Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое задание по теме «Искусствоведческие методики в преподавании МХК».

РИскусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.енессанс.

Якопо Бассано. «Тайная вечеря» (1542) (Галерея Боргезе, Рим) Венецианская школа живописи.



1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

Композиция основана на ритме с осевой симметрией, так как композиционное развитие базируется на зеркальном повороте правой и левой частей. Композиционный центр здесь конструктивный. Композиция картины уравновешена. Все внимание зрителя акцентируется на фигуре Христа, который является центром композиции. Треугольник фигуры Христа на фоне квадрата ниши означает божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Колорит основывается на чистых, локальных цветах, главную роль играют красный и зеленый цвета. Христос одет в одежду белого и темно зелёного цвета. Белый цвет означает божественность, чистоту, святость. Иуда, как и Иисус, одет в темно зеленый плащ, чем автор выделяет его из числа других апостолов, делая акцент на нравственном противостоянии Спасителя и Его предателя.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

Свет на картине ровный, падающий сверху справа. Светотеневая моделировка фигур тщательно продумана, свет распределяется равномерно. Бассано помещает фигуру Иуды среди других учеников, но свет освещает только его лицо и руку, а вся фигура находится в тени.

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

Только что Христос произнес слова «Один из вас предаст меня». При этом он выглядит спокойно и отрешенно. После этих слов мгновенно все объединились в группы и передают друг другу слова Спасителя. Душевное волнение каждого из апостолов передано в жестах, позах, во взглядах. Все бурно реагируют на услышанное, кроме любимого ученика Иоанна сидящего подле него, и сокрушенно уронившего голову на руки и Иуды склонившего молча голову. Все участвуют в обсуждении, показывая это жестами, динамикой фигур. Только один Иуда не кричит и не жестикулирует, не спрашивает - Кто?

МИскусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.аньеризм.

Якопо Тинторетто. «Тайная вечеря».(1594)

Церковь Сан - Джорждио Маджоре. Венеция.











1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

Пространство, тонущее в полумраке, кажется безграничным; это впечатление создается, главным образом, благодаря длинному столу, изображенному под углом к плоскости картины. Это диагональная перспективная композиция. Несмотря на то, что картина изобилует множеством световых пятен на темном фоне, все они упорядочиваются парой пятен: мотивом стола и мотивом падающей тени от стола. Эти мотивы свидетельствуют о наличии композиционного развития. Несмотря на то, что местом композиционного центра является светильник, героем сюжета здесь является образ Христа, занимающего на картине не подобающее ему место, не подобающее - по логике композиционной конструкции.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Общий колорит картины сдержанный. Самый яркий цвет синий. Синяя одежда Христа говорит о неземном, божественном происхождении. Мазки легкие, прозрачные делают картину особо одухотворенной.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

В картине присутствует причудливое тройное освещение: призрачное свечение ангелов, колеблющийся свет светильника и свет нимбов вокруг голов апостолов и Христа. Иуда не имеет нимба. Причудливый свет скользит по поверхности мерцающих, загорающихся тихим цветным сиянием обыденных предметов скромного убранства комнаты. Мерцающий свет создает ощущение волшебства, которое преображает простое, событие в чудо раскрытия взволнованного духовного общения небольшой группы людей, верных друг другу, учителю и некоей великой идее.

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно-взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту - на переднем плане справа он изображает несколько предметов и фигур, совершенно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины и корзина с провизией, в которую заглядывает кошка; хозяин таверны разговаривает о чём-то со служанкой, ещё одна женщина снимает со стола чашу с фруктами, кошка лезет в корзину, все погружены в быт - и никто не замечает, что целые сонмы бесплотных прозрачных ангелов появляются под потолком. Иуду художник рисует сидящим на краю стола, тем самым отделив его от других учеников Христа.



Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.

Барокко.

Питер Пауль Рубенс. «Тайная вечеря». 1631-1632 г.

Пинакотека Брера Милан

Холст, масло







1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

В картине Рубенс использует «круговое построение», которое помогает закомпоновать в определенном порядке большое количество людей. Такой прием позволяет привлечь внимание к каждому персонажу и многофигурная композиция, следуя замыслу автора не превращается в изображение безликой толпы. Каждый образ наделен яркой индивидуальностью. Таким образом, композицию можно считать динамичной.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Художник применяет блистательный прозрачный колорит, он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок. Переходы между тенью и светом не резкие. У него нет глухих теней - все светится, мазки лёгкие, подвижные.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

Свет свечи освещает чашу с вином и сакральный хлеб и символизирует Христа как свет мира.

