Урок-путешествие Образ средневековой Западной Европы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие Образ средневековой Западной ЕвропыУрок-путешествие в 4-м классе









Урок-путешествие Образ средневековой Западной Европы


Разработала и провела: учитель ИЗО и черчения

Берёзова Л. Ю.

(для РИПКРО)




МОУ СОШ №5 г. Беслана

2004

Тема «Образ культуры средневековой Западной Европы»

Цели и задачи:

- формировать целостное представление учащихся о культуре разных, не похожих друг на друга стран;

- донести до учащихся основную мысль: каждый народ - художник, творец, культура которого достойна уважения, сохранения и изучения;

- развивать умение работать коллективно;

- воспитывать интерес к культуре средневековья.

Оборудование:

для учителя - методические таблицы, фотографии, репродукции, рисунки, видеофильм «Образ готических городов»;

для учащихся - бумага, краски, кисти, ножницы, клей, ткань.

Зрительный ряд:

- фотографии с изображением средневековой архитектуры. Архитектура Франции: собор Парижской богоматери; собор в Амьене; собор в Реймсе, собор в Шартре, внутренний вид готического собора в Шартре. Готическая Прага, собор в Солсбери;

- таблицы с изображением костюмов Италии, Англии, Испании, Германии, Нидерландов, Франции;

- таблицы: «Связь костюма с архитектурой», «Средневековый город»;

- репродукции картин: Мурильо «Мальчик с собакой», Жан Этьенн Лиотар «Шоколадница», Ван-Дейк «Семейный портрет», Антонис Ван Дейк «Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон»;

- гербы ремесленных цехов.

Литературный ряд:

Кореева «История костюмов»;

Лясовская О. А. «Французская готика XII - XIV в. Архитектура, скульптура, витражная живопись»;

В. Брун, М. Тильке «История костюма от древности до нового времени»;

Тиль, Эрика «История костюма»; Ястребицкая А. Л. «Западная Европа XI - XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм»;

В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

Музыкальный ряд:

С. Прокофьев «Классическая симфония» пластинка №14;

Бах «Орган прелюдия соль-минор».

План

I Организационный момент.

II Беседа по теме урока.

III Самостоятельная работа.

IV Итог урока (кроссворд).

V Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Добрый день, дорогие друзья!

Этой встрече рада я,

Сегодня нас ждут (наверно не зря)

Средневековые города!

II Беседа по теме урока

Учитель. «Каждый народ земли - художник» - именно так звучит тема года и тема III четверти, а это значит, что искусство людей разных стран невероятно интересна, что культура разных народов достойна уважения, сохранения и изучения.

У каждой эпохи своя культура, свои идеалы, свои ценности, и в каждой конкретной эпохе прослеживается взаимосвязь миропонимания человека с его обликом, костюмом, стилем в искусстве. Сегодня, обобщая представления о художественной культуре средневековой Западной Европы, мы с вами еще раз убедимся в том, как многообразно художественное творчество в разных странах, у разных народов, что искусство и жизнь людей - неразрывны.

Итак - образ культуры средневековой Западной Европы; образ средневекового города; образ человека средневековья; его костюм характерный для данной эпохи. Давайте сейчас вместе с Вами еще раз мысленно перенесемся в средневековый город. Побываем на его улочках и площадях, встретимся с людьми, которые жили в ту эпоху и постараемся не просто обобщить полученные раньше знания, но и сравнить культуру средневековья с образами уже знакомых культур. Проследим связь формы архитектуры с формой костюма, образом жизни народа и обликом средневекового человека.

Говоря об архитектуре средневековой Европы, мы с Вами познакомились с великим европейским архитектурным стилем, который оказал огромное влияние на формирование культуры европейских народов. Этот стиль возник во Франции во второй половине XIIв, в большинстве других европейских стран расцвет данного архитектурного стиля приходится на XIII - XIV в.

Что же это за художественный стиль и с чем связано его возникновение?

Вы правы, этот архитектурный стиль называется готический и его возникновение связано с быстрым ростом средневекового города; с развитием различных ремесел; торговли; с новыми условиями общественной жизни Европы.

