- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа МХК 8 класс по Даниловой
Рабочая программа МХК 8 класс по Даниловой
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трифонова Л.П. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Образовательного стандарта основного общего образования по искусству, Примерных учебных программ основного образования по музыке и изобразительному искусству утверждённых Министерством образования РФ.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
воспитание художественного вкуса;
-
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Общая характеристика курса
Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства,истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использоватьих инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюденияи полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства - процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.
Принцип дифференциации и индивидуализации.
Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Место курса в учебном плане
Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства.
Изучение искусства в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным этапом, готовящим школьников к изучению курса «Искусство» в средней школе.
Главные приоритеты изучения предмета в 5-9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия)учащимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Особое место в программе основной школы занимает интегрированный курс «Искусство» для 8-11 классов, направленный на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной и «Искусство» в основной школе. Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности.
Особое внимание здесь уделяется предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части базисного учебного плана.
При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.
Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов, вызывает естественную потребность освоения ее духовного потенциала.
В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Искусство» в 8-11 классах отводится по 34часа в год в каждом классе (из расчёта 1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательныхи воспитательных целей и задач курса.
Образовательные цели и задачи курса:
-
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля вы-
-
дающихся художников-творцов;
-
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
-
осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
-
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
-
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;
-
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
-
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
-
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
-
способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;
-
развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
-
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;
-
развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
-
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального и изобразительного искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
-
самостоятельная работа
-
творческая работа
Основные виды контроля при организации контроля работы:
-
вводный
-
текущий
-
итоговый
-
индивидуальный
Формы контроля:
-
наблюдение
-
самостоятельная работа
-
тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся научатся:
-
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
-
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
-
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
-
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
-
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
-
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
-
участвовать в художественной жизни класса, школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей
-
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
-
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
-
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Личностными результатами изучения искусства являются:
-
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
-
формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
-
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
-
обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-
расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
-
совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
-
формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
-
приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Основные разделы
-
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Художественные представления о мире
10
Понятие о видах искусства (2 часа)
2
Тайны художественного образа (2 часа)
2
Художник и окружающий мир (1 час)
1
Возвышенное и низменное в искусстве (2 часа)
2
Трагическое в искусстве (1 час)
1
Комическое в искусстве (2 часа)
2
Азбука искусства
24
Азбука архитектуры (2 часа)
2
Художественный образ в архитектуре (2 часа)
2
Стили архитектуры (3 часа)
3
Виды архитектуры (3 часа)
3
Язык изобразительного искусства (2 часа)
2
Искусство живописи (2 часа)
2
Жанровое многообразие живописи (1 час)
1
Искусство графики (1 час)
1
Художественная фотография (1 час)
1
Язык скульптуры (2 часа)
2
Декоративно-прикладное искусство (2 часа)
2
Искусство дизайна (1 час)
1
Музыка как вид искусства (3 часа)
2
ИТОГО
35
Объекты и средства материально - технического обеспечения курса мировая художественная культура
Характеристика учебного кабинета или учебного помещения
Помещение кабинета МХК должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2. 4. 2. 178-02).
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое количество
Примечания
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (книгопечатная продукция)
Государственный стандарт общего образования о преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Д
В наличии
Примерные программы по МХК
Д
В наличии
Авторские рабочие программы по МХК
Д
В наличии
Учебники по МХК, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ
К
В наличии
Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству)
Д
В наличии
Методические пособия для учителей по МХК
Д
В наличии
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Проверочные тесты по разделам, четвертям, отдельным темам
К
В наличии
Проверочные карточки по пройденным темам
К
В наличии
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
Ноутбук
Д
В наличии
Мультимедийный проектор
Д
В наличии
ЭКРАННЫЕ ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
Презентации по изучаемым темам
Д
В наличии
Видеофильмы
Д
В наличии
Электронный вариант иллюстраций, репродукций картин художников
Д
В наличии
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание
Дата проведения
8 класс
План
Факт
Художественные представления о мире
Понятие о видах искусства
Введение. Понятие о видах искусства.
1
Гл. 1 стр. 7-10
Современные классификаци искусств.
1
Гл. 1 стр. 10-13
Сообщение или презентация
(по выбору)
Тайны художественного образа
Мышление в образах.
Тайны художественного образа.
1
Гл. 2 стр. 14-20
Правда и правдоподобие в искусстве. Условность в искусстве.
1
Гл. 2 стр. 21-27
Сообщение или презентация
(по выбору)
Художник и окружающий мир
Мир сквозь магический кристалл. Талант и мастерство художника. Секреты художественного творчества.
