Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение Мамоновская основная общеобразовательная школа


Рабочая программа

по ИЗО в 5, 6, 7 классах


Барышевой Любови Александровны


Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы


2014 -2015 учебный год


Пояснительная записка для 5 класса


Назначение программы:

Программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту;

  • формирование отношения к музею как сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы

  • в искусстве разных стран;

Специфика предмета:

первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современном мире. Осуществление программы предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Характеристика учебного процесса:

программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

На протяжении всего курса учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.

Тематическая цельность и последовательность учебного материала помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения.

В программе нет механических поворотов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познаний личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Учебно-тематическое планирование

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс, Н.А.Горяева, Москва Просвещение», 2006 год

Количество часов по учебному плану: 34 (1 час в неделю);

урока


Тема урока

Кол-во часов


Дата проведения




1

Древние корни народного искусства (10ч)

Древние образы в народном искусстве.



1



1-5.09



2-3

Декор русской избы.


2

7-12.09

14-9.09


4-5

Внутренний мир русской избы.


2


21-6.09

28-3.10


6

Конструкция и декор предметов народного быта.


1

5-10.10



7

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.


1


12-7.10



8

Народный праздничный костюм


1

19-4.10




9-10

Народные праздничные обряды. (обобщение темы четверти)


2

26-0.10

9-14.11




11-13

Связь времен в народном искусстве(11ч)

Древние образы в современных народных игрушках.


3

16-1.11

23-8.11

30-5.12



14-15

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.


2


7-12.12

14-9.12



16-17

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.


2


21-6.12

11-7.01



18-19

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.


2


18-3.01

25-0.01


20-21

Хохлома. Истоки и современное развитие промысла.


2

1-6.02

8-13.02


22

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)


1


15-0.02



23-24

Декор - человек, общество, время (6ч)

Зачем людям украшения.


2


22-7.02

1-6.03



25

Декор и положение человека в обществе.


1


8-14.03



26-27

Одежда говорит о человеке.


2


15-0.03

5-10.04


28

О чем рассказывают гербы и эмблемы.


1


12-17.04



29-30

Декоративное искусство в современном мире (5ч)

Современное выставочное искусство.


2


19-24.04

26-01.05



31-33

Ты сам мастер


3


3-8.05

10-15.05

17-22.05


34

Резерв времени ( встречи с художниками , посещения музея)


1


24.-29.05

Итого по плану 34 часа


24-29.05























Основное содержание тем учебного курса (34)

Древние корни народного искусства (10ч)

Традиционные образы народного искусства - солярные знаки, птица, мать-земля,древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в образном строе избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, круг предметов быта. Единство пользы и красоты.

Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментального построения в вышивках полотенец.

Народный праздничный костюм. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимая связь земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Связь времен в народном искусстве(11ч)

Календарные народные праздники - это способ участи человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое знание.

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промысла. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Главные герои росписи, основные элементы декоративной композиции. Приемы росписи.

Из истории художественного промысла Хохломы и Жостова. Основные приемы росписи. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности.

Декор - человек, общество, время (6ч)

Роль декоративного искусства в жизни общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.

Декоративное искусство Древненго Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений и цвета. Отличие одежд высших и низших слоев общества.

Одежда - знак положения человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Китая и искусства Западной Европы 17 века ( эпоха барроко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого сообщества - государства, страны, города.=, символизирующий отличие от других.

Декоративное искусство в современном мире (5ч)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства ( керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани …)

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Коллективный творческий проект декоративной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Дети должны:

- проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

- видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды.

- уметь выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;

- активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка крестьянского прикладного искусства.

з н а т ь:

- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;

- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т. д.);

у м е т ь:

- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, вышивка, резьба по дереву и т. д.);

- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.


Учебно-методическое обеспечение


1. Горяева Н.А. учебник ИЗО «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,

Москва «Просвещение», 2006 год;

2







































Пояснительная записка для 6 класса


Назначение программы:

Программа курса «Искусство в жизни человека» предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд».

Цель: введение ученика в систему художественной изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, своего рода зоркости души.

Задачи:

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • понимание общественного назначения искусства как средства отражения, познания мира;

  • формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству;

  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии.

Специфика предмета: материал посвящен собственно изобразительным видам искусства, то есть живописи, графике, скульптуре.

Материал разбит на разделы, соответствующие четвертям учебного года. В основу тематического деления положен Жанровый принцип. Каждый жанр - натюрморт, портрет, и пейзаж - рассматривается в его историческом развитию Это позволяет видеть картины мира и образных представлений человека, позволяет поставит в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения.

Материал подчинен принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний.

Характеристика учебного процесса: художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.

Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени (1ч) для уроков обобщения или экскурсии)



Учебно-тематическое планирование

Искусство в жизни человека 6 класс, Л.А.Неменская, Москва «Просвещение», 2008 год;

Количество часов по учебному плану: 34 (1 час в неделю);

Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 6 классе



урока


Тема урока

Кол-во часов


Дата проведения



1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7ч)

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.



1



1-5.09


2

Рисунок - основа изобразительного искусства.


1



7-12.09



3

Линия и ее выразительные возможности.


1


14-9.09



4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.


1


21-6.09



5

Цвет. Основы цветоведения.


1


28-3.10



6

Объемные изображения в скульптуре.


1


5-10.10


7

Основы языка изображения.


1


12-17.10



8

Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)

Реальность и фантазия в творчестве художника.


1


19-24.10


9

Изображение предметного мира - натюрморт.


1


26-30.10



10

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.


1


9-14.11


11

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.


1



16-21.11



12

Освещение. Свет и тень.


1


23-28.11



13

Натюрморт в графике.


1


30-5.12


14

Цвет в натюрморте.


1


7-12.12


15


Выразительные возможности натюрморта.


