Авторская программа творческого объединения «Радужный мир»

Вашему вниманию предоставляется авторская образовательная программа дополнительного образования детей, которую в своей работе могут применять руководители внеклассной работы, учителя изобразительного искусства.В данной программе материал расчитан на учащихся в возрасте от 6 до 13 лет, спланирована поурочная работа, материал подаётся диференцированно. с учётом возрастных и физиологических данных обучающихся.Грамотное содержание пояснительной записки поможет пользователю программы методически верн...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей г. Балашова Саратовской области»




Рекомендовано к реализации

педагогическим советом

от « » сентября 201 г.

приказ №


Утверждаю:

Директор Центра эстетического

воспитания детей

_____________Е.В.Ряснянская

« » сентября 201 г.


Авторская образовательная программа

дополнительного образования детей

«Радужный мир»





Срок реализации - 4 года

Возраст детей - 6 - 14 лет




Титаева Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории






Балашов


Пояснительная записка

Образовательная программа творческого объединения «Радужный мир» является программой художественно - эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « Искусство», наряду с общими идеями ФГОС.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно - творческой деятельности.

Изобразительное искусство - это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот - часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Изобразительное искусство, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развиваются абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель: Развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;

- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами;

- проводить с учащимися профориентационную работу, формируя их целенаправленную деятельность.

Программа основана на следующих принципах:

Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение изобразительной деятельностью на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности - предполагает, что художественное творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Принцип патриотической направленности - предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно - эстетического самоопределения.

Принцип природосообразности - предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

- понимание чувств других людей, сопереживание им.

2.Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку педагога ;

- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи.

3.Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью педагога;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством педагога.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Программа поможет решить следующий ряд задач:

1.Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.

2. Воспитательные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Творческие задачи:

- умение осознанно использовать образно - выразительные средства для решения творческих задач;

-развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Программа модифицирована, отражает поиск методов повышения эстетической культуры воспитанников. В отличие от традиционных программ, где упор сделан на теоретические сведения, в содержании этой программы иной подход. Главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребёнка во взаимосвязи с художественной деятельностью. Здесь гармонично объединены оздоровительные, мотивационно - ориентировочные, социально - педагогические аспекты художественного образования.

Программа комплексная: чрезвычайно многообразна по тематике, носит как теоретический, так и прикладной, практический характер.

Основной формой деятельности учебно - воспитательного процесса являются теоретические и практические занятия, активизации деятельности учащихся способствует разнообразие инновационных форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела, занятия-диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.

Основными видами деятельности являются:

художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно - прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.

Планируемые результаты:

- всестороннее развитие личности ребёнка (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);

- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;

- раскрытие творческих способностей;

- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);

- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;

- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

Первоначально в программе было три года обучения, с 2009года добавлен четвёртый год обучения в связи с тем, что обучение на начальном этапе совпадает с классами начальной школы. Внесены коррективы: от игровой деятельности на первом году обучения воспитанники переключаются на проектную, занимаются проектной деятельностью на четвёртом году обучения.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческого объединения по изобразительному искусству.

Новизна программы в том, что она строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия воспитанников между собой и педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности. Приоритет отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с окружающими.

Содержание программы построено с опорой на имеющиеся у детей знания с учётом естественного интереса детей, учтены возрастные особенности воспитанников 6 - 14 лет, их познавательные и творческие возможности.

Для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Предлагаемая программа раскрывает специфику этого процесса: тесное единство эстетического с другими сторонами воспитания, динамику формирования нравственных качеств личности.

Реализация программы:

Набор осуществляется в начале учебного года на добровольной основе. Состав группы постоянный.

Программа рассчитана на 4 года обучения, предполагает работу с детьми 6-14 лет и состоит из следующих этапов:

- ознакомительный, 1 год обучения, 6-7 лет;

- развивающий, 2 год обучения, 8-9 лет;

- исследовательский, 3 год обучения, 10-11 лет;

- системный, 4 год обучения, 12-14 лет.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Условия реализации программы:

- помещение для теоретических занятий;

- систематичность 2 занятия в неделю по 2 часа;

- небольшое количество детей в группе: 12 - 15 человек;

- методический и информационный материал.