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

Изображенная сцена озарена пламенем свечи, бросающим тревожные отблески на собравшихся за столом. Христос, возведя глаза к небу, благословляет хлеб Причастия, а апостолы, жадно вслушиваясь в слова Учителя и вглядываясь в Его движения, в едином порыве тенятся к Нему. За плечом Спасителя виден любимый ученик Иоанн евангелист, Иуда же отвернулся от общего стола и смотрит тревожным взглядом в направлении зрителя. У ног предателя лежит грызущая кость и тем самым воплощающая алчность собака. Рубенс свел к минимуму количество предметов в картине: свечи - символ божественного света, вино в бокале и хлеб - крови и плоти Христа, колонны - стойкости. Большой таз с кувшином с кувшином напоминает о совершенном Иисусом омовении ног апостолам перед последней совместной трапезой. В глазах Христа слезы, а во всем его облике видно и благоговение перед высшей волей, и сдерживаемое страдание от предчувствия грядущих мук. И как бы не согревался воздух вокруг Спасителя теплотой сидящих рядом с Ним, Он выглядит одиноким в предначертанном Ему.

Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.

Классицизм.

Никола Пуссен

«Тайная Вечеря» Евхаристия. 1637

Национальная галерея Шотландии.

1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

В представленной работе Пуссена «Тайная вечеря» преобладают строгие построения перспективы интерьера. Композиционное развитие здесь базируется на зеркальном повторе правой и левой частей. Следовательно, композиция симметрична. Композиционный центр лик Христа. Поэтому тип центра здесь - конструктивный. Композиционная конструкция очень лаконична, расположение композиционного центра строго детерминировано. Особая торжественность этой красивой и спокойной картины, не по-евангельски богатая архитектура места действия подчеркивают эпохальность события.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Колорит картины построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Цвет используется художником как средство огромного образного воздействия.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

Свет падает сверху и ярко освещает фигуры и лица всех апостолов и Христа

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

Художник показывает последний ужин Христа с учениками как реальный эпизод из истории, с основными приметами времени: костюмы - античные; по обычаю древности, за столом не сидят, а лежат; в соответствии с ночным временем горит светильник. Пуссен как бы обходит стороной момент предательства и снова обращает наше внимание на таинство причастия. Хотя художник жил в период барокко, он оставался верным последователем более ранних традиций в искусстве: его спокойные фигуры, напоминающие живопись Леонардо или Рафаэля, находятся в гармонии друг с другом и исполнены необычайной одухотворенности, мира и любви. Пуссен среди прочего показал почти незаметный уход Иуды



РИскусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.еализм.

Ге Н.Н. Тайная вечеря

1861 - 1863 Масло, холст

Государственный Русский музей











1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

Все в произведении поражает своим реализмом. Глухие стены и линия угла вызывают ощущение безысходности, неизбежности происходящего на наших глазах . Композиция имеет нетрадиционную конструкцию. Формально на роль композиционного центра может претендовать ярко освещенный прямоугольник скатерти стола.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Ге использовал в своей картине не более 4-5 оттенков красок: зелёной, жёлтой, оранжевой, коричневой, тёмно-красной. В тенях нет чёрной краски.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

Идея борьбы добра и зла звучит в контрасте света и тени (ярко освещена группа Христа, Иуда изображен в тени), что придает сцене напряженность. Даже низко расположенный источник света, отбрасывающий на стены огромные тени, и само размещение персонажей потрясают убедительностью и погружают в атмосферу того времени. Это ощущение усиливается колоритом, построенным на соотношении пятен зеленого и красного цвета.

