- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Салихова Р.Ф. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.
Продолжительность: 2 урока (80 мин)
Тип занятий: тематическая композиция.
Тема : белая основа-чёрное покрытие.
Цель урока:
дальнейшее изучение теории композиции и развитие творческих способностей в композиции.
Задачи урока:
Обучающие:
знакомство с законами тоновых отношений;
дальнейшее ознакомление с творческими приёмами художников-графиков Башкортостана, России, а также зарубежья.
Развивающие:
обогащение речи;
развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение).
Воспитательные:
развитие познавательных способностей обучающихся;
воспитание интереса к изучаемому предмету;
умение в коллегиальной форме свободно выражать и доказывать свои мысли при
обсуждении работ;
умение слушать других;
аккуратность.
Цель применения ИКТ на уроке:
усиление воспитательной функции урока;
активизации познавательной деятельности обучающихся;
формирование коммуникативной компетенции;
формирование информационной культуры.
Оборудование:
-
рисунки из фонда;
-
репродукции работ картин художников;
-
на доске - педагогический рисунок;
-
загрунтованный лист формата А3, лист целлофана;
-
инструменты для процарапывания;
-
компьютер;
-
демонстрационный экран;
-
проектор.
Используемый медиа-ресурс:
программа Microsoft PowerPoint;
электронная презентация.
Место фрагмента с использованием ИКТ в структуре урока:
-
объяснение нового материала
План урока:
-
Организационный момент - 5 мин
-
Объяснение нового материала - 15 мин
-
Практическая работа - 50 мин
-
Подведение итогов - 5 мин
-
Задание на дом - 5 мин
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Провести инструктаж по ТБ;
отметить отсутствующих, установить должную дисциплину
Приготовить рабочее место, соответствующие материалы
Объяснение нового материала
Беседа по пройденному материалу.
-
Что такое «графика»?
Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
-
Что такое «тоновая растяжка»?
Тоновая растяжка - это прием, позволяющий добиться плавного перехода цвета от темного к светлому или даже свести цвет к белому фону.
-
Как можно показать тоновую растяжку в граттаже?
Штрихом, чем чаще штрих, тем светлей изображение.
-
Что такое «формат»?
Выбор художником пропорций будущей картины, существуют множество видов: квадрат, прямоугольник, овал и т.д.
Беседа-лекция.
В изобразительном искусстве существует понятие «тон».
Что такое «тон» в изобразительном искусстве?
Тон - степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются объёмность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном передаётся то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими другие качества цвета.
Качества тона:
-
контраст (контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции);
-
градации светотени (степень освещённости объёмной формы от её окраски)
Высказывания в соответствии с темой
Совместное обсуждение
Высказывания в соответствии с темой
Совместное обсуждение
Рассмотрим репродукции известных художников разных периодов времени и проведём анализ по теме, которую мы проходим.
Совместное обсуждение
Использование медиа-ресурсов
А.П.Остроумова-Лебедева. «Горный институт»
И.В.Голицин. «Утром у В.А.Фаворского»
Л.Овчинников. «Ворот»
Н.Гугнин. «Софийский собор»
-
Количество светлых и тёмных тонов примерно одинаково;
-
Штриховки минимальное количество;
-
Преобладает чередование широких тёмных и светлых вертикальных полос.
-
Светлые тона преобладают;
-
Большое количество белых пятен;
-
Минимальное количество штриховки.
-
Тёмные тона преобладают;
-
Фигуры решены плотными массами, что соответствует идейному замыслу картины;
-
Штриховка решена «белыми кирпичиками».
-
Равноценное количество серого и тёмного тона;
-
Штрих имеет индивидуальную характеристику в зависимости от изображаемого объекта.
Практическая работа
Беседа о практической работе.
-
Техника безопасности при работе колюще-режущими инструментами.
-
Выбор инструмента при процарапывании.
Работе на загрунтованном листе.
Высказывания в соответствии с темой
Подведение итогов
Беседа-опрос по выполненным работам.
-
Все ли справились с сегодняшними задачами?
-
Какие работы вам больше всего импонируют?
-
Какое решение тонового контраста вам больше всего понравился?
-
Какую работу хотелось бы сделать на крупном формате в цвете?
Совместное обсуждение и подведение итогов
Задание на дом
Беседа о домашнем задании.
-
Продолжение работы.
-
Выполнение эскиза к предстоящей выставке.