Рабочая программа ИЗО 5-6 класс по Б. Неменскому

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2011. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные п...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2011. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 5 и 6 классе. Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

Задачи программы:

  • дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 5,6 классах;

  • конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 5 и 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания образования), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности
обучающихся.

2

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес-кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис-кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис-кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

3


Описание места учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5, 6 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» Класс -5, 6

Количество часов в неделю - 1 ч. Количество часов в год - 35 ч.в 5кл и 35ч в 6кл

В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

4

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

5

«Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» 35ч (5кл)

Содержание

Кол-во часов

Древние корни народного искусства

8

Связь времен в народном искусстве

7

Декор, человек, общество, время

10

Современное декоративное искусство

9

Всего

35

Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов (6кл)

Содержание

Кол-во часов

Виды изобразительного искусства

7

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Вглядываясь в человека. Портрет

10

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

9

Всего

35

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5кл -35 часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и

совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» ( 8 ч) 1). Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов. 2). Декор русской избы.

Дом - мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. 3). Внутренний мир русской избы.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). 6

4). Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. 5). Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. 6). Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. 7). Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.

8) Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства»

Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.

1) Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

2) Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек. 3). Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира. 4)Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные

мотивы в изделиях гжельских мастеров.

5) Жостовские букеты.

Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров. 6)Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

7)Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.
Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.

8) Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).

Тема III четверти:

7


«Декор - человек, общество, время» (10 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами, сведениями о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

2)Орнамент, цвет, знаки -символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея,

священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

4)Легенды и мифы Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

5)Греческая керамика. Живопись на вазах.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.

6)Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в

обществе. Средневековая одежда.

7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в

обществе. Средневековая одежда.

8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в

обществе. Средневековая одежда.

9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

8

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. 10)Обобщающий урок по теме «Декор - человек, общество, время» (практика).

Тема IV четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч) 1)Народная праздничная одежда. Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и

Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха - основа мужской и женской костюмов.Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

2)Изготовление куклы -берегини в русском народном костюме. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

3)Изготовление куклы -берегини в русском народном костюме. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

4)Эскиз русского народного костюма. Создание эскизов народного праздничного костюма

5)Эскиз русского народного костюма. Создание эскизов народного праздничного костюма

6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа. Народные традиции и праздники. Изготовление панно

7)Праздничные народные гулянья. Иван Купала. Коллективная работа. Народные традиции и праздники. Изготовление панно

8)Человек и мода. Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.

9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика).

Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часа (6кл)

1 четверть Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1.Изобразительное искусство в семье пластических искусств

2.Рисунок- основа изобразительного творчества

3.Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.

4.Цвет. Основы цветоведения.

5.Цвет в произведениях живописи.

6 Объемные изображения в скульптуре.

7.Основы языка изображения.

9


2четверть Мир наших вещей. Натюрморт.

1.Реальность и фантазия в творчестве художника.

2.Изображение предметного мира. Натюрморт.

3.Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.

4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

5.Освещение. Свет и тень.

6.Натюрморт в графике.

7.Цвет в натюрморте.

8.Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

3четверть Вглядываясь в человека. Портрет.

1.Образ человека- главная тема искусства.

2.Конструкция головы человека и ее пропорции.

3.Изображение головы человека в пространстве.

4.Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

5.Портрет в скульптуре.

6.Сатирические образы человека.

7.Образные возможности освещения в портрете.

8.Портрет в живописи.

9.Роль цвета в портрете.

10.Великие портретисты (обобщение темы)

4четверть Человек и пространство в изобразительном искусстве.

1.Жанры в изобразительном искусстве.

2.Изображение пространства.

3. Правила воздушной и линейной перспективы.(2ч)

4.Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.(2ч)

5.Пейзаж - настроение. Природа и художник.

6.Городской пейзаж.(2ч)

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта

среднего общего образования.

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

10

Учебно-методическое обеспечение

  1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. -129с.

  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

  3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Рабочие программы Изобразительное искусство. 5-9 классы. -М.Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). Технические средства обучения

• Компьютер, проектор, интерактивная доска

8) Планируемые результаты (Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.

  • О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.

  • Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.

  • Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.

  • Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.

  • Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.

  • Общие правила построения изображения головы человека.

  • О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.

• О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники.

  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.


  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.

  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.

  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Критерии и система оценки творческой работы.

11


  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Список литературы.

  • Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

  • Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.

  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). - М.: Просвещение, 2011. - 129 с..

12

УМК

Предмет: Изобразительное искусство

Класс 5

Количество часов (в неделю) по учебному плану:1ч. В год: 35ч

Название программы, на основе которой составлено тематическое планирование

Учебники (название, авторы, издательство, год издания)

Дидактические пособия (дополнительные учебники, задачники, методические пособия и др.)

Мультимедийные ресурсы

Авторская программа Б.М. Неменского,

«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011г

1.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2007 2.Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011

1.Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004

Комплект (80шт) слайд фильмов и раздаточного материала

Развёрнутое тематическое планирование 5 кл.

п/ п

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание курса

Характеристи ка

деятельности уча-ся

Формирование УУД

Формы контроля

Дата

Наименование раздела


Личностные

Познавательны е

Коммуникативн ые

Регулятивны е

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Древние

Придумать

Положительное

Сравнивать,

Вступать в

На каждом

1.Усный, а


образы в

1

Многообразие

свою форму

отношение к

сопоставлять,

занятии


«Древние

народном

декоративно-

чаши и

учению, к

анализировать

учебный диалог с

ребенок

также

корни

искусстве.

прикладного

сочинить ещё

познавательной

декоративные

учителем,

создаёт

контрольные

народного

Символика

искусства

2-3 линейных

деятельности,

решения

одноклассниками,

уникальный

художественно-

искусства»

цвета и

(народное

орнамента на

желание

традиционных

рисунок

2

формы.

традиционное,

ней.

приобретать

образов в

участвовать в

(творческий

практические


классическое,

Изображение

новые знания,

орнаментах

общей беседе,

продукт),

работы,


Дом-космос.

1

современное),

модели своей

умения,

народной

соблюдая правила

используя


Единство

специфика

избушки ,

совершенствова

вышивки, резьбе

речевого

различные

викторины,


конструкции и

образно-

декоративное

и росписи по




ть имеющиеся,

выразительные

кроссворды


декора в

1

символического

решение

дереву, видеть в

поведения;


народном

языка,

выбирается

осознавать свои

них

свойства

2.Отчетные

3

жилище

социально-

самостоятельно

трудности и

многообразное

задавать вопросы,

художественн


коммуникативн

. Выполнение

стремиться к их

варьирование

слушать и

ых

выставки


Коллективная

ой роли в

эскиза прялки с

преодолению,

трактовок.

отвечать на

материалов.

творческих


работа «Вот моя деревня»

обществе.

Образно-

использование м знаний о

осваивать новые виды

Понимать и объяснять

вопросы других,

При этом он самостоятельн

(индивидуальн

4

символический

русском

деятельности,

целостность

формулировать

о ставит цель

ых и


Русские

1

язык народного

традиционном

участвовать в

образного строя

собственные

предстоящей

коллективных) работ


прялки

(крестьянского) прикладного

орнаменте и его символике

творческом, созидательном

традиционного крестьянского

мысли,

творческой работы,



искусства.

процессе;

жилища.

высказывать и обосновывать

обдумывает замысел.

3.Тестирование



свою точку зрения;


5

Полотенце

1

Создать композицию из

Признание для себя

Находить общее и различное в

Строить небольшие

Выполняет работу в

6-

Интерьер и

2

знаков -

общепринятых

образном строе

монологические

материале,

7

внутреннее

символов

морально-

традиционного

высказывания,

придумывает


убранство

Придумать и

этических норм,

жилища разных

осуществлять

название


крестьянского

выполнить

способность к

народов.

совместную

рисунку,


дома.

свою

самооценке

Раскрывать

деятельность в

выражая в


Коллективная

композицию

своих действий,

символическое

парах и рабочих

словесной


работа

интерьера

поступков;

значение,

группах с учётом

форме


«Проходите в

избы.

осознание себя

содержательный

конкретных

образный


избу»

как гражданина, как

смысл знаков-образов в

учебно-познавательных

смысл или замысел

8

Современное декоративное искусство. Что такое дизайн

1

представителя

определённого

народа,

определённой

культуры,

интерес и

уважение к

другим народам;

стремление к

красоте,

готовность

поддерживать

состояние

окружающей

среды и своего

здоровья.

декоративном убранстве избы.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре

традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Отмечать

характерные

черты,

свойственные

народным

мастерам.