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

В небольшой комнате с высокими потолками и каменными стенами, в одном из домов города Иерусалима расположена обыкновенная кушетка, на которой облокотился Иисус со склоненной головой. Молодой Иоанн в ногах у него, а сзади стоят плечами - другие апостолы. Седоглавый Петр - во главе стола. За ним видны еще несколько нечетких темных фигур. Справа, у стены, расположен очень мощный светильник, очень ярко освещающий всю фигуру Петра (больше всего лицо), скатерть белую на столе, наклоненную голову Христа и переполненные тревогой и смятением глаза апостолов. Самого светильника не видно: его закрывает темный силуэт Иуды (мужчины высокого роста, с бородой). Он лицом повернут к нам, а фигура на нас тень бросает. В этом прослеживается библейская символичность: нравственным и праведным, искренним и умеренным светом, сиянием доброты и мудрости освещен стол - художественное олицетворение общности духовной пищи для апостолов. Этим светом освещается Христос, растерянные взгляды апостолов, устремленные на Иуду, он попадает и на Петра, охраняющего райские врата. Все они в негодовании и замешательстве от поступка Иуды, заслонившего им свет разума. И лишь Иисус спокойный и грустный. Его огорчило, прежде всего, то, что тень ненасытной жадности нас так легко может накрыть. На картине Иуда является художественным воплощением в человеке образной бесчеловечности, заслоняющей все светлое и прекрасное в человеческой душе.

СИскусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.юрреализм

Сальвадор Дали

«Тайная вечеря»

Национальная галерея искусств (Вашингтон) США

Год: 1955

1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

Композиционное развитие здесь базируется на зеркальном повторе правой и левой частей. Следовательно, композиционный ритм основан на симметрии. Композиционный центр, лик Христа дополнительно акцентирован и сопряжен с осью симметрии. Поэтому тип центра здесь - конструктивный. Композиция явно отсылает к работе Леонардо, но она более рационалистична и геометрически выверена. Создается впечатление жесткости и холодности совершенной формы, в которую так верил Дали и в сакральной силе которой не сомневался. Геометрически точна перспектива картины. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию, основанную на величии числа двенадцать, Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека - Христа.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Колористически сдержанная, в цветовом отношении построенная на контрасте теплых золотисто-охристых и холодных голубовато-серых тонов картина излучает свечение и завораживает зрителя. Белый цвет одежд героев - символ душевной чистоты.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

Картина полна света и легкости. Через прозрачные окна нам отрывается пейзаж неземной красоты, ясное голубое небо потянуто персиковыми облаками, расположенными над серебристыми массивами гор. Воздушность, чистота и полупрозрачность фигуры Христа противопоставлена реальности и тяжеловесности фигур учеников. Белый свет господствует, контрастируя (это специально подчеркивается) с темной полосой внизу. Он затопляет небо, землю, стол и особенно - Христа.

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

Дали сохранил горизонтальную вытянутость стола, явственно дав понять, что он из геометрически равных кусков светлого камня, мысленно уводящего зрителя в Древнюю Иудею. Вокруг стола - действующие лица: на темном фоне переднего темного плана (внизу) - две параллельно изображенные слева и справа, открыв центр, две в плащах со спины фигуры апостолов - склоненные перед Учителем, даже сгорбленные, покрытые одинаково драпирующимися плащами. Кажется, что каждая фигура повторяет другую. Лиц не видно. У мужчин этих современная стрижка волос. Другие апостолы ( по пять слева и справа от Христа) склонили головы, положив их на руки так, что лиц не видно, только копны волос. Они сжались в своих плащах, и никаких эмоциональных жестов, никакой экспрессии движений. Напротив, реакция на то, что говорит Учитель, загнана внутрь каждого их них. Фигура Христа контрастна с фигурами апостолов на этом полотне, и с Иисусом на фреске Леонардо. Экспрессия жеста - у Христа. На нем белое одеяние с открытой слева грудью. Длинные волосы его тоже светлы. Его левая рука с резко развернутой ладонью лежит на груди у самой шеи, а правая - согнута, поднята с выброшенным верх длинным указательным пальцем. В лице уверенность в том, что предсказанное роковое событие - и предательство, и казнь - неминуемо сбудутся. Мы видим изображение Бога в трёх известных проявлениях, ипостасях. Как Отец, Он простирает над миром свои руки; как Сын человеческий, сидит за столом и произносит эмоциональную речь; как Дух, Он полупрозрачен: сквозь Него мы видим и лодки, и горизонт воды.

РИскусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.омантизм.

