муралова Марина Николаевна

г. Лодейное Поле

2014г.



Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………………..............2

1.Введение…………………………………………………………………………………….....

2. Глиняная игрушка как направление в народном декоративно-прикладном творчестве России...........................................................................................................................................

3. Традиции каргопольской глиняной игрушки и особенности её образно-художественного решения.........................................................................................................

3..1 Зарождение промысла.....................................................................................................

3.2. Сюжеты и образы каргопольской игрушки...................................................................

3.3. Истоки каргопольской игрушки....................................................................................

4. Технология изготовления каргопольской игрушки.............................................................

4.1. Заготовка сырья...............................................................................................................

4.2. Лепка и сушка..................................................................................................................

4.3. Роспись игрушки............................................................................................................

5. Современное развитие промысла..........................................................................................

6. Заключение..............................................................................................................................

7. Литература…………………………………………………………………………………





Паспорт проекта

Наименование проекта

«Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Исполнитель

Калинина Влада, Кухтина Анастасия

Цель

Выявить особенности возникновения и развития традиций каргопольской глиняной игрушки в России, самостоятельно выполнить глиняную игрушку на основе каргопольской традиции.

Задачи

Определить место и роль традиций каргопольской глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России;

исследовать историю, традиции каргопольской глиняной игрушки и особенности ее образно-художественного решения;

выполнить каргопольскую игрушку на основе традиции.

Руководитель

Муралова Марина Николаевна

Год разработки

2014 уч. г.

Предметная область

Изобразительное искусство

Учебная тема (к котором ваш проект имеет отношение)

Древние корни народного искусства.

Тип проекта

Исследовательский

Технологии

Методы сбора информации - работа с печатными изданиями, посвящёнными каргопольской народной глиняной игрушке, с интернет источниками, метод опроса, лепка изделия в стиле каргопольских традиций.

Краткая аннотация проекта.

В работе мы ищем ответ на вопрос: «Куда ведут корни каргопольской игрушки»? Мы занимаемся исследованием традиций русского народа, выявляем особенности возникновения и развития традиций каргопольской глиняной игрушки в России, рассматриваем особенности ее образно-художественного решения, в заключительной главе описываем особенности бытования игрушки в современное время, предлагаем перспективы развития традиций каргопольской глиняной игрушки.

Сроки реализации проекта

Февраль-март 2014г.

Ожидаемые результаты.

Собранная в работе информация по истории возникновения и развития каргопольской глиняной игрушки, а также по образам, традициям формообразования и декорирования глиняной игрушки служит хорошим материалом для проведения уроков лепки народной глиняной игрушки.

Приведённый в работе ход выполнения комплекта каргопольских игрушек, является хорошим руководством по изготовлению каргопольской игрушки в целом, а также даёт полную информацию об особенностях традиций лепки глиняной игрушки в Каргополье.

Проведенное исследование помогает осознать, что хотя в глиняные фигурки уже давно не играют, они стали произведениями малой декоративной скульптуры, у которых не только богатое прошлое, но и широкое будущее. Людям нужны не одни земные блага, нужны и сказки. Они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее






1. Введение.

Вещи, окружающие человека, всегда говорят о его жизни, духовно-материальном состоянии, тем более, вещи рукотворные, художественные. В них точно выражен жизненный опыт, и каждый такой предмет - носитель этого опыта, идущего иногда из глубоких исторических периодов. Предметы эти имеют особую духовную ценность, хранят память культуры. Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде и красоте. Рукотворные изделия, а в их числе и игрушки, всегда были необходимы людям, и не только для практических целей. Они служили и служат специфическим средством общения, понятным и близким для большинства. Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает внимание специалистов. Ее изучают историки, археологи, этнографы, педагоги, искусствоведы, художники. За это время о ней написаны монографии, научные и популярные статьи.

Благодаря этому сегодня о народной игрушке известно многое: историко-культурная роль, происхождение и бытование в народной среде, художественная природа, места промыслов и мастера-игрушечники.

Художественное своеобразие игрушки обусловлено ее исторически изменчивыми социальными функциями. Прежде всего, она была тесно связана с детским бытом, с игрой - главным проявлением духовной

жизни ребенка. Только в игре полностью раскрывается художественный образ игрушки, ее нравственная ценность. Важное значение имеют и другие функции игрушки: в прошлом - обрядовая; магическая, эстетическая.

По всей территории России разбросаны десятки крупных и мелких центров игрушечного производства. И каждый из них - это новая, интересная страница в истории русской игрушки, частица народной культуры.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Игрушка как ценный образец народной культуры не утратила своего значения для современности. Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Перейдя в мир взрослых в качестве подарка, сувенира, украшения интерьера, она продолжает свою воспитательную миссию, гармонизирует наш внешний и внутренний мир, делает нас более добрыми и отзывчивыми к красоте. Игрушка знакомит с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства.