задач

произведения,

оценивает

результат

своего труда и

работы

однокласснико

в, а по

необходимост

и

осуществляет

коррекцию,

уточнение

своего

рисунка.

9-11

12

13

14

-

15

«Связь

времён в

народном

искусстве»

Древние

образы,

единство

формы и

декора в

народных

игрушках.

Синие цветы Гжели

Жостовские букеты

Искусство Городца.

3

1 1 2

Народные

промыслы -

современная

форма

бытования

народной

традиции, наше

национальное

достояние.

Выполнить

эскиз игрушки.

Выполнение

эскиза

гжельской

расписной

керамики На

заранее

приготовленно

м листе

черного

картона

вырезать

форму подноса

и выполнить на

ней цветочную

композицию

Пробное

написание

бубенчика,

купавки,

розана, птицы,

коня.

Роспись

разделочной

Осознание себя

как

индивидуальнос

ти и

одновременно

как члена

общества

Сравнивать,

оценивать

форму, декор

игрушек,

принадлежащих

различным

художественным

промыслам.

Распознавать и называть

игрушки

ведущих

народных

художественных

промыслов.

Сравнивать

благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.



доски по




Городецким




мотивам



Народная

Русский костюм

Построить

Соотносить


16

«Декоративн

праздничная

и современная

общую форму

особенности


-

ое искусство

одежда

2

мода

костюма,

декора женского


17

в

современном

мире»

Изображение куклы-

украсить в соответствии с выбранным

праздничного костюма с ми-ровосприятием и


18

берегини в русском народном костюме

Эскиз орнамента по

1

колоритом, подобрать головном убор - рисунок красками или аппликация (по выбору

мировоззрением наших предков.

Осознавать

значение традиционного праздничного костюма как


19

мотивам

вышивки

русского

народного

костюма

Русский

1

ученика) Изображение куклы-берегини. Выполнение эскиза модной одежды с

бесценного достояния культуры народа

Сравнивать

современный дизайн с основными


20

костюм и

современная

мода

Праздничные

1

использование м знаний о национальной русской одежде Выполнение

элементами русской народной одежды

Характеризоват


21

народные

2

коллективной

ь праздник как


-

гулянья. К/р

работы «Наш

важное событие,


22

«Наш весёлый хоровод»

Народные

весёлый хоровод» с применением разных техник

как синтез всех видов творчества (изобразительно го,


23

промыслы родного края (Поволжье)

Красота земли

1

музыкального, устно-

поэтического и т. д.)


24

родной

2



-

(обобщающий



25

урок)




Украшения в

Декоративно-

Выполнить

Вести


26

Тема «Декор

- человек,

общество,

время»

жизни древних

обществ. Роль

декоративного

искусства в

эпоху

Древнего

Египта

Костюм эпохи

1 1

прикладное

искусство

Древнего

Египта,

средневековой

Западной

Европы,

Франции XVII

века (эпоха

традиционный египетский костюм, используя куклу-шаблон Выполнение костюма эпохи Древней Греции с

поисковую работу (подбор познавательног о зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего


27

Древней Греции

барокко). Декоративно-прикладное

использование м куклы-шаблона

Египта.

Характеризоват ь смысл декора


28

Греческая керамика

1

искусство в классовом обществе (его

Выполнение вазы в соответствии с

не только как украшения, но прежде всего как


29

Значение одежды в выражении принадлежнос

1

социальная роль). Декор как обозначение принадлежност

выбранной техникой Создание костюмов

социального знака,

определяющего роль хозяина


30

ти человека к

различным

слоям

1

и к

определенной

человеческой

эпохи

Средневековья

с

вещи (носителя, пользователя)

Анализировать


31

общества. Костюм эпохи средневековья

О чём

1

общности.

использование м куклы-шаблона Выполнение проекта своего

значение одежды эпохи Древней Греции в выражении принадлежности


32

рассказывают гербы

Что такое эмблемы, зачем они нужны

1

собственного герба или герба своей семьи Придумать и нарисовать значки для школьных

человека к различным слоям обществ

Воспринимать, различать по характерным признакам


33


кабинетов

произведения


-

Роль


прикладного


34

декоративного искусства в жизни человека (обобщающий урок-викт)

2

искусства Древней Греции, давать им эстетическую оценку.


