Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Художественные техники

на занятиях изобразительного искусства

в начальной школе


Детское изобразительное творчество как часть художественной культуры - совсем новое явление. Если бы заговорили об искусстве детей всего сто лет назад, едва ли кто-нибудь понял, о чем идет речь. Тогда привлечь снимание могло раннее освоение ребенком норм и техники профессионального «взрослого» искусства, но никак не собственно детское творчество, с его возрастным своеобразием.

Интерес к детскому рисунку возник в связи с расширением границ поиска художниками новых средств выразительности. И вот уже Поль Гоген призывает «рисовать, как дети», понимая под этим упрощение ради большей выразительности., оказывающего влияние на многих выдающихся мастеров XX века.

Грамотное систематичное, последовательное обучение и бережное по отношению к индивидуальности ребенка, способны возвести творчество детей в ранг высокого искусства. Данная работа является описанием самых первых шагов в обучении основам изобразительной грамоты и освоении художественных техник.






Акварель

При работе с акварелью постоянно приходится иметь дело с водой. Чтобы лист, предназначенный для работы, не коробился, его следует предварительно увлажнить с обратной стороны и хорошенько закрепить. Необходимо также следить за тем, чтобы вода и кисти всегда были чистыми. В зависимости от выполняемой работы кисти могут быть толстые или тонкие, с плоским или закругленным концом, из куньего, колонкового или беличьего ворса.

Техника может быть самой разнообразной: мелкие, почти сливающиеся мазки, широкие мазки, положенные рядом, наложение одного слоя краски на другой для получения тональных переходов. Чтобы рисунок удался, необходимо, чтобы акварель выглядела свежо, а краски сохранили свою чистоту и прозрачность. Акварельными красками пишут на шероховатой бумаге. Зернистая поверхность бумаги нарушает плавность мазка, создавая тем самым эффект вибрации света.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Неизменным и, пожалуй, самым эффективным способом знакомства с данной техникой является работа по-сырому. Учащиеся с восторгом наблюдают за тем, как один цвет вливается в другой, как образуются новые цветовые оттенки. Пользоваться лучше основными цветами: желтым, красным, синим. Данная палитра поможет объяснить и правила смешения. Лучше, если это занятие проводится осенью, когда сама природа полыхает цветовым разнообразием. Очень интересные работы по-сырому получаются при изображении цветов и листьев.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

В качестве примера использования контраста в рисунках, можно привести занятие на тему: «Божья коровка». На зеленых листьях изображается «божья коровка». В центре листа красным цветом рисуется ее контур, который заливается цветом. Пока пятно сохнет, можно заняться фоном. Зеленые листья выполняются различными оттенками зеленого, получаемого смешением желтого и синего (теплого и холодного оттенка), черного и желтого. После того как изображение растений закончено, можно вернуться к изображению «божьей коровки». Черным цветом при помощи тонкой кисточки наносятся пятна на спинку, дорисовываются головка, усы, лапки.

В акварели используются несколько художественных приемов нанесения краски. Один из них - отмывка. Кисть хорошо пропитывается водой, и краска наносится на слегка смоченную бумагу. Этот способ обеспечивает наибольшую прозрачность цвета и максимальное смешение тонов. Краска, стекая с кисти, непредсказуемым образом смешивается с водой на бумаге.

ДХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеля примера приведем рисунок рыбки в аквариуме. В начале выбираем цвет будущей рыбки, кистью рисуем ее контур и заливаем его внутри. Затем заливаем фон вокруг рыбки (цвет воды получаем смешением голубой, фиолетовой и зеленой акварели). Завершаем работу прорисовкой деталей: водорослей, камешков, узора на рыбке.


КХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеомбинирование акварели и туши позволяет создавать очень интересные рисунки. Техника удачно сочетает прозрачность и легкость акварели, размытость цветовых пятен с четкими, контрастными линиями пера или гелевой ручки. Наиболее интересными вариантами рисунков, выполненных в этой технике, могут быть пленэрные зарисовки: пейзажи, отдельные деревья, небольшие растения, мелкие животные и насекомые.



