Урок ИЗО Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Ст. Григорополисская


«Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово»

Губина Ирина Владимировна, учитель изобразительного искусства


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России - Жостово, показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.

  2. Расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли художника в преобразовании этого мира.

  3. Познакомить учащихся с искусством росписи жостовских подносов.

Задачи урока:

  1. Знакомство с историей появления жостовских подносов, раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.

  2. Развитие у учеников навыков кистевого письма, свободного владения кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции.

  3. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

  4. Воспитание интереса и любви к народному искусству, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы жостовских подносов.

  5. Воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям, расширять круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью, углублять эстетические познания о народном искусстве.

Оборудование урока:

Для учителя: мультимедийное оборудование; презентация.

Для учащихся: художественные материалы - гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: народная музыка.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?

Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами - красками, подругой палитрой, верным стражем - платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?

Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

  1. Повторение изученного материала.

Какие народные промыслы мы уже знаем? В чем их отличие?

Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно - технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

  1. Мотивационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.

  2. Изучение нового материала

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос - это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" - роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился - металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи.

Замалёвок - разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка - Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка - Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка - при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка - при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов.

Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров.

Показ на доске. Учитель берёт в руки кисть и показывает процесс рисования розы, ромашки, незабудки, тюльпана. Начнём с розы - королевы цветов. В жостовских подносах она всегда в центре.

Нарисованные сегодня цветы вы наклеите на картонные заготовки, разной формы и цвета. (Первая группа - поднос черного цвета, вторая - зеленого, третья - красного). Цветы наклеиваются на подносы в разные композиционные схемы: Первая группа составит «букет собранный», вторая группа - «венок», третья группа составит композицию «ветка с угла». Затем выполняется привязка - прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап - выполнение уборки, украшение края подноса золотой (жёлтой) краской.

Практическая работа

Урок ИЗО Истоки и современное развитие росписи подносов. ЖостовоУрок ИЗО Истоки и современное развитие росписи подносов. ЖостовоУрок ИЗО Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. А лист нужно поворачивать вокруг его оси так, чтобы рука с кисточкой всегда находилась в удобном положении.

В ходе работы учитель корректирует работу в группах. Роспись цветочного узора (звучит музыка).

Итог урока

Что интересного и нового вы сегодня узнали?

Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

© 2010-2022