35

Резервное время

1



Итого:

35 часов



УМК

Предмет: Изобразительное искусство

Класс 6

Количество часов (в неделю) по учебному плану:1ч. В год: 35 ч

Название программы, на основе которой составлено тематическое планирование

Учебники (название, авторы, издательство, год издания)

Дидактические пособия (дополнительные учебники, задачники, методические пособия и др.)

Мультимедийные ресурсы

Авторская программа Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.-М.: Просвещение, 2011г

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

1. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского Издательство-учитель, 2012г

Комплект (80шт) слайд фильмов и раздаточного материала



Развёрнутое тематическое планирование 6кл.

п/ п

Наименование раздела

Тема урока

Содержание курса

Характеристи ка

деятельности уча-ся

Формирование УУД

Формы контроля

Личностные

Познавательны е

Коммуникатив ные

Регулятивные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

«Виды

изобразительн ого искусства и основы их образного языка»

Введение. Изобразитель ное искусство в семье пластических искусств.

1

Рисунок - основа изобразительного творчества. Понятие формы. Изображение объема на

Зарисовки с

натуры и по

памяти

отдельных

травянистых

растений.

Работа

1.Формировани е у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительно го искусства;

1.Ориентировать ся в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

1.Уметь

пользоваться

языком

изобразительног

о искусства:

а) донести свою

позицию до

1. Проговаривать
последовательнос
ть действий на
уроке.

2. Учиться
работать по
предложенному

1.Усный, а

также

контрольные

художествен

но-

практические

Рисунок-

плоскости.

карандашом

2. воспитание

учителя.

собеседника;

учителем плану.

работы,

2

основа

Понятие цвета в

разной

уважительного

2. Делать

б) оформить

3. Учиться

викторины,

изобразительн

изобразительном

твердости

отношения к

предварительны

свою мысль в

отличать верно

кроссворды

ого искусства

1

искусстве.

Изображение

творчеству как

й отбор

устной и

выполненное

2.Отчетные


Физическая

различных

своему, так и

источников

письменной

задание от

выставки

3

Пятно как

основа цвета и

осенних

других людей;

информации:

форме (на

неверного.

творческих

средство

восприятие цвета

состояний в

3. развитие

ориентироваться

уровне одного

4. Учиться

(индивидуаль

выражения

1

природе: ветер,

самостоятельн

в учебнике (на

предложения

совместно с

Композиция

Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг :

дождь, туман,

ости в поиске

развороте, в

или небольшого

учителем и

4

как ритм пятен

яркое солнце и тени. Работа красками

решения

различных

изобразительн

оглавлении, в

словаре).

3. Добывать

текста). 2. Уметь слушать и

другими

учениками давать эмоциональную

х) работ 3.Тестирован

Цвет. Основы

1

основные цвета,

Фантазийное

ых задач;

новые знания:

понимать

оценку

ие

5

цветоведения

дополнительные

изображение

4.формировани

находить ответы

высказывания

деятельности


цвета.

сказочных

е духовных и

на вопросы,

собеседников.

класса на уроке.

Цвет в

Цветотональная

царств

эстетических

используя

3.Уметь

5. Основой для

произведения

1

шкала.

ограниченной

потребностей

учебник, свой

выразительно

формирования

6

х живописи.

Символическое

палитрой на

5. овладение

жизненный опыт

читать и

этих действий


значение цвета в

вариативные

различными

и информацию,

пересказывать

служит

Объемные

различных

возможности

приёмами и

полученную на

содержание

соблюдение

7

изображения в скульптуре

Основы языка изобразительн ого искусства.

1 1

культурах

цвета:

«Царство

снежной

королевы». «

Розовая

страна».

«Изумрудный

город» Работа

красками

техниками изобразительно й деятельности

уроке. ;

текста.

4. Совместно

договариваться

о правилах

общения и

поведения в

школе и на

уроках

изобразительног

о искусства и

следовать им.

технологии оценивания образовательных достижений.

«Мир наших

Художественн

1

Линейная

Работа

6. воспитание

4.Перерабатыват

5. Учиться

8

вещей.

ое познание:

перспектива.

карандашами

ь полученную

согласованно

Натюрморт»

реальность и

Рисование

на тему: «Этот

готовности к

информацию:

работать в


фантазия

геометрических тел. Учебный

фантастически й мир» Работа

отстаиванию своего

делать выводы в результате

группе: а) учиться

9

Изображение

1

рисунок. Рисунок

над

эстетического

совместной

планировать


предметного мира-

с натуры. Многообразие

натюрмортом Работа

идеала;

работы всего класса.

