Анализ рабочей программы по ИЗО УМК Начальная школа XXI века

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ рабочей программы по предмету "Изобразительное искусство"

за 2 класс

УМК "Начальная школа XXI века"

Выполнил: Сафин Рамир Азатович

группы ПНК-2 ГБПОУ БМПК

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение средняя общеобразовательная

школа имени И. Я. Нелюбина с. Ильино - Поляна

муниципального района Благовещенский район РБ;

- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты)

Утверждено на заседании ЗМО, согласовано с заместителем директора по УВР, утверждено директором;

- название учебного курса, для изучения которого написана программа

Изобразительное искусство;

- указание параллели, на которой изучается программа

Параллели не указаны;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)

Сафин Рамир Азатович;

- название города, населенного пункта

г. Благовещенск, республика Башкортостан;

- год разработки программы

2016

Пояснительная

записка

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся

Программа адресована для учеников 1-4 классов средней общеобразовательной школы;

- концепция (основная идея) программы

Не указана;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции.;

- в какую образовательную область входит данный учебный предмет

Не указано;

- цели учебного предмета для каждой ступени обучения

Не указано;

- указание на место и роль курса в обучении

На изучение курса изобразительного искусства выделено 35 часов(в неделю 1 час);

- цели, задачи

Цели курса:

  • развитие личности учащихся средствами искусства;

  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

- сроки реализации программы

2 класс:

1 четверть - 9 часов

2 четверть - 8 часов

3 четверть - 10 часов

4 четверть - 8 часов

- основные принципы отбора материала

Не указано;

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

К концу обучения будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных изобразительных умений, начальной художественной подготовки, которые включают:

- участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно-конструкторской деятельности;

- освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

- овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

- создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

- выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

- передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

- использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

- участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана

Не указаны;

- предполагаемые результаты

После изучения предмета «изобразительное искусство» у учащихся во 2 классе должны сформироваться умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, научаться выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети приобретут навык решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников сформируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

- система оценки достижений учащихся

Для отслеживания результатов используются следующие виды контроля:

Входной (позволяет определить исходный уровень развития)

Текущий (позволяет отслеживать уровень познания учеников на каждом уроке)

Итоговый (определение повышения уровня развития за весь учебный год)

Самооценка и самоконтроль (определение учеником "знания - незнания", своих потенциальных возможностей, осознание проблем которые предстоит решить в процессе деятельности)

Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя (классном журнале)

Учебно-тематический план

- перечень разделов, тем последовательность их изучения

Указано;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Указано;

- вид занятий

Указано;

- формы и методы контроля

Указано.

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса

Первая четверть - 9 часов

Раздел «Мы рисуем осень»

Красота осенних листьев - Анализ репродукций, беседа. Рисование с натуры простых по форме листьев деревьев, кустарников (липа, сирень, смородина, виноград, яблоня) яркой красочной окраски. О работе на пленере. 1 час

Осенние подарки природы - Лепка с натуры (с её использованием) фруктов и овощей (яблоко, груша, огурец, помидор, морковь). Жанр натюрморта. 1 час

Дары осени - Рисование с натуры овощей и фруктов в натюрморте (можно с использованием муляжей и работ предыдущего урока). Этапы построения рисунка и живописи. 2 часа

Осенний узор - Народно- прикладное искусство Полхов- Майдана, Жостово. Сходство и отличие. Упражнение с стилизации. Понятие об орнаменте. Узор в полосе из декоративных ягод, листьев, цветов. 1 час

Наряд для матрёшки - Узнаем историю создания русской матрёшки. Загорск, Семёнов, Полхов- Майдан. Декоративное рисование: украшение узором игрушки- матрёшки (по трафарету) (карандаши, аппликация, гуашь, акварель с белилами). 1 час

Осенний праздник урожая - Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осенние работы на земле, на даче». Рисунок с натуры и по представлению фигуры человека. Элементы перспективы. Беседа «Жизнь природы в творчестве». 2 часа

Цветочный узор в круге - Элементы технологии художественных промыслов (грунтовка, роспись, материалы, обжиг) - Хохлома, Павлово - Посад, Городец. Роспись крышки от «Триалона», эскиз росписи, использование палитры с колерами. 1 час

Вторая четверть - 8 часов

Раздел "По дорогам сказки"

Цветочный узор в круге - Элементы технологии художественных промыслов (грунтовка, роспись, материалы, обжиг) - Хохлома, Павлово - Посад, Городец. Роспись крышки от «Триалона», эскиз росписи, использование палитры с колерами. 1 час

Птица с натуры - Выполнениние набросков птиц с натуры и по таблицам. 1 час

Сказочная птица - Сказочные птицы в русских сказках и у других народов, в мифах. Жанр анималистики. Теплые, холодные цвета, цветовой круг, контрастные цвета, мазок, линия, пятно, светлотный, цветовой контраст. 1 час

Иллюстрирование сказки "Гуси - лебеди" - Иллюстрация к сказке "Гуси- лебеди". Художники Бакст, Билибин, Ю. Васнецов, Врубель, Рачев. 2 часа

