Рабочая программа МХК 8 класс по Даниловой

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа МХК 8 класс по Даниловой




Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Образовательного стандарта основного общего образования по искусству, Примерных учебных программ основного образования по музыке и изобразительному искусству утверждённых Министерством образования РФ.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Общая характеристика курса

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.

Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции, как важнейший системообразующий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства,истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использоватьих инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюденияи полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские, религиозные) или опирающиеся на идеологическую концепцию культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.

Принцип вариативности. Изучение искусства - процесс исключительно избирательный, предусматривающий возможность применения различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. В связи с этим в программе заложено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятое учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов обусловлен возможностью выбора для учителя.

Принцип дифференциации и индивидуализации.

Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Вот почему, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.

Место курса в учебном плане


Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства.

Изучение искусства в основной школе рассматривается как продолжение начального этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности ребенка. В то же время оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, своеобразным этапом, готовящим школьников к изучению курса «Искусство» в средней школе.

Главные приоритеты изучения предмета в 5-9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия)учащимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

Особое место в программе основной школы занимает интегрированный курс «Искусство» для 8-11 классов, направленный на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной и «Искусство» в основной школе. Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности.

Особое внимание здесь уделяется предпрофильной подготовке школьников, созданию оптимальных условий для осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части базисного учебного плана.

При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Эта особенность построения курса продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов, вызывает естественную потребность освоения ее духовного потенциала.

В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Искусство» в 8-11 классах отводится по 34часа в год в каждом классе (из расчёта 1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательныхи воспитательных целей и задач курса.

Образовательные цели и задачи курса:


  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля вы-

  • дающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:


  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;

  • развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;

  • развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, создание презентаций, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального и изобразительного искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Виды организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа

  • творческая работа

Основные виды контроля при организации контроля работы:

  • вводный

  • текущий

  • итоговый

  • индивидуальный

Формы контроля:

  • наблюдение

  • самостоятельная работа

  • тест



Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • участвовать в художественной жизни класса, школы; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

  • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

  • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

  • формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

  • формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.



Основные разделы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Художественные представления о мире

10

Понятие о видах искусства (2 часа)

2

Тайны художественного образа (2 часа)

2

Художник и окружающий мир (1 час)

1

Возвышенное и низменное в искусстве (2 часа)

2

Трагическое в искусстве (1 час)

1

Комическое в искусстве (2 часа)

2

Азбука искусства

24

Азбука архитектуры (2 часа)

2

Художественный образ в архитектуре (2 часа)

2

Стили архитектуры (3 часа)

3

Виды архитектуры (3 часа)

3

Язык изобразительного искусства (2 часа)

2

Искусство живописи (2 часа)

2

Жанровое многообразие живописи (1 час)

1

Искусство графики (1 час)

1

Художественная фотография (1 час)

1

Язык скульптуры (2 часа)

2

Декоративно-прикладное искусство (2 часа)

2

Искусство дизайна (1 час)

1

Музыка как вид искусства (3 часа)

2

ИТОГО

35













Объекты и средства материально - технического обеспечения курса мировая художественная культура

Характеристика учебного кабинета или учебного помещения


Помещение кабинета МХК должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2. 4. 2. 178-02).


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (книгопечатная продукция)


Государственный стандарт общего образования о преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.


Д

В наличии


Примерные программы по МХК

Д

В наличии


Авторские рабочие программы по МХК

Д

В наличии


Учебники по МХК, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ


К

В наличии


Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству)


Д

В наличии


Методические пособия для учителей по МХК


Д

В наличии

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


Проверочные тесты по разделам, четвертям, отдельным темам

К

В наличии


Проверочные карточки по пройденным темам

К

В наличии






ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)


Ноутбук


Д

В наличии


Мультимедийный проектор

Д

В наличии







ЭКРАННЫЕ ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)


Презентации по изучаемым темам

Д

В наличии


Видеофильмы

Д

В наличии


Электронный вариант иллюстраций, репродукций картин художников

Д

В наличии



Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).





№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

8 класс

План

Факт

Художественные представления о мире

Понятие о видах искусства

Введение. Понятие о видах искусства.

1

Гл. 1 стр. 7-10



Современные классификаци искусств.

1

Гл. 1 стр. 10-13

Сообщение или презентация

(по выбору)



Тайны художественного образа

Мышление в образах.

Тайны художественного образа.

1

Гл. 2 стр. 14-20



Правда и правдоподобие в искусстве. Условность в искусстве.

1

Гл. 2 стр. 21-27

Сообщение или презентация

(по выбору)



Художник и окружающий мир

Мир сквозь магический кристалл. Талант и мастерство художника. Секреты художественного творчества.

