- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа учебной дисциплины Мировая художественная культура
Рабочая программа учебной дисциплины Мировая художественная культура
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Даркина А.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное образовательное бюджетное
учреждение среднего профессионального образования
Воронежской области
«Воронежский юридический техникум»
МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
Рабочая программа
учебной дисциплины
для специальностей среднего
профессионального образования
Воронеж
2015
ОДОБРЕНО
ПЦК гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
______________ Е.С. Котюх
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума, кандидат экономических наук
____________ Л.В. Волкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
для специальностей среднего профессионального образования
Автор: Даркина А.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ»..
Рецензент: Кретинин Сергей Владимирович, заведующий кафедрой истории средних веков и зарубежных славянских народов ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», доктор исторических наук, профессор.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от 3 февраля 2011 г.) примерной программой учебной дисциплины «Мировая художественная культура» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) мировая художественная культура изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО) при освоении специальностей гуманитарного профиля в объеме 78 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные обучающимися на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории в основной школе, а также формирует целостное представление о логике развития мировой художественной культуры в исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида.
Изучение мировой художественной культуры направлено на воспитание у обучающихся художественно-эстетического вкуса, развитие толерантного отношения к миру, иным культурным традициям, понимание поведенческой мотивации представителей различных культур. При этом восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой культуры позволяет более качественно оценить ее, уникальность и значимость, способствует самоидентификации обучающихся.
Программа следует логике исторической линейности - от культуры первобытности до постмодернизма XX века и построена на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.
В контексте каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, театральным искусством, что позволяет обучающимся более масштабно осознать характерные черты эпохи и культурных ареалов, прочувствовать атмосферу времени.
В программе рассматриваются стилистические нюансы оформления интерьеров (мебель, ткань, посуда, декоративные элементы, орнаменты) в рамках господствующего стиля или в контексте изучаемого культурно-исторического анклава.
Программа ориентирована на формирование у обучающихся общей культуры, мировоззрения, базовых компетентностей, на решение воспитательных и развивающих задач общего образования.
Содержание программы направлено на развитие навыков: самостоятельно осваивать текст учебника, сопоставлять и оценивать феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, определять собственное отношение к произведениям искусства. Формирование у обучающихся отношения к искусству как к творческой самореализации индивидуальности позволит наполнить уроки по мировой художественной культуре личностным смыслом.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Мировая художественная культура» контролю не подлежит.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Мировая художественная культура» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
в т.ч. практических занятий
самостоятельная работа
Введение
1
1
-
1. Художественная культура первобытного мира
3
1
2
2. Художественная культура Древнего мира
6
4
2
3. Художественная культура Востока
6
4
2
4. Античная культура
8
6
2
5. Раннехристианское искусство
1
1
-
6. Художественная культура Средних веков
8
4
4
7. Новое искусство - Арс нова
2
2
-
8. Арабо-мусульманская культура
2
2
-
9. Художественная культура эпохи Возрождения
8
6
2
10. Художественная культура XVII века
6
4
2
11. Художественная культура XVIII - первой половины XIX века
6
4
2
12. Художественная культура второй половины XIX века
6
4
2
13. Художественная культура конца XIX - XX веков.
15
9
6
Итого
78
52
26
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Понятие «художественная культура». Основные виды духовной деятельности людей. Искусство как один из способов познания окружающего мира.
1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА
Миф - основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Формирование вертикальной и горизонтальной космических моделей мира. Художественный образ в первобытном искусстве.
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Месопотамия
Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Монументализм и красочность культовых сооружений. Зиккураты в Уре и Вавилоне.
Древний Египет
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей.
Древняя Америка
Жертвенный ритуал во имя жизни - основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане - прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура
Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Семинарское занятие:
-
Художественная культура Древнего мира.
Самостоятельная работа:
1. Сравнить египетский лабиринт фараона Аменемхета III и критский лабиринт царя Миноса. Какую функцию они выполняли?
2. Рассказать об истории создания и характерных особенностей одного из семи чудес света - египетских пирамидах в Гизе.