Выбирая тему для своего проекта, мы провели небольшой опрос среди наших сверстников и взрослых. Цель опроса: выяснить, что знают ли люди о традициях народных глиняных игрушек в России? Результаты оказались плачевными.

90% взрослых и 75% учащихся вспомнили только несколько названий ведущих игрушечных промыслов (в основном называлась Дымковская игрушка, село Дымково. На этом их знания заканчивались). Мы задали вопрос: «Знакомы ли вы с каргопольской игрушкой? Какие образы изображали мастера в глине?». Только 5% взрослых смогли вспомнить кое-что о данной игрушке, 25% учащихся назвали г. Каргополь и образ Полкана. Из этого мы сделали вывод, что мы мало уделяем внимания знакомству с традициями, культурой нашего народа. Иностранные туристы, приезжающие в нашу страну на экскурсии, порой знают о наших традициях больше, чем мы сами.

Мы выбрали тему своего проекта: «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?».

Цель данной работы - выявить особенности возникновения и развития традиций каргопольской народной глиняной игрушки в России, выполнить глиняную игрушку на основе каргопольской традиции.

Объектом исследования стали традиции каргопольской народной глиняной игрушки и сама игрушка.

Предметом исследования - образы, традиции формообразования и декорирования каргопольской глиняной игрушки.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач исследования:

-определить место и роль традиций каргопольской глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России;

-исследовать историю, традиции каргопольской глиняной игрушки и особенности ее образно-художественного решения;

-описать традиции народной глиняной игрушки в России

в современный период;

-выполнить игрушку на основе каргопольской традиции.

Мы использовали следующие методы сбора информации - работа с печатными изданиями, посвящёнными русской народной глиняной игрушке, с интернет источниками, опрос людей.

Использованные в работе литературные источники выбраны в виду их взаимодополняемости, полноты информации, богатого иллюстративного материала.

2. Глиняная игрушка как направление в народном декоративно-прикладном творчестве России.

На территории России в давние времена жило огромное количество самых разных племён, которые перемещались по нашей территории не единожды. Глиняная игрушка также одно из доказательств этой смешанности.

Глина - материал хрупкий и недолговечный. Несмотря на очевидные даже по Москве XVI- XVII веков большие масштабы производства глиняных игрушек, их дошло до нас мало, так как они легко ломались, разбивались и уходили с поколениями людей. В собраниях музеев русская глиняная игрушка представлена главным образом произведениями второй половины XIX-начала XX века. По сравнению с деревянной игрушкой, коллекции эти не столь обширны и почти не изучены: интерес к глиняной пластике возник довольно поздно, а изучение ее затрудняют особая традиционность, известное однообразие и устойчивость форм и образов.

Находки археологов в Москве свидетельствуют о том, что уже в XVI-XVII веках глиняные игрушки были произведениями развитой народной пластики.

Гончарство и глиняные игрушки были изначально неразрывно связаны между собой. Со временем мелкая глиняная пластика (игрушка) выделилась, став самостоятельной областью народного искусства. Причём, во многих населённых пунктах потребность в игрушке оказалась даже выше, чем в глиняной посуде. Тем не менее, эти виды художественного творчества никогда не теряли связи между собой, однако развивались уже параллельно. В технике изготовления и оформления изделий они имели много общего. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве.

И лепили ее, наряду с мисками, кувшинами и горшками, часто не гончары-мужчины, а женщины и Дети. Лепили для себя, забавы ради, а со временем - на продажу, приурочивая к ярмаркам и веселым народным праздникам. Лишь в нескольких местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, подверженным воздействиям моды и городских запросов. Но, как правило, она жила и развивалась в крестьянской среде, и поэтому в ней нашли яркое выражение характерные черты крестьянского народного творчества.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства.

Несмотря на то, что с XVII-XVIII веков в Россию стали завозить дорогие игрушки из Франции и Германии, производство народной игрушки не прекратилось, а в XVIII-XIX веках даже достигло невиданного расцвета. В этот период окончательно складываются центры изготовления игрушки на продажу.

Народная игрушка имеет немало черт, сближающих её с декоративно-прикладным искусством, но народное творчество значительно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства. Работа народных мастеров носит характер традиционного коллективного творчества. Основные приёмы обработки материала, круг образов, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих безыменных мастеров. Художественный вкус, эстетические воззрения шлифуются в коллективном творческом опыте. Здесь по существу нет автора. Автор - народ.