Гуашь



Гуашь, по сравнению с акварелью, более густая краска. Она непрозрачна и обладает большими кроющими возможностями.

У гуашевых красок существуют свои особые приемы, которые могут придать работе неповторимое своеобразие. Ей можно ровно покрывать поверхность, можно работать мазками, которые видоизменяются в зависимости от способа наложения, от размера и формы кисти. Кисти для гуаши используют более жесткие, круглые и плоские.

Работы гуашью необычайно красивые, яркие, доставляющие огромное удовольствие детям в процессе их создания. Возможность перекрытия одного цвета другим позволяет не только исправлять неудачные цветовые пятна, но и создавать интересные эффекты.

При первом знакомстве с гуашью отрабатываются приемы нанесения мазка и смешения цветов на палитре. В качестве объекта изображения можно взять птиц, животных с необычной окраской, букеты ярких цветов.

В качестве примера предлагается живописная работа «Петух». В ней используются только основные цвета: красный, желтый, синий. Все остальные получаются смешением основных цветов на палитре.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе Одним из этапов изучения основ цветоведения и свойств гуашевых красок может быть работа с монохромными цветами. Для примера можно нарисовать гжельскую керамику, употребив два цвета: белый и синий.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Пастозность и перекрываемость гуаши можно использовать при рисовании на цветном фоне. Основой для рисунка могут служить плотная цветная бумага, цветной картон, обои. В данном случае следует учитывать цвет основного фона и продумать композицию так, чтобы не нарушать общую цветовую гармонию.

Живопись гуашью может быть не только полноцветной, но и ахроматической. На палитре всего два цвета - черный и белый. Смешением можно получить несколько оттенков серого цвета и, тем самым, значительно расширить палитру. На примере зимнего пейзажа «Снег. Ночь в лесу» проследим последовательность выполнения рисунка.

Сначала готовится фон - темно-серое небо. Затем рисуются черные силуэты деревьев.

И завершается работа изображением снега: сугробов на земле, на деревьях, падающего снега. В процессе работы над пейзажем дети начинают понимать, что даже такими ограниченными средствами можно добиться поразительного эффекта и создать гармоничную и богатую оттенками композицию

.Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе







Тушь


Все, что мы видим вокруг, обладает формой и цветом и между ними существует тесная связь. Но поскольку цвет не зависит от формы, то мы можем, абстрагируясь от цвета, рассматривать только форму, которая наилучшим образом характеризует любой предмет.

Беглый карандашный набросок, неумелый детский рисунок или просто каракули - все это сразу же напоминает нам какую-то фигуру. Более того, мы подсознательно стремимся искать и устанавливать это сходство форм.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Начать знакомство с приемами работы тушью можно выполнением рисунка цветов. В нем удачно сочетаются пятно и линия, ведется работа по сырой и просохшей бумаге. Пятна туши на мокрой бумаге «раскрываются», как бутоны. Их нужно только умело скомпоновать на листе.

Когда работа подсохнет, остается пером провести стебли и дорисовать мелкие детали.

От линий можно перейти к штриховке. Графический рисунок, как самостоятельный вид изобразительного искусства, интересен, прежде всего, пропорциональным соотношением пятна и линии. Если раньше мы получали пятно при помощи кисти, то сейчас пятно заполняется штриховкой различных линий, точек и других мелких элементов.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Для отработки приемов штриховки, можно использовать готовые разукраси. Изображение должно быть линейным, простым по форме и достаточно интересным. Это может быть пейзаж, изображение человека, животного, предмета. В качестве примера, предлагается рисунок девочки с шариками в руке.

Техника работы тушью прекрасно подходит для изображения архитектурных сооружений. Рисунок ведется без предварительного наброска карандашом. Перо и тушь можно заменить гелевой ручкой.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе


ОХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школечень красиво будет смотреться сельский пейзаж. На дальнем плане располагаются домики, сложенные из бревен, заборы, слегка покосившиеся, деревья, присыпанные снегом. На переднем плане дети лепят снеговика. Все покрыто падающим снегом. Детали в работе у каждого ребенка могут быть разными. Единственное, о чем они должны помнить - чтобы передать состояние зимы, не листе нужно оставить как можно больше белых участков бумаги.

