• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма

Конспект урока МХК в 10 классе № 33 к учебнику Л.Г.Емохоновой включает в себя сообщения учеников, анализ хокку, изготовление оригами,примеры японских иероглифов, масок, вееров, национальной одежды, чайной церемонии, цветения вишни, национальных игр, пример сада камней.Данный конспект урока является развернутым и поможет учителю более подробно рассказать о культуре Японии, а ученики на уроке смогут попробовать себя в сочинении хокку, изготовлении оригами, росписи масок, а также сыграть в народную...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок МХК № 33 в 10 классе.

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Цель: познакомить учащихся с культурой Японии, развивать у учащихся потребность в творчестве (написание стихов, изготовление оригами, каллиграфическое письмо и т.д.), воспитывать уважительное отношение к культуре Востока, способствовать развитию мотивации к посещению страны.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: квадратные листы бумаги для оригами, листы бумаги формата А4 для рисунков учеников, компьютер, проектор, мульт.доска для просмотра презентаций.

Ход урока:

1.Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Постановка цели урока. Создание мотивации к изучению культуры Японии (вступительное слово учителя).

3. Актуализация знаний. Учитель задает ученикам вопросы из курса географии, например, какой город является столицей Японии, какова численность населения, каковы основные религии, какова ведущая отрасль страны?

Из курса русского языка ученики совместно с учителем вспоминают, что заимствованными словами из японского являются такие, как цунами, суши, караоке, самурай, нинзя, рикша, судоку, сенсей.

Аниме и манга - японские комиксы, ставшие популярными и в России.

3.Изучение нового материала. Сообщение ученика (цы) о японской культуре, подготовленное дома заранее с опорой на материал учебника Л.Г.Емохоновой «Мировая художественная культура» 10 класс. М., Академия, 2011 стр.202-208 и приложения на диске (технология индивидуального опережающего задания). Рассказ о синтоизме, японских садах, садах камней, чайный сад «Сосны и лютни».

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Также ученики выразительно читают стихи о красоте Японии Я.Акахито, О.Мицунэ и др.

Вопрос: Что нового вы узнали о Японии, а что было уже известно?

4. Изучение нового материала. Слово учителя. «Особым видом японского искусства также являются хокку или хайку». ru.wikipedia.org/

Ученикам предлагается произведение японской литературы (на доске):

Лёд растаял в пруду

И снова зажили дружно

Вода с водою…

Тайсицу

«Перед вами произведение японской литературы. Какой это род литературы и жанр? (лирика, стихотворение).

Каждое стихотворение - маленькая картина. С чем её можно сравнить? (описание природы).

Что необычного в этих стихах? (ритмика, содержание, отсутствие рифмы).

Стихи очень короткие, а смысл зашифрован. Стихи отличаются гениальной простотой.

О чем можно было писать в хокку? (родной край, работа, развлечения, искусство, природа, праздники).

Поначалу японцы создавали пятистрочия - танка. Потом их показалось много, и начали создавать хокку.

Японские хокку всегда состоят из 3 строк. Рифмы нет и никогда не было. Читают стихи медленно, нараспев. В европейской традиции стихи без рифмы крайне редки (стихи в прозе И.С.Тургенева).

В хокку другая закономерность:

Стаял зимний снег. 1 стих-5 слогов.

Озарились радостью 2 стих-7 слогов

Даже лица звезд. 3 стих - 5 слогов

К.Исса

В стихотворении должно быть одно центральное слово.

Автор должен намекнуть одним словечком о каком времени года идет речь.

4 великих японских поэта:

Мацуо Басе (1644-1694)

Ёса Бусон (1716-1783)

Кобаяси Исса (1769-1827)

Масаока Сики (1867-1902)

Вдоль и поперек исходили поэты Страну восходящего солнца, отыскали самые красивые уголки природы и воспели их в стихах. Но главным героем стиха является человек.

Короткие стихи быстро запоминаются японцами. Бывало, японцы собирались за чаем, обсуждали книги, устраивали состязания, кто лучше сочинит стих.

5. Формирование умений и навыков. «Вот и мы сейчас попробуем сочинить хокку. Не забывайте главные правила» (за 5 минут ученики сочиняют свои стихи, после чего зачитывают свои работы).

6. Слово учителя. «Кроме того, вспомните, какую роль играет оригами в японской культуре?» Ученики рассказывают легенду. «Тот, кто сделает 1000 журавликов из бумаги, сможет исполнить любое желание. Садако жила в Хиросиме. Через 10 лет после удара у нее нашли признаки лучевой болезни. Но Садако умерла, сделав 644 журавлика…».

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Учитель раздает детям квадраты из бумаги, и ученики пытаются выполнить оригами - «журавлик». web-japan.org/nipponia/nipponia41/ru/feature/feature04.html

7. Слово учителя. «В культуре Японии письмо занимает особое место. Каллиграфия - особый вид искусства». Учитель показывает ученикам японские иероглифы и предлагает придумать и написать свой собственный иероглиф. class-kursk.ru/?page_id=769

Примеры японских иероглифов

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

8. Слово учителя. В японском театре актеры играли в масках и роскошных костюмах. Учитель рассказывает о кимоно (традиционной одежде японцев). После чего ученикам предлагается по заранее заготовленному шаблону раскрасить японскую маску (задание для мальчиков) и японский веер (задание для девочек).

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

9. Подведение итогов. Вопросы к ученикам: что нового сегодня узнали на уроке? Чему научились? почему это важно?

Оценивание учеников за инд.сообщения, написание стихов, создание вееров, масок, оригами, ответы на вопросы.

10. Задавание д/з.

Ответить на вопросы в учебнике стр.209.

Разноуровневые задания:

Продемонстрировать японские народные игры. Например, «Камень, ножницы, бумага» (оценка «3»);

Подготовить инд. сообщения об искусстве «икебана» со зрительным рядом (оценка «4»);

Исследовательская работа: сравнить японские и русские пословицы и поговорки (оценка «5»)



© 2010-2022