Отсюда и особенности языка народного творчества, которые дали повод искусствоведам говорить о «народном примитиве». Изделия народных мастеров грубоваты, в них нет особого разнообразия приёмов работы с материалом, но они всегда в высшей степени искренни, просты, не несут и следа вычурности, манерности. Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребёнке - вот главные задачи, которые ставит и успешно решает русский народ, вкладывающий в своё творение всю душу, всё тепло, свои представления о прекрасном.

В русской игрушке самый лютый хищник приветлив, обаятелен, добр. Медведь несёт в лапах подарок человеку. Лев смирен, трогателен и немного даже забавен, как котёнок. Крокодил наигрывает на балалайке.

Русская декоративная пластика часто сентиментальна, ещё чаще овеяна добрым, незлобивым юмором. Самобытная народная игрушка не однообразна. При общих чертах, позволяющих сразу и безошибочно определить русскую игрушку, в каждой местности сложились оригинальные стилистические оттенки. Каждый промысел имеет cвои особенности.

3. Традиции каргопольской глиняной игрушки и особенности её образно-художественного решения.

3..1 Зарождение промысла.

Начали свое исследование мы с виртуального знакомства с городом Каргополем, родиной игрушки. И вот, что мы узнали.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Каргополь - маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Удивительно щедра эта земля! Полной мерой таланта и мастерства наделила она людей. А они по силе и таланту создавали на этой земле красоту.

Жизнь здесь, в далекой северной провинции, по своему укладу всегда отличалась от жизни среднерусских городов большей основательностью и большей свободой. И еще, пожалуй, более тесным единением с природой. Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Севере, проявилась во всей своей силе.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Основанный, вероятно, в XI-XII веках проникшими сюда на своих ладьях-ушкуях по озерам и волокам с Белозерских земель новгородцами, а может быть, первоначально возникший как чудское поселение, Каргополь уводит исследователей во времена гораздо более ранние уже при попытке расшифровать его название, в котором чудится античный полис. По одной из многочисленных версий, названию действительно приписывается греческое происхождение, поскольку язык Эллады был знаком Руси через Византию. В таком случае оно должно переводиться как "корабельная пристань". Придя сюда с Волги, Оки и Камы, люди обосновались на возвышенностях по берегам рек уже четыре тысячелетия назад.

Среди находок дошли до нас и многочисленные образцы зарождавшегося в те далекие времена керамического искусства, причем орнамент их столь своеобразен, что привел к введению в научный оборот понятия Каргопольская культура. В ближайших окрестностях Каргополя учёные открыли следы почти ста стоянок эпохи неолита - времени зарождения керамического искусства. Дошли до нас и многочисленные образцы глиняной каргопольской посуды тех времён. Наряду с керамикой, в орнаментах которой господствуют круглые, овальные, прямоугольные и ромбические ямки, есть керамика с преобладанием гребёнчатых орнаментов… в виде зигзага, треугольников, пересекающихся полос, образующих узор в виде сети и т.д. Эти элементы орнамента сохраняет роспись каргопольской игрушки в наиболее древних типах пластики, обращает на себя внимание и типологическая близость её образов к глиняным изображениям животных, птиц, человека, всадника из раскопок. Они восходят к пластике VII-VI в. до н.э. Знаковые начертания и сами образы животных и человека, имеющие в древности культовое, магическое значение, сохранились надолго в сознании крестьянина-землепашца как нечто существенно значимое, жизненно важное, выражаемое символикой пластического образа, начертанием линий и росписью. Это направление каргопольской игрушки выделяет архаичность образа, монументальность малой пластики, гармоничность в сочетаниях её с росписью. Славянская традиция, вобравшая традиции античной и финно-угорской культуры, просматривается здесь со всей очевидностью.

3.2. Сюжеты и образы каргопольской игрушки.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Творчество одаренных мастеров, принесших славу промыслу, возрастало на традиционной народной культуре. Достижение отдельных мастеров глиняной игрушки становились достоянием всего промысла, это способствовало взаимному развитию и обогащению творческого языка всего промысла. Если присмотреться к игрушкам, то в мотивах их росписи и приёмах письма, в отношениях цветовых - красным, чёрным, охристым по белому фону, что типично для каргопольской пластики, - можно обнаружить большое сходство с росписью подзоров и наличников величавых двухэтажных рубленых изб.

Природа каргопольской игрушки выдает в ней два источника. Оба они связаны с северной деревней, с ее замедленным ритмом однообразной жизни, вековыми традициями, отдаленностью от большой городской культуры

Мастера-игрушечники 1930-1940-х годов в своем творчестве жили прежде всего впечатлениями окружающей жизни. Отсюда сюжеты и образы каргопольской игрушки, отражающие быт, досуг, нехитрые занятия местных жителей - крестьян, крестьянок и небогатых горожан. Реальные наблюдения служили мастерам материалом, из которого они выбирали только то, что говорило об отдыхе, празднике и веселье, и не просто воспроизводили виденное, но поэтизировали его и возвышали до значительного, важного события в жизни крестьянина.