Действительно, в то время складывается новый характер человеческих отношений. Ремесло развивается все активнее. В конце XIII в. было уже не менее 100 ремесленных цехов, насчитывалось 200-300 профессий. Ремесленники селились в местах большого скопления людей, появлялись целые поселки, которые превращались в города. Разбогатевшие за счет торговли и ремесла города начинают строить свои административные сооружения. Развертывается городское строительство. Перед зодчими стоит задача создания больших просторных помещений. А так как вся жизнь того времени была проникнута религией, то церковные силы были заинтересованы в создании больших храмов, чтобы они вмещали в себя большие массы верующих. Светские общественные силы были заинтересованы в том же, так как это способствовало бы широкому общению и торговому обмену. Именно на войне этого взлета духовных и творческих сил и родилась готика. Готическое искусство - это искусство цветущих торговых и ремесленных городов.

А что является характерной особенностью готической архитектуры?

Действительно, ребята, характерной особенностью является арка стрельчатой формы. Она определяла во многом внутренний мир и внешний облик здания. А сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие легкого кружева.

Соборы были гордостью городов. Они были крупнейшим созданием готического художественного мышления. Гордый и величественный, изящно сложенный и царственно богатый собор походил на воздушный сказочный замок. Это было самое большое и красивое здание в городе. Его башни и шпили виднелись далеко за пределами городских стен. Его каменное тело вырастало непосредственно из земли, а вертикали столбов, колонн, стрельчатых арок и высоких башен устремляли его ввысь. Собор является не только символом смирения и кротости, но и олицетворял собой власть и богатство городов. Он был настоящей энциклопедией.

Скажите, какие искусства в нем сочетались?

Правильно; архитектура, скульптура, витражная живопись.

А каков был облик этого здания?

Вы правы, все в соборе как бы стремится вверх, арки заостренные. Над центральным порталом - роза - огромное круглое окно - витраж, которое напоминает кружевную звезду. По обе стороны от розы - парные окна со стрельчатыми арками. Весь фасад богато украшен скульптурой, рельефами.

А какой собор особенно богат скульптурным украшением?

Действительно, собор в Реймсе. Их там тысячи и все они разные по характеру. Этот же собор и самый высокий во Франции. Да, ребята, огромные окна, глубина перспективных порталов, резная каменная скульптура - все это придает живописность внешнему облику.

А чем притягивал прихожан интерьер соборов?

Вы правы, здесь скульптуре отведено было меньше места, но привлекали внимание колонны с разнообразием капителей, окна - витражи, которые придавали зданию особую цветовую атмосферу. Как сказал один из современников: «Готический храм без витражей, напоминает лес, лишенный птичьих голосов».

А скажите, какой собор во Франции сохранил свои витражи в ценности?

Конечно собор в Шартре.

Ребята, сравнивая храм христианский с храмом античным - видим ли мы разницу?

Действительно, они совсем не похожи. Античный храм воздействовал на человека своим внешним видом, а христианский - поражал своим внутренним оформлением.

А чем служил собор для горожан и чем служил античный храм?

Да, ребята, собор был местом для молитв, а античный храм - был жилищем бога. Античное искусство прославляло красоту человеческого тела, а художники средних веков старались раскрыть богатство мыслей, чувств, настроений человека. Искусство должно было служить «библией для неграмотных», поэтому и скульптурное убранство и витражная живопись изображали сцены на религиозные темы. А в античном искусстве человек - лучшее творение природу, он приравнивается к богам, он свободен. Поэтому и храм украшается скульптурой и рельефами, изображающими богов - олимпийцев, сражение греков с кентаврами.

Так что разница была не только во внешнем облике, но и в предназначении. Античный храм пробуждает чувства высокого достоинства, а в христианском соборе, огромном и нарядном, верующие ощущали себя слабыми и ничтожными перед могуществом бога. Сама природа человека считалась греховной. Это была эпоха, когда притязания церкви были огромны.

Итак, готика придает новый облик средневековой Европе. Архитектура, витражная живопись, скульптура - все отмечено печатью стилистического единства. Даже в моде того времени преобладают вертикальные линии.

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагает свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.

Давайте вспомним, как одевались люди в те далекие времена? Чем

характерна была данная эпоха?

Урок-путешествие Образ средневековой Западной Европы

ьные линии.единства. Даже в мор Урок-путешествие Образ средневековой Западной Европы

Вы правы, в эпоху средневековья человеческое тело считалось недостойным изображения, а тем более любования. Христианская церковь запрещала обнажать тела. Мода следовала этому требованию. Одежда прятала тело под каскадами складок, закутывала его земную красоту. Костюм был сложен по форме, более закрытый, глухой.

А в Древней Греции, боялись ли люди показать человеческое тело, его

красоту?














