Разработка урока: Внутреннее убранство русской избы 5 класс

Конспект составлен для 5 классов по теме 1 четверти "Древние корни народного искусства". Урок сотсавлен по модульной технологии Шогана В.В. Урок комбинированный и  расчитан на 2 урока. Тесная взаимосвязь урока ИЗО и музыки.На уроке учащиеся  закрепляют знания по росписи предметов быта, а потом своими работами они украшают внутреннюю часть избы. А на 2 уроке дети приглашают всех гостей на чаепитие. Все веселятся: поют, танцуют и пью чай. На уроке использовались стихи и поговорки. Учащиеся проникл...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК № 1

Тема модуля: « Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки».

Тема коллективной работы: « В русской избе».

Цель: обобщение знаний по устройству крестьянского жилища и быта русского народа, ознакомление учащихся с русским фольклором, формирование умений украшение предметов быта русским народным орнаментом.

Форма организации совместной деятельности: комбинированная - совместно-индивидуальная и совместно - взаимодействующая.

Материалы и инструменты: Цветная бумага, клей, белая бумага, краски, кисти, ножницы.

Ход модуля. 1.Орг. момент.

(Дети рассаживаются за столы). Урок разделен на основе блочно - модульной технологии).

«Дом, как крепость и житница в нем и радость и печаль. Жизнь, рождение творится

Чьё родство уносит вдаль».

1. Микромодуль - мотивация, (включается видеофильм)

Мы, ребята, на предыдущих уроках знакомились с историей строительства русских домов - изб. Как выбиралось место для дома, кто строил, из чего. Какие с этим были связаны приметы, верования суеверия. И всё это было связано с защитой своей семьи от всяких несчастий, погодных явлений.

Вместе с тем всё оформление дома служило не только защитой, но и украшением: резные наличники, украшение фронтона, конь - охлупень на крыше, резные лавки, резные ворота и т. д. Это требовало огромного труда, терпения и умения от хозяев дома. В основном резьбой по дереву занималась мужская половина в семье. Женщины же занималась внутренним убранством крестьянского дома, чтобы в доме было уютно и красиво.

«Дом построил, не забудь! Поскорей украсить!

От ненужных нам примет поспеши избавить».

2. Микромодуль - образ .

- А что за убранства, которыми наполняли крестьянский дом?

Разнообразная утварь, предметы быта: ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, прялки и др. предметы. Помогающие крестьянину в его повседневной жизни. Эти предметы радовали глаз и окружали всю его семью теплом и радостью. (включается видеофильм)

« Прялка - пчелка расписная Ах какая? Хороша!

За такою и работа будет спорится всегда».

Особое место в доме занимала прялка - спутница русских женщин. Её дарил молодец в подарок невесте, отец - дочери, муж - жене. Прялку хранили всю жизнь, передавая следующему поколению, (включается видеофильм)

«А нарядная посуда так красива и ярка, Что любая в ней еда будет вкусна и свежа». Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. СОЛОНКИ - вырезались из дерева в форме уточек.

ХЛЕБНИЦА - служила приданым для дочери и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия. Все тарелки, чашки, ложки были резными или расписными. Особое место уделялось вышивке полотенец и праздничной одежды.

Расписывались предметы быта разнообразными орнаментами. Вы уже знакомы с русскими народными орнаментами. Они запечатлеют природные формы разных областей (северный орнамент - ели, клюква, рыбы, олени). Центральных областей - цветы, солнышко, птицы. Сочетание

контрастных цветов: красный, синий, желтый, черный, зеленый). С какими видами росписи вы знакомы?

  • Городецкая - это родина расписных прялок, кони - качалки (конь - огонь).

  • Золотая Хохлома - золото олицетворяло счастливую, богатую жизнь, довольство,
    красоту и чистоту. Трава же и цветы, ягоды и листья побеги напоминали людям о
    молодости, нови и силе.

  • Дымковская роспись - глиняные свистульки, игрушки, животные.

  • Жостовские подносы - пышущие разноцветьем цветов, радующие глаз,
    веселящие душу.

3. Микромодуль - анализ.

Все вы очень хорошо говорили о видах росписи. А давайте проанализируем, какие цвета в основном используют мастера украшения и что они обозначают?

  • О чем говорит ЗОЛОТО в элементах росписи? - о счастливой, богатой жизни. о
    довольствии, красоте и чистоте.

  • Цвет цветов, трав, ягод и листьев - напоминали людям о молодости, нови и
    силе.

* Для чего нам необходимо что-либо украшать?- для уюта и красоты в доме... *Как действует на вас красота предметов, вещей и т.д.? - мне тепло, комфортно. *Какие предметы вам больше всего нравятся- сделанные своими руками или те, которые вы покупаете в магазине? - своими руками, в них тепло рук, с ними трудно расставаться...

4. Микромодуль -действие.

  • Ребята! Посмотрите на внутреннее оформление нашей избы.

  • Какая она сейчас? - некрасивая, тусклая...

  • Что надо сделать, чтобы она была уютная и красивая? - украсить предметы быта, повесить вышитые занавески, полотенца и накрыть праздничный стол.

  • Значит, чем мы сегодня займемся? - украшением внутренней части избы.

  • Мы превращаемся в мастеров украшения? - Да.

- А что вам в этом поможет? Какие предметы? - краски, кисти, цветная бумага, клей, ножницы...


« Делай дело - ни ленись!

Творчески работай! Вырезай, пиши, трудись!

Навык отработай!»

