Методика преподавания основ цветоведения в школе

Цвет в интерьере и цветоведение - актуальная тема в наше время, так как предмет приобретает все большее значение, изучение предмета  цветоведение дает дополнительную информацию о цвете, грамотном подборе в интерьере и творческое разнообразие в живописи. Создание нового интерьера – всегда творчество, в основе которого лежат наши собственные представления об уюте и комфорте. Одним словом, дом начинается с мечты, а мечта имеет определённый цвет.           Стратегия современного образования заключае...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………2

  2. Методика преподавания основ цветоведения в школе.....4

  3. Методика ознакомления учащихся со значением цвета в интерьере………………………………………………….14

  4. Заключение……………………………………………….20

  5. Список использованной литературы……………………23





























ВВЕДЕНИЕ

Цвет в интерьере и цветоведение - актуальная тема в наше время, так как предмет приобретает все большее значение, изучение предмета цветоведение дает дополнительную информацию о цвете, грамотном подборе в интерьере и творческое разнообразие в живописи. Создание нового интерьера - всегда творчество, в основе которого лежат наши собственные представления об уюте и комфорте. Одним словом, дом начинается с мечты, а мечта имеет определённый цвет.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов, это оговаривается в Законе «Об образовании» в РК. Закон «Об образовании» системе предусматривает выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения. В "Концепции структуры и содержания общего среднего образования делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Современное образование требует от учащихся не только знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты, но и гибкости мышления, где развитие художественного восприятия цвета является одним из главных требований в творческой деятельности ребенка. В свою очередь, художественное восприятие определяет успешное решение различных учебно-творческих задач. Учитель призван обеспечить формирование эстетического отношения к миру, направляя и корректируя деятельность ребенка, развивая художественное восприятие средствами живописного языка.

Художественное восприятие предметного мира у детей происходит на персептивном уровне, оно всегда выборочно и эмоционально. При этом ребенка важно научить обращать внимание на то, какие чувства у него вызывают те или иные цвета, обращая его эмоции к внутреннему содержанию постановки, так как чувства способствуют пониманию окружающей среды, которая несет в себе информацию, нужную для принятия решения.

Учитывая выше перечисленное, целью исследования является разработка методики знакомства детей с основами роли цвета в интерьере на уроках ИЗО.









Методика преподавания основ цветоведения в школе

Каждый из нас видел радугу. А научное обоснование этому природному феномену дал около трехсот лет тому назад известный физик Исаак Ньютон, который сумел разложить солнечный свет посредствам призмы на составные части и получивший так называемый цветовой круг - спектр. Белый солнечный свет, проходя сквозь призму или дождевую каплю расщепляется на радужный спектр.

Человеческий глаз способен воспринимать цвета радуги начиная от светлого фиолетово - синего через зеленый, желтый, оранжевый до темно красного.

Цветов и их комбинаций великое множество. Но существует четкое деление этих цветов на главные, основные и сложные.

Существуют три главных цвета, которые являются «прародителями» и составляющими частями всех остальных цветов.

Главные цвета: красный, желтый и синий.

Это цвета, между которыми распределены промежуточные: оранжевая гамма - от красного до желтого, зеленая гамма - от желтого до синего, фиолетовая - от красного до синего. Главные цвета еще называются первичными, потому что остальные получаются на практике путем простого их смешивания, а оттенки зависят от пропорций этого смешивания. Первичные цвета, соединяясь между собой парами в равных количествах, создают группу вторичных цветов.

Красный + Желтый = Оранжевый

Желтый + Синий = Зеленый

Красный + Синий = Фиолетовый.

Вторичные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Если соединить все три главных цвета, обязательно соблюдая одинаковое количество трех составляющих, то получится третичный цвет - коричневый. Этого цвета нет на цветовом круге, и он там быть не может, поскольку у него третичная природа.

Красный + Желтый + Синий = Коричневый К + Ж + С = Кр.

Главные и вторичные цвета образуют группу основных цветов.

Основные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, красный, желтый, синий.

Если соединить любой вторичный цвет с одним из главных цветов, то получается разнообразие оттенков вторичных цветов. Если соединить вторичные цвета между собой, то получается целое семейство коричневых цветов группа третичных цветов.