Уильям Блейк

Тайная вечеря. 1799. Холст, темпера. Национальная галерея искусства, Вашингтон



1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

Композиционный центр конструктивный. Композиционное развитие базируется на зеркальном повороте левой и правой частей. Следовательно, композиция основана на ритме с осевой симметрией. Лик Христа является композиционным центром.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Мастер придает особое значение чистым контурным линиям. В картине мало цвета, практически нет светотени, неумолимый и резкий контур, отделяющий одно от другого и организующий одно с другим.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

Источником света в картине является Христос. Сияние, исходящее от него как бы выхватывает из непроглядной тьмы фигуры апостолов.

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

Христос и ученики лежат вокруг стола. Спаситель только что объявил апостолам, что один из них предаст Его. В недоумении ученики смотрят друг на друга, вопрошая один за другим: "не я ли Господи?" Только Иуда не спрашивает, он пересчитывает деньги, полученные за предательство Учителя. Раскрытые на груди руки Спасителя говорят о принятии им Божественной благодати.

РИскусствоведческие методики в преподавании МХК. Практическое задание.аннее Возрождение.

Флорентийская школа.

Андреа Дель Кастаньо. Тайная вечеря.Фреска, музей. Кастаньо Флоренция.

1445-1457 гг.

1. Анализ пространственного композиционного решения (что означает композиция).

Фреска представляет классический тип композиции, где единое нерасчлененное пространство объединяет всё действие. Дель Кастаньо создает глубоко экспрессивный и многозначительный задний план, нарисовав за спиной апостолов стену - шесть мраморных квадратов в рамах; пять вполне обычны, а шестой, тот, что в центре, над головой Иисуса и Иуды, сделан из мрамора с "неспокойным" рисунком, напоминающим небо во время грозы. Пространственная глубина ограничена единой плоскостью фона; все фигуры строго «выстроены» между белой полосой стола и стеной и подчеркнуто реалистичны; архитектура построена более или менее согласно античной теории. Христос и апостолы были расположены за столом более или менее симметрично через почти равномерные промежутки; фигуры их статичны, вся сцена спокойна, лишена движения. Для того чтобы объяснить происходящий конфликт, противопоставить Иуду остальным апостолам и Христу, Иуда помещен по другую сторону стола: почти прямо напротив Христа.

2. Анализ символики цветовой композиции.

Для живописной манеры Дель Кастаньо характерны энергичная пластическая моделировка форм, звучный колорит, напряжённая выразительность поз и ракурсов. Отчетливость и резкость моделировки форм, интенсивность цветовой гаммы, в которой преобладают теплые тона, еще больше подчеркивают почти физическую реальность разыгрывающейся в непосредственной близости от зрителя сцены.

3. Анализ символики светотеневой композиции.

Свет проникает в это неглубокое пространство в виде прямых лучей, падающих из двух боковых окон, и тут же отражается от белой полосы скатерти. Его усилению, почти конденсации способствует частота резких хроматических контрастов плит разноцветного мрамора, украшающего заднюю стену. Мы имеем дело, таким образом, со светом, заполняющим намеренно суженное пространство: он не растекается, а последовательно передается, но не путем перехода от вещи к вещи, от цвета к цвету.

4. Анализ взаимоотношений персонажей (Христос - ученики - Иуда).

Апостолы сидят по обеим сторонам Христа вдоль длинного стола, Иоанн заснул на руке Христа, напротив Христа по другую сторону стола - зловещий профиль черного Иуды. Дель Кастаньо выбирает драматический момент, когда Христос уже произнес: «Один из вас предаст меня», и апостолы недоуменно разводят руками, вопрошают друг друга, размышляют над смыслом сказанного, а мрачный чернобородый Иуда, уже не принадлежащий их братству, одиноко сидит по другую сторону стола. Глубокое недоверие друг к другу читается в глазах апостолов, и резкие черты их лиц говорят о неутихших страстях. Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла, в святую и печальную гармонию последнего вечера. Здесь три главных персонажа: Христос, Иоанн, Иуда. Это сюжетный центр, но энергетической точкой является не благословляющая рука Спасителя, не хищный жест предателя, не горестно склоненная голова Иоанна, а его рука, положенная на руку Христа.

Пономарева Н.Н.

9



© 2010-2022