- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Барышева Л.А. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Мамоновская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
по ИЗО в 5, 6, 7 классах
Барышевой Любови Александровны
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка для 5 класса
Назначение программы:
Программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд».
Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
-
формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
-
формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту;
-
формирование отношения к музею как сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
-
формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы
-
в искусстве разных стран;
Специфика предмета:
первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современном мире. Осуществление программы предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Характеристика учебного процесса:
программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
На протяжении всего курса учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.
Тематическая цельность и последовательность учебного материала помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения.
В программе нет механических поворотов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познаний личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.
Учебно-тематическое планирование
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс, Н.А.Горяева, Москва Просвещение», 2006 год
Количество часов по учебному плану: 34 (1 час в неделю);
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
1
Древние корни народного искусства (10ч)
Древние образы в народном искусстве.
1
1-5.09
2-3
Декор русской избы.
2
7-12.09
14-9.09
4-5
Внутренний мир русской избы.
2
21-6.09
28-3.10
6
Конструкция и декор предметов народного быта.
1
5-10.10
7
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
1
12-7.10
8
Народный праздничный костюм
1
19-4.10
9-10
Народные праздничные обряды. (обобщение темы четверти)
2
26-0.10
9-14.11
11-13
Связь времен в народном искусстве(11ч)
Древние образы в современных народных игрушках.
3
16-1.11
23-8.11
30-5.12
14-15
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
2
7-12.12
14-9.12
16-17
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
2
21-6.12
11-7.01
18-19
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
2
18-3.01
25-0.01
20-21
Хохлома. Истоки и современное развитие промысла.
2
1-6.02
8-13.02
22
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
1
15-0.02
23-24
Декор - человек, общество, время (6ч)
Зачем людям украшения.
2
22-7.02
1-6.03
25
Декор и положение человека в обществе.
1
8-14.03
26-27
Одежда говорит о человеке.
2
15-0.03
5-10.04
28
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
1
12-17.04
29-30
Декоративное искусство в современном мире (5ч)
Современное выставочное искусство.
2
19-24.04
26-01.05
31-33
Ты сам мастер
3
3-8.05
10-15.05
17-22.05
34
Резерв времени ( встречи с художниками , посещения музея)
1
24.-29.05
Итого по плану 34 часа
24-29.05
Основное содержание тем учебного курса (34)
Древние корни народного искусства (10ч)
Традиционные образы народного искусства - солярные знаки, птица, мать-земля,древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в образном строе избы.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, круг предметов быта. Единство пользы и красоты.
Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментального построения в вышивках полотенец.
Народный праздничный костюм. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимая связь земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Связь времен в народном искусстве(11ч)
Календарные народные праздники - это способ участи человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое знание.
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промысла. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи
Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Главные герои росписи, основные элементы декоративной композиции. Приемы росписи.
Из истории художественного промысла Хохломы и Жостова. Основные приемы росписи. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности.
Декор - человек, общество, время (6ч)
Роль декоративного искусства в жизни общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.
Декоративное искусство Древненго Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений и цвета. Отличие одежд высших и низших слоев общества.
Одежда - знак положения человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Китая и искусства Западной Европы 17 века ( эпоха барроко).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого сообщества - государства, страны, города.=, символизирующий отличие от других.
Декоративное искусство в современном мире (5ч)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства ( керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани …)
Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Коллективный творческий проект декоративной работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Дети должны:
- проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;
- видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды.
- уметь выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;
- активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка крестьянского прикладного искусства.
з н а т ь:
- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;
- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т. д.);
у м е т ь:
- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, вышивка, резьба по дереву и т. д.);
- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;
- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение
1. Горяева Н.А. учебник ИЗО «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,
Москва «Просвещение», 2006 год;
2
Пояснительная записка для 6 класса
Назначение программы:
Программа курса «Искусство в жизни человека» предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд».
Цель: введение ученика в систему художественной изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, своего рода зоркости души.
Задачи:
-
формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
-
понимание общественного назначения искусства как средства отражения, познания мира;
-
формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству;
-
развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии.
Специфика предмета: материал посвящен собственно изобразительным видам искусства, то есть живописи, графике, скульптуре.
Материал разбит на разделы, соответствующие четвертям учебного года. В основу тематического деления положен Жанровый принцип. Каждый жанр - натюрморт, портрет, и пейзаж - рассматривается в его историческом развитию Это позволяет видеть картины мира и образных представлений человека, позволяет поставит в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения.
Материал подчинен принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний.
Характеристика учебного процесса: художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени (1ч) для уроков обобщения или экскурсии)
Учебно-тематическое планирование
Искусство в жизни человека 6 класс, Л.А.Неменская, Москва «Просвещение», 2008 год;
Количество часов по учебному плану: 34 (1 час в неделю);
Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 6 классе
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7ч)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
1-5.09
2
Рисунок - основа изобразительного искусства.
1
7-12.09
3
Линия и ее выразительные возможности.
1
14-9.09
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
21-6.09
5
Цвет. Основы цветоведения.
1
28-3.10
6
Объемные изображения в скульптуре.
1
5-10.10
7
Основы языка изображения.
1
12-17.10
8
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
1
19-24.10
9
Изображение предметного мира - натюрморт.
1
26-30.10
10
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
9-14.11
11
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
1
16-21.11
12
Освещение. Свет и тень.
1
23-28.11
13
Натюрморт в графике.
1
30-5.12
14
Цвет в натюрморте.
1
7-12.12
15
Выразительные возможности натюрморта.
