Рабочая программа по искусству 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»


Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждено

МО учителей эстетического методического совета на заседании педсовета

цикла школы №8 протокол №

протокол № протокол № от

от от приказ №

руководитель МО заместитель директора по УВР от

Пушкова Н.Б. / / ______________ / /





Рабочая учебная программа

по искусству


в 9 А, Б классах

на 2015 -2016 учебный год


Разработчик: учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Пушкова Наталья Борисовна

Город Бийск, 2015 год


Паспорт

Тип программы основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 8» программа определяет приоритеты в содержании основного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 8 » программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.

Категория обучающихся: учащиеся 9 класса МБОУ « СОШ № 8»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1час в неделю

Формы контроля: текущий, итоговый контроль; промежуточный, итоговый тест; защита проектов, рефератов, презентаций.







Пояснительная записка

Рабочая программа по Искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по Искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089;

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ;

  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

  4. Основной образовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №8»;

  5. Учебного плана МБОУ « СОШ № 8 » на 2015-2016 учебный год;

  6. Программы общеобразовательных учреждений по Искусству 8-9 классы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э. Кащековой, .Д.Критской Москва Просвещение 2010г.

Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

Программа содержит примерный перечень художественного материала , выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний , практических умений и навыков , способов творческой деятельности. Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Методологической основой программы является современные концепции в области эстетики (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович, Б.А.Эренгросс и др.), культурологи( А.И.Арнольдов, М.Н.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др), психологии художественного творчества(Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, А.А.Мелик- Пашаев, В.Г.Ражников, С.Л.Рубинштейн и др.), развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Б.Ф.Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно- образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра;

освоения образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве, как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира и его преобразования ; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

- о владении умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;

предоставление возможностей для творческого самовыражения и самоутверждения , а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству, как социокультурной формы освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной , коммуникативной и социально-эстетической компетенции;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Специфика программы

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение « и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии , адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико- ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии , аудио - и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии , математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных ( пластических), экранных искусств, об их роли становления человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения ; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии , как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребовательность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т.е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям, культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - выявление функций искусства : познавательно- эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно- ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами. На конкретных художественных произведениях ( музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.





Содержание учебного предмета

Раздел I. Воздействующая сила искусства

Примерный художественный материал: Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека( внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок- музыке.

Художественно- творческая деятельность учащихся: Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа, в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити , сценария клипа. Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Раздел II. Искусство предвосхищает будущее

Примерный художественный материал: Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Художественно- творческая деятельность учащихся: Анализ явлений современного искусства ( изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения. Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства. Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений на тему «Музыка космоса».

Раздел III. Дар созидания. Практическая функция искусства

Примерный художественный материал: Изучение особенностей художественного образа различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Художественно- творческая деятельность учащихся: Выполнение проекта ( рисунок, чертеж, макет, описание)какого либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки, изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой. Оформление пригласительного билета , поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики. Создание эскиза панно , витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения(художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта. Проведение исследования на тему « Влияние классической / популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя

Примерный художественный материал: Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства

Художественно- творческая деятельность учащихся: Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации , театрализованных постановок, видео и фото-композиций, проведение конкурсов чтецов.


Календарно-тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Цель и задачи урока

Кол-во часов

В том числе

Учащиеся

должны

знать и

уметь

Виды, формы деятельности учащихся

Дата

примечание

Теория

Практика

контроль

Воздействующая сила искусства.

Искусство и власть.

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

1

1

0

текущий

Сопоставлять художественные образы, символизирующих власть; выявлять сходства и различия этих образов, называть общие (типические) черты; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Художественно - творческая деятельность

Просмотр фильма


Искусство и власть.

Знакомство учащихся с новыми музыкальными произведениями.

1

1

0

текущий

Сопоставлять художественные образы, символизирующих власть; выявлять сходства и различия этих образов, называть общие (типические) черты; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

художественно - творческая деятельность


Искусство и власть.