Оранжевый + Зеленый = Желто-коричневый (К + Ж + С) + Ж = Желто-коричневый

Оранжевый + Фиолетовый = Красно-коричневый (К + Ж + С) + К = Красно-коричневый

Зеленый + Фиолетовый = Сине-коричневый (К + Ж + С) + С = Сине-коричневый

Пользуясь такими формулами, можно точно узнать оттенок коричневого, помня, что коричневый выражается формулой Кр = К + Ж + С.

Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, могут быть «четвертичными», «пятеричными» и т. д., которые называются сложными цветами.(см. приложение Р)

Для удобства цветового анализа цвета разделяются не только на вышеперечисленные иерархические группы, но и на легкие, средние, тяжелые, а также теплые, холодные, нейтральные.

Связь цвета с температурой обусловливается эмоционально-психическим восприятием человеком того или иного цвета. Считается, что вся синяя гамма - холодная. Это цвета льда, воды, неба. Зеленая - в основном нейтральна. А от желтого включительно в сторону красного простираются теплые цвета - все цвета огня. Легкими считаются холодные, светлые, малонасыщенные тона - цвет неба. Тяжелыми - теплые, темные плотные цвета - коричневый, оливковый. Цвета еще бывают глухие и звонкие. Это зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный - это звонкий по сравнению с красно-коричневым.

Черный и белый.

Но в радужном спектре нет ни черного, ни белого цветов. Когда свет падает на предмет, поверхность предмета поглощает одни световые волны определенной длины, а другие отражает, превращая их в цвет, который мы видим. Черная поверхность поглощает цветовые волны любой длины, а белая поверхность напротив отражает любые световые волны. Иными словами черный цвет - это отсутствие всякого цвета, а белый все цвета слиты воедино.

При выполнении практических заданий на уроках изобразительного искусства ученики сталкиваются с проблемами, связанными с использованием цвета. Дети испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции. При выборе цвета для выражения определенной темы отдельные детали сложно освободить от привычных колористических ассоциаций. В процессе обучения живописи встает проблема решения взаимодействия «цвета - форма - свет» - пространство. Много времени требует поиск гармоничного сочетания заданных цветов. Не владея свободно техникой работы различными видами художественных красок, ученики не могут выполнить работу быстро и на высоком уровне, тем более, что темы и практические задания на последующих уровнях обучения усложняются.

Изучение теории цвета, овладение принципами цветовой гармонии - неотъемлемая и важная часть обучения изобразительному искусству.

Перед учителем встают две поочередные задачи:

  • высвободить индивидуальные творческие способности ученика в области цвета;

  • вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета.

Решение этих задач невозможно без развития у детей цветовосприятия и тоночувствительности восприятия, вариативности мышления, креативности, богатой ассоциативной памяти, объемно-пространственного мышления. Необходимо решать и воспитательные задачи - прививать детям уважение к труду, ответственность за выполнение работы, развивать самостоятельность, творческую активность. Всё это способствует развитию эстетического вкуса, чувства цветовой гармонии, формированию общей культуры учеников.

Программные темы и содержание практических заданий по основам цветоведения должны быть адаптированы с учетом возраста и индивидуальных творческих способностей каждого ученика. Изучение тем включает в себя задания как теоретического, так и практического характера. Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ педагога, беседа, подготовка учениками докладов, пояснительных записок к выполняемым работам, разнообразного визуально-зрительного материала. Объяснение новых тем сопровождается демонстрацией: используются репродукции картин мастеров, слайды, зрительный ряд на компьютере, работы учеников прошлых лет, специальные наглядные пособия. Важнейшую роль в художественном образовании играет музейная педагогика. Поэтому посещение музеев, выставок - неотъемлемый компонент учебного процесса.

По отдельным темам, включающим в себя большой объем информации, целесообразно провести научно-практическую конференцию. Ученики под руководством педагога готовят научно-исследовательские работы, выполняют практические задания (формально-декоративные композиции).

Практические задания представляют собой работы различной сложности. Это могут быть как простые схемы-выкраски (по теме «Колорит. Изменение светлоты цветового тона»), выкраски-палитры (по теме «Ассоциации света», «Цветовые системы разных эпох»), так и композиционные упражнения, формально-декоративные и сюжетно-тематические композиции. Более полное освоение выразительной силы и напряжения цветовых сочетаний дает композиционное построение, где использованы структуры в форме простых полос или сетки шахматной доски.

Контроль знаний, умений и навыков учеников проводится как в форме опроса, так и в ходе текущих и итоговых просмотров работ.