3. Расскажите о египетских мотивах в архитектуре более поздних эпох.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА
Древняя Индия
Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Индуистский храм - мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.
Древний Китай
Гармония инь и ян - основа китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань - образец дворцовой застройки.
Древняя Япония
Культ природы - кредо японской архитектуры. Святилище Аматэрасу в Исе. Японский дом - «прибежище пустоты». Японские сады - сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов.
Семинарское занятие:
-
Культ природы в культуре Востока.
Самостоятельная работа:
1. Выпишите в тетрадь религии Востока и дайте им краткую характеристику.
2. Проведите сравнительный анализ месопотамских зиккуратов, египетских пирамид, храмов индейцев доколумбовой Америки с точки зрения их формы, декора, функционального назначения.
3. Познакомьтесь с происхождением древнеиндийского языка санскрита. Попробуйте установить общность отдельных его слов с русским языком или другими языками мира.
4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Древняя Греция
Эстетика равновесия сил - основа греческой античности. Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь - идеал красоты Древней Греции. Парфенон - образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Греческий рельеф - пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма.
Древний Рим
Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка - модуль римской архитектуры. Специфика римского градостроительства. Пантеон - образец синтеза греческих и римских строительных идеалов.
Семинарское занятие:
-
Древнегреческое и древнеримское искусство.
Самостоятельная работа:
-
Прочитайте античные мифы о создании Вселенной. Какое отражение они нашли в культуре последующих эпох?
-
Подготовьте схему «Пантеон древнегреческих и древнеримских богов, общее и особенное».
-
Проведите заочную экскурсию по античному Риму. Что определяет архитектурный облик этого города?
5. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. Христианская символика.
Самостоятельная работа:
-
Выписать в тетрадь христианскую символику и ее значение.
-
Рассказать об историческом и культурном значении катакомб
6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Византия и Древняя Русь
Византийский стиль в архитектуре. Эстетика парения - основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора - свидетельство единства Церкви земной и небесной. Стилистическое многообразие древнерусских крестово-купольных храмов (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы). Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского собора Московского Кремля. Шатровый храм. Византийский стиль в иконописи. Образ Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Андрей Рублев. Икона «Троица» - символ национального единения.
Семинарское занятие:
«Особенности древнерусского искусства»
Культура Западной Европы
Энергия роста - кредо западноевропейской архитектуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских базилик. Готический храм - образ мира. Архитектура, скульптура, витраж - символ связи Ветхого и Нового Заветов.
Семинарские занятия:
1. Влияние Византии на древнерусское искусство.
2. Основные стили средневекового искусства.
Самостоятельная работа:
1. Подготовить сообщение «Иконографический канон».
2. В тетради выполнить задание на тему «Структура Библии».
3. Рассказать о художественных школах и направлениях в древней Руси эпохи политической раздробленности.
4. Подготовка к семинару «Основные стили средневекового искусства - романский и готический».
7. НОВОЕ ИСКУССТВО - АРС НОВА
Зарождение гуманистического мировоззрения в Италии
8. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
Образ мусульманского рая в архитектуре и орнаментальном декоре мечетей и мавзолеев.
Самостоятельная работа:
-
Подготовить сообщения на тему «Культура исламского мира».
-
Охарактеризуйте орнаментальное убранство некоторых архитектурных сооружений в Средней Азии: Бухаре, Самарканде или Хиве.
-
Изучите рубаи Омара Хайяма. Какие темы отражены в них в первую очередь? Как вы считаете, почему?
9. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение в Италии
Новое пространственно-временное восприятие мира. Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре. Новая красота и магия пространства. ». Образ Мадонны - идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте.
Северное Возрождение
Светский характер французского Ренессанса.
Семинарское занятие:
-
Художественная культура эпохи Возрождения.
Самостоятельная работа:
1. Найдите сходство и различия в архитектуре раннехристианской, романской, готической, ренессансной базилик и колонной мечети.
2. Подготовить сообщение на тему «Гуманизм - основа культуры».