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

1

0,5

0,5

текущий

Сопоставлять художественные образы, символизирующих власть; выявлять сходства и различия этих образов, называть общие (типические) черты; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Художественно - творческая деятельность


Какими средствами воздействует искусство?

Познакомить со средствами художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Обобщение представлений учащихся о выразительных средствах разных видов искусства; их осознанное распознавание в новых произведениях.

1

1

0

текущий

Знать/понимать: композиция, содержание, сюжет, фактура, ритм, пропорции, форма, Уметь: находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе;передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения музыки (формы); сопоставлять композиции произведений изобразительного и музыкального искусства; выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Художественно - творческая деятельность


Какими средствами воздействует искусство?

Обобщение представлений учащихся о выразительных средствах разных видов искусства; их осознанное распознавание в новых произведениях.

1

0,5

0,5

текущий

Знать/понимать: композиция, содержание, сюжет, фактура, ритм, пропорции, форма

Уметь: находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе;передавать графически композиционное построение картины; выявлять особенности построения музыки (формы);сопоставлять композиции произведений изобразительного и музыкального искусства;выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Художественно - творческая деятельность


Храмовый синтез искусств.

Расширение знаний школьников о значении искусства в религиях мира, его комплексном воздействии на духовную сферу человека; выявление особенностей синтеза искусств в христианских культовых постройках (православных, католических).

1

1

0

текущий

Уметь:анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств;находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений; создавать в технике аппликации композиции по собственному замыслу или на заданную тему.

Художественно - творческая деятельность

Просмотр презентации


Храмовый синтез искусств.

Обобщение имеющихся знаний и художественных представлений , полученных при изучении истории, основ религиозной культуры и светской этики, музыки, изобразительного искусства.

1

0,5

0,5

текущий

Уметь: анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств; находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений; создавать в технике аппликации композиции по собственному замыслу или на заданную тему.

Художественно - творческая деятельность


Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Выявление особенностей взаимодействия разных искусств в театре, кино, на телевидении; закрепление представлений о видах и жанрах синтетических искусств(драматический театр, музыкальный спектакль, фильмы, шоу).

1

1

0

текущий

Знать/понимать: театр, кино, мюзикл, рок-опера, балет

Уметь: определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении; подбирать и анализировать различные худ. произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Художественно - творческая деятельность


Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Выявление особенностей взаимодействия разных искусств в театре, кино, на телевидении; закрепление представлений о видах и жанрах синтетических искусств(драматический театр, музыкальный спектакль, фильмы, шоу).

1

1

0

текущий

Знать/понимать: театр, кино, мюзикл, рок-опера, балет

Уметь: определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении; подбирать и анализировать различные худ. произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Художественно - творческая деятельность


Искусство предвосхищает будущее.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

Актуализация имеющегося художественного опыта учащихся по теме урока; изучение функции искусства предугадывать будущее, предсказывать направления развития науки и техники на примере знакомства с различными художественными образами.

1

1

0

текущий

Знать/понимать: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение.

Уметь: называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего;выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства; писать эссе об одном из явлений современного искусства, в котором есть скрытое пророчество.

Художественно - творческая деятельность


Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

Актуализация имеющегося художественного опыта учащихся по теме урока; изучение функции искусства предугадывать будущее, предсказывать направления развития науки и техники на примере знакомства с различными художественными образами.

1

0,5

0,5

текущий

Знать/понимать: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение Уметь: называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего; выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства; писать эссе об одном из явлений современного искусства, в котором есть скрытое пророчество.

Художественно - творческая деятельность


Предсказание в искусстве.

Формирование умений и навыков художественного анализа произведений различных видов искусства.

1

0,5

0,5

текущий

Уметь: размышлять о соотношении науки и искусства; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Художественно - творческая деятельность

Просмотр презентации


Художественное мышление в авангарде науки.

Изучение различных явлений искусства, в которых их создатели предвидели научные открытия, анализ фантастических проектов в области искусства и выявление их художественных достоинств.

