Рабочая программа по ИЗО 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по изобразительному искусству

9 класс


Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.

В основу данной программы положена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского, Москва Просвещение 2009 год..

Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

уметь

  • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;

  • определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

  • объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эстетической оценки явлений окружающего мира;

  • при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;

  • художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Учебно-тематический план.

Темы

часы

Художник книги и писатель.

5

Художественно-образная символика праздников.

4

Театр- старейшее зрелищное искусство.

8

Итого

17


Ресурсное обеспечение программы:


Н.П.Костерин «Учебное рисование» Энциклопедия юного художника.

Энциклопедия по ИЗО. В.С.Кузин «Изобразительное искусство».

Н.М.Сокольникова «Основы рисунка».« Основы живописи»

«Основы композиции» «Краткий словарь художественных терминов»

Журналы «Юный художник»

Журналы «ИЗО в школе»

Газета «Первое сентября» ИЗО.

ИНТЕРНЕТ ресурсы.


Календарно-тематический план.

9 класс.

Тема: «Синтез пространственных и временных искусств»


№ урока

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Количество часов

Содержание урока

дата

план

по факту

1

«Художник книги и писатель»

Стилевое единство. Книжная графика.

1

Поиск стилевого единства конструкции, декора и иллюстраций с текстом произведения. Отличие книжной графики от других видов графики (станковой, плаката). Типы изданий (детские, учебные, подарочные) и различия их художественного оформления. Изучение выбранного текста с позиции художника книги. Выбор типа издания.

Задание: беседа, изучение выбранного литературного материала. Выбор типа издания.

Зрительный ряд: примеры оформления разными худож­никами одного и того же произведения; примеры разно­го издания одного и того же произведения (издание обыч­ное, подарочное и т. д.).



2

«Макет книги»

Стилевое единство. Макет. Формат. Шрифт.

1

. Поиск стилевого единства всех элемен­тов книжного оформления. Определение особенностей из­дания, которые учитывает художник, создавая макет: тип издания, адресат, полиграфические возможности, формат, шрифт, качество и количество иллюстраций и т. д.

Задание: конструирование макета.

Материалы: бумага, ножницы, клей, карандаш.

Зрительный ряд: примеры макетов книг.



3

«Шрифт»

Шрифт.

1

Значение шрифта в книжной графике. Возникновение и развитие шрифта в русском и европейском книжном искусстве. Различные шрифты и их образ­ные особенности. Взаимосвязь шрифта со стилем оформле­ния всей книги.

Задание: выбор шрифта для оформления; выполнение отдельных букв для книги.

Материалы: бумага, тушь, перо, палочка, кисть.

Зрительный ряд: примеры различных шрифтов; нагляд­ные пособия по шрифту; примеры удачного использова­ния шрифта (В. Фаворский, Д. Бисти).



4

«Обложка и титул книги»

Обложка. Титульный лит. Стилевое единство. Аппликация. Коллаж.

1

Значение обложки и титула в оформле­нии книги. Отличие титула от обложки. Стилевое един­ство этих компонентов с общим замыслом книжного оформ­ления.

Задание: выполнение обложки и титула (возможно применение аппликации, коллажа).

Материалы: белая и цветная бумага, гуашь, акварель, тушь, перо, палочка, кисть, ножницы, клей.

Зрительный ряд: примеры наиболее выразительных ре­шений оформления обложки и титула (А. Бенуа, И. Били-бин, В. Лебедев, Ю. Васнецов, Н. Кузьмин, Т. Маврина).



5

«Иллюстрация в книге»

Единство стиля. Иллюстрация.

1

Задачи иллюстраций в книге. Логичность и необходимость данных иллюстраций в книге. Различные виды иллюстраций (художественные, научно-познаватель­ные). Единство стиля иллюстраций и других элементов книжного оформления.

Задание; выполнение иллюстраций.

Материалы: бумага; техника любая.