Критериями оценки практических работ являются:

  • успешность решения поставленных задач;

  • сгармонированность цветового решения;

  • уровень культуры выполнения.

Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией колористики, при этом выбор терминов определяется возрастными особенностями детей.

Знакомство младших школьников с теорией цвета следует начинать с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся. Предложения посчитать количество цветов в кабинете, определить цвета одежды одноклассников, объяснить цветовую окраску животных (почему бабочка яркая, заяц летом - серый, зимой - белый и т. д.) вызовут у ребенка интерес к цвету. В качестве практического знакомства с красками рекомендуем провести упражнения-эксперименты: нанести краску на бумагу различными способами - оттиском (пальцем, ластиком, ниткой), набрызгиванием, раздуванием; на влажную бумагу с предварительно нанесенным рисунком восковым мелком. Можно предложить ученикам выразить через цвет свое настроение, события прошедшего дня, различные эмоции (радость, страх и т. д.). Развитию ассоциативной памяти и образного мышления на таких уроках способствует знакомство с музыкальными и литературными произведениями (чтение поэзии, прозы, прослушивание музыкальных произведений).

Высвобождая и развивая ассоциативно-чувственное восприятие цвета у детей, необходимо в доступной форме обучать их объективным закономерностям цвета.

При объяснении природы цвета ученикам старшего школьного возраста можно дать определение цвета как электромагнитного излучения определенного спектрального состава, рассказать о причинах возникновения ощущения того или иного цвета с точки зрения физики и физиологии человека.

Необходимо ознакомить учеников с понятием цветового спектра - основой любой эстетической теории цвета. В качестве практических работ на закрепление нового материала предлагаются следующие:

  • младшим школьникам - задание изобразить радугу или 7-ступенный цветовой спектр;

  • старшим ученикам - выполнение 12- или 24-ступенного цветового спектра.

Исследование символики цвета развивает ассоциативное и образное мышление. При изучении данной темы ученики выполняют упражнения в виде карточек-выкрасок, где требуется цветом выразить противоположные ощущения - психологические, пространственные, звуковые, вкусовые, тактильные, температурные и т. д. (веселое - грустное, близкое - далекое, сладкое - горькое, гладкое - шероховатое).

Все практические задания предполагают высокую исполнительскую культуру. В связи с этим полезны специальные упражнения на овладение техническими приемами работы красками (отмывки, цветотональные растяжки). Выполнение копии произведения орнаментики не только воспитывает высокую культуру исполнения, но и развивает чувство цветовой гармонии, формирует художественный вкус.

При обучении детей основам цветоведения важно дать представление об ахроматических и хроматических цветах, их различии (отличаются наличием или отсутствием цветового тона). Также нужно ознакомить с тремя характеристиками цвета:

  • цветовой тон;

  • светлота (яркость);

  • насыщенность.

Следует обратить внимание на различие значений терминов «тон» и «светлота (яркость)» в цветоведении и живописи. Тон и светлота в живописи - равнозначные понятия, в то время как в цветоведении цветовой тон - это качество цвета, позволяющее сравнить его с одним из спектральных цветов, а светлота (яркость) - степень отличия данного цвета от черного.

Одно из главных понятий теории цвета - колорит. Усвоение знаний о пяти типах колорита (сгармонированный, пестрый, разбеленный, зачерненный, ломаный) и их практическое применение развивает творческое мышление и ассоциативную память. В качестве практического задания выполняются карточки-выкраски с разбелом и зачернением каждого из 12 цветов 12-ступенного цветового круга. Всего с 12 чистыми цветами этого спектра должно быть изготовлено 36 карточек-выкрасок. Это задание также способствует закреплению знаний о характеристиках цвета - светлоте (яркости) и насыщенности (чистоте). Форма работы может быть групповой: каждый ученик из группы должен выбрать какой-либо цвет и выкрасить 3 карточки - чистый цвет, разбел, зачернение. Как практическое задание по теме «Колорит» предлагается создать сюжетно-тематические композиции, темы которых диктуют выбор определенного типа колорита (например, «Новый год» - зачерненный колорит. Большую роль в достижении выразительности цвета играет применение цветовых контрастов. Ученики знакомятся с 7 типами цветовых контрастов:

  • по цветовому тону (например, красный - желтый - синий);

  • светлый - темный;

  • насыщенный - приглушенный;

  • симультанный - когда при восприятии какого-либо цвета вблизи его возникает ощущение присутствия цвета, контрастного существующему (например, при восприятии красного цвета вокруг него видится ореол зеленого цвета, который объективно не существует);

  • холодный - теплый;

  • контраст дополнительных цветов;

  • контраст по площади цветового пятна.