1



14-19.12



16

Вглядываясь в человека. Портрет (10ч)

Образ человека - главная тема искусства.



1



21-26.12



17

Конструкция головы человека и ее пропорции.


1


11-17.01


18

Изображение головы человека в пространстве.


1


18-23.01


19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.


1


25-30.01



20

Портрет в скульптуре.


1

1-6.02



21

Сатирические образы человека.


1


8-13.02

22

Образные возможности освещения в портрете.


1


15-20.02

23

Портрет в живописи.


1


22-27.02

24

Роль цвета в портрете.


1


1-6.03

25

Великие портретисты.


1


8-14.03


26

Человек и пространство в изобразительном искусстве (9ч)

Жанры в изобразительном искусстве.



1


15-20.03


27

Изображение пространства.


1

1

1 5-10.04



28

Правила линейной и воздушной перспективы.


1

12-17.04


29

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.


1

19-24.04


30

Пейзаж-настроение. Природа и художник.


1

26-01.05


31

Городской пейзаж.


1

3-8.05


32

Выразительные возможности изобразительного искусства.


1

10-15.05


33

Язык и смысл.


1


17-22.05


34

Резерв времени (обобщение, экскурсия)


1


24-29.05

Итого по плану 34 часа

Основное содержание тем учебного курса (34)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7ч)

Виды искусства, их деление на группы: изобразительные, конструктивные, декоративные.

Виды изобразительного искусства : живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный этап. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные графические рисунки известных художников.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное-светлое. Тональная шкала. Линия и пятно.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета.

Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, - их выразительные свойства.

Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Выражение авторского отношения к изображаемому. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение.

Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела. Формы простые и сложные.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет. Блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиск.

Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Вглядываясь в человека. Портрет (10ч)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный и лирический портреты. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Образ человека в графическом портрете.

Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Роль рук в раскрытии образов портретируемого.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Человек и пространство в изобразительном искусстве (9ч)

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природа в течении суток. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса


Учащиеся должны: знать:

- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

уметь:

- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению ипо памяти;

- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


Учебно-методическое обеспечение


1. Неменская Л.А. «Искусство в жизни человека 6» Москва «Просвещение», 2008 год;



Пояснительная записка для 7 класса


Назначение программы:

Программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.

Цель:

формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;

  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.

  • формирование художественно-творческой активности.

Специфика программы:

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

Характеристика учебного процесса:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.

Учебно-тематическое планирование

Количество часов по учебному плану: 34 (1 час в неделю);


Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 7 классе


урока


Тема урока

Кол-во часов


Дата проведения




1

Изображение фигуры человека (6ч)

Изображение фигуры человека в истории искусства.



1



1-5.09


2

Пропорции и строение фигуры человека.


2



7-12.09

14-9.09


3

Лепка фигуры человека.


1


21-6.09



4

Набросок фигуры человека с натуры.


1


28-3.10

5-10.10


5

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.


1


12-17.10


6

Поэзия повседневности (10ч)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.


1


19-24.10



7

Тематическая картина .Бытовой и исторический жанры.



1


26-30.10


8

Сюжет и содержание в картине.


2


9-14.11



9

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.


2

16-21.11

19-24.11


10

Жизнь в моем городе в прошлых веках

( историческая тема в бытовом жанре).


2


26-30.11

9-14.11


11

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.


2



16-21.11

23-28.11


12

Великие темы жизни (8ч)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.


1



30-5.12



13

Тематическая картина в русском искусстве 19 века.


1


7-12.12



14

Процесс работы над тематической картиной.


2


14-19.12

21-26.12


15


Библейские темы в изобразительном искусствею


2


11-23.01





16

Монументальная скульптура и образ истории народа.



1





25-30.01



17

Место и роль картины в искусстве 20 века.


1


1-6.02



18

Реальность жизни и художественный образ (8ч)

Искусство иллюстрации.


2

8-13.02

15-20.04

19

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.


1

05-24.04

20

Зрительские умения и их значение для современного человека.


1

26-01.05

21

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.


1


3-8.05



32

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.


1

1

1 10-15.05



33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.


1


17-22.05


34

Резерв времени (обобщение, экскурсия)


1


24-29.05

Итого по плану 34 часа
























Основное содержание тем учебного курса (34)

Изображение фигуры человека (6ч)

Изображение фигуры человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Пропорции, постоянные для фигуры, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, скульптуре Средневековья.

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков.

Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый - духовная красота человека в античном искусстве; второй - духовная красота в искусстве средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека.

Поэзия повседневности (10ч)

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изо Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них. Бытовой жанр в искусстве.

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изо. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Умение видеть значимость каждого момента жизни.

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Сюжеты праздника. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, т.е превращение обычного в необычное.

Великие темы жизни (8ч)

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи - фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; станкового к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись.

Значение станковой картины в русском искусстве. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Русские живописцы 19 столетия.

Этапы создания картины6 эскизы - поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды - сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Обобщение и детализация. Выразительность детали.

Венные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.. древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублев, Феофан Грек, дионисий.

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном сознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство светлой мечты и печали. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изо. Трагические темы в искусстве середины века.

Реальность жизни и художественный образ (8ч)

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изо: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживание; уровень ценностных представлений художника о мире в целом.

Произведения искусства - свенья культурной цепи.

Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль17 века, барокко и классицизм, модерн.

Примеры художественных направлений 20 века.

Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.

Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей, Лувр, Прадо, Метрополитен.

Местные музеи. Главная роль художественного музея в национальной и мировой культуре.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;

-о процессе работы художника над картиной;

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- наиболее значимый ряд великих произведений изо на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

уметь:

- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций;

- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


Учебно-методическое обеспечение


1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд»,

Москва «Просвещение», 1991 год;




© 2010-2022