Зрительный ряд: иллюстрации А. Бенуа, Е. Лансере, М. Врубеля, И. Билибина, В. Фаворского, А. Гончарова, В. Лебедева, Д. Шмаринова, Е. Кибрика, Д. Дубинского, Е. Чарушина, Ю. Васнецова, В. Конашевича, О. Верей­ского, Н. Кузьмина, Т. Мавриной, Д. Бисти.



6

«Художественно-образная символика празд­ников»

Цель: пробудить у ребят интерес к истории языческих, христианских праздников, для понимания которых необходимо знать выразительные особенности народных действ.

Народные праздники.

1

Художественно-образная символика праздников, их истоки раскрываются в процес­се анализа литературных источников и произведений изоб­разительного и декоративно-прикладного искусства, имею­щих светское и культовое значение.

На уроке проводится беседа с учащимися о роли тра­диционного праздника в жизни современного человека.

Зрительный ряд: старинные гравюры, репродукции произведений искусства (например, древнерусская икона «Рождество Христово»; Ван-Эйк. «Чета Арнольфини» и др.); фотографии с изображением праздников (шествия, маскарады, карнавалы).

Литературный ряд: фрагменты из книг: Рыба­ков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1981; «Курь­ер Юнеско», 1990, февраль (посвящен праздникам разных народов); Корнилович К. В. Окно в минувшее. - Л.,1968.

.



7

«Народные городские праздники»

1

Особенности городской культуры, нашед­шие выражение в сезонных народных праздниках. Взаи­мосвязь народного и профессионального искусства. Взаи­мовлияние сельской и городской культуры. Обрядовые осо­бенности городских праздников в России, Западной Евро­пе, Америке: фейерверки, карнавалы, маскарады, каталь­ные горы, карусели, балаганы. Синтез всех видов искусст­ва на праздничной площади.

Задание: беседа с учащимися, в результате которой определяется, какой праздник станет темой занятия, рас­пределяются роли, обязанности при его подготовке.

Зрительный ряд: гравюры, акварели XVIII-XIX вв. с изображением городских праздников; картины Б. Кусто­диева, К. Юона, И. Машкова, Н. Гончаровой, А. Лентуло­ва; вывески, афиши, программки праздничных зрелищ.

Литературный ряд: фрагменты из книги: Н е к р ы л о-в а А. Ф. Русские народные городские праздники, увесе­ления и зрелища. - Л., 1988.

Музыкальный ряд: произведения городского фольклора.



8

«Православные праздники»

1

Раскрытие содержательного и духовного смысла основных православных праздников в процессе рассмотрения иконостаса, заключающего в себе целостный образ христианского мира. Многоярусный, высокий иконо­стас- создание русской художественной мысли. Подробно рассматривается цикл из 12 христианских праздников (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовеще­ние, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сре­тение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Со­шествие Святого Духа, Воздвижение, Успение Богороди­цы).

Задание: беседа (в основном, монолог учителя), наце­ленная на погружение учащихся в красоту храмового дей­ства. (Желательно провести беседу не в классе, а в глав­ном храме города или села.)

Зрительный ряд: фотографии богаслуженрй, христиан­ских праздников, интерьеров храмов. Обязательно - ико­ностас Благовещенского Собора Московского Кремля (ико­ны работы Ф. Грека, А. Рублева, Д. Черного).

Литературный ряд: фрагменты из - книг и из статей А. Флоренского, В. Лазарева, М. Алпатова, А. Меня, по­священных русскому иконостасу и содержанию православ­ных праздников.

Музыкальный ряд: церковное пение.



9

«Семейные праздники»

1

В атмосфере неофициального общения учащиеся проводят праздник, избранный ими заранее. Про­исходит знакомство с древними традициями праздников, проводимых в узком кругу людей, близких по крови и ду­ховным представлениям.

Задание: проведение праздника - народного или со­чиненного конкретным коллективом учащихся. В процессе общения учитель выясняет, чем отличаются содержание и обряды массовых действ от семейных ритуалов. Вспо­минаются традиции праздников, существующих, напри­мер, в учебных заведениях: «Татьянин день» в Москов­ском Университете, праздники лицеистов и т. д.