Эстетическое впечатление, оказываемое на зрителя при восприятии произведения живописи, в значительной мере зависит от правильно выбранного типа цветовой композиции. Ученики знакомятся с понятием цветовой композиции как совокупности цветовых пятен, организованной по какой-либо закономерности, и практически осваивают принцип, по которому классифицируются типы цветовой композиции - по количеству используемых цветов (монохромная, полярная, 3-цветная, многоцветная, а также производные от этих видов - многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону и ахроматическая).

Для усвоения тем «Цветовой контраст», «Колорит», «Цветовая композиция» ученики выполняют два упражнения на основе одной и той же композиционной структуры:

  • 1-полярная цветовая композиция в зачерненном колорите, в теплой гамме;

  • 2-полярная цветовая композиция в разбеленном колорите, в холодной гамме.

При изучении темы «Цветовые системы» ученики получают представление о систематике цвета. Последовательное знакомство со стилистическими особенностями искусства различных эпох, цветовыми предпочтениями людей того времени развивает вариативность мышления детей и подростков, их цветовую культуру, формирует эмоциональное отношение к действительности. В процессе подготовки теоретического и визуального материала для практической работы на выбранную тему (цветовая система конкретной исторической эпохи) у школьников воспитывается самостоятельность, инициативность и интерес к учебе.

Практическим заданием на тему «Цветовые системы» является создание «палитры»-выкраски и формально-декоративной композиции. «Палитры»-выкраски, отражающие выбор цветовой палитры для каждой из эпох, выполняются на уроке сразу же после объяснения темы учителем. Кроме этих практических заданий может быть предложено создание формальной композиции на тему «Мой любимый художник». Цель работы - творческая интерпретация картины выбранного художника (желательно авангардного направления) с максимально точной передачей цветового решения.

Изучение темы «Пространственное воздействие цвета» призвано развить объемно-пространственное и вариативное мышление школьников. Они знакомятся со зрительными иллюзиями при восприятии цвета и теорией «выступающих» и «отступающих» цветов. При объяснении данной темы следует пользоваться наглядными пособиями - выкрасками в форме карточек. Каждая карточка выкрашена в один из трех основных цветов (красный, желтый, синий), а также выполнены разбелы и зачернения каждого из них. При объяснении темы цветные карточки попеременно выкладывают на различный фон - то на белый, то на черный. Это наглядно продемонстрирует иллюзию «выступания» цветной фигуры вперед или «отступания» вглубь плоскости бумаги.

Для закрепления темы «Пространственное воздействие цвета» предлагаются следующие упражнения:

  • «разрушение» и «подчеркивание» формы и пространства цветом - плоскостное решение (работа выполняется на основе одной и той же структуры композиции;

  • «разрушение» и «подчеркивание» формы цветом - объемное решение (выполнение объемно-пространственной композиции, основными элементами которой являются выклеенные из бумаги геометрические тела - куб, пирамида, призма и т. д.; цветовая графика наносится на стороны этих фигур и опорную плоскость с целью создания иллюзии «разрушения» или «подчеркивания» формы);

  • «выступание» и «отступание» отдельных элементов орнамента в результате нанесения на его участки определенных цветов («выступающих» и «отступающих»).

С целью установления более тесных связей между предметами изобразительного цикла целесообразно включать в программу по цветоведению практические задания, где решаются универсальные изобразительные задачи. Для развития свободного владения формой и цветом, что необходимо на уроках живописи, рекомендуется включить в программу основ цветоведения темы «Цвет и форма» и «Цвет и свет». В процессе выполнения практических заданий на эти темы ученики осваивают приемы моделировки формы цветом, изучают роль цвета в организации пространства, у них формируется объемно-пространственное мышление.

Практическое задание включает в себя выполнение трех «белых натюрмортов». Перед началом работы педагог рассказывает о различных способах решения проблемы взаимодействия «цвет - форма - свет» в истории живописи. Рассказ сопровождается показом репродукций картин. Затем ученики последовательно выполняют «белый натюрморт» в цвете.