1

0,5

0,5

текущий

Уметь: приводить примеры научного значения художественного знания; давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; оценивать произведение с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Художественно - творческая деятельность


Художественное мышление в авангарде науки.

Осмысление значимости искусства для культурного прогресса человечества, важности научного и художественного поиска истины, пользы, приносимой как учеными, так и художниками. Раскрытие творческого потенциала в любом виде человеческой деятельности для гармоничного развития культуры.

1

0,5

0,5

текущий

Уметь: приводить примеры научного значения художественного знания; давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека; оценивать произведение с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Художественно - творческая деятельность


Художник и ученый.

Изучение роли научных открытий для творчества представителей разных видов искусства: усвоения понятия «золотое сечение», «симметрия», «антисимметрия» «цветомузыка».

1

1

0

текущий

промежуточный срез

Уметь: участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира; интерпретировать художественные образы произведений абстрактного искусства; выявлять скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо искусства.

Художественно - творческая деятельность


Художник и ученый.

Продолжение знакомства с идеей интеграции искусства и науки; понимание сюжета , содержания произведений авангардной живописи; создание учащимися творческих композиций.

1

0,5

0,5

промежуточный тест

Уметь: участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира; интерпретировать художественные образы произведений абстрактного искусства; выявлять скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства; составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо искусства.

Художественно - творческая деятельность


Дар созидания. Практическая функция искусства.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Постижение первостепенной роли искусства в созидании окружающего человека мира, важности эстетической среды современного города для самоощущения человека.

1

1

0

текущий

Знать/понимать: Промышленное искусство, Техническая эстетика, Дизайн

Уметь: участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции; создавать фотомонтаж «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке» Магазины : убранство и интерьеры», Фонари на улицах города», Традиции и современность в облике моего города».

Художественно - творческая деятельность


Архитектура исторического города.

Обобщение имеющихся у подростков представлений об архитектуре; знакомство с видами архитектурных построек в исторических городах.

1

0,5

0,5

текущий

Знать/понимать: архитектура

Уметь: изображать в виде чертежа план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города; приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах; описывать особенности изображения городов на старинных гравюрах.

Художественно - творческая деятельность


Архитектура современного города.

Систематизация представлений учащихся об архитектуре современных городов, новых районов, старинных городов. Усвоение понятий: инфраструктура микрорайона, конструктивизм, рационализм, функционализм, монументальная живопись, декоративная скульптура.

1

0,5

0,5

текущий

Умения: изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства; соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями, определять особенности материалов; прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда; создавать эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного); создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка и т. д; выполнять коллективную работу «Проект детской площадки»

Художественно - творческая деятельность


Специфика изображений в полиграфии.

Систематизация знаний учащихся об искусствах, связанных с полиграфической промышленностью, выявлений особенностей книжной и журнальной графики, зависимости их технического оформления от содержания, эмоционального строя, предназначения.

1

0,5

0,5

текущий

Знать/понимать: полиграфия , полиграфическая промышленность, Уметь: понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала; анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Художественно - творческая деятельность


Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Трактовка дизайна как техники художественного проектирования и конструирования различных изделий; приобретение первичных представлений о стилях: классицизм, модерн, ар-деко, минимализм, хай-тек, китч, этно - в интерьере и экстерьере архитектурных сооружений.

1

0,5

0,5

текущий

Знать/понимать: дизайн, стиль: классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек и т.д.

Уметь: определять стили дизайна; анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; разрабатывать и выполнять проект элемента интерьера в заданном стиле.

Художественно - творческая деятельность


Декоративно-прикладное искусство.

Изучение народных истоков ДПИ, анализ значения народных промыслов в пропаганде и сохранении традиций народного творчества.

1

0,5

0,5

текущий

Уметь: анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства; соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения; подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов; оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических функций; выполнять эскизы росписей.

Художественно - творческая деятельность


Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства.

