Доклад на Вторых Педагогических чтениях 2015г

      Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний. Педагоги озадачены поиском новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащим...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Димова Анна Петровна,

учитель ИЗО и черчения

МБОУСОШ №6

г. Балей, Забайкальского края.

«Коллективно познавательная деятельность как одна из идей

педагогики сотрудничества»

Свое выступление мне хочется начать со слов замечательного педагога- новатора И. П. Волкова «Будем обновлять свои методы, будем обновлять свои отношения с детьми, будем обновляться сами, будем сотрудничать с детьми и между собой». (слайд1)

Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только!) общественности. Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.

Педагогика сотрудничества - это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний. Педагоги озадачены поиском новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому и называют их новаторами.

Познавательная деятельность, основоположником которой является знаменитый учитель-педагог Юрий Михайлович Цейтлин, в 60-е годы характеризуется как одна из идей воспитательной системы. Общая стратегия школьного образования была ориентирована на подготовку, в первую очередь, рабочих кадров,а в последствии наводила педагогов на мысль о том, что использование новых организационных форм вполне возможно не только во внеурочное время, но и на уроке. .(слайд 2)

В конце 70 - начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков, таких как: Шаталов Виктор Федорович, Евгений Николаевич Ильин, Волков Игорь Павлович, Палтышев Николай Николаевич, Софья Николаевна Лысенкова, Шалва Александрович Амонашвили др. Они выступали под девизом «Творчество учителя - творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе - это признаки истинного учителя, педагога.

Работая учителем в школе, всегда занимаюсь внеурочной деятельностью, поэтому школьная жизнь насыщается и «пропитывается» ведущей идеей сотрудничества учителя и ученика. Чтобы у детей вырос интерес к обучению, анализирую запросы учащихся, их способности, развиваем навыки, умения самостоятельно добывать знания и применять на практике. Формы сотрудничества учащихся в познавательной деятельности совершенствовались, приобретали более четкую структуру. У меня появились помощники, это ученики, проявившие повышенный интерес к предмету, делу , которое объединяло на занятиях. Во время групповых занятий сохраняется рабочая деловая атмосфера, успешно решаются поставленные задачи: дети видят результат своего труда, помогают друг другу найти более верное решение. (слайд 3)

Как учит Ю.М.Цейтлин «дружеское общение с учениками сменилось четкой ориентацией на привлечение их в качестве субъектов управления процессом». Заинтересовавшую меня идею коллективного труда в системе реализую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Однако в работе кружка «Радуга» данная деятельность выступает ведущей, т.к. становление этой деятельности отводит учащимся роль не простых исполнителей указаний педагогов, а заинтересованных участников, воспитывает в детях чувство взаимопомощи, взаимоуважения, толерантности. Совместная коллективная деятельность, совет присутствующих вселяют в каждого учащегося уверенность, желание творить, приносить радость себе и окружающим. (слайд 4)

В объединении «Радуга» занимаются учащиеся разного возраста, появились и помощники учителя - консультанты, которые помогают решить вопрос-проблему в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение. Коллективно- познавательная деятельность учащихся помогла создать ряд проектов, такие как : «Новогодние фантазии», «В мире чудес», «Город детства», « Из бабушкиного сундучка». (слайд 5)

Многолетний опыт убедил меня в том, что нельзя отделять учебно-познавательную деятельность от внеурочной работы. Ученик, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных познавательных задач. Школьник постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются. Одновременно содержание обучения, в связи с которым организуется такая воспитательная среда, должно создавать условия, для того чтобы обеспечить школьнику возможность высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать. Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения возникших проблем, учащиеся всегда могут найти ответ на внеурочных занятиях. (слайд 6)

Я стараюсь руководить коллективной познавательной деятельностью группы, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, а на занятиях кружка или факультатива вносим коррективы в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Выполняя проект «Город Детства» дети 5-7 классов получили задания по группам (классам): познакомились с архитектурой зданий, видами транспорта, фантазировали и выполняли аппликацию детских площадок, пешеходных переходов. Ребята придумали такой город, в котором они захотели жить. Такая коллективная деятельность окрыляет детей, они видят результат своего труда, чувствуют поддержку товарищей, находят верное решение.

Познавательная деятельность здесь используется для выявления уровня знаний, умений и навыков, чтобы в этом же процессе, с одной стороны, усовершенствовать эти же самые знания, умения и навыки, с другой - помочь школьнику обнаружить в них пробелы, недостатки и преодолеть их.

