Карточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья. Введение 10 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Средневековой принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма, длящегося почти тысячелетие (от падения Римской империи в V в. и почти до XV в.).

Средние века. Средневековье... Этот термин впервые появился в конце 60-х годов XV в. в "Слове" епископа Джованни Андреа, посвященном памяти средневе­кового философа Николая Кузанского. Именно в это время в Западной Европе воз­никло движение за возрождение античных идеалов - Ренессанс. Период между Ре­нессансом и античностью был назван итальянскими учеными-гуманистами "сред­ними веками". Они называли средневековье "тысячелетьем мрака", считая его темным и диким в сравнении с античностью, имеющей иные художественные цен­ности и иное миропонимание.

Сегодня развеяны и легенды об "ужасной ночи средневековья", и романтиче­ские представления о таинственности и блеске рыцарского средневековья. Эта эпо­ха предстает перед нами как закономерный этап в развитии мировой истории и культуры, имеющий свою систему взглядов, моральных ценностей и свое художе­ственное восприятие мира.

Оценивая вклад эпохи средневековья в мировую художественную культуру, остается открытым вопрос о том, было ли искусство раннего средневековья эпило­гом античности или прологом новых времен, продолжением или концом античнос­ти, "эпохой мрака" или "эпохой перемен". Но бесспорно то, что сегодня культура средних веков предстает перед нами как важный этап художественного развития человечества, на котором основывается современная цивилизация В средние века основные центры европейской цивилизации переместились к окраинам прежнего античного мира, образуя крупные очаги культуры. Это Запад­ная Европа, Византия, Восточная Европа, Ближний и Дальний Восток. В соответ­ствии с этими главными центрами можно выделить и основные этапы изучения средневековой культуры:

  1. й этап - "Западный мир"

Средневековая культура Западной Европы (Англия, Франция, Германия):

  • раннее (дороманское) средневековье (V - XI вв.);

  • зрелое (романское) средневековье (XI - XII вв.);

  • позднее (готическое) средневековье (XIII - XV вв.).

  1. й этап - "Между Западом и Востоком" Средневековая культура Византии, Закавказья и Восточной Европы (Византия, Армения, Грузия, Русь XI - XVII вв.).

  2. й этап - "Мир ислама" Средневековая культура стран Ближнего и Среднего Востока (Арабские страны, Иран, Средняя Азия).

  3. й этап - "Мир Востока" Средневековая культура Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония).


В каждом из этих центров художественная культура имела свое неповтори­мое лицо. Но несмотря на это, можно выделить следующие общие черты и особен­ности всей средневековой художественной культуры.

  1. Стремление к универсализму, обобщенности.

  2. Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых народов.

  3. Столкновение христианских идей и языческих представлений.

  4. Развитие религиозной, светской и народной культур.

  5. Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда.

  6. Выражение основных жизненных позиций через систему условностей, симво­лов и аллегорий.

  7. Обращение к внутреннему миру человека. Умение видеть духовную красоту человека не только в телесно прекрасном образе. Восприятие души и тала как два противоположных начала, в которых душе отдавалось предпочтение.

  8. Господство религиозного мировоззрения и религиозного характера культуры.


"Религия не есть для нас нечто внешнее...

Она всегда внутри нас: одни это сознают,

другие - нет.

Но ее присутствие в нас постоянно"

(Махатма Ганди).

В средние века формируется новый, религиозный, тип культуры, пришед­ший на смену мифологическому. Являясь одной из движущих сил этой эпохи, ре­лигия играла особую роль, выступая фундаментальной мировоззренческой осно­вой духовной жизни. Зародившиеся на Востоке и распространившиеся по всему миру три мировые религии: христианство - в Европе, буддизм и ислам - на Восто­ке, на протяжении всего средневековья определяли философские ученья и разви­тие художественной культуры, создаваемой народами средневековой Европы и Востока. Сформировавшиеся на почве национальных религий, они объединили ве­рующих независимо от их этнических, языковых и политических связей.

Карточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 классГлавная цель мировых религий - познать самого себя, окружающий мир и Бога. Основателей мировых религий волновали одни и те же вопросы. Как устроен мир? Почему не все люди счастливы? Почему они умирают? Что такое Бог и суще­ствует ли он на самом деле? Они давали на них в чем-то разные, но все же весьма схожие ответы.

Символы трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма.

Человеку каждой эпохи присущи свои представления о мире, о природе и об­ществе, о времени и пространстве.

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом - абсолютным божеством. Основны­ми добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.

Карточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 классС

  1. - Бог - центр мироздания

  2. - Религия

  3. - Мораль

  4. - Искусство

  5. Политика

  6. Право

  7. Науки

редневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека, который в сознании людей перестает быть центром мирозда­ния, "мерой всех вещей". Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель божьей воли. Основу средневекового миропонимания составляет религия, поэтому новая система ценностей отрицает вечность мира и признает роль изначального, вечного и неизменного Творца. Бог как надмировая абсолютная духовность стано­вится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести. Основными философскими идеями средневековья становятся монотеизм (Бог един и уникален); теоцентризм (Бог - центр мироздания), креационизм (сотворение мира Богом из ничего), дуализм (двойственность). Мир в сознании средневекового человека делится на ви­димый, реальный, земной, "дольний" и потусторонний, идеальный, небесный, "горний". Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется "темницей души", а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.