  • 1-й натюрморт должен демонстрировать классическое решение проблемы цвета и света. Освещение - естественное. Форма предметов передается посредством светотени через контраст яркости одного и того же цвета (на свету цвет разбеляется, в тенях - зачерняется) - применяется монохромная цветовая композиция.

  • 2-й натюрморт выполняется в форме эскиза. Освещение - искусственное (красная подсветка). Проблема решения взаимодействия цвета и света решается импрессионистическим методом. Свет и тень передаются через контраст хроматических цветов, а не через контраст яркостей. На свету предметы «белого натюрморта» - красные, а в тени - кажутся зелеными.

  • 3-й натюрморт - творческая интерпретация «белого натюрморта» в стиле художественного течения какой-либо выбранной исторической эпохи и народности. Можно выбрать творческую манеру какого-нибудь конкретного художника и создать «белый натюрморт» в ее стиле.

При выполнении подобных заданий у учеников развивается вариативность мышления, формируется творческое воображение.

Свободное владение цветом позволяет ученикам пользоваться его выразительными свойствами в любой области изобразительного творчества. На завершающем этапе обучения в художественной школе при выполнении итоговой работы ученикам рекомендуется предварительно сделать «цветовую карту» для нее. Она должна в предельно сжатой форме информировать о предполагаемых цветах. В процессе такой работы воспитываются самостоятельность, активность, ответственность, закрепляются и совершенствуются полученные ранее знания, умения и навыки, формируется интерес к учебе как основе будущей профессиональной деятельности в области искусства.


Методика ознакомления учащихся со значением цвета в интерьере.

Для ознакомления учащихся с основами цветоведения в интерьере можно предложить использование внеурочного занятия «Д П И» по теме: «Мир цвета. Влияние цвета на восприятие пространства»

Тема : цветоведение и гармоничное сочетание цветов 3 класс

Цели:

- познакомить учащихся с основами цветоведения с влиянием цвета на восприятие пространства;

- воспитывать художественный вкус;

- развивать творческую фантазию.

Задача: вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета

Словарь: холодный и теплые цвета, цветовой контраст, насыщенность цвета, растяжка, интерьер.

Задание: выполнить цветовую доску будущего интерьера в холодной гамме цветов или в теплой.

Оборудование

для учителя: таблицы: цветовой круг, рисунки мебели, таблицы комнат в теплых тонах и холодных, презентация.

для учащихся: краски- акварель, кисти, альбом. листы, ножницы, клей ПВА.

1.Орг. момент 1 мин

2. рассказ темы 13 мин

3. объяснение практического задания 1 мин.

4. выполнение практического задания 20 мин

5. проверка 5 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Сообщение темы, целей урока. Проверка готовности учащихся.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами тема урока цветоведение и гармоничное сочетание цветов. Цель нашего урока:

- познакомить учащихся с основами цветоведения с влиянием цвета на восприятие пространства;

- воспитывать художественный вкус;

- развивать творческую фантазию.

Ребята, сегодня на урок вы должны были принести краски-акварель, кисти, альбом, ножницы, клей ПВА. У всех есть это на партах?

2. Проверка знаний по цветоведению.

Вы уже наверно знаете такие понятия, как основные цвета.

- кто мне сможет назвать 3 главных цвета?

-красный, синий, желтый;

- а кто назовет еще три цвета, которые относятся основным, но получаются путем смешивания главных цветов?

- оранжевый, фиолетовый, зеленый.

-ребята, назовите, какие цвета относятся к холодной гамме?

- цвета льда, неба, то есть голубые, синие

- А к теплой гамме?

- все цвета солнца, огня, желтый, оранжевый.

3. Новая тема.

-Молодцы, а кто знает, что такое интерьер?

-Интерьер, ребята, это внутреннее пространство здания, помещения, а так же его убранства.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего - бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого - бледно-жёлтый, то есть лимонный цвет. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами. А так же это называется цветовой растяжкой от темного (насыщенного),до светлого (бледного) такие цветовые растяжки вы можете посмотреть на примере главных цветов, в таблице, которая перед вами. Еще сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием как гармоничное сочетание цветов. Перед вами расположена таблица, где приведены примеры наиболее удачных сочетании. Теперь, ребята, давайте посмотрим на наш цветовой круг, с помощью него мы можем определить, какие цвета хорошо сочетаются между собой. Цвета расположенные рядом друг с другом дополняют друг друга. Они гармонично сочетаются, такое сочетание называет нюансом. Цвета расположенные противоположно друг другу в цветовом круге являются контрастными и они тоже очень хорошо сочетаются.