(слайд 7)

Занимаясь предпрофильной подготовкой с учащимися 7-8 класса на занятиях факультатива «Основы графики» разработали модель танка, ребята изучили историю этой военной техники, сделали расчеты, выполнили рабочие чертежи и собрали модель. На презентацию модели пригласили учащихся 5-6 классов. Мальчики рассказали об истории танка «Т-34», о значении танка в Великой Отечественной войне. Моделирование увлекло ребят и меня и с учащимися 5,6 класса занялись созданием моделей из фанеры в объединении «Я- будущий конструктор». (слайд 8)

Коллективная работа научила познавать новое, незнакомое дело, результатом которого стали великолепные модели. Дети внесли свои изменения в работу- усовершенствовали, раскрасили, покрыли лаком. На празднике- презентации при подведении итогов работы кружка было много желающих увидеть, послушать историю каждой модели. Авторы справились с заданием успешно. Коллективная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Организуя занятия с коллективом, использую опыт, авторитет лидеров. Это доверие порождает совсем иное отношение к делу, ребята понимают, что сами отвечают не только за себя, но и за товарищей. (слайд 9)

Для занятий коллективно-познавательной деятельностью формирую группы:

- постоянного состава (звеньевая форма);

- временные, сформированные специально для выполнения определённого задания (бригадная форма);

- группы, объединяющие учащихся с одинаковыми учебными возможностями (дифференцированно-групповая форма).

Продуктивность групповой работы объясняется и тем, что в ней происходит сложение интеллектуального потенциала членов группы. То, что непосильно одному, осилит группа в ходе дискуссии, обсуждения разных вариантов решения проблем. При решении проблемных заданий возникает ситуация «мозгового штурма»: каждый член группы может предложить любой, самый неожиданный или «невозможный» вариант решения проблемы. Работа идет по принципу: «Учись сам, учи других, учись у других». При явных затруднениях группа обращается за консультацией к учителю, который наблюдает, как идет работа в группах. (слайд 10)

В конце занятия каждая группа отчитывается о выполненном задании, отмечаются положительные стороны работы, высказываются пожелания по ее улучшению.

Обучение на таких занятиях (уроках) носит в основном практический характер. Большая часть времени отводиться на самостоятельную учебно-трудовую деятельность. И моя главная задача как учителя - стимулировать познавательную деятельность учащихся. На своих уроках (занятиях) я применяю несколько видов коллективной деятельности: фронтальная и групповая форма (работы над проектом). (слайд 11)

Для выполнения проектов: «Мамин день», «Весенняя капель», «Подарок ветерану», «Помним и дорожим»» и другие привлекаю учащихся с первого по девятый класс. (слайд 12)

Во время коллективно-познавательной деятельности выявляются способности одаренных детей, с ними проводится индивидуальная работа, что является важной составляющей частью школьного образовательного процесса. Эта работа, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников многофункциональна, не только способствует углублению знаний и развитию интереса к предмету у учащихся, но и оказывает на них воспитывающее воздействие, развивает творческую активность, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Я считаю, что внеурочная коллективная работа является продолжением урока в том смысле, что она, как и урок, является важным звеном в единой системе обучения. Разрабатывая каждое внеурочное мероприятие или занятие, я продумываю, как организовать общение, как заинтересовать школьников, разбудить и стимулировать их фантазию и инициативу.

Опираясь на учение педагогов- новаторов поняла что познавательная деятельность помогает формировать у учащихся гуманистические отношения, вооружать навыками саморазвития и развития творческих способностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности имеют место и такие мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п. (слайд 13)

Участие в школьных конкурсах помогает учащимся поверить в свои силы, увидеть результат своего творчества, сравнить, сделать вывод.

Столь обширный спектр эффективного педагогического взаимодействия "учитель - ученик" вне урока обусловлен нерегламентированным характером общения, позволяет создавать для школьников разнообразные ситуации успеха, т. е. дать возможность каждому проявить себя в наиболее подходящей для него сфере деятельности.

Мне по душе персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива, которое свойственно многим педагогам-новаторам.

Педагог-новатор Игорь Павлович Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так, в мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах коллективно- творческой деятельности. (слайд 14)

Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения. Я думаю, что знания и опыт являются хорошим камнем - фундаментом для творчества педагога. (слайд 15)

Я счастлива, когда мои идеи дают хорошие результаты, когда детям нравится заниматься, когда они с удовольствием включаются в коллективную работу, и мы вместе стремимся творить что-то новое. Как любимая песня звучит для меня радостное восклицание ребенка: «У меня получилось!» .

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.

2. Дежникова Н.С. Школа Ю.М. Цейтлина: коллективная познавательная деятельность М., 1998.

3. Н.Л. Селиванова. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) - М. : Педагогическое общество России, 1998.

4. И.В. Первин. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников - М.: Педагогика, 1985.

5. Профессия учитель / под ред. В.П.Олавкина. М., 1985.

6. Современные педагоги-новаторы / под.ред. А.Д.Коровиной. Л., 1984

7. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. -М.,1997.

© 2010-2022