Другой источник образов каргопольской игрушки коренится в глубокой древности и исконном занятии местных жителей Каргополя хлебопашеством. Каргопольская игрушка, может быть, ярче и в более сложной художественной форме, чем игрушки Средней России, донесла до нас отголоски древней связи с землей, своего рода культа земли.

Появление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей еще за 6-7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.

В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

Своеобразные характеры и у зверей, также немного очеловеченных, но не теряющих при этом своей звериной природы. Среди них двухголовые кони и олени; недобрые собаки и зловещие медведи во весь рост с поднятыми лапами; важные птицы с хищными клювами-носами; то комичные, то загадочные и страшные полулюди-полузвери с масками-лицами. Каргопольская игрушка отличается особым обилием фантастических животных, необычных по сюжетам и характеру образов и неизвестных в других центрах глиняной игрушки.

Большинство игрушек - отдельно стоящие фигурки, но есть и несложные композиции из двух-трех фигур, объединенных простым действием. Все изображения фронтальны и рассчитаны на одну точку зрения. Мастера, даже не всегда расписывают игрушку полностью, подчеркивая лишь ее лицевую сторону.

Фигурки небольшого размера - 8-14 сантиметров, приземистых пропорций, с большими головами на толстой шее, длинным туловищем и короткими руками и ногами. Лепили их, как и везде, по частям: основой служил торс вместе с головой, он насаживался на юбку - у женщин или отдельно вылепленные ноги с характерным прогибом стопы и пяткой-каблуком - у мужчин. К торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, сумки и другие детали. Места соединений сглаживались, и фигурки приобретали монолитность. Обожженные игрушки покрывали белой краской, которая служила и фоном для росписи, и самостоятельным цветом в ней.

Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом:

«Берегиня» - знак Земли. Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Роспись по подолу глиняных «баб» словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя. Белоснежная женская фигурка будто вырастает из земли, являя собой образ космический: она- и само распаханное поле, засеянное семенами, и свет, разливающийся над ним.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Стоит отметить, что Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву «Буки» алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

«Медведь» - знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

«…Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет», - пела про него У.И. Бабкина

Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких - то далеких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы - все это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Олень. Лось. Баран» - знаки Неба. Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из плодородных в Каргополе культур - называли «бараном».

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

«Полкан» - знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище -как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана -лучистое солнышко. Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца. В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря -Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни. Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель» - пустота. В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе. Человек здесь -образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

«Тяни-толкай». Фигурка тяни -толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как - бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Кони, пришедшие на помощь крестьянину, заняли свое место среди образов игрушки. Каргопольские кони вызывают в памяти не только работящую коренастую крестьянскую лошадку, верную помощницу любого семейства, но и образ благородного скакового животного, какое достойно и само Солнце везти, - с лебединым изгибом шеи, нервными ногами и развевающимся по ветру хвостом. Коней просто обваривают или красят, причем не только в «натуральные» цвета, но и в огненный красный, и в небесный синий.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Свистульки-утушки и птица Сирин.

Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к

колокольне, где обычно раскладывали свой немудрёный товар каргопольские гончары.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

А еще мифическая птица счастья Сирин с женской головкой. И у всех этих симпатичнейших существ на груди, на боках, на широких сарафанах - странные, загадочные знаки - символы: овалы, кресты, ромбики с точками внутри.

3.3. Истоки каргопольской игрушки.



Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

От старых каргопольских игрушек сохранились лишь единичные экземпляры в музейных собраниях, да и те не имеют точных паспортных данных.

Поскольку игрушки делались исключительно для детворы, век их был недолог. В 60-х годах прошлого века почти невозможно было найти в деревнях игрушки 5-10-летней давности, не говоря уже о дореволюционных.

В промысле работали и мужчины и женщины. Им помогали дети лет с восьми-девяти. Гончарные изделия были основными в промысле, из остатков же глины "стряпали" игрушки. Чуть ли не каждый гончар делал "бобки" для своих детей, но на продажу игрушки делали немногие.

Игрушки, как и посуду, "обваривали": разводили в корыте болтушку из овсяной или гороховой муки и окунали туда раскаленное изделие. Запекшаяся мука оставляла черный, словно кружевной, рисунок.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Более дорогие горшки и игрушки покрывали свинцовой поливой: пережженный свинец растирали в "мучку", обожженные горшки обмазывали дегтем и посыпали этой "мучкой". После второго обжига получалась красивая блестящая поверхность.