Зрительный ряд: показ произведений искусства, на те­му народных праздников.

Музыкальный ряд: произведения крестьянского и город­ского фольклора (по выбору учащихся).



10

«Театр - старейшее зрелищное искусст­во»

Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.

Синтез искусств в театре, кино, телевидении.

1

Учащиеся знакомятся с истоками театра, восходящими к народным праздникам. Типы театров - драматический, театр комедии, театр оперы и балета. Роль художника в создании спектакля.

Задание: практическая работа - зарисовки человека в движении; рисунок пером (палочкой).

Зрительный ряд: различные типы театров; слайды, от­ражающие виды деятельности театрального художника.

Литературный ряд: отрывки из произведений К. Ста­ниславского, Е. Вахтангова, В. Мейерхольда.

Музыкальный ряд: музыка соответственно зрительному ряду (при показе театров различных типов).

Задание на дом: выбрать пьесу для сценического во­площения или художественного оформления.



11

«Драматург, режиссер и художник»

Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества.

1

Восприятие художником драматургичес­кой основы не в полной мере определяет зрительный об­раз будущего спектакля. Он складывается в результате совместной работы художника с режиссером, который представляет целостный образ зрелища, его пластическое и музыкальное решение.

Задание: беседа, выбор литературной основы для соз­дания пьесы, определение основных сцен пьесы; анализ одной из сцен с целью создания ее зрительного образа; выполнение колористического эскиза выбранной сцены в соответствии с музыкальным оформлением спектакля.

Зрительный ряд: декорации разных художников к по­становке одной пьесы (например, варианты оформления оперы и драмы «Борис Годунов»).

Литературный ряд: пьеса или литературное произве­дение другого жанра по выбору учащегося.



12

«Актер и художник»

Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества.

1

Значение костюма и грима в образе спек­такля. Отличие театрального костюма от бытового.

Задание: беседа; рисунок с натуры фигуры или лица человека; зарисовки образцов, типов костюма конкретного исторического периода, выбранного для спектакля; выпол­нение эскизов костюмов, грима для действующих лиц спектакля (возможно - учеников класса).

Зрительный ряд: костюмы работы К. Коровина, М. Вру­беля, В. Васнецова, А. Бенуа, М. Добужинского, Б. Ку­стодиева.



13-14

«Сцена и художник»

Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.

2

Особенности устройства сцены, ее основ­ные элементы. Требования к решению сцены, определяемые целостным образом спектакля, а также удобством игры актеров. Условность языка сцены, роль освещения.

Задание: беседа; создание эскиза оформления сцены, макетов сцен (каждый макет выполняется в течение 2-3 уроков группой учащихся).

Зрительный ряд: подлинные макеты оформления сцен различных спектаклей; работы современных художников или фотографии макетов.



15-16

«Занавес - обобщенный образ спек­такля»

Цель: Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.

Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности.

2

Значение занавеса можно сравнить с ролью увертюры в музыкальном спектакле или обложки в книге. Занавес как символ театра.

Задание: беседа, выполнение эскизов занавесов к от­дельным действиям или ко всему спектаклю.

Зрительный ряд: занавесы Большого театра, МХАТа; занавесы к конкретным спектаклям.



17

Обобщение темы года

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

1

Перед учащимися могут быть поставле­ны проблемы, интересные современной молодежи: поче­му театр не отмирает, отличие театрального искусства от кинематографа, специфика театрального художника и ху­дожника кино. В ходе урока следует активно привлекать знания, приобретенные учащимися в течение всего года.

Задание: беседа; на заключительном уроке учащимся может быть предложена постановка одной из сцен. Осу­ществить спектакль можно при активном сотрудничестве с учителем литературы, руководителем школьного театра. На это потребуются дополнительные часы факультатив­ных занятий по искусству, литературе, театру.





© 2010-2022