Перед вами расположены рисунки комнат в теплом стиле, холодном стиле.

А вот это пример комнаты с мебелью в холодной гамме.

И так, цвета нас окружают повсюду и они влияют на наше восприятие, то есть холодные цвета вызывают у нас чувство холода, а теплые наоборот. Вам наверно известно, что при оформлении комнаты надо знать то, что цвета влияют на нас по-разному. Есть цвета, которые вызывают активность, например: красный, оранжевый и т.д. Есть цвета, которые способствуют умственной деятельности - это желтые, светло-коричневые и т.д. при оформлении интерьера цвета должны дополнять друг друга, взаимодействовать, жить в мире друг с другом.

4. Практическая работа.

Теперь наша задача на сегодня: нам нужно будет открыть свои альбомы и нарисовать комнату. Обычно на рисовании нельзя использовать линейки, но я вам сегодня разрешаю, так как у нас с вами очень тяжелое задание. Ваша задача начертить комнату в перспективе. В центре вашего листочка, чертим прямоугольник меньшего размера, после того как начертили соединяем углы маленького прямоугольника с углами альбомного листа. Пример на доске.

- теперь, когда все начертили, я вас попрошу на ваш выбор раскрасить вашу комнату в теплые цвета или холодные. Здесь все зависит от вашего вкуса.

- у вас на столе лежат листочки с изображением мебели, вам необходимо ее аккуратно вырезать и наклеить, а затем раскрасить. Используя знания о гармоничном сочетании цветов.

5.Проверка практического задания.

Выставление работ на просмотр, выставление оценок.

Методика преподавания основ цветоведения в школе

Задания для закрепления по теме «Цветоведение»

цель: создать условия для закрепления, применения и систематизации знаний по теме «Цветоведение».
Задание № 1. Нужно вспомнить названия общеизвестных литературных произведений или стихотворные строчки, где упоминаются названия цветов, и сказать, хроматический это цвет или ахроматический.
(Ответы учащихся)
(Примеры произведений: «Красное и черное», «Белый Бим Черное ухо», «Алые паруса», «Белая гвардия», «Черный принц», «Белые ночи», «Белый клык», «Женщина в белом», «Голубой карбункул», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Синяя птица», «Черная курица» и др.)
Задание № 2. Перед вами слово («ТРИКОЛОР»). Каждая группа по очереди должна сказать название цвета, начинающееся на первую букву данного слова, потом на вторую и т.д. Слова повторяться не должны. Называя цвет, нужно сказать, теплый он или холодный.
(Ответы учащихся)
(Пример: Терракотовый, розовый, индиго, красный, оранжевый, лимонный, охристый, рубиновый).
Задание № 4. Это загадка. Я буду давать вам характеристику одного из цветов, не называя его. У вас есть листы бумаги, в которых подготовлены 4 ячейки. Когда я буду делать паузу, вы должны тихо обсудить и написать в первой ячейке версию, какой это цвет. Никакие исправления не допускаются. После того как я прочитаю вторую подсказку, вы должны в следующей ячейке либо повторить первую версию, либо записать новую. И так далее.
1подсказка.
Это хроматический, спектральный цвет. Его можно встретить в названии географического объекта восточного полушария. Я бы не советовала в жилой комнате красить стены в насыщенный оттенок этого цвета. Но если вы всё-таки рискнете покрасить в данный цвет свою комнату, то лучше выбрать ту, окна которой выходят на север, кроме того, это не должно быть маленькое помещение, так как этот цвет его зрительно сделает еще меньше.
(Обсуждение в группах и заполнение ячейки в таблице)
2подсказка.
Длина световой волны данного цвета примерно 600 нанометров. Он хорошо сочетается с черным цветом.
В честь этого цвета названо несколько музыкальных произведений. Отрывок одного из них я предлагаю вам послушать. Попытайтесь уловить настроение автора и угадать цвет.
(Звучит инструментальная пьеса «Оражевые буги», обсуждение в группах и заполнение ячейки в таблице)
3подсказка.
Это теплый цвет. Люди, предпочитающий данный цвет, обычно активные, жизнерадостные и творческие натуры. Этот цвет часто ассоциируется с радостью, весельем, но иногда сигнализирует о привлечении внимания. Географический объект, упомянутый в 1-й подсказке - это река в Африке.
(Обсуждение в группах и заполнение ячейки в таблице)
4подсказка.
Это составной, производный цвет в системе механического смешения цветов, то есть его можно получить, смешивая основные цвета. Дополнительным цветом для нашего цвета в системе механического смешения цветов является синий. В этот цвет часто окрашены баскетбольные мячи и черные ящики на самолете.
(Обсуждение в группах и заполнение ячейки в таблице)
Давайте проверим, что у вас получилось. (Афиширование ответов, выявление группы-победителя) (Правильный ответ-оранжевый).