работу в группе; б) учиться


натюрморта

1

форм изображения

красками

7. отработка

5.Сравнивать и

распределять


Конструирован

навыков

группировать

работу между


Понятие

мира вещей.

ие из бумаги

самостоятельн

произведения

участниками

10

формы

простых

изобразительног

проекта;


Освещение: свет,

ой и групповой


11

12

13

-

14

15

Многообразие форм

окружающего мира

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

Выразительны е

возможности натюрморта.

1

1 2

1

полутень, тень.

Композиционное

построение

натюрморта.

Композиция из

геометрических

тел. Штриховка

простым

карандашом.

Выразительные

возможности

графических

материалов.

Рисование

драпировки. Цвет

в натюрморте

геометрически

х тел.

Построение

конструкций из

нескольких

геометрически

х тел,

выполнить

зарисовки

карандашом.

Работа над

изображением

натюрморта в

заданном

эмоциональном

состоянии:

праздничный

натюрморт,

грустный,

таинственный.

Работа

красками.

Экскурсия по

выставке,

просмотр

фильмов об

искусстве

работы

8.формировани

е у

обучающихся

целостной

научной

картины

природного и

социокультурн

ого мира,

отношений

человека с

природой,

обществом,

другими

людьми,

государством,

осознания

своего места в

обществе,

создавая

основу

становления

мировоззрения,

жизненного

самоопределен

ия

о искусства (по

изобразительны

м средствам,

жанрам и т.д.).

6.Преобразовыва

ть информацию

из одной формы

в другую на

основе заданных

в учебнике и

рабочей тетради

алгоритмов

самостоятельно

выполнять

творческие

задания.

7. Овладение

формами

исследовательск

ой деятельности,

включая умения

поиска и работы

с информацией,

с

использованием

различных

средств ИКТ

в) понимать
общую задачу
проекта и точно
выполнять свою
часть работы;

г) уметь
выполнять
различные роли
в группе
(лидера,
исполнителя)

16

17 18

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительн ом искусстве»

Образ человека-главная тема искусства

Конструкция головы человека и ее пропорции

Изображение головы человека в пространстве

Графический

1

1 1

Образ человека -

главная тема в

искусстве;

конструкция

головы человека

и её основные

пропорции;

изображение

головы человека

в пространстве;

портрет в

скульптуре;

графический

портретный

рисунок;

Объемное

конструктивно

е изображение

головы. Работа

карандашом.

Работа над

изображением

портрета

выбранного

литературного

героя

Изображение

сатирических

образов

литературных

героев или


19

20 21

22

23

24 25

портретный рисунок и выразительно сть образа человека

Портрет в скульптуре

Сатирические

образы

человека

Образные возможности освещения в портрете

Портрет в живописи

Роль цвета в портрете

Великие портретисты (обобщение темы )

1

1 1

1 1

1 1

сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века

создание

дружеских

шаржей

Наблюдение

натуры и

наброски

(пятном) с

изображением

головы в

различном

освещении.

Черная

акварель.

Зарисовки

композиции

портретов с

натуры в

карандаше

Работа над

созданием

автопортрета

или портрета

близкого

человека

(члена семьи,

друга).


26 27

28

-

29

30

-

31

«Человек и пространство в

изобразительн ом искусстве»

Жанры в изобразительн ом искусстве

Изображение пространства

Правила линейной и воздушной перспективы

Пейзаж-большой мир. Организация

1

1

2

2

Жанр пейзажа как изображение пространства. Образ природы. Особенности образно-выразительного язык пейзажа. Линейная и воздушная перспектива. Мотивы пейзажа. Линия горизонта и точка зрения. Планы.

Жанры в

изобразительно

м искусстве.

Портрет.

Натюрморт.

Пейзаж.

Тематическая

картина:

бытовой и

тематический

жанр.

Изображение

уходящей

вдаль аллеи с

соблюдением


32

33

-

34


35

изображаемог

о

пространства

Пейзаж-настроение. Природа и художник

Городской пейзаж

Резервное время

1

2


1

правил

перспективы.

Материалы:

карандаш,

гуашь с

ограниченной

палитрой


22

© 2010-2022