3. Найдите символическую связь между тематикой фресок Рафаэля, украшающих стены станцы дела Сеньятура женскими аллегорическими фигурами в тондо на потолке, и сюжетами прямоугольных композиций по углам свода. Дайте логическое обоснование размещению угловых картин.
4. Сравните памятник кондотьеру Гаттамелате Донателло с античной конной статуей Марка Аврелия и средневековым «Марбургским всадником». Какие традиции Античности он возрождал, а от каких канонов Средневековья отказался?
5. Сравните изображение Страшного суда Микеланджело Буонарроти в Сикстинской копелле с одноименной фреской Джотто в капелле Скровеньи и определите различия в композиции, трактовке, сюжетах, образах.
6. Проведите сравнительный анализ алтарных картин с изображением Мадонны, относящихся к разным стилям. Как алтарный образ отражает особенности мировосприятия своей эпохи? Для сравнения рассмотреть «Мадонну в беседке из роз» Мартина Шонгауэра, «Мадонну канцлера Роллена» Яна Ван Эйка, «Мадонну в зелени» Рафаэля, «Мадонну Порто-Лигате» Сальвадора Дали.
7. Рассмотрите фасад флорентийской церкви Санта-Мария Новелла (1470), оформленный Л.Б. Альберти. Как вы думаете, что им было унаследовано от Античности и Средневековья, а от чего пришлось отказаться? Какие новые архитектурные решения были предложены великим зодчим?
8. Подготовьте сообщение на тему «Творческое развитие традиций А.Палладио в русской усадебной архитектуре XVIII-XIX вв. (в западноевропейской архитектуре классицизма)»
10. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
Барокко
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Специфика русского барокко. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи.
Классицизм
«Большой королевский стиль» Людовика XIV - сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны).
Семинарское занятие:
-
Стили и направления в искусстве XVII века.
Самостоятельная работа:
-
Каковы различия в архитектуре барокко и классицизма? В каком дворцово-парковом ансамбле взаимодействуют черты обоих стилей. Приведите примеры.
-
Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте доказать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме.
-
Какими средствами отображен один из самых драматических эпизодов Евангелия от отречении апостола Петра в музыке И.С. Баха и живописи Рембранта?
-
Расскажите о произведениях фламандских мастеров в собраниях российских музеев
11. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
XVIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Рококо
Интерьер рококо.
Неоклассицизм, ампир
Эстетика Просвещения в архитектуре. Неоклассицизм и ампир в архитектурных ансамблях Парижа и Петербурга. Интерьеры классицизма и ампира.
Романтизм
Романтический идеал и его воплощение
Семинарское занятие:
-
Художественная культура XVIII - первой половины XIX века.
Самостоятельная работа:
1. Дайте краткую характеристику стилей рококо, неоклассицизм, ампир, романтизм по следующим параметрам: эстетическая программа, главные виды искусства, основные представители, основная тематика произведений, особенности изображения героев, дальнейшая судьба стиля. Данные представьте в виде таблицы.
12. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Реализм
Социальная тематика в произведениях искусства. Русская школа реализма. Передвижники. Национальный стиль «la russe» в культовой и гражданской архитектуре.
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм
Основные черты импрессионизма и постимпрессионизма. Яркие представители направлений.
Семинарское занятие:
-
Особенности искусства второй половины XIX века.
Самостоятельная работа:
-
Проведите сравнительный анализ картин, относящихся к реалистичной живописи XVII века, и полотен художников-реалистов XIX века (по выбору). Определите кредо обоих течений и найдите их принципиальное различие.
-
Расскажите о борьбе Г. Курбе против салонного искусства
-
Найдите различия в изображении литературных сюжетов у художников-романистов и художников-символистов (по выбору).
13. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX - XX ВЕКОВ
Модерн
Культ абсолютной красоты в искусстве модерна. Знаковое выражение стиля. Единство художественного образа - кредо стиля модерн. Мифотворчество - характерная черта русского модерна в живописи.