Урок-путешествие Образ средневековой Западной Европы

Конечно же, нет, вы правы. Их восхищала красота самой совершенной формы в природе - красота человеческого тела. Поэтому и одежда была открытая. Она подчеркивала естественные линии человеческого тела. Для древнегреческого костюма характерна ясность и простота. Так что отличия очень существенные, а причина отличия облика, одежды людей - в разном образе жизни.


Скажите. Ребята, а прослеживается ли связь формы костюма с формой архитектуры?

Урок-путешествие Образ средневековой Западной Европы

Действительно, ребята. Связь очень большая. Особенно женские головные уборы отчетливо указывают на тесную связь между готической архитектурой и модой. Высокие конусообразные чепцы напоминают собой башни готических соборов. Длинные шлейфы верхних рукавов, остроносые ботинки - все это указывает на тесную связь с архитектурой.

А скажите, ребята, церковь боролась против излишеств в костюме?

Вы, правы, священники выступали против готических шлейфов, остроносой обуви, высоких колпаков, но привилегированные слои населения старались отличиться одеждой от трудовых слоев населения. Для этого использовали дорогие материалы, специальный покрой одежды (шлейфы, вуаль, отвесные рукава, корсеты), который люди труда не могли бы носить. Так что мы видим, что костюм - это символ социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу, сословию, но и социальной группе.

Итак, ребята, познакомившись с образом культуры средневековой Западной Европы, так же, как и с образом культуры Древней Греции, мы с вами еще раз убедились в том, что в каждой конкретной эпохе прослеживается взаимосвязь миропонимания человека с его обликом, костюмом, стилем в искусстве.

И сейчас, сложившиеся у вас образные представления о данной культуре должны воплотиться в коллективных панно, в которых отразятся как полученные знания, так и навыки в области композиции, формы, колорита.

III Самостоятельная работа учащихся

Задание: класс делится на три группы и каждая группа (6 - 7 человек) выполняет коллективное панно на тему:

1 группа - «Средневековая ярмарка»

2 группа - «Праздник цехов»

3 группа - «Средневековый бал»

Урок-путешествие Образ средневековой Западной Европы

IV Итог урока

Обсуждение работ. Ребята выясняют: представители каких цехов вышли на площадь города; гости, из каких стран приехали на бал; правильно ли композиционно расположены фигурки людей, зданий; учитываются ли перспективные изменения; аккуратно ли выполнены работы.

В качестве закрепления небольшой кроссворд. Разгадав его, ребята прочтут ключевое слово, которое там скрыто.

Кроссворд:

О

Б

О

Р

О

Р

Т

А

Л

А

П

И

Т

Е

Л

Ь

Л

О

Щ

А

Д

Ь

О

Л

О

Н

Н

А

Р

Х

И

Т

Е

К

Т

У

Р

А

И

Т

Р

А

Ж

Л

Е

Й

Ф

К

У

Л

Ь

П

Т

У

Р

А

10Г

О

Т

И

К

А

11В

У

А

Л

Ь

12Б

А

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

13О

Д

Е

Ж

Д

А


  1. Самое красивое и большое здание в городе?

  2. Вход в собор, оформленный разными арками?

  3. Верхняя часть колонны - украшенная кружевной резьбой?

  4. Единственное просторное место в городе?

  5. Вертикальная опора?

  6. Строительное искусство? Искусство проектировать и строить?

  7. Композиция из стекла или другого пропускающего свет материала? Строительный вид искусства? Все соборы славятся этим?

  8. Удлиненный конец одеяния, волочащийся сзади по земле? Намеренно увеличивает и удлиняет фигуру?

  9. Чем украшался наружный облик здания (собора)?

  10. Название архитектурного стиля?

  11. Прозрачная ткань, которую носят женщины в качестве украшения на головном уборе?

  12. Чем украшались ниши над дверями?

  13. Предмет первой необходимости для каждого человека, который укрывает от непогоды, палящего солнца?

Итак, ребята, в III четверти мы с вами уже познакомились с двумя периодами из истории мировой художественной культуры: культурой Древней Греции периода расцвета и культурой стран Западной Европы периода средневековья. Впереди у нас еще знакомство с не менее интересной культурой Востока на примере искусства Японии. И мне очень хочется, чтобы знакомство с культурами разных стран и народов для вас стало стимулом формирования познавательного интереса к искусству.

V Домашнее задание:

Повторить материал по теме «Каждый народ - художник»


© 2010-2022