1
14-19.12
16
Вглядываясь в человека. Портрет (10ч)
Образ человека - главная тема искусства.
1
21-26.12
17
Конструкция головы человека и ее пропорции.
1
11-17.01
18
Изображение головы человека в пространстве.
1
18-23.01
19
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
1
25-30.01
20
Портрет в скульптуре.
1
1-6.02
21
Сатирические образы человека.
1
8-13.02
22
Образные возможности освещения в портрете.
1
15-20.02
23
Портрет в живописи.
1
22-27.02
24
Роль цвета в портрете.
1
1-6.03
25
Великие портретисты.
1
8-14.03
26
Человек и пространство в изобразительном искусстве (9ч)
Жанры в изобразительном искусстве.
1
15-20.03
27
Изображение пространства.
1
1
1 5-10.04
28
Правила линейной и воздушной перспективы.
1
12-17.04
29
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
1
19-24.04
30
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
1
26-01.05
31
Городской пейзаж.
1
3-8.05
32
Выразительные возможности изобразительного искусства.
1
10-15.05
33
Язык и смысл.
1
17-22.05
34
Резерв времени (обобщение, экскурсия)
1
24-29.05
Итого по плану 34 часа
Основное содержание тем учебного курса (34)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7ч)
Виды искусства, их деление на группы: изобразительные, конструктивные, декоративные.
Виды изобразительного искусства : живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Рисунок - основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный этап. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные графические рисунки известных художников.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное-светлое. Тональная шкала. Линия и пятно.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета.
Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, - их выразительные свойства.
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Выражение авторского отношения к изображаемому. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела. Формы простые и сложные.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет. Блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиск.
Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Вглядываясь в человека. Портрет (10ч)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный и лирический портреты. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Образ человека в графическом портрете.
Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Роль рук в раскрытии образов портретируемого.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (9ч)
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природа в течении суток. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны: знать:
- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
уметь:
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению ипо памяти;
- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учебно-методическое обеспечение
1. Неменская Л.А. «Искусство в жизни человека 6» Москва «Просвещение», 2008 год;
Пояснительная записка для 7 класса
Назначение программы:
Программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Цель:
формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
-
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
-
развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
-
осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
-
формирование художественно-творческой активности.
Специфика программы:
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства
Характеристика учебного процесса:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.
Учебно-тематическое планирование
Количество часов по учебному плану: 34 (1 час в неделю);
Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 7 классе
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
1
Изображение фигуры человека (6ч)
Изображение фигуры человека в истории искусства.
1
1-5.09
2
Пропорции и строение фигуры человека.
2
7-12.09
14-9.09
3
Лепка фигуры человека.
1
21-6.09
4
Набросок фигуры человека с натуры.
1
28-3.10
5-10.10
5
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
1
12-17.10
6
Поэзия повседневности (10ч)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
1
19-24.10
7
Тематическая картина .Бытовой и исторический жанры.
1
26-30.10
8
Сюжет и содержание в картине.
2
9-14.11
9
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.
2
16-21.11
19-24.11
10
Жизнь в моем городе в прошлых веках
( историческая тема в бытовом жанре).
2
26-30.11
9-14.11
11
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.
2
16-21.11
23-28.11
12
Великие темы жизни (8ч)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
1
30-5.12
13
Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
1
7-12.12
14
Процесс работы над тематической картиной.
2
14-19.12
21-26.12
15
Библейские темы в изобразительном искусствею
2
11-23.01
16
Монументальная скульптура и образ истории народа.
1
25-30.01
17
Место и роль картины в искусстве 20 века.
1
1-6.02
18
Реальность жизни и художественный образ (8ч)
Искусство иллюстрации.
2
8-13.02
15-20.04
19
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
1
05-24.04
20
Зрительские умения и их значение для современного человека.
1
26-01.05
21
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
1
3-8.05
32
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
1
1
1 10-15.05
33
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
1
17-22.05
34
Резерв времени (обобщение, экскурсия)
1
24-29.05
Итого по плану 34 часа
Основное содержание тем учебного курса (34)
Изображение фигуры человека (6ч)
Изображение фигуры человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Пропорции, постоянные для фигуры, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, скульптуре Средневековья.
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков.
Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый - духовная красота человека в античном искусстве; второй - духовная красота в искусстве средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека.
Поэзия повседневности (10ч)
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изо Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них. Бытовой жанр в искусстве.
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изо. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Умение видеть значимость каждого момента жизни.
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Сюжеты праздника. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, т.е превращение обычного в необычное.
Великие темы жизни (8ч)
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи - фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; станкового к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись.
Значение станковой картины в русском искусстве. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Русские живописцы 19 столетия.
Этапы создания картины6 эскизы - поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды - сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Обобщение и детализация. Выразительность детали.
Венные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.. древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублев, Феофан Грек, дионисий.
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном сознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство светлой мечты и печали. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изо. Трагические темы в искусстве середины века.
Реальность жизни и художественный образ (8ч)
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изо: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживание; уровень ценностных представлений художника о мире в целом.
Произведения искусства - свенья культурной цепи.
Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль17 века, барокко и классицизм, модерн.
Примеры художественных направлений 20 века.
Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей, Лувр, Прадо, Метрополитен.
Местные музеи. Главная роль художественного музея в национальной и мировой культуре.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
-о процессе работы художника над картиной;
- о композиции как целостности и образном строе произведения;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих произведений изо на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.
уметь:
- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций;
- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Учебно-методическое обеспечение
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд»,
Москва «Просвещение», 1991 год;