Объём часов в год составляет 144 часа на каждую группу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- эвристический (проблема формируется детьми; ими и предлагаются способы ее решения);

- проектная деятельность (разработка детских творческих проектов в области изобразительного искусства) (Приложение № 1)

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок - куклы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры народного творчества (загадки, скороговорки, пословицы...).

Программа многоуровневая, предусматривает поэтапное непрерывное художественное образование воспитанников, то есть эстетический рост в течение всего обучения.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет сделать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Необходимо отмечать и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия-образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия-праздники, занятия-эксперименты.

Одним из направлений деятельности данной образовательной программы является воспитательная работа, направленная на:

- обеспечение эффективного, полноценного развития личности ребенка при проведении занятий в творческом объединении, организации экскурсий, выставок, бесед.

- совместный поиск истины, решение воспитывающих ситуаций, удовлетворение интереса к творческому делу.

Важную роль в программе отводится работе с родителями и общественными организациями:

- обсуждение детских работ с целью заинтересованности родителей в творческой жизни их детей.

- приглашение на выставки, совместная организация экскурсий.

- привлечение представителей общественных организаций для оказания спонсорской помощи творческому объединению.

- организация экскурсий в ЦДБ, Балашовский краеведческий музей, проведение совместных выставок.






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Ознакомительный этап: 6-7 лет (первый год обучения)


Тема

Кол-во часов


Теорет.

Практ.

Всего

1

Радужный мир

11

39

50

2

Чудеса из бумаги

8

36

44

3

Игрушки делаем сами

7,5

26,5

34

4

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе

16

16

ИТОГО

26,5

117,5

144

Развивающий этап: 8-9 лет (второй год обучения)


Тема

Кол-во часов


Теорет.

Практ.

всего

1

Основы художественной грамоты

7

41

48

2

Графика

6

30

36

3

Мир цвета в природе

3,5

20.5

24

4

Бумажная пластика

6

30

36

ИТОГО

22,5

121,5

144

Исследовательский этап: 10-11 лет (третий год обучения)


Тема

Кол-во часов


Теорет.

Практ.

всего

1

Основы изобразительной грамоты

11

61

72

2

Пластика

12

60

72

ИТОГО

23

121

144


Системный этап: 12-14 лет (четвёртый год обучения)


Тема

Кол-во часов


Теорет.

Практ.

всего

1

Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж.

18

50

68

2

Наброски и зарисовки растений.

13

46

59

3

Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. Выставки, экскурсии.

17

17

ИТОГО

31

113

144


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения


Вводное занятие: программа реализации творческого объединения, беседа о правилах соблюдения санитарно-гигиенических норм на занятиях по изобразительному искусству, профориентационное направление приобретаемых на занятиях навыков.

1. Радужный мир.

Теоретическая часть.

- Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними.

- Основы цветоведения. Основные цвета. Смешанные цвета. Холодные цвета.

- Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.

Практические занятия.

2. Чудеса из бумаги (Приложение № 3).

Теоретическая часть:

Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем. Практические занятия.

3. Игрушки делаем сами.

Теоретическая часть.

- Знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, биомассой, бумагой.

Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, ритмики.

- Понятия - рельеф, объемная пластика.

Практические занятия.

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения


Вводное занятие: программа реализации творческого объединения, беседа о правилах соблюдения санитарно-гигиенических норм на занятиях по изобразительному искусству, профориентационное направление приобретаемых на занятиях навыков.

1. Основы художественной грамотности.

Теоретическая часть.

- Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.

- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания цветов в природе.

- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

- Основы живописи. Цвет-язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия» «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

-Беседы по истории искусств. Экскурсии по выставке, натурные зарисовки в городе, на природе (Приложение № 2). Выставки, праздничные мероприятия.

Практические занятия.

2. Графика.

Теоретическая часть.

- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними.

- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Гравюра на картоне.