Работу по соединению пятна и линии можно представить в виде комбинированной техники. В данном случае используется цветная бумага и перо (или гелевая ручка).

НХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеа формате наклеивается изображение из цветной бумаги. Далее при помощи линии наносятся основные соединительные детали и необходимые элементы для того, чтобы придать изображению сходство с птицей: шея, лапки, крылья, хвост, клюв, гребешок. Следующим этапом работы является использование известных способов штриховки. Она наносится на гребень, перья крыльев, хвост, бородку, лапки. Рисунок можно дополнить цветами, ветками, листьями.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе


Кроме петушка можно нарисовать, например, уточку на пруду. Последовательность рисования точно такая же.


Уголь, сангина, пастель

Уголь, сангина, мел, пастель относятся к мягким материалам.

Уголь бывает различных сортов: из наиболее твердых древесных пород и самых мягких ценных пород ореха. Набросок углем без особого труда стирается тряпкой. Окончательный рисунок необходимо закрепить на бумаге специальным раствором.

В технике рисования углем можно выделить такие приемы, как проведение тонких линий кончиком и широких линий всей плоскостью уголька, растирание линии пальцем или тампоном. Все эти приемы можно отработать при рисовании осеннего леса.

Сначала угольком, положенным плашмя на лист бумаги рисуются широкие линии - это стволы будущих деревьев. Если бумага шероховатая, то линия будет не гладкой, а фактурной, очень похожей на кору дерева. Сильный нажим на уголь даст черную насыщенную линию, легкий - линию едва заметную. Так можно передать глубину пространства: темные деревья на переднем плане, светлые - на дальнем.

Затем кончиком уголька рисуем ветки. И, наконец, кое-где растираем изображение для придания рисунку мягкости, воздушности, пространственной глубины. После завершения работы рисунок можно закрепить лаком.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе



СХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеангина - это графический материал из глинистых минералов. Она имеет несколько цветовых оттенков: темно-коричневый, красно-коричневый, охристо-коричневый. Приемы работы с сангиной такие же, как углем. Рисунок можно выполнять на серой фактурной бумаге. Начинаем рисунок с изображения самой кошки. Она может быть одна, а может с котятами. Вокруг кошек рисуется окружающая обстановка: коврики, миски с молоком, клубки, обои и др.

Пастель - это разноцветные палочки, спрессованные из сухого красящего пигмента. Для выполнения рисунка любая мелкозернистая бумага. Пастель материал очень хрупкий, поэтому при работе с ней изображение необходимо неоднократно закреплять специальным фиксатором.

ПХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеастелью можно изображать и портрет, и пейзаж, и натюрморт. В качестве примера, приведем рисунки по всем трем жанрам.

МХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеягкие переходы от одного цвета к другому определяют тему пейзажа «Зимний день». Цветными пятнами покрывается весь лист, затем эти пятна растираются, а поверху кончиком палочки насыщенными цветами наносятся изображения деревьев и домов.

Пастель, пожалуй, самый подходящий материал для изображения портрета человека. Его бархатистость удачно передает нежность кожи лица и рук, мягкость и текучесть волос. Сначала рисуем два больших пятна: голову и туловище, необходимо применить прием растирания цвета. Затем приступаем к деталям: прорисовываем черты лица, волосы, элементы одежды.

Для изображения натюрморта можно воспользоваться цветным картоном темных оттенков. В начале рисуем плоскость стола, на котором разместятся предметы натюрморта. Затем рисуем вазу - самый крупный предмет, являющийся композиционным центром. Добавляем яркие, сочные пятна фруктов. И, наконец, тонкими линиями изображаем в вазе ветки и листья.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе





Пластилин

Лепка из пластилина не требует сложного оборудования. Достаточно иметь доску и стеки, чтобы создавать рельефные или объемные композиции.

В работе с пластилином существует и живописная техника, которая заключается в размазывании пластилина по плоскости бумаги, смешение пластилина разного цвета, введение в изображение рельефных элементов.