Графика ( "В лесу", "Городской пейзаж") - Выполнение работ в технике граттаж. Выполнение эскиза в 2-3 планах. Техника процарапывания рисунка и создания черно-белого силуэтного изображения. Понятие о графике. 2 часа

Раздел "Мои друзья"

Друзья дества - лепка с натуры (игрушки, таблицы) животных. Анатомия, пропорции. Характер животного. Жанр анималистики. Ознакомление с творчеством художников - анималистиков ( Серов, Ватагин, Чарушин и др.). 1 час

Третья четверть - 10 часов

Наши зимние забавы - Сюжеты: каникулы, встреча Нового года. Тематическое рисование. Живопись, смешанная техника. 1 час

Морское дно - Знакомство с оригами. Сюжетная аппликации в технике оригами. Использование элементов, композиции, силуэта, подбор фона, создание ситуации в работе. Ткань, бумага, клей. 1 час

Декоративная полоса "Игрушки", коллективный фриз - Создание декоративной (орнаментальной) полосы по мотивам дымковской, филимоновской игрушек. Роль росписи по фону, геометрический узор, его символика. Придумать декоративную полосу из повторяющихся силуэтов животных, противоположных друг другу (медведь, заяц, лиса). Одежда. Работу можно выполнить в технике аппликации. Соединить лучшие полосы в одну. 2 часа

Портрет друга - Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники Пахомов, Решетников, Левицкий. Пропорции лица. Виды портрета. 1 час

Мы любим спорт - Лепка фигуры человека (спортсмена) в движении (бегущего, шагающего). Пропорции тела человека. Художники Дейнека, Решетникова, Жилинский и др. о спорте, древнегреческие скульпторы. 1 час

Верные друзья - Тематическое рисование с использованием фигуры человека и животного (или птицы). 1 час

Непобедимая и легендарная - День защитников отечества, истории войн и сражений, побед. Одежда солдат разных времен и народов. Студия художников им. Грекова. Батальный жанр. 1 час

Мамам посвящается - Праздник 8 марта. Портрет мамы, бабушки или сюжетная композиция. Цвет и насыщенность, колорит. 1 час

Золотые узоры - Хохлома. Роспись разделочной доски. Узор и форма. 1 час

Четвертая четверть - 8 часов

Раздел "С чего начинается Родина?"

Полет на другую планету - День космонавтики. Рождение нового жанра в живописи, художник - космонавт Леонов и др. Сюжеты: полет в космос, на другой планете, космодром, инопланетяне. Разработка эскиза, выполнение работы, колорит и композиция. 2 часа

Музей искусств - Виды изобразительного искусства, архитектуры. Жанр живописи. Главные художественные музеи России. Формирование музеев. Художественное образование (студия, кружок, школа, ДХШ, училище, вуз). 1 час

Рисование с натуры ящика, расположенного под углом к рисующему - Законы перспективы. 1 час

Цветы нашей Родины - Рисование с натуры цветов (тюльпан, ромашка, лилия, фиалка). Композиция, точка зрения, цвет. Беседа о пленере. 1 час

Праздничный салют ( 9 мая) - Выполнение работы в смешанной технике. Создание выразительной открытки - плаката на заданную тему. Роль шрифта. 1 час

"С чего начинается Родина?" (изображение природы в различных состояниях) - Выдающиеся российские художники 2-й половины ХIХ века (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и др.), традиции реализма.1 час

Искусствоведческая викторина - Обобщение тем года, выставка работ. 1 час

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

  • использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);

  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;

  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;

  • выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;

моделировать предметы бытового окружения человека;

применить навыки несложных зарисовок с натуры;

создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок,

сделанных на природе;

сформулировать замысел;

построить несложную композицию;

воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

передавать настроение в собственной творческой работе

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник:

  • Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Рабочие тетради:

  • Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова. Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана-Граф. 2011.

Методическое пособие:

  • Изобразительное искусство: 1-4 класс: методическое пособие / Л.Г.Савенкова. - М.: Вентана-Граф. 2011.

  • Изобразительное искусство: 2 класс: методические разработки уроков. Органайзер для учителя / Е.А. Ермолинская. - М.: Вентана-Граф. 2011.

  • Изобразительное искусство: 1-4 класс: интегрированная программа / Л.Г.Савенкова. - М.: Вентана-Граф. 2011.

Дидактические материалы:

  • литературные произведения;

  • музыкальные произведения;

  • набор иллюстраций;

  • дидактические игры;

Технические средства обучения:

  • Учебные столы.

  • Магнитная доска.

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.

  • Экран.

Список литературы (основной и дополнительной).

Основная.

• Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 2 класс органайзер для учителя: методические разработки. - М. Вентана-Граф,

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 1-4 классы ФГОС; методическое пособие для учителя/ Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.; Вентана-Граф, 2012. - 128с.

Савенкова Л.Г., Изобразительное искусство: 2 класс ФГОС: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 2 -е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 128 с.

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 2 класс ФГОС: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. - 2 - е изд. дораб. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 64 с.

Дополнительная.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2006.-96 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград



© 2010-2022