Модернизм
Художественные течения модернизма в живописи. Модернизм в архитектуре.
Синтез в искусстве XX века
Театральная культура
Постмодернизм
Постмодернистское мировосприятие - возвращение к мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза.
Семинарское занятие:
-
Модернизм и постмодернизм в искусстве.
Самостоятельная работа:
1. Проследите как изменялось понятие красоты в живописи конца XIX - XX веков от импрессионистов до модернизма.
2. Детально рассмотрите любое сооружение, построенное в эпоху посмодернизма. Определите стиль, из которого они заимствованы.
3. Подготовьте сообщение о театральной системе Б. Брехта
4. Расскажите о стилистическом многообразии западноевропейской музыки второй половины XX века
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
-
Художественные комплексы изобразительного искусства первобытного человека (Альтамира, Стоунхендж и др.)
-
Ранние формы искусства: хронология и основные памятники
-
Роль мифа в культуре первобытного человека
-
Лучшие достижения архитектуры Месопотамии
-
Ассирийский рельеф, его источники и эволюция
-
Идея вечной жизни - основа древнеегипетской культуры
-
О чём могут рассказать сокровища гробницы Тутанхамона?
-
Изида - древнеегипетский идеал женственности и материнства
-
Древнейшие города Мезоамерики
-
Предания и мифы народов доколумбовой Америки и их отражение в современной культуре
-
Фрески острова Санторин
-
Неразгаданная тайна эгейской письменности
-
Ансамбли Пергама и Александрии
-
Мастера древнегреческой вазописи
-
Прогулка по античному Риму
-
Мотивы и образы античной живописи в произведениях русского искусства
-
Рождение античного театра
-
Лирическая поэзия Древней Греции
-
Мерцающий свет византийских мозаик
-
Храмы и мозаики Равенны
-
Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы
-
В лучах «пламенеющей готики»
-
Готический собор как образ мира и воплощение синтеза искусств
-
Театральное искусство Средних веков
-
Стилевые особенности Софийских соборов Константинополя, Киева и Великого Новгорода
-
Архитектурный ансамбль Московского Кремля и его зодчие
-
Истоки русского театра
-
Драматургическое творчество Симеона Полоцкого
-
Образ Индии в творчестве Н.К. Рериха
-
Искусство индийской книжной миниатюры
-
Китайские мотивы в архитектуре Петергофа и Ораниенбаума
-
Философия и мифология в садово-парковом искусстве Японии
-
Магия слова в искусстве ислама
-
Рубаи Омара Хайяма
-
Образ Человека на фресках Джотто капеллы дель Арена в Падуе
-
Великие творения Филиппо Брунеллески
-
Идеи гуманизма в творчестве художников Высокого Возрождения
-
Мир героев Тициана и Шекспира
-
Творчество Босха и сюрреализм С. Дали
-
Искусство итальянской комедии дель арте
-
Влияние стиля барокко на русское искусство XVII в.
-
Рим - столица архитектурного барокко
-
Портретное искусство Питера Рубенса
-
Мифологические и библейские сюжеты как отражение трагедий и драм современного человека в произведениях Рембрандта
-
Библейское Слово в музыке Баха
-
Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма
-
Версаль как модель гармонии и красоты мира
-
Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы
-
Поэтика пейзажных парков России
-
Образ дворянина в произведениях портретного искусства XVIII в.
-
Академическая живопись в России
-
Романтизм как метод и стилистическое направление в искусстве
-
Борьба Г. Курбе против салонного искусства
-
История и реальность в произведениях О. Домье
-
Социальная тематика в творчестве русских художников-передвижников
-
Художники русского импрессионизма: К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь
-
Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX - XX вв.
