• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий

Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий

В гимназии, кроме обязательных учебных дисциплин, я веду предмет по выбору "Граттаж", по которому мной составлена авторская прогамма. Данная разработка урока составлена для этого предмета, но, при желании, её можно использовать и на уроках композиции в классах разных возрастных категорий.  Здесь дети знакомятся с законами тоновых отношений, изучают творческие приёмы художников-графиков своего родного края, России, а также зарубежья. Идёт знакомство с такими понятиями как - "тоновая растяжка", "ф...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.

Продолжительность: 2 урока (80 мин)



Тип занятий: тематическая композиция.

Тема : белая основа-чёрное покрытие.

Цель урока:

дальнейшее изучение теории композиции и развитие творческих способностей в композиции.


Задачи урока:

Обучающие:
знакомство с законами тоновых отношений;

дальнейшее ознакомление с творческими приёмами художников-графиков Башкортостана, России, а также зарубежья.


Развивающие:
обогащение речи;

развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение).


Воспитательные:
развитие познавательных способностей обучающихся;

воспитание интереса к изучаемому предмету;

умение в коллегиальной форме свободно выражать и доказывать свои мысли при

обсуждении работ;

умение слушать других;

аккуратность.


Цель применения ИКТ на уроке:

усиление воспитательной функции урока;
активизации познавательной деятельности обучающихся;
формирование коммуникативной компетенции;

формирование информационной культуры.

Оборудование:


  • рисунки из фонда;

  • репродукции работ картин художников;

  • на доске - педагогический рисунок;

  • загрунтованный лист формата А3, лист целлофана;

  • инструменты для процарапывания;

  • компьютер;

  • демонстрационный экран;

  • проектор.

Используемый медиа-ресурс:

программа Microsoft PowerPoint;

электронная презентация.

Место фрагмента с использованием ИКТ в структуре урока:


  • объяснение нового материала


План урока:


  1. Организационный момент - 5 мин

  2. Объяснение нового материала - 15 мин

  3. Практическая работа - 50 мин

  4. Подведение итогов - 5 мин

  5. Задание на дом - 5 мин

Ход занятия


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Организационный момент

Провести инструктаж по ТБ;

отметить отсутствующих, установить должную дисциплину

Приготовить рабочее место, соответствующие материалы

Объяснение нового материала

Беседа по пройденному материалу.


  • Что такое «графика»?

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.

  • Что такое «тоновая растяжка»?

Тоновая растяжка - это прием, позволяющий добиться плавного перехода цвета от темного к светлому или даже свести цвет к белому фону.

  • Как можно показать тоновую растяжку в граттаже?

Штрихом, чем чаще штрих, тем светлей изображение.

  • Что такое «формат»?

Выбор художником пропорций будущей картины, существуют множество видов: квадрат, прямоугольник, овал и т.д.

Беседа-лекция.


В изобразительном искусстве существует понятие «тон».

Что такое «тон» в изобразительном искусстве?

Тон - степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются объёмность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном передаётся то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими другие качества цвета.

Качества тона:

  • контраст (контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции);

  • градации светотени (степень освещённости объёмной формы от её окраски)








Высказывания в соответствии с темой



Совместное обсуждение



Высказывания в соответствии с темой



Совместное обсуждение

Рассмотрим репродукции известных художников разных периодов времени и проведём анализ по теме, которую мы проходим.

Совместное обсуждение

Использование медиа-ресурсов

Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.

А.П.Остроумова-Лебедева. «Горный институт»

Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.

И.В.Голицин. «Утром у В.А.Фаворского»

Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.

Л.Овчинников. «Ворот»

Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.

Н.Гугнин. «Софийский собор»



  • Количество светлых и тёмных тонов примерно одинаково;

  • Штриховки минимальное количество;

  • Преобладает чередование широких тёмных и светлых вертикальных полос.





  • Светлые тона преобладают;

  • Большое количество белых пятен;

  • Минимальное количество штриховки.









  • Тёмные тона преобладают;

  • Фигуры решены плотными массами, что соответствует идейному замыслу картины;

  • Штриховка решена «белыми кирпичиками».





  • Равноценное количество серого и тёмного тона;

  • Штрих имеет индивидуальную характеристику в зависимости от изображаемого объекта.

Практическая работа

Беседа о практической работе.


  • Техника безопасности при работе колюще-режущими инструментами.

  • Выбор инструмента при процарапывании.

Работе на загрунтованном листе.

Высказывания в соответствии с темой

Подведение итогов

Беседа-опрос по выполненным работам.


  • Все ли справились с сегодняшними задачами?

  • Какие работы вам больше всего импонируют?

  • Какое решение тонового контраста вам больше всего понравился?

  • Какую работу хотелось бы сделать на крупном формате в цвете?

Совместное обсуждение и подведение итогов

Задание на дом

Беседа о домашнем задании.


  • Продолжение работы.

  • Выполнение эскиза к предстоящей выставке.





© 2010-2022