На игрушки шла местная красная глина. Обжигали свои игрушки «по-домашнему»: после того, как 2-3 дня слепленные игрушки сохли, укладывала их в русскую печь вокруг поленьев. Когда дрова прогорят. Засыпала игрушки углями и держала так, пока не прокалятся.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Старые каргопольские игрушки отличаются архаичностью, наивной условностью лепки, раскраской в 2-3 цвета. Это, в основном, одиночные фигурки, сделанные из одного куска глины с минимальным количеством налепных деталей. Формы упрощены предельно, но именно в лепке заключена выразительность каргопольских игрушек.

Глядя на эти игрушки невольно попадаешь в далекое прошлое с той непосредственностью и теплотой, которую вложили в них руки мастера, в историю культуры, в детство наших предков, наших бабушек.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Изделиям этих мастеров свойственны лучшие черты старых каргопольских игрушек. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.

В пластике и орнаменте "глиняных баб" Ивана Дружинина сохранилась ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом языческой богини Матери - покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи. В 1930-е годы потомственный гончар деревни Гринево Иван Васильевич Дружинин (ум. 1949) дал новую жизнь местной традиции, начав делать расписные игрушки, известные ныне как «классические» каргопольские . Он лепил игрушку с детства, его чувство формы органично народному зодчеству Севера. Игрушки Ивана Васильевича Дружинина и его жены Екатерины Андреевны Дружининой - одни из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Почти все фигурки - одиночные, стоящие, среди них преобладают женские, в длинной юбке колокольчиком. Мужских фигур, - как и изображений животных и птиц,- меньше. По своей высоте все они в ширину мужской ладони и реже - в пядь. Деталей, вылепленных из единого куска глины, в них значительно больше, чем налепных. И эти последние всегда - второстепенные. Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Пластика Дружинина отмечает лишь самое главное. Руки у «баб» выполнены схематично: полукруглые, прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Они либо сложены под грудью, либо у живота. Иногда «бабы» держат младенца или блюдо с пирогами, которые органично срастаются с самой фигуркой: часто руки бывают положены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу. Их украшение состоит всего лишь из нескольких поперечных мазков, кисти рук окрашены зеленым или буро-красным цветом.

Голова у женских статуэток делается в условной манере: вытянутая, с выдающимся вперед круглым лицом и выступающим вверх подбородком, она крепится на короткой сильной шее. Налепной нос немного заострен книзу, глаза и рот намечены по сырой глине острым предметом, но чаще они рисованные. Более мелкие черты лица, а также уши, прическа отствуствуют. Головной убор напоминает широкополую шляпу, островерхий колпак с полями или цилиндрическую шапочку, а совсем редко - нечто похожее на четырехконечный крест.

У женских фигурок грудь часто обнажена, и на ней ярко-красными пятнами намечены соски. У «баб» в одеждах, выше пояса, изображены красный круг или миндалевидное зерно или большие налепные пуговицы.

Большинство женских статуэток Дружинина окрашено преимущественно известкой, и по белому фону написан узор. Композиция росписи такова, что лучше всего она смотрится спереди.

«Одеты» игрушки, как правило, в праздничные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные, словно под ними надето несколько юбок, а спереди подвязаны узорные передники. На головах - фантастические головные уборы, отдаленно напоминающие «немецкие шляпки» и салопы, широко распространенные в костюме горожанок - каргополок уже с первой половины прошлого столетия.

Мужские фигурки представляют стоящих или сидящих в длинных кафтанах с налепными в один-два ряда пуговицами крестьян и солдат, которые курят трубку, несут за спиной берестяной пестерь, играют на гармони, широко расставив ноги и изогнув стопы, что делает их устойчивее. Лепкой рук, лица, головы они схожи с женскими изображениями, как и формой широкополой шляпы. Иногда встречается и высокая с козырьком шапочка. Роспись лица состоит из намеченных черной краской глаз, у стариков борода наведена «серебром» и киноварью, а чаще красными и черными полосками.

По пластическому решению и орнаментации близки между собой скульптурки животных. Конь, корова, олень вылеплены из единого куска глины и просты по форме: у них широко расставленные конические столбики ног. Коня отличает крутой изгиб сильной шеи и маленькая голова со стоящими ушами; корову - широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, а оленя - ветвистые рога с небольшими выступами-отростками. Роспись фигурок животных также несложна: они забеливаются известкой, синим или розовым колером закрашивается голова. У лошади «в упряжке» наводится уздечка и сбруя, если же лошадка «на воле», то на ее боках, как у коровы и оленя, а также на спинах птиц помещаются большие буро-красные круги и кресты.