Классификация музыки на серьезную и легкую; анализ роли песни, танцев и маршей в жизни общества.

1

1

0

текущий

Знать/понимать: музыка: серьезная, легкая, танцевальная, маршевая

Умения: определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки; аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности; разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки («От гавота до брейк-данса»); придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху, подбирать музыкальные записи, подготавливать выступления танцевальных пар; создавать интерактивный музей «Классическая музыка в современной обработке» или «Классика на мобильных телефонах».

Художественно - творческая деятельность


Музыка в быту. Массовые , общедоступные искусства.

Обобщение художественных знаний учащихся о массовых видах искусства - фотографии, кинематографе, телевидении, особенностях их художественных образов, выделение в них общих и специфических черт.

1

0,5

0,5

текущий

Знать/понимать: музыка: серьезная, легкая, танцевальная, маршевая

Умения: определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки; аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности; разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки («От гавота до брейк-данса»); придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху, подбирать музыкальные записи, подготавливать выступления танцевальных пар; создавать интерактивный музей «Классическая музыка в современной обработке» или «Классика на мобильных телефонах».

Художественно - творческая деятельность


Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Оценка школьниками выполнения художественно-творческого задания предыдущего урока.

1

1

0

текущий

Уметь: анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Художественно - творческая деятельность


Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Изучение изобразительной природы кино на материале фрагментов фильма режиссера М.К. Калатозова «Летят журавли».

1

1

0

текущий

Уметь: анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Художественно - творческая деятельность


Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

Знакомство с пьесой Т. Альбинони «Адажио» для струнного оркестра и органа, ее интерпретациями в музыкальном творчестве современных исполнителей (С.Брайтман -Англия,

Л. Фабиан - Франция, Н.Басков - Россия; в анимации фильм режиссера Г.Я.Бардина) ; осмысление духовно-нравственной основы данных произведений искусства.

1

0,5

0,5

текущий

На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта»; интерпретировать музыкальное произведение разных исполнителей .

Художественно - творческая деятельность


Искусство и открытие мира для себя.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Осмысление вечных тем искусства и жизни в процессе познания научного и художественного творчества человека; поиск ответов на вопросы, волнующие людей разных эпох, стран, религий.

1

1

0

текущий

Умения: размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

художественно - творческая деятельность


Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Осмысление вечных тем искусства и жизни в процессе познания научного и художественного творчества человека; поиск ответов на вопросы, волнующие людей разных эпох, стран, религий.

1

0,5

0,5

текущий

Умения: размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Художественно - творческая деятельность


Литературные страницы.

Знакомство с притчей Х. Джибрана «Перед престолом красоты». Осмысление духовно-нравственного смысла литературного произведения.

1

0,5

0,5

текущий

Умения: определять место, которое занимают изобразительные искусства, музыка, литература, театр, кино и др.

Художественно - творческая деятельность


Исследовательский проект: «Пушкин - наше все».

Подготовка исследовательского проекта.

1

0,5

0,5

текущий

Умения - учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать, корректировать.

Художественно - творческая деятельность


Исследовательский проект: «Пушкин - наше все».

Научить создавать проекты по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, анализ результатов, рефлексия, презентация, защита

1

0

1

текущий

Умения- учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать, корректировать.

Художественно - творческая деятельность


Исследовательский проект: «Пушкин - наше все».

Научить создавать проекты по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, анализ результатов, рефлексия, презентация, защита

1

0

1

текущий

Умения - учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать, корректировать.

Художественно - творческая деятельность


Исследовательский проект: «Пушкин - наше все».

Научить создавать проекты по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, анализ результатов, рефлексия, презентация, защита

1

0

1

текущий

Итоговый срез

Умения - учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать, корректировать.

Художественно - творческая деятельность


Исследовательский проект: «Пушкин - наше все».

Формирование интереса к учению, интерес к искусству и художественно-творческой деятельности. Развитие познавательных интересов, художественного вкуса, эстетической потребности личности.