- Прикладная графика. Открытка, поздравление. Брусковой шрифт.

- Связь с рисунком, композицией, живописью. Практические занятия.

3. Мир цвета в природе.

Теоретическая часть.

- Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.

- Беседы о теплых и холодных цветах.

Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем - причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне - изображение растений в теплой гамме, на холодном - в холодной гамме).

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

4. Бумажная пластика. (Приложение № 3)

Теоретическая часть.

- Пластические свойства бумаги. Формообразование в бумажной пластике.

- Плоские и объемные композиции.

- Категории композиций: ритм, симметрия, движение.

- Беседы о стенографии, макетировании.

- Материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей.

Практические занятия

На данном этапе важной становится следующая цель: научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить умение ставить перед собой задачу и осуществлять ее выполнение.

Знания и умения, полученные на занятиях, применяются в создании творческой работы. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно-прикладного творчества.

Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.

Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения

1. Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь.

Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной.

- Графика. Материалы - тушь, перо, картон, матрицы из различных материалов.

- Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

- Композиция.

Основные правила композиции:

а) объединение по однородным признакам;

б) соблюдение ограничения;

в) основа живой и статичной композиции.

Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок (Приложение № 2). Работа на воздухе.

Практические занятия.

2. Пластика. Бумажная пластика (Приложение № 3). Керамика.

Теоретическая часть.

Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы.

- Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фантазии. Предметная среда. Творческие групповые разработки проектов.

- Объем и рельеф в керамике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись гуашью.

- Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.

- Беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстративного материала. Обращение к предметам народного быта.

- Экскурсии на тематические выставки (Приложение № 2).

Практические занятия.

Содержание учебно-тематического плана четвёртого года обучения.

1. Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж.

- Сбор материала, изучение классических произведений.

- Зарисовки необходимых деталей для дальнейшей работы над коллективной композицией, предполагающей изображение героев иллюстрируемого произведения в определенной среде, которая должна отражать эпоху и время.

Практическая работа: графическое изображение исторического костюма, архитектуры в соответствии с эпохой литературного произведения.

Материалы: бумага, карандаш или уголь, однотонный фломастер.

Зрительный ряд: графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму и пр.

2. Портретные изображения романтических героев - персонажей любимых литературных и произведений.

На выбор предоставляется одно произведение и исходя из этого планируется дальнейшая работа со всем коллективом, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.

Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.

Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки.

Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.

3. Наброски и зарисовки растений.

Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись).

Практическая работа:

а) выполнение зарисовок цветов, трав. Работа проводится индивидуально, то есть каждый зарисовывает или лежащую на столе, или прикрепленную к доске ветку растения;

б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;

в) выполнение декоративной композиции в цвете.
Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи.


Методическое обеспечение программы.

Занятия в творческом объединении имеют теоретический и практический характер.

Практические занятия предусматривают работу с бумагой (аппликация, коллаж, полуобъёмные и объемные композиции), работу с акварельными красками, гуашью, восковыми мелками. В ходе практических занятий отрабатываются правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Теоретический курс занятий носит ознакомительный характер с различными материалами, раскрывает основы рисунка, живописи; включает беседы по истории искусств.

В ходе реализации программы предусмотрено участие в конкурсах традиционных календарных праздников и тематических мероприятиях, выставках декоративно-прикладного искусства и художественного творчества.

Грамотное использование различных методов обучения (репродуктивного, иллюстративного, проблемного, эвристического) активизирует учащихся на плодотворную творческую работу, обеспечивает кружковцев необходимыми знаниями, умениями и навыками, применяемыми в теоретическом и практическом курсах.

Программой предусмотрены промежуточные и итоговые проверки усвоения предоставленного учебного материала - творческие работы, итоги участия в конкурсах детских рисунков и декоративно-прикладного творчества.

Методический материал, применяемый в работе творческого объединения:

- литература, содержащая сведения о художниках (зарубежных, советских, российских, современниках, деятелях прошлых веков).

- дидактические пособия по аппликации, лепке, по разным видам художественного творчества (портрета, пейзажа, натюрморта...).