1

Гл. 3 стр. 28-37



Возвышенное и низменное в искусстве

Возвышенное в искусстве.

1

Гл. 4 стр. 37-46



Низменное в искусстве

1

Гл. 4 стр. 46-52

Сообщение или презентация

(по выбору)



Трагическое в искусстве

Законы трагического в искусстве и жизни. Рок и судьба в античной трагедии.

1

Гл. 5 стр. 52-60




Комическое в искусстве

Понятие смешного и комического.

Градации комического

1

Гл. 6 стр. 61-67

Сообщение или презентация

(по выбору)


Великие комики мира.

1

Гл. 6 стр. 68-71



Азбука искусства

Азбука архитектуры

Каменная летопись мира. Прочность, польза, красота.

1

Гл. 7 стр. 73-81

Сообщение или презентация

(по выбору)


Профессия архитектора

1

Гл. 7 стр. 81-85


Художественный образ в архитектуре

Особенности архитектурного образа.

1

Гл. 8 стр. 86-91

Сообщение или презентация

(по выбору)



Средства создания архитектурного образа. Архитектурный ансамбль.

1

Гл. 8 стр. 91-102

Сообщение или презентация

(по выбору)



Стили архитектуры

Архитектурные стили древнего Египта и Античности.

1

Гл. 9 стр. 102-108

Сообщение или презентация

(по выбору)



Архитектурные стили Средневековья.

1

Гл. 9 стр. 108-111

Сообщение или презентация

(по выбору)



Архитектурные стили Нового и Новейшего времени

1

Гл. 9 стр. 111-119

Сообщение или презентация

(по выбору)



Виды архитектуры

Архитектура объемных сооружений

1

Гл. 10 стр. 119-125

Сообщение или презентация

(по выбору)



Ландшафтная архитектура

1

Гл. 10 стр. 125-131

Сообщение или презентация

(по выбору)



Градостроительство.

1

Гл. 10 стр. 131-135



Язык изобразительного искусства

Как понять изображение

1

Гл. 11 стр. 136-142



Способы и средства изображения

1

Гл. 11 стр. 142-149

Сообщение или презентация

(по выбору)



Искусство живописи

Виды живописи

1

Гл. 12 стр. 149-155

Сообщение или презентация

(по выбору)



Художественные средства живописи

1

Гл. 12 стр. 156-163

Сообщение или презентация

(по выбору)


Жанровое многообразие живописи

Понятие жанра в живописи. Характеристика жанров в живописи.

1

Гл. 13 стр. 163-187

Сообщение или презентация

(по выбору)


Искусство графики

Графика: от возникновения до современности. На каком языке говорит графика. Виды графического искусства.

1

Гл. 14 стр. 188-200

Сообщение или презентация

(по выбору)



Художественная фотография

История фотографии. Выразительные средства и жанры фотографии.

1

Гл. 15 стр. 200-212



Язык скульптуры

История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру.

1

Гл. 16 стр. 212-218



Жанры и виды скульптуры. Материалы и техника их обработки.

1

Гл. 16 стр. 218-229

Сообщение или презентация

(по выбору)



Декоративно-прикладное искусство

Художественные возможности декоративно-прикладного искусства.

1

Гл. 17 стр. 229-235



Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Виды декоративно-прикладного искусства.

1

Гл. 17 стр. 235-247

Сообщение или презентация

(по выбору)



Искусство дизайна

Из истории дизайна. Художественные возможности дизайна. Виды дизайна.

1

Гл. 18 стр. 247-259

Сообщение или презентация

(по выбору)



Музыка как вид искусства

Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Художественный образ в музыке

1

Гл. 19-20

стр. 259-279



Язык и форма музыкального произведения. Средства выразительности в музыке.

1

Гл. 21 стр. 280-292



Итоговый урок.

1




ИТОГО

35


Список научно-методической литературы.

1 «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

2 «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1999г.

3 Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

4 Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1989.

5 Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

6 Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

7 Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

8 Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

9 Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

10 Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

11 Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.MULTIMEDIA - поддержка предмета

1 Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

2 Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

3 .Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

4 .Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКС


  1. Данилова Г. И. Искусство 5-9 классы.рабочая программа для общеобразовательных учреждений.Данилова Г. И.

  2. Искусство. 5-9 классы. Рабочие материалы.Данилова Г. И.

  3. Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс. Учебник.Данилова Г. И.

  4. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. Учебник.Данилова Г. И.

  5. Искусство: Мир и Человек в искусстве. 7класс. Учебник.Данилова Г. И.

  6. Искусство: Виды искусства. 8 класс. Учебник.Данилова Г. И.

  7. Искусство: Содружество искусств. 9класс. Учебник.Данилова Г. И.

  8. Искусство. 7-9 классы. Учебник.



© 2010-2022