- Разделимся на две команды:

- Кто хочет расписывать предметы быта, игрушки - за один стол.

-Кто хочет вырезать из цветной бумаги украшения предметов - за второй стол.

Перед вами лежат предметы быта из бумаги, из глины и из керамического теста. Ваша задача:

  1. Расписать или вырезать орнаментом эти предметы и поместить их в эту избу.

  2. Вид росписи выбрать самостоятельно.

Украшение избы (дети самостоятельно оформляют внутреннюю часть избы и любуются).

« Здесь уют и красота Все в узорах, росписи

Добротой душа полна. Счастье в полном коробе !».

-Ребята? Где в настоящее время вы можете использовать навыки, полученные на уроках данного цикла?

А) Оформить дома календарь с элементами орнаментов.

Б) Вышить узоры на полотенцах, салфетках.

В) Расписать разделочную доску, а потом покрыть её лаком.


Эти навыки и знания вам пригодятся в дальнейшей жизни?


-Да. Новоселье - праздник.

-Дом украшен.

- Кого не хватает в нашем доме? - гостей

-Пригласим гостей на новоселье? - Да.

-А кого приглашают на новоселье? - родных, друзей , знакомых...

-А у нас уже есть гости? - Да.

-А что делают на новоселье? - пляшут, поют и потом кушают.

-Начинаем праздник? - Да.

Обычно в старину праздники - новоселья праздновали в праздник введения во Храм Пресвятой Богородицы. Люди считали, что преклонение перед Богами принесет счастье и довольство в дом. Древнейшее правило - во всём следовать примеру Богов.

«Новоселье, новоселье Птицей белою летит

Радость, счастье нам желает

И удачу нам сулит».

1 участник: Унывать нам не годится, уходи печаль и грусть

Есть еще, чем нам гордиться. Не умрет святая Русь!

( музыкальное выступление «Калинка» - хоровод )

В приложении №1

2 участник:

Приглашаем в гости к нам Все мы делим пополам Всем мы рады непременно Заходи народ честной!

(музыкальное выступление «Дрема» - песня - игра)

3 участник:

А теперь народ честной Мы подумаем с тобой! Отгадать надо загадки, С полуслова! Без оглядки!

4 участник: «Четыре брата. Под одной шляпой стоят. Одним кушаком обвязаны».

(Стол).

5 участник: «Мочили, колотили, рвали, крутили, узор вышивали и на стол клали».

( скатерть ).

  1. участник: «Идут, идут, а с места не сойдут». ( часы)

  2. участник: «Стоит толстячок, подбоченивший бочок, шипит и кипит,

Всем пить чай велит». ( Самовар).

3 участник: «Кругло, широко, из лесу взято. Дыр много, а вылезть некуда» (Сито, решето).

  1. участник: «Стоит толстуха - деревянное брюхо, железный поясок». (Бочка).

  2. участник: «Три братца пошли купаться. Два купаются, а третий на берегу

валяется». ( Ведра и коромысло).

«Пусть фантазия народа золотых коснется рук

И закружат хороводы времени, замыкая круг»

  • ( Музыкальное выступление « Клубок катится»).


5. МИКРОМОДУЛЬ - ПРОПОВЕДЬ

Засверкает, заискрится в творчестве вся доброта.

Ведь недаром говорится.

Миром правит - красота!


В старину считалось, что нет новоселья без хорошего застолья «Поесть - значит обжиться и тогда все входит в свою колею».

Учитель: «Уж я милости прошу к нашему шалашу.

Пирогов полон стол накрошу и откушать вас попрошу!».

  • (музыка).

Чаепити

еПРИЛОЖЕНИЕ № 1

«Калинка»

-Ой вставала я ранёшенько, умывалась я белешенько.

Пр. Ой ли кали - калинка моя в саду ягода малинка моя. -Одевала черевички на босу и гнала свою корову на росу.

-Я гнала свою корову на росу повстречался мне медведь во лесу.
-Я медведя испугалася во чисты кусты бросалася.

-Ты медведь ты мой батюшка ты не тронь мою коровушку.

-Ты не тронь мою коровушку не губи мою головушку.
-Я коровушку доить буду, малых детушек кормить буду.

-Ой вставала я ранешенько умывалась я белешенько.

«Дрема»

Сидит Дрема, сидит Дрема на скамейке (2 раза)

Вяжет Дрема, вяжет Дрема рукавицы (2 раза) пятый год.

Столь не вяжет, столь не вяжет сколько дремлет ( 2 раза) Спит!.

Вставай Дрема! Будет Дрёмушка дремать!

Полно, Дрема, стыдно спать!

Встань!

Гляди, Дрема. Гляди Дрема на народ! Вставай Дрема в хоровод,

Спляши!.

Бери Дрема. Бери Дрема кого хочешь, саму лучшу, как найдешь. Ну!

Вдруг! Он Дрема. На одну Дрема Взглянул- на ходу Дрема заснул. Тьфу!

«Клубок катится»

  • Пряла наша Груня Эх, беленький ленок


Припев: Клубок катится Нитка тянется

Нитка тоньше, тоньше, тоньше Клубок больше, больше, больше.


  • У крыльца - крылечка Эх, ходил паренек.


Припев. Клубок катится Нитка тянется

Нитка тоньше, тоньше, тоньше Клубок больше, больше, больше.


  • Круглолицый парень волосы ленок

Он просил Груняшу: Эх, выйди на часок.


Припев. Клубок катится Нитка тянется

Нитка тоньше, тоньше, тоньше Клубок больше, больше, больше.



© 2010-2022