1

1

0

текущий

Умения- учебно-исследовательские: выбирать тему, ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, планировать, определять понятийное поле, выявлять точки зрения, собирать, отбирать, анализировать и т.д. информацию, использовать разные методы исследования, соотносить результаты с целью, представлять свое учебное исследование, оценивать, рефлексировать.

Художественно- творческая деятельность


Итого: Итого:

35

23

12










Требования к уровню усвоения предмета (уровень обученности)

Предметными результатами занятий являются:

- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважения культуры другого народа;

-знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

- устойчивый интерес к различным видам учпебно-творческой деятельности; художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

  • Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира , осознавать в ней место отечественного искусства

  • Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

  • Описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • Структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- культурно- познавательная, коммуникативная и социально- эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

  • Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • Организовывать свою творческую деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

  • Мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально- ценностном отношении к искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно- эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умении вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

  • Аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры(обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

  • Использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • Участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.







Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Ведущими формами контроля достижений учащихся в процессе реализации образовательной программы являются:

Тестовые задания: нулевой, промежуточный, итоговый срез; Текущий срез, защита презентаций, защита проекта

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8-9 классов:

  • Эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • Осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка интеграции художественно - эстетических представлений);

  • Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • Личностно-оценочное суждение о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого ( усвоения опыта поколений) в наши дни;

  • Перенос знаний, умений и навыков полученных в процессе эстети ческого воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.






Учебно-методическое обеспечение:

  1. Г.П.Сергеева, И.Э.Кащекова, Е.Д.Критская учебник для общеобразовательных учреждений Искусство 8-9 классы Москва «Просвещение» 2009г.

  2. Программа общеобразовательных учреждений по Искусству 8-9 классы под редакцией Г.П.Сергеева, И.Э.Кащекова, Е.Д.Критская Москва «Просвещение» 2010г.

  3. Г.П.Сергеева Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы. Москва «Просвещение», 2014

Каталог нетрадиционных носителей информации,имеющихся в фондах библиотеки:

  1. Аванта+Культуры мира Энциклопедия для детей Мультимедийное Приложение «ИЦ «Аванта+»»,2004 CD

2 .«Мир энциклопедий Аванта+», 2007 CD

3. Учимся понимать живопись. Школа развития личности Кирилла и Мефодия Практический курс ООО «Кирилл и Мефодий». 2007 CD

4. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства Электронная энциклопедия Большая Российская Энциклопедия, 2002 «Коминфо», 2002 ЗАО «Новый диск» CD

5.Эрмитаж. Искусство Западной Европы Художественная электронная энциклопедия ЗАО «Интерсофт», 1998 Государственный Эрмитаж, 1998






Лист внесения изменений и дополнений

Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт, закрепляющий

изменения

примечание



























Приложение 1

Промежуточный тест (Г.П.Сергеева Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы. Москва ,«Просвещение», 2014 стр.131)

Фамилия, имя учащегося___________________________________________________________ Класс_________________________

  1. Назовите произведения архитектуры, скульптуры, музыки, отражающие взаимоотношения искусства и власти.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Синтез каких видов искусства представлен в православном храме?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Назовите художественные произведения, в которых предвосхищаются научные открытия?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Послушайте музыкальный фрагмент, в котором отражена тема колокольности. Назовите композитора и произведение.




Приложение 2

Итоговый тест ( Г.П.Сергеева Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы. Москва «Просвещение», 2014, стр.151)

Фамилия, имя учащегося___________________________________________________________________Класс___________________________

  1. Назовите значимые архитектурные сооружения вашего региона ( города). Классифицируйте их на исторические и современные:

Исторические современные

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прослушайте музыкальное произведение. Вспомните его название, фамилию композитора, литературный источник, положенный в основу этой музыки. Укажите средства создания музыкального образа.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие мотивы находят свое выражение в произведениях ДПИ, изделиях народных промыслов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите жанры, которые входят в понятие «Бытовая музыка». Приведите примеры музыкальных произведений.

© 2010-2022