Урок по изо Мамин платок

Познакомить  учащихся с историей возникновения платка, с принципом изготовления платков, выполнении рисунка.-Верно, сегодня мы с вами будем говорить о платках. Приглашаю вас в старинный русский город Павловский Пасад. Он находится на берегу речки Клязьмы, недалеко от города Москвы.                            /играет музыка/ - Представьте себе теплый летний вечер . Девчата   собирались на полянке у речки поговорить, попеть песни , частушки, поводить хоровод. У воды вечером может быть прохладно , ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства.

Тема урока: Мамин платок.

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения платка, с принципом изготовления платков, выполнении рисунка.

Задачи:

Образовательные: учить передавать в цвете красоту русской природы, использовать собственные фантазии для создания целостного образа, учить использовать свои знания;

Развивающие: развивать умение обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы, развивать художественные способности.

Воспитательные : воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе, способствовать эстетическому воспитанию, нравственных качеств учащихся.

Оборудование :платки, запись музыкального произведения(русской народной песни), рисунки головных уборов, фотографии русских платков, карточки с названием новых слов.

1.Орг.момент

/проверка готовности класса к уроку /

II. Постановка цели и задач урока

-Прежде чем мы начнем работу по теме урока, отгадайте загадку, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе...
(платочек)
- О чем же мы сегодня будем говорить? (о платке)

-Верно, сегодня мы с вами будем говорить о платках. Приглашаю вас в старинный русский город Павловский Пасад. Он находится на берегу речки Клязьмы, недалеко от города Москвы.

/играет музыка/

- Представьте себе теплый летний вечер . Девчата собирались на полянке у речки поговорить, попеть песни , частушки, поводить хоровод. У воды вечером может быть прохладно , а так не хочется снимать легкий красивый сарафан . Чем же можно украсить руки и плечи, чтобы было легко, тепло и нарядно?

-Конечно же можно взять с собой платок.

Платки и шали всегда считались на Руси у девушек и женщин любимым убором. Он был очень красив и удобен в пользовании. Его можно было носить как самостоятельно, применяя множество приемов повязки , так в сочетании и с другими головными уборами. Их надевали под кички , шапки, так и сверху шапок.

Замужние женщины повязывали платки поверх кичек и кокошников, а девушки - прямо на обнаженную голову.

Платки завязывали впереди под подбородком, сзади на шее, под затылком, повязывали пучком на макушке, на лбу.

/показать рисунок к каждому повязыванию/

В Воронежской области платок появился примерно в 16-17 веках.

Самым желанным подарком для женщин и девушек был платок. Его дарили невесте на свадьбе, парень дарил девушке, отцы и деды приезжая с базара или ярмарки дарили платки дочерям, женам, внучкам.

Вот так говорится в стихотворении:

Купи батюшка платок

На затылочке цветок

Теперь мода на платки

Все в цветочках они.

Таким образом у русской женщины в сундуке собиралось много платков на разные случаи жизни.

Удивительно красивые платки и шали ткались в ручную- способом набивки.

/фотографии платков , тканей/

Сначала изготавливали тонкую шерстяную ткань светлого цвета, затем нарезались на куски. Самые красивые платки получались , если выполнялся досками-цветками. Печатные доски делали мастера -резчики по дереву. Они стамесками выдалбливали дерево. На каждый цвет нужно было сделать по 10-12 досок. Набивка происходила на специальных столах , покрытых толстым сукном в 3-4 слоя. Одновременно работали два набойщика, которые набивают две доски. Движения должны быть быстрыми, четкими. После набивки двух цветов изделие сушили несколько дней , а потом набивали следующие. Сейчас существует три вида оформления платков:ручная, фотопечать(перенос шаблонов), машинная.

В нашем крае тоже работала мастерица Вера Андреевна Елисеева, своими художественными и техническими качествами подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства и в самой России, и за рубежом.

-Давайте полюбуемся на рисунки на платках.

- Какой основной узор ?( растительный)

- Сейчас платки из разных тканей(шерсти ,кашемира , шелка и др.) и конечно их сейчас не носят постоянно. Больше всего их носят на шее и на плече, как украшение. Сейчас в моду вошли маленькие платочки-банданы, которые носят не только молодые девушки , но и юноши.

- Фон у платков различный , но все они красивы.

-Обратите внимание в какой части платка самые крупные цветы и букеты? (по праю-кайме и по углам).

-Это сделали специально, потому что платки сгибали с угла на угол , а потом повязывали на голову, вся красота оставалась на виду. Центр платка заполнен мелкими узорами, в виде венка .края платка отделывались бахромой.

-Давайте вспомним стихи поэта С Есенина , в котором он тоже описывает платок с кистями.

На пушистых ветках

Снежной каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

III. Физминутка.

IV.Практическая работа.

-Мы с вами рисуем платок для мамы.

1)Деление на группы. .Планирование работы

Деление детей на группы по подготовленности.

1группа- сильные- рисуют русский платок

2 группа- средние- современный платок

3 группа- слабые- косынку.

2) Анализ выполнения работы по этапам

-выполнение эскиза

-прорисовка фона

-прорисовка крупных деталей платка

-прорисовка мелких деталей.

3) Самостоятельная работа учащихся.

V. Контроль .

- Ребята вы выполнили свои работы , сравните их с платками висящими на доске , помогите друг другу при необходимости .

VI. Итоги урока. Рефлексия.

-Ребята , давайте поместим наши готовые работы на выставку.

- Какую оценку вы можете дать своей работе , работе товарищей? (все понравилось)

-Чьи работы понравились больше и почему?

-Что нового узнали на уроке? Чему научились?

VII. Домашнее задание . /работа в рабочей тетради/

Использованная литература

П.Д.Понамарев «Народный костюм Воронежской области»

Н.Г.Рудин «Павловские шали»

Сайт doshvozrast.ru/





© 2010-2022