Одним из наиболее интересных персонажей игрушек Дружининых является медведь. Он всегда стоит на задних лапах, а в полукруглых, отделенных от тела передних держит перед собой птицу, гармонь или сосуд.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

В 1930-е годы известность Дружинина росла, о нем писали в газетах, и многие музеи страны, так же как и отдельные собиратели народного искусства, заказывали ему игрушки. Большие партии их по пятьсот штук делали они с женой для сдачи в кооперацию. У Дружининых выросло четыре дочери, но «бобки» никто лепить и красить не захотел. Талантливый мастер умер в 1949 году, но односельчане помнят и поныне его самого и сделанные им игрушки, с которыми сами выросли и растили своих детей.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.

Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

Своим художественным наследием она являет живую преемственную связь времён. В 50-60 г.г. 20 века она одна во всей округе продолжала заниматься лепкой игрушки.

Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).

Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович (1910 г.- 1980 г.). Он наладил настоящее гончарное производство, а также изготовление глиняной игрушки. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность.

Деревенская тема в игрушке осталась главной. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, нянчат детей, прядут. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара и гармонист.

В деревне Огнево игрушечник Александр Прокопьевич Давыдов лепил оленей, баранов, а мастер той же деревни Адександр Григорьевич Часовников, кроме баранов, оленей и барынь, мастерил игрушки тройки и глазурованные часовенки с куполом .

Вплоть до начала XX века в деревне Гринево Каргопольского уезда Олонецкой губернии делали поливные глазурованные свистульки, близкие по технологии обычной гончарной посуде.

Помимо Гринева, в начале XX века гончарство жило еще в шести волостях Каргопольского уезда, где наравне с посудой изготовляли также и «бобки». Кроме Гриневской игрушки славилась гончарством и деревня Ананьино. Здесь известна была игрушка семьи Рябовых, переняших мастерство от Парасковьи Бабкиной. Пластика Семёна Ивановича Рябова (1912-1984) того же архаического типа.

Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать Завьялову (р. 1913 г.), имя которой, к сожалению, знакомо совсем немногим. Наиболее интересны вылепленные ею стройные, высокие, не лишенные изящества «бабы». Их отличают гармоничные пропорции и чистый, сдержанный рисунок форм.

Мягкий податливый кусок глины в руках мастерицы Ульяны Бабкиной как бы на глазах прорастал, жил рождающейся формой. Линия контура силуэта плавна, музыкальна в своих подъёмах и спадах, в общем соответствии северному пейзажу - зелёным холмам, цветущим лугам, дремучему лесу в голубеющей дали, вьющимся рекам. Образ приобретает пространственность и в пластике и в цвете. Его Бабкина кладёт большими плоскостями, сталкивая белое с чёрным в окраске Полкана, или красный и чёрный - коня. Сам процесс создания игрушки превращается таким образом в диалог с ней. Образ рождается непринуждённо, артистично в импровизациях художника, который чувствует себя частью изображаемого мира. Колорит игрушек был зимним и летним, рождался как отзвук природе и настроению мастера. Богатый дар импровизации снискал в 60-70-х гг. Ульяне Бабкиной, живущей в далёкой деревне Каргополья, славу, перешагнувшую за пределы России. Своей жизнью и творчеством Ульяна Ивановна Бабкина соединила прошлое и настоящее старинного промысла, дотеплила его огонек до наших дней и показала путь дальнейшего его развития. Среди ее образов все сильнее звучала тема народной жизни и быта, раскрывающая духовное содержание ее земляков. Доступным ей языком игрушки запечатлела она людей труда. Простой русский человек Севера в ее глазах - нравственно здоровый, способный и дельный, одним словом, - «красный». Через внешнюю стать игрушки она показала правду и красоту его жизни, создала говорящий о духовной и физической гармонии образ современных ей жителей трудовой деревни.

Изготовление каргопольской игрушки с сохранением её удивительной пластики, простоты и выразительности является большим удовольствием, а также и делом по возрождению каргопольской игрушки в нашем веке.

Фигурки небольшого размера - 8-14 сантиметров, приземистых пропорций, с большими головами на толстой шее, длинным туловищем и короткими руками и ногами. Лепили их, как и везде, по частям: основой служил торс вместе с головой, он насаживался на юбку - у женщин или отдельно вылепленные ноги с характерным прогибом стопы и пяткой-каблуком - у мужчин. К торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, сумки и другие детали. Места соединений сглаживались, и фигурки приобретали монолитность. Обожженные игрушки покрывали белой краской, которая служила и фоном для росписи, и самостоятельным цветом в ней.

4. Технология изготовления каргопольской игрушки.

Мы изучили технологию изготовления каргопольской игрушки, которая состоит из взаимосвязанных этапов: заготовка сырья, подготовка глиняного теста, лепка игрушки, сушка, обжиг, роспись.

4.1. Заготовка сырья.

Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек' такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор - камешки, травинки - осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

4.2. Лепка и сушка.

При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда - его руки. Глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие

камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций - средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми.

Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая образность. Формы предельно упрощены.

Игрушки лепят из красной глины: сначала выполняют верхнюю часть туловища и крупную плосколицую голову на толстой шее, затем торс соединяют с юбкой женской фигурки (в мужской - с ногами), а потом уже прилепляют руки, головные уборы и разные предметы, сопровождающие игрушку. Обжиг игрушек производят в русской печи, затем их расписывают.

Наиболее древним являлся способ производства «обварной» игрушки. Для обжига игрушку ставили на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигала 800-900 градусов Цельсия. При этой же температуре обжигают игрушку и сегодня. С утра ещё горячую игрушку погружали в кипящий мучной раствор. Частички муки оседали на игрушке, и обгорали, создавая причудливые узоры на глине.

Заполнение трещин, образовавшихся в процессе обжига из-за огневой усадки, мелким шамотным песком, смешанным с клеем ПВА. Грунтовка игрушки широкой мягкой кистью белым акрилом.

4.3. Роспись игрушки.

Роспись игрушки выполняется темперными поливинилацетатными красками, а также гуашью с добавлением клея ПВА (для прочности красочного слоя).

Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна, стилизованна, напоминает северную вышивку. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.

Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к

натуральным природным оттенкам.

В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок",

символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные,

лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем.

Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная. В

сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ

И ИХ СИМВОЛИКА

" До нас так красили, и мы так красим, а почему - кто знает?..",-так сказал потомственный гончар Д.В.Шевелев.

Действительно, для многих эта роспись - не более чем геометрический узор. Чтобы узнать смысл узора, мы немало потрудились.

Отличительная черта каргопольской игрушки - стилизованный орнамент, напоминающий северную вышивку - все больше крестики, дуги , волнистые линии, полоски , кольца, зигзаги . На животных - баранах, оленях, лосях, - на юбках колоколом у женщин характерные разноцветные круги, нередко с крестом посредине. Ученые утверждают, что каргополский орнамент - это древняя символика, связанная с культом плодородия.

До нас дошло большое количество стариннейшей каргопольской керамики, кусков различной глиняной посуды с так называемым ямочно-гребенчатым орнаментом. Характер орнамента своеобразен. Признанный знаток древней культуры северной России М. Фосс пишет об этом: «Наряду с круглыми и ромбическими ямками встречаются овальные (часть с острыми концами), приближающиеся к квадратной или прямоугольной форме, а также треугольные и неправильной формы, в виде овала, как бы обрезанного с одной стороны, и др. Присутствие их в орнаменте придает такой своеобразный облик каргопольской керамике, что ее без труда можно узнать».

Наряду с керамикой, в орнаментах которой господствуют ямки, есть керамика с преобладанием гребенчатых орнаментов… в виде зигзага, треугольников, пересекающихся полос, образующих узор в виде сети, и т.д…

Круги, кресты, кольца - символы солнца,

линия - земля, волнистая линия-вода,

точка, овал - зерно,

вертикальные полосы - вспаханная нива.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?» Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Примеры орнаментов, используемых при росписи каргопольской глиняной игрушки.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Ромб - пожелание счастливой охоты; повторяющиеся ромбы - плодородие, изобилие, пожелание блага, добра

Засеянное поле

Земля
Вода

Небо
Луна

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Земля, пропитанная водой

Знаки дождя

Растительные знаки

Вечное движение небесного светила

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Знаки солнца, огня



Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

5. Современное развитие промысла.

В настоящее время традиции продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелев. Мастер воссоздает старинную технологию обварки игрушек, когда после обжига раскаленное изделие погружают в "болтушку" - густой мучной раствор, и пригоревшая мука оставляет на поверхности игрушки декоративные черные пятна и разводы.

В 2003 году в Каргополе был открыт Дом-музей семьи Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. В музее, на кухне с традиционной русской печью, проходят мастер-классы по изготовлению игрушки.

Игрушка делается с помощью приема вытягивания из целого куска глины без налепов. Детали обозначаются острой палочкой.

Слава о каргопольской игрушке разошлась далеко. О глиняных мужиках и бабах, сказочных зверях и птицах знают почти все, кто приезжает в Каргополь и, возвращаясь домой, увозят с собой на память частичку Русского Севера и сказочного детства.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Центр народных ремесел "Берегиня" в Каргополе

Были не лучшее времена для народного искусства. В 1974 году вышло знаменитое постановление о народных промыслах. С одной стороны, заботились о том, чтобы сохранить народное искусство, его объявляли частью социалистической культуры. С другой стороны, все промыслы назвали фабриками и перевели на план. В промыслах возникли деления на творческих мастеров и тех, кто делал «массовку». Творческие люди стали из промыслов уходить. Их поддерживали Союз художников, Академия художеств, музеи, приобретавшие у них авторские вещи.