-
Рождение сюрреализма и его влияние на развитие различных видов искусства
-
Истоки русского авангарда
-
Абстракционизм как особый способ видения мира в искусстве
-
Влияние Октябрьской революции 1917 г. на развитие изобразительного искусства
-
Основные принципы архитектуры и их воплощение в творчестве Лё Корбюзье
-
Значение Татлина в развитии искусства дизайна и архитектуры
-
Музей современного искусства Гуггенхейма
-
Архитектурные фантазии Ф.Л. Райта
-
Шедевры итальянского неореализма
-
Феномен бардовской песни
-
Особенности симфонического творчества Шостаковича
-
Первая симфония А.Г. Щнитке (1972)
-
Вокальный цикл Прокофьева на стихи А.А. Ахматовой
-
Рок-опера как музыкально-драматический жанр
-
Спиричуэл и блюзы
Перечень рекомендуемой литературы
и технических средств обучения
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. - М., 2014.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2. Анвин С. Основы архитектуры. - СПб, 2012.
3. Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре. / К.Н. Дубровина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012.
4. Букварь школьника. Язык славян. - М., 2011.
5. Ван Гог. Жизнь и творчество в 500 картинах. - М., 2014.
6. Все о стилях в мировой архитектуре. - Вильнюс, 2012.
7. Вся история искусства. Живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство. - М., 2011.
8. Громова Е.В., Торопыгина М.Ю.. Аксенюк О.Н. Гении импрессионизма. - М., 2014.
9. Дорофеева Т.В. Библия в зеркале культуры. УМК для общеобразовательных учреждений. - Воронеж, 2011.
10. Евстратова Е.Н. Шедевры русских художников. - М., 2013.
11. Ефремова А.А. Шедевры русской иконописи. - М., 2012.
12. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы. От античности до наших дней. Учебник. - М., 2013.
13. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала 3-го тысячелетия. Учебник. - М., 2013.
14. Искусство Японии, Китая и Кореи. - М., 2014.
15. Микеланджело. Жизнь и творчество в 500 картинах. - М., 2013.
16. Монэ. Жизнь и творчество в 500 картинах. - М., 2014.
17. Морозова О.В. Шедевры европейских художников. - М., 2013.
18. Мусский С.А. 100 великих людей. - М.. 2011.
19. Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. - СПб. 2012.
20. Рембрандт. Жизнь и творчество в 500 картинах. - М., 2014.
21. Русская икона / ред. Т.Каширина. - М., 2011.
22. Сингаевский В.Н. Самые интересные путешествия. - М., 2012.
23. Синельникова Н.А. Импрессионизм. Очарованное мгновение. - М., 2014.
24. Скульптура. Энциклопедия. Ред. И.Хлебнова М., 2012.
25. Сто великих тайн древнего мира. \ Непомнящий Н.Н. - М.: Вече, 2015.
26. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве. - Ростов-на-Дону, 2011.
27. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. - М., 2011.
28. Фролова Е.А. 100 самых удивительных достижений современной архитектуры. - М., 2012.
29. Харун У. Путеводитель по стилю Ар Нуво. - М., 2013.
30. Хоффман М. 100 чудес мира. - М., 2011.
31. Шедевры русской архитектуры / ред. О.Сахнюк. - М., 2011.
32. Шедевры русской живописи / ред. О.Сахнюк. - М., 2012.
33. Эрмитаж. Искусство от А до Я. - СПб, 2011.
34. Японское искусство. - М., 2011.
СЛОВАРИ.
35. Коновалов Э.Г. Новый полный биографический словарь русских художников. - М., 2012.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
36. Муртазина М.Ф. Электронное приложение к учебному пособию «Основы исламской культуры». - М., 2011.
37. Пивоваров Б. Православная культура России. - Электронное учебное пособие для 10-11 классов. - Новосибирск, 2011.
38. Скоробогатова В.Д. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура в 10-11 классах». - Ульяновск, 2009.
39. ЦОР «Мировая художественная культура»
40. ЦОР «МХК 10-11» ЗАО «Инфостудия Экон»
41. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
42. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
43. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
44. Чимитдоржиева В.Л. Электронное приложение к учебному пособию «Основы буддистской культуры» - М., 2011.
45. Членова М.А. Электронное приложение к учебному пособию «Основы иудейской культуры». - М., 2011.
46. ЭСУН «История искусства» 10-11 класс