Приоритет социально-культурных ценностей средневековья



Такая переориентация сознания на мир идеальный, духовный, направлен­ная на стремление понять внутреннюю природу вещей, становится главной тенден­цией средневековой культуры, основу которой составили три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Карточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 классКарточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 классКарточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 класс-

Буддизм


Христианство

Ислам

Статуя великого Будды в Японии.

Самая ранняя по времени из мировых религий - за­родилась в VI в. до н. э. в Индии.

Карточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 классСогласно этому вероучению зем­ная жизнь человека - это страда­ние, и только после смерти его ду­ша с помощью Будды сможет до­стигнуть блаженства - нирваны. В древнейших буддийских легендах рассказывается об основателе этой религии - Будде - как о реальном человеке, сыне царя небольшого североиндийского государства, жившем в 623-544 гг. до н. э. Его звали Сиддхартха Гаутама. Окруженный роскошью, Сиддхартха проводил время в развлечениях и пирах, не подозревая, что в жизни есть страдание, нужда, болезни и смерть. Встреча с грубой действи­тельностью так сильно подействовала на него, что он добровольно отрекся от роско­ши и шесть лет скитался, став аскетом-отшельником. По преданию, однажды но­чью, сидя под деревом познания и погрузившись в глубокое раздумье, Гаутама внезапно достиг "великого просветления". Ему открылся истинный путь к покою и просветлению духа через самоуглубление. С этого момента Сиддхартха Гаутама становится Буддой - просветленным. Медитируя, Гаутама познал четыре благород­ные истины: жизнь - это страдание, его причина - страсти, не станет страстей - не станет и страдания, к преодолению страстей ведет восьмеричный, или срединный путь, который символизируется колесом с восемью спицами. Восьмеричный путь слагается из восьми шагов: правильное понимание, правильное стремление, пра­вильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. По буддийскому учению беско­нечного круга перерождений, или колеса жизни, после смерти люди возрождают­ся в одном из шести миров бытия. И от поведения человека зависит, в каком из ше­сти состояний будет его перерождение в следующей жизни. Гаутама искал способ выйти из круга перерождений и обрести покой и блаженство в состоянии нирваны. Буддизм в отличие от других религий представляет каждому человеку возмож­ность стать буддой, если он сумеет изменить свою жизнь.


Иисус Христос. Фрагмент фрески " ттг

иконы. Монастырь св. Екатерины на Синае

Второй по времени возникновения и самой распространенной сегодня в мире религией явля­ется христианство, в основе которого лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир.

Возникло христианство в I в. н. э. в восточной части Римской империи - Палестине. Сначала его носителями были преследуемые властью секты верующих в единого бога Иисуса Христа - Спаси­теля.

Карточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 класс"Религия вселенского признания, христиан­ство не рисковало замкнуться в границах одной цивилизации. Конечно, оно стало главным на­ставником средневекового Запада, которому пе­редало римское культурное наследие"

(Жак Ле Гофф).

Эта новая религия первоначально была, по словам Ф.Энгельса, "религией рабов и вольноот­пущенников, бедняков и бесправных, покорен­ных или рассеянных Римом народов". Она не разъединяла, а объединяля разноязычное населе­ние огромной империи и имела наднациональный характер. Став в IV в. государственной рели­гией Римской империи, христианство, опираясь на евангельские идеи кротости, покорности, безропотного повиновения властям, существенно изменило первоначальную антирабовладельческую направленность этого учения. Христианство не только пережило падение Рима, но и сумело обра­тить язычников-завоевателей. Позже в христианстве выделились три направле­ния: православие, католицизм, протестантизм, которые признают догмат о святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное писа­ние - Библию.

Литературными источниками изучения раннего христианства являются:

  1. канонические книги Нового завета (четыре евангелия от Матвея, Марка, Лу­ки и Иоанна - повествования о земной жизни Иисуса Христа);

  2. неканонические сочинения - легенды, не признанные церковью, так называе­мые апокрифы;

сочинения апологетов (защитников христианства от критики нехристианских философов) и отцов церкви.




Карточка к уроку МХК Культура эпохи средневековья.Введение 10 класс

















Рисунок с керамических плиток,

изображающий Каабу в центре мечети в Мекке.

Ислам (буквально: покорность, смирение) - третья мировая рели­гия, появилась в VII в. н. э. в Ара­вии. Ее приверженцев называют мусульманами ("верными", "по­корившимися Аллаху"). Это уче­ние провозглашает единым богом Аллаха, а жившего в Мекке араба Мухаммада - его пророком. Му­хаммад действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке (городе в западной части Аравийского по­луострова), потом, в 622 г., в Мед- дине, где после бегства (хиджры) нашел много приверженцев но­вой религии. С этого года ведется мусульманское летосчисление. Согласно исламу, Мухаммад по­лучил от бога и передал людям ряд "откровений", записанных в Коране (от араб, "ал-куран" - чте­ние вслух, назидание) - священной книге мусульман. Коран раз­делен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по разме­рам. Коран дополняет Сунна (буквально: образец, пример) - сборник благих обыча­ев, традиционных установлений в виде свода текстов, описывающих жизнь Му­хаммада, его слова и дела. Сунна Пророка запечатлена в свидетельствах его правед­ной жизни - хадисах.

Ислам жестко регулирует поведение мусульман и в быту, и в общественной жизни, ориентируя их на следующие заповеди: обязательная пятикратная молит­ва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой; на­лог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост - ураза - в течение девятого месяца му­сульманского лунного года - рамазана; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, где находится куб Каабы с вмурованным "черным камнем" - главной свя­тыней мусульман.



© 2010-2022