Мы за бесценок насытили мир первоклассными произведениями народных промыслов, чем обесценили отношение к ним. К тому же за последние десятилетия понимание народного искусства свели к сувениру, что в корне неверно.

Народное искусство живет с народом. На долю русского народного искусства досталось больше всего испытаний. Все эксперименты, которые ставились в политике и в жизни, касались народа, отражались на его искусстве. Сегодня большая часть населения нашей страны не знает, что такое подлинное народное искусство, ассоциируют его с сувениром.

Сувенир - памятный подарок. Им может быть все, что угодно, до значка, который связан с определенной местностью или историческим событием. Любой предмет традиционного народного искусства в своей основе говорит о местности, где это искусство родилось. Да, он может быть эталоном сувениров. Даже массовая вещь может служить памятным подарком. Но свести народное искусство к сувениру - значит обесценить его духовное богатство, обесценить его значение как части культуры, обесценить его национальный характер.

Традиционное народное искусство отрабатывалось веками. В каждом центре есть свои неписаные правила. Любой художник узнает, где это сделано. Но сегодня прорва поддельщиков, особенно в глиняной игрушке. Кажется, каждый может мять глину, делать игрушки и объявлять это народным искусством.

Сегодня промыслы приватизируются, владелец подчиняет их своим вкусам и коммерческим интересам.

Органа, который следил бы за художественным качеством изделий, нет. Раньше в каждом промысле были художественные советы. В них входили авторитетные местные мастера. Вещи некачественные они отметали. Контроль за качеством необходим, иначе не будет движения вперед .

6. Заключение.

Абашевская, жбанниковская, каргопольская, филимоновская, дымковская игрушка - это часть советского прикладного искусства, его истории и сегодняшних исканий. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности глиняной игрушки - лаконизм и компактность лепной формы, гармония ее с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи - не перестанут восхищать и служить образцом подлинного мастерства. Эти черты принципиально родственны поискам современного стиля в декоративно-прикладном искусстве. Она близка своим художественным содержанием - поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.

В глиняные фигурки уже давно не играют. Они стали произведениями малой декоративной скульптуры, у которых не только богатое прошлое, но н широкое будущее. Людям нужны не одни земные блага, нужны и сказки. Они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее. В этой связи неоценима роль народной игрушки: здесь каждый образ ведет в свой мир, в свою неповторимую сказку.

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Творческий проект «Куда ведут корни каргопольской глиняной игрушки?»

Проведя исследование традиций каргопольской игрушки, мы нашли ответ на вопрос: «Куда ведут корни каргопольской игрушки ?». Ответ прост. Они уходят глубоко, в язычество наших предков. Мы поняли, что игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности глиняной игрушки - лаконизм и компактность лепной формы, гармония ее с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи - не перестанут восхищать и служить образцом подлинного мастерства. Эти черты принципиально родственны поискам современного стиля в декоративно-прикладном искусстве. Она близка своим художественным содержанием - поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.

Постигая мастерство предков, мы и сами фантазируем, создавая новые образы, выискивая новые формы игрушки. А стоит ли в каргопольскую игрушку вносить какие-то новые сюжеты? Почему нет, если это новое - дело рук и души художника, обладающего чувством меры и тактом по отношению к традиции. Выполняя игрушки в стиле каргопольских традиций, мы не ставили цель скопировать работы мастеров, мы лишь сделали робкую попытку приблизиться к промыслу наших предков, мы пытались сохранить традиционные предпочтения и каргопольские сюжеты. Может быть у нас не получилось мастерски выполнить работу, мы впервые работали с глиной, у нас нет всего необходимого для сушки изделия, мы использовали глину, которая продается в магазине, но в наших в игрушках осталось тепло наших рук, уют и естественность, что подтверждает силу русского народного искусства.

6. Список литературы.

1. Арбат, Ю. А. Добрым людям на загляденье М. : Детская литература, 1964. 2. Блинов, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке Г. М. Блинов. - М. : Детская литература, 1977.

3. Богуславская, И.Я. Промыслы без «сувенирщины» [Электронный ресурс] / И.Я. Богуславская // Санкт-Петербургские Ведомости: периодическое электронное издание.

4. Булгакова, А. Н. Хочется вернуться [Электронный ресурс] / А. Н. Булгакова // Web-cайт гильдии мастеров художественных мастерских «Арт-Терем».

5. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская - М. : Просвещение, 2012

6. Кулешов, А. Сохранять и возрождать. Народное творчество. - 2009. - № 3.


© 2010-2022