Использование на занятиях лепкой живописные технические приемы позволяет развивать мелкую моторику, координацию движений, глазомер, чувство меры и композиции. Можно выделить два приема «пластилиновой» живописи: размазывание пластилина и использование в изображении рельефных элементов.

  1. Прием размазывания заключается в следующем: маленький кусочек пластилина размягчается и размазывается по поверхности бумаги. Получение пластилинового мазка очень похоже на работу красками, только в качестве кисти используется палец. Этот прием прекрасно позволяет использовать смешение цветов.

Прием размазывания позволяет использовать трафарет. Он накладывается на лист, небольшой кусочек пластилина размазывается по краю трафарета так, чтобы закрепить его и одновременно нанести контур изображения. После того, как контур готов, можно заполнить пластилином середину изображения. Теперь трафарет можно убрать. Полученное изображение имеет четкие и ровные края, кроме того, трафарет позволяет выполнить несколько одинаковых изображений.

  1. Рельефные элементы включают в себя «налеп» в виде «шариков», «лепешек», «колбасок», «ленточек».

Прием размазывания можно продемонстрировать на изображении натюрморта с яблоками. При изображении яблок можно использовать трафарет, позволяющий передать гладкую и ровную форму яблок.

БХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школелюдо тоже выполняется приемом свободного размазывания - без трафарета. Одновременно отрабатывается прием смешения цветов предварительно в руках и сразу на поверхности бумаги.


ОХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школеХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школетработанные приемы можно применять в сочетании для создания более сложных декоративных композиций. Например, стилизованной веточки цветов, для изображения которой использован прием свободного размазывания и дополнения рельефными элементами.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе


Изображение натюрморта с натуры или по представлению. Изображение вазы и фруктов выполняется по трафарету, свободным размазыванием определяется плоскость стола, украшается ваза рельефными элементами.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе



Работа пластилином требует терпения, выносливости, физических затрат, поэтому она приучает к трудолюбию, вырабатывает координацию движений, развивает мелкую моторику и глазомер. Пластичность, податливость, цвет пластилина способствует развитию фантазии.












Аппликация

Аппликация (прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Каждый материал, использующийся в аппликации, имеет свои особенности, которые оказывают определенное влияние на технику выполнения. Например, бумага, соломка, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; самоклеющаяся пленка освобождается от подложки и липкой стороной накладывается на любую гладкую поверхность.

Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, с которой необходимо познакомить детей и постепенно приучать их придерживаться определенного плана.

Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание.

Последовательность выполнения аппликации можно продемонстрировать на примере зимнего пейзажа, выполненного самоклеющейся бумагой на стекле.

На листе такого же формата, как стекло выполняется карандашный эскиз. На стекло наклеиваются большие цветные плоскости: небо - бумага голубого цвета, снег - бумага синего и темно-синего цветов.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе




Усложняется фон: наклеиваются полоски темно-голубого и синего цветов. На переднем плане темно-синим цветом выкладываются деревья. На деревья и землю на переднем плане «укладываем» сугробы снега.

ВХудожественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школедали выкладываются домики, окна можно сделать разноцветными, что придаст изображению теплоту и уют. На крыши домиков накладывается снег. Наклеиваются кусочки белой бумаги, имитирующие падающий снег по всей поверхности листа.


Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Сюжетная аппликация «Снегири».

Бумага наклеивается на цветной картон. На фоне собирается изображение из прямых полос (деревья), плоскостей произвольной формы (снег), кружочков (туловища птиц), маленьких треугольников (хвостов и крыльев птиц).

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Комбинированная техника: аппликация и гуашь «Натюрморт».

В данной технике используется свойство гуаши перекрывать цветные плоскости. Фон, большие плоскости изображений выполняются из цветной бумаги и картона. Далее работа ведется гуашевыми красками.

Художественные техники на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Комбинированная техника: аппликация и тушь «Дом».

На формате соединяются большие плоскости из цветной бумаги с линейным рисунком. Линия дополняет цветовое пятно, объединяет отдельные изображения из цветной бумаги, наполняет их деталями, придает изящество.





© 2010-2022