Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по Б. Н. Неменскому

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Составитель: _Логвеева Ю.С._______________________

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного начального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897). Примерной программы по изобразительному искусству для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по изобразительному искусству (Б.М.Неменский), Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии №4.

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 2-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год в 2 классе. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по изобразительному искусству (Б.М.Неменского), рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1-4 классы : рабочие программы / НеменскийБ.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е, Неменская Л.А., Коротеева Е.И, Лепская Н.А, Ломоносова М.Т, Островская О.В., Питерских А.С. - М. :Просвещение, 2011.).

В системе предметов общеобразовательной школы курс изобразительное искусство представлен в предметной области «Искусство». Назначение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

Для достижения поставленных целей в 2 классе необходимо решение следующих задач:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Для обучения изобразительному искусству в МБОУ гимназии № «4» выбрана содержательная линия целостная система введения в художественную культуру. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по изобразительному искусству состоят в том, что они обеспечивает единое изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах - экранных и театре, что полностью соответствует миссии и целям гимназии и образовательным запросам обучающихся.

Для выполнения всех видов обучающих работ по изобразительному искусству в 2 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1.. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: уче. для общеобразовательных учреждений/ Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского. - М.:Просвещение,2011. - 144с.: ил. - ISBM 978-5-09-022478-9

Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1-4 классах:

  1. Б.Неменский. Изобразительное искусство . Программа 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2011

  2. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. - Волгоград: «Учитель»

Промежуточная аттестация проводится в форме рисунков, поделок, панно. Итоговая аттестация - в форме коллективной работы (конструирование, пано).

Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:

  1. пояснительная записка с определением целей изадач основного общего образования с учётом специфики предмета «Изобразительное искусство».

  2. календарно-тематическое планирование1 с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;

  3. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.



Планируемые результаты освоения программы

по Изобразительному искусству к концу 2 класса

Ты и искусство

Тема «Ты и искусство» - важнейшая для данной концепции. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.

Задача всех этих тем - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Вводная часть. Знакомство с художественными материалами. (9 ч)

Основная задача - знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски создают многоцветье мира.

Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Три основных цвета - желтый, красный, синий.

Умение создавать цвета из 3е красок. Рисунок поляны. Рисунки сказочных замков.

Волшебная белая. Волшебная черная. Волшебные серые

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.

Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели - учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.

Что может линия.

Представление о ритме линий. Изображение «Зимний лес» в техники одних линий. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

Что такое аппликация? Бумага, ножницы, клей. Неожиданные материалы

Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно) (по памяти и впечатлению).

Что может пластилин? Как работать с пластилином?

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Выразительные возможности бумаги

Что такое аппликация? Бумага, ножницы, клей. Неожиданные материалы

Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.

Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.

Реальность и фантазии (8ч)

Изображение и реальность

Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.

Изображение и фантазия

Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры.

Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).

Постройка и реальность

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций - сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).

Постройка и фантазия

Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.

О чем говорит искусство (8 ч)

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Выражение характера изображаемых животных

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Выражение характера человека в изображении (мужской образ)

По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.

Выражение характера человека в изображении (женский образ)

Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие - злых.

Образ человека и его характер, выраженные в объеме

Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

Изображение природы в разных состояниях

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.

Выражение характера человека через украшение

Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).

Выражение намерений через украшение

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы)

Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.

ми.

Как говорит искусство (9 ч)

Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Изображение угасающего костра - борьба тепла и холода.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).

Линия как средство выражения: ритм линий

Изображение весенних ручьев.

Линия как средство выражения: характер линий

Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти) - нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Ритм пятен как средство выражения

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.

Пропорции выражают характер

Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение темы)

Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.

Учащиеся должны знать:

- особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);

- цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;

- особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхов-майданской игрушки;

- способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);

- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);

- о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;

- о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;

- правила безопасности при работе ручными инструментами .

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, строение и цвет предметов;

-правильно сидеть за партой, держать лист бумаги, карандаш, кисть, свободно рисовать карандашом, не вращая при этом лист бумаги;

-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность;

-определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;

-составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов

1 При составлении календарно-тематического плана были введены следующие сокращения: П. - познавательные результаты; Р. - регулятивные результаты; К. - коммуникативные результаты.


© 2010-2022