Презентация по МХК «Памятники архитектуры»

"Описание материала: "Памятники архитектуры, сохранившиеся в наше время, заставляют задуматься о прошлом. история архитектуры раскрывается через Воскресенский храм, города Енисейска. Облик церкви сменился в ХХ веке. "В 1930-х годах разобрали колокольню и верхние ярусы храма, была изъята церковная утварь. Во все времена своего существования на храм обрушивались невзгоды, терпел пожары, переживал наводнения, встречались гонения на православных христиан и на саму православную церковь. Таким обр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Воскресенской церкви в г. Енисейске


К.С.Семина

КГБОУ СПО Енисейский педагогический колледж

студентка 1 курса специальность 050603

«Изобразительного искусства и черчения»

Руководитель: Андреева Т.В.,

преподаватель МХК

Со стороны реки набережная города Енисейска воспринимается красивым силуэтом, состоящим из куполов храмов, купеческих усадеб и крон деревьев. С восточной стороны исторической части города стоит Воскресенская церковь. В прошлом это сооружение было красивейшим храмом, который состоял из высокой многоярусной колокольни, двухэтажной паперти, трех приделов.

История Воскресенской церкви началась с 17 столетия. На берегу Енисея близ устья речки Мельничной казаками был построен острог, в котором находились две деревянные церкви: Введение Пречистой Богородицы и Воздвижения. Из-за ветхости построения, пожаров, наводнений церкви разрушились, и на северо-восточном месте острога срубили новую шатровую деревянную Воскресенскую церковь в 1703 году. В Сибири сложился архитектурный тип шатровой церкви. Это центральный четырехгранный сруб, венчался высокой пирамидальной восьмигранной крышей - шатром, на вершине небольшой купол луковичной формы. С восточной стороны храма пристраивался алтарь, с западной части - трапезная, с севера и с юга строили приделы. Здание в плане имело крещатый вид. Позднее такая планировка сохранится в каменном сооружении. В начале 1730-х годов очередной пожар вновь уничтожил отстроившуюся церковь.

Каменная церковь строилась в несколько этапов, первый этап был 1735-1747 гг. Сооружение созидалось на средства прихожан и в основном на пожертвования местных купцов. «Посадский человек» И.Щукин создает основной «холодный» храм (центральная часть с алтарем). Объем здания состоял из четверика, на него ставили массивный световой восьмерик. Восьмерик перекрывался сомкнутым сводом, скрытым изогнутой кровлей. Храмовый объем увенчивался двухъярусным фигурным барабаном с главкой.

В течение второго периода - с середины 1760 годов до конца XVIII века были выстроены колокольня и приделы. В 1757 г. мастером из курганского Далматова монастыря А.Стахиевым с северной стороны был построен теплый придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1768-1773 гг. соорудили южный предел - Казанской божией Матери и верхней придел под колокольнею имени св. Апостола Иоанна Богослова. Строительство огромной ярусной колокольни внесло элемент контраста и доминанты в архитектурную композицию. Придельные храмы тактично вписывались в форму главного храма. В это же время обнесли храм каменной оградой.

Третий этап развития объёмно-пространственной композиции Воскресенской церкви включает отрезок времени первой половины XVIII века. В течение этого этапа была выстроена новая двухэтажная паперть. Она существенно изменила соотношение масс здания, удлинила его продольную ось. В таком виде здание просуществовало до 1930 -х годов.

В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого столетия приход был большим около одна тысяча душ. В общину верующих входили жители нескольких близлежащих к храму улиц города и жители деревни Еркалова, отстоящей в семи верстах за рекой Енисеем. В это время церковь славилась большим благолепием. Крыши - все железные, семь глав были обиты белым железом, кроме трех куполов, которые покрыли позолотой. Кресты над главами вызолотили. Шпиль колокольни в начале века украшали вырезанные из железа цветы и позолоченная фигурка ангела с крестом в руках. Церковь снаружи украшалась изразцами, на которых был изображен двуглавый орел, изнутри стены оформили фресками на библейские и евангельские сюжеты.

В 1869 году 17 августа, во время очередного большого пожара, храм обгорел снаружи и внутри, южный Казанский придел сохранился. Храм имел много старинных вещей, из икон уцелели следующие: икона Святой великомученицы Варвары, Священно мученика Харламия, Алексия человека Божия, Священно мученика Власия и преподобной Пелагеи, самая чтимая прихожанами икона Казанской Божией Матери. В 1876 году был отстроен иконостас на средства потомственного почётного гражданина Н.Н.Дементьева.

Облик церкви сменился в ХХ веке. В 1930-х годах разобрали колокольню и верхние ярусы храма, была изъята церковная утварь. В 1960-е годы в храм вместили цеха механического завода и тогда полностью снесли боковые приделы, трапезную и притвор. В конце века активно шло восстановление православной культуры, в это время храм заново возрождается. Восьмерик покрыли белым металлическим куполом, установили небольшой барабан с луковичной главкой, создали вновь притвор. Воскресили иконостас, и местный художник выполнил настенную роспись, изобразил синее небо с ангелами и голубем - христианским символом святого духа, хороших новостей и мира. За столько лет испытаний и невзгод «церковь не утратила свою благодать и спокойствие». Прихожане по-прежнему посещают службы, отмечают православные праздники, священники совершают обряды и проповеди. Так в истории одного храма отражается история города и страны.



Библиографический список

  1. Бродников А. Енисейский острог. - Красноярск.: Енисейский благовест- 1994.

  2. Памятники истории и культуры красноярского края / Под ред. Рукша Г.Л.- Красноярск.: Красноярское книжное издательство -1989.

  3. Фаст Г. Енисейск православный. - Красноярск.: Енисейский благовест -1994.

  4. Шумов К.Ю. История архитектуры Красноярского края. - naov.ru



© 2010-2022