1
Гл. 3 стр. 28-37
Возвышенное и низменное в искусстве
Возвышенное в искусстве.
1
Гл. 4 стр. 37-46
Низменное в искусстве
1
Гл. 4 стр. 46-52
Сообщение или презентация
(по выбору)
Трагическое в искусстве
Законы трагического в искусстве и жизни. Рок и судьба в античной трагедии.
1
Гл. 5 стр. 52-60
Комическое в искусстве
Понятие смешного и комического.
Градации комического
1
Гл. 6 стр. 61-67
Сообщение или презентация
(по выбору)
Великие комики мира.
1
Гл. 6 стр. 68-71
Азбука искусства
Азбука архитектуры
Каменная летопись мира. Прочность, польза, красота.
1
Гл. 7 стр. 73-81
Сообщение или презентация
(по выбору)
Профессия архитектора
1
Гл. 7 стр. 81-85
Художественный образ в архитектуре
Особенности архитектурного образа.
1
Гл. 8 стр. 86-91
Сообщение или презентация
(по выбору)
Средства создания архитектурного образа. Архитектурный ансамбль.
1
Гл. 8 стр. 91-102
Сообщение или презентация
(по выбору)
Стили архитектуры
Архитектурные стили древнего Египта и Античности.
1
Гл. 9 стр. 102-108
Сообщение или презентация
(по выбору)
Архитектурные стили Средневековья.
1
Гл. 9 стр. 108-111
Сообщение или презентация
(по выбору)
Архитектурные стили Нового и Новейшего времени
1
Гл. 9 стр. 111-119
Сообщение или презентация
(по выбору)
Виды архитектуры
Архитектура объемных сооружений
1
Гл. 10 стр. 119-125
Сообщение или презентация
(по выбору)
Ландшафтная архитектура
1
Гл. 10 стр. 125-131
Сообщение или презентация
(по выбору)
Градостроительство.
1
Гл. 10 стр. 131-135
Язык изобразительного искусства
Как понять изображение
1
Гл. 11 стр. 136-142
Способы и средства изображения
1
Гл. 11 стр. 142-149
Сообщение или презентация
(по выбору)
Искусство живописи
Виды живописи
1
Гл. 12 стр. 149-155
Сообщение или презентация
(по выбору)
Художественные средства живописи
1
Гл. 12 стр. 156-163
Сообщение или презентация
(по выбору)
Жанровое многообразие живописи
Понятие жанра в живописи. Характеристика жанров в живописи.
1
Гл. 13 стр. 163-187
Сообщение или презентация
(по выбору)
Искусство графики
Графика: от возникновения до современности. На каком языке говорит графика. Виды графического искусства.
1
Гл. 14 стр. 188-200
Сообщение или презентация
(по выбору)
Художественная фотография
История фотографии. Выразительные средства и жанры фотографии.
1
Гл. 15 стр. 200-212
Язык скульптуры
История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру.
1
Гл. 16 стр. 212-218
Жанры и виды скульптуры. Материалы и техника их обработки.
1
Гл. 16 стр. 218-229
Сообщение или презентация
(по выбору)
Декоративно-прикладное искусство
Художественные возможности декоративно-прикладного искусства.
1
Гл. 17 стр. 229-235
Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Виды декоративно-прикладного искусства.
1
Гл. 17 стр. 235-247
Сообщение или презентация
(по выбору)
Искусство дизайна
Из истории дизайна. Художественные возможности дизайна. Виды дизайна.
1
Гл. 18 стр. 247-259
Сообщение или презентация
(по выбору)
Музыка как вид искусства
Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Художественный образ в музыке
1
Гл. 19-20
стр. 259-279
Язык и форма музыкального произведения. Средства выразительности в музыке.
1
Гл. 21 стр. 280-292
Итоговый урок.
1
ИТОГО
35
Список научно-методической литературы.
1 «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
2 «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1999г.
3 Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
4 Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1989.
5 Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
6 Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
7 Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
8 Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
9 Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
10 Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
11 Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.MULTIMEDIA - поддержка предмета
1 Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2 Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3 .Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
4 .Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКС
-
Данилова Г. И. Искусство 5-9 классы.рабочая программа для общеобразовательных учреждений.Данилова Г. И.
-
Искусство. 5-9 классы. Рабочие материалы.Данилова Г. И.
-
Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. Учебник.Данилова Г. И.
-
Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. Учебник.Данилова Г. И.
-
Искусство: Мир и Человек в искусстве. 7класс. Учебник.Данилова Г. И.
-
Искусство: Виды искусства. 8 класс. Учебник.Данилова Г. И.
-
Искусство: Содружество искусств. 9класс. Учебник.Данилова Г. И.
-
Искусство. 7-9 классы. Учебник.