- фотоиллюстрации, фоторепродукции работ художников разного времени и направлений.

- дидактический материал для проведения экскурсий, игр, конкурсов.

Основу данной программы составляет самостоятельно разработанный методический материал.

Формы организации работы творческого объединения.

Наименование темы

Формы занятия

Приёмы и методы

организации учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

беседа

информационный

опрос

2

Радужный мир.

беседа, видеопоказ,

традиционное занятие

информационный,

словесный, наглядный, обмен мнениями

опрос, тест

«Цветовой круг»

3

Чудеса из бумаги.

традиционное занятие практическое занятие

выбор техники работы с бумагой:

словесный, наглядный, практический,

проблемно-поиско -вый.

опрос. Выставка готовых работ из бумаги

4

Игрушки делаем сами

традиционное занятие Практические занятия

постановка задачи, коллективное обсуж

дение выполняемой работы

конкурс игрушек, поделок

5

Основы художественной грамоты.

традиционное занятие , беседа, практическое занятие

словесный, проблемный, иллюстративный

срез творческих знаний

6

Графика

традиционное занятие Практическое занятие

Занятие-творчес-

кий портрет

7.

Мир цвета в природе

традиционное занятие , беседа, видеопоказ,

практическое занятие

эвристический

выставка художественного творчества

8.

Основы изобразительной грамоты

традиционное занятие , беседа, практическое освоение темы

иллюстративный, словесный

опрос, анкетирование

9.

Пластика

традиционное занятие , беседа, комплектование различных материалов

Проектная деятельность

тестирование

10.

Декоративно-приклад ное искусство

беседа, традиционное занятие

словесный, наглядный, практический,

обращение к предметному материалу

занятие - празд -ник , выставка, участие в конкурсах

11.

Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж.

традиционное занятие , беседа, видеопоказ, дискуссия

репродуктивный, иллюстративный, эвристический

срез творческих знаний по пройденному материалу

12.

Портретные изображения романтических героев - персонажей любимых литературных произведений.

традиционное занятие , беседа, коллективный поиск оптимальных решений

творческие проекты, словесно - образный, наглядный

занятие - эксперимент

13.

Наброски и зарисовки растений.

традиционное занятие , беседа, практическое занятие

практический тре-

нинг в природных условиях

выставка, индивидуальная оценка работы учащихся

14.

Экскурсии.

традиционное занятие , лекция - беседа в режиме «мозгового штурма» вариантов поведения в различных природных условиях, наблюдение

в процессе проведения учащиеся выполняют различные задания педагога

отчёт о проведении экскурсии

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности.

Подведение итогов проходит в следующей форме: опрос, конкурс, анкетирование, тестирование по темам, индивидуальные беседы ( для выявления уровня знаний и развития способностей каждого ребёнка), участие в массовых городских мероприятиях, акциях, выставках, участие в районных и областных конкурсах декоративно - прикладного творчества.

На занятиях по программе используются разнообразные приёмы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:

- игровые приёмы;

- наблюдения в окружающей среде;

- поисковая работа на основе иллюстративного материала;

- использование психологических тестов при изучении отдельных тем;

- игры - задания для пополнения словарного запаса и развития речи;- игры - задания для развития фантазии и творческих способностей детей.


ЛИТЕРАТУРА


1. Аникеева Н. Воспитание игрой. - М., 2000.

2. Гагарин Б.Т. «Конструирование из бумаги». - Ташкент, 2002.

3. Детская энциклопедия в картинках \\ иллюстративный материал\\. - М.: Изо - Издат, 2000.

4. Собрание иллюстраций В. Лебедева, Ю. Васнецова, А. Пахомова, В. Конашевича, Е. Чарушина, Е. Рачева, К. Ротова, А. Каневского, П. Бажова, И. Шишкина, Айвазовскокого.

5. Творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана: М.: Просвещение, 2002.

6. Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей. -Ярославль: Академия развития, 2006.

7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: 2 - е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2005.

  1. Костерин Н.П. Учебное рисование: учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2001.

  3. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000.