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В окружающей среде цвет проявляется по-разному. В одном случае полихромия меняет зрительное ощущение объема или пространства, и мы говорим о визуальном изменении с помощью цвета их величины и конфигурации, в другом - чередовании цвета в этом пространстве определяет график движения и акцентирует внимание. Тогда мы говорим о цвете как о средстве ориентации. Если цвет создает оптимальный «климат» для пребывания человека, мы говорим о психофизиологическом комфорте. Перечень различных проявлений цвета можно было бы продолжать. Разумеется, в жизни мы воспринимаем цветовую данность одновременно во многих аспектах, постоянно ощущая ее образно - эмоциональное воздействие, хотя не исключено, что в зависимости от направленности восприятия интерьерной композиции, одна или несколько сторон могут преобладать и расцениваться как главные.

Современное художественное образование требует от учащихся не только знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты, но и гибкости мышления, где развитие художественного восприятия цвета является одним из главных требований в творческой деятельности ребенка.

В свою очередь, художественное восприятие определяет успешное решение различных учебно-творческих задач. Учитель призван обеспечить формирование эстетического отношения к миру, направляя и корректируя деятельность ребенка, развивая художественное восприятие средствами живописного языка.

Гармоничное соотношение частей и целого, о композиционной целостности, является одним наиболее из важных компонентом цветоведения. Цветоведение сочетает в себе не только свойства цвета но, целостное восприятие общего интерьера.

Выразительность композиции интерьера достигается за счет его гармоничного цветового решения, ритмической организации пространства, разнообразия текстуры и фактуры отделочных материалов, продуманного подбора мебели и освещении.

Все это дает основания для образования алгоритма, обеспечивающего формирование комплекса методов, заданий и упражнений, направленных на постижение роли художественного восприятия цвета в решении задачи:

1) цвет как эмоциональный компонент восприятия. Цветовой образ выражает настроение и чувства;

2) цвет как средство организации среды. На основе этого определяется тот

набор цвета, цветовых сочетаний, которые выражают эмоциональное состояние: радость, грусть;

3) цвет как система. В создании созвучных отношений участвуют следующие средства выразительности: ритм, композиция, контраст, нюанс, свет и тень;

4) цвет как художественный аспект, выявляющий различные стороны образа,

его символичность, ассоциативность или декоративность

Успешность обучения основам цветоведения возможна лишь при наличии следующих факторов:

o учет индивидуальных творческих способностей школьников, их субъективно-индивидуального предпочтения цвета или формы;

o развитие вариативности и креативности мышления, объемно-пространственного воображения;

o полное усвоение программных тем, своевременное выполнение практических заданий;

o установление межпредметных связей между цветоведением, композицией, живописью, историей искусств, историей мировой художественной культуры;

o усвоение основных понятий и терминов цветоведения;

o свободное владение техникой работ художественно-живописными красками;

o контроль за выполнением программных практических заданий, проведение просмотров;

o четкое определение критериев оценки работ учеников;

o ответственность и заинтересованность школьников, соблюдение дисциплины;

o проявление самостоятельности и активности учеников при выполнении практических заданий.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Каган. М. Начала эстетики. М., Искусство, 1964

2. Костерин Н.А. Учебное рисование. Учебное пособие. М., 1984

3. Е Ш К О Дизайн и оформление интерьера. Урок 14. Мир цвета

4. Е Ш К О курс рисования. Урок 7 Значение светотени

5. Практический курс. Искусство рисования. В мастерской урок 1

6. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству. 1998 № 3 - с. 23-27

7. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. 1998 № 4

8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. М. 2004





24


© 2010-2022