  4. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 2002.

  5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2002.


Приложение № 1.


Порядок работы по методу проекта


1. Возникновение идеи.

2. Работа в микрогруппах над эскизом.

3. Обговаривание цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения.

4. Распределение объема работы индивидуально.

5. Индивидуальная работа с педагогом в технике бумажной пластики.

6. Коллективная сборка, монтаж композиции, обсуждение сотворчества.

7. Добавление деталей, «заселение» персонажами.

8. Анализ выполненного проекта.

При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки: многоцветовая заливка акварелью, орнаментика, элементы графики. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам, альбомам по искусству.

Необходимые материалы и инструменты:

- бумага рисовальная или чертежная;

- клей ПВА;

- резак (надрезы, прорези);

- шило (прокалывание отверстий, протяжка полосок бумаги для получения спиралей);

- спицы вязальные (завитки, пружинки, спиральки);

- ножницы (разрезание бумаги, выполнение выкроек, надрезов, просечек);

- циркуль;

- линейка, угольники (металлич.).



















Приложение № 2

Экскурсии.

Перед началом экскурсии необходимо вспомнить с детьми правила поведения в общественных местах. Во время экскурсий детям предлагается наблюдать за окружающей природой, обращать внимание на достопримечательности города. После проведения экскурсии детям предлагаются задания: выразить впечатления увиденного на бумаге. Если экскурсия была с целью сбора природного материала, то детям предлагается проявить фантазию и выдумку в составлении композиции.

В течение года предполагаются экскурсии в:

- детскую библиотеку;

- парк «Культуры и отдыха»;

- краеведческий музей;

- творческие объединения различного направления.































Приложение № 3


Педагогические технологии в работе над бумажной пластикой

Главная задача в работе над бумажной пластикой - развитие у детей пространственного воображения.

В технике бумагопластики можно изготовить маски, елочные украшения, игрушки, рельефные стенгазеты и поздравления, декоративные композиции, цветы и т.д.

На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения. Обычно это упражнения начального этапа: надрезы, прорези, скручивания, сгибания. Тогда же говорится об областях применения данного приема, дается творческое задание. Дети исполняют его, додумывая детали.

В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:

- определение задачи;

- ее обсуждение;

- воплощение в материале;

- анализ работы.

При работе по методу проекта особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему.







Приложение № 4

Контроль учета ЗУНов.

Срез творческих и эстетических знаний и умений 2 года обучения в творческом объединении «Радужный мир»

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Основы цветоведения

Умения пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, карандашом, палитрой, ножницами и пр.

Владение разнообразными видами линий

Подбор красок в соответствии с настроением, замыслом рисунка

Овладение основными навыками работы с различными материалами: акварелью, гуашью

Основы композиции, использование всей площади, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу

Моделирование художественно-выразительных форм из глины, пластилина

Использование приспособлений для лепки: стеков, штампиков. Понятия: роспись, рельеф, объем

Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи

Система оценок: похвала, поощрение, участие в выставках




Срез творческих и эстетических знаний и умений 3 года обучения

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Свободное владение инструментами и приспособлениями. Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, карандашом, кистями

Умения пользоваться инструментами и приспособлениями: кистью, карандашом, палитрой, ножницами и пр. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии, асимметрии

Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале

Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания

Умение пользоваться эскизом

Умение использовать знание пропорций человеческого лица, фигуры в разных положениях, движении

Обращение к литературному и иллюстративному материалу при создании творческих композиций

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченность в работе











Срез творческих и эстетических знаний и умений 4 года обучения


Фамилия, имя обучаемого

Грамотная организация рабочего места, аккуратное ведение рабочего процесса

Свободное владение приспособлениями, инструментами для живописи, графики, работа с пластическими материалами

Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив

Умение работать в определенной цветовой гамме

Умение передавать характер движения фигур человека и животных

Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком

Обращение к литературным и иллюстративным источникам в работе над творческим замыслом

Свободное творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в работах

Система оценок: поощрение, похвала, участие в выставках, на конкурсах






© 2010-2022