Методическая разработка Моя малая Родина

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества Дзержинского района г. Волгограда

400048, г. Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 153.

тел. 78-61-93, 78-61-76 e-mail:dzercdt@yandex.ru

Утверждена методическим советом

Протокол №_____от________

Директор МОУ ЦДТ

__________________Жоголева Н.В.



Методическая разработка

Цикла занятий

«Моя малая Родина»

к дополнительной образовательной программе

по изодеятельности

«Оранжевый енот»






Разработчик: Степанова Елизавета Евгеньевна

педагог дополнительного образования













Волгоград, 2015

Введение

Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты для новобрачного - свадебная скатерть,

Для младенца - колыбель, для юного - хмель,
Для скитальца - посох, пристань и постель,

Для пахаря - поле, для рыбаря - море,
Для друга - надежда, для недруга - горе,

Для кормщика - парус, для воина - меч,
Для книжника - книга, для пророка - речь,

Для молотобойца - молот и сила,
Для живых - отцовский кров, для мертвых - могила.

Для сердца сыновьего - негасимый свет.
Нет тебя прекрасней и желанней нет.

Разве даром уголь твоего глагола
Рдяным жаром вспыхнул под пятой монгола?

Разве горький Игорь, смертью смерть поправ,
Твой не красил кровью серебряный рукав?

Разве киноварный плащ с плеча Рублева
На ветру широком не полощет снова?

Как - душе дыханье, руке - рукоять.
Хоть бы в пропасть кинуться - тебя отстоять.

Автор: Тарковский А.А. ©

Для каждого человека слово «Родина» содержит в себе что - то своё особенное, родное, неповторимое и сокровенное. Произнося «Родина», мы представляем страну, в которой родились. Бесконечную любовь к месту нашего рождения нам прививают с детства - родители, учителя. Думая о родном уголке, мы думаем и о героях прошлого и настоящего, и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Всё это - наша история, всё это - наша родина.

Родина - это и люди, которые нас окружают в жизни. Люди, которые близки нам по духу, наверное, потому что у нас есть одно общее - та страна, в которой мы родились. Люди, оказавшиеся в другой стране, искренне рады встретить земляка. С ранних лет родители прививают нам любовь к родной природе. Беречь природу - наш долг, беречь землю на которой мы родились.

Цель цикла занятий:

Развитие у обучающихся патриотических чувств через бережное отношение к природе родного края.

Задачи цикла занятий:

- Познакомить обучающихся с историей родного города;

- Освоить новые техники рисунка (аппликация из подручных средств, наброски с натуры, витраж);

- Способствовать развитию у обучающихся воображения;

- Способствовать воспитанию у обучающихся гордости за свой край.

Цикл занятий:

  1. Знакомство с историей возникновения г. Волгограда. Работа над образом родного города, что способствует развитию творческого воображения.

  2. Природа родного края. «Сельский пейзаж». Смешанная техника, с использованием мягких материалов: масляной пастели и восковых мелков.

  3. Архитектурный стиль города. Техника аппликации, с помощью обрезков от старых глянцевых журналов.

  4. Духовное наследие Волгограда. Имитация витража, при помощи черного загрунтованного картона и красок.

  5. Пленер. Наброски архитектурных деталей зданий города. Простой карандаш, различной твёрдости.

Занятие №1. «Знакомство с историей возникновения г. Волгограда. Работа по воображению

Цель: Познакомить обучающихся с историей возникновения родного города.

Задачи: Изучить основные памятные места города. (Вокзал, пл. Павших Борцов, Астраханский мост, мост через р. Волгу и т.д.) Научить составлять многопредметные композиции. Научить выбирать из множества вариантов эскизов наиболее удачные.

Оборудование: клеёнка, лист А2, карандаш, ластик, акварельные карандаши, кисти, фломастеры, маркеры.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент. Педагог приветствует воспитанников. Ребята готовятся к занятию.

  2. Предварительная беседа. Педагог выясняет у обучающихся, какие памятные места г.Волгограда они знают. Ребята рассказывают о улицах, площадях, мостах и другим объектам архитектурных строений города.

  3. Объяснение темы. (Иллюстрации в приложении №1)

Поселение на территории современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году.

Своё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. В основе названия лежат, вероятно, татарские слова «сари-су» (жёлтая река) или «сари-чин» (жёлтый остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на о. Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. В начале XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 г. на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран. В 1606 г. при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.

В 1667-1672 гг. царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691-м в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 г. донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства. В 1722-м и 1723 г. город посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1727 году Царицын был снова истреблён пожаром. В 1731-м Царицын был отстроен заново и укреплён. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осаждён Е. И. Пугачёвым, но без успеха.

В 1708 г. Царицын приписан к Казанской губернии, с 1719-го - к Астраханской, с 1773-го - к Саратовскому наместничеству. С 1780 г. - уездный город Саратовского наместничества (затем губернии). В начале XIX в. в городе начала возникать мелкая промышленность (3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская. В 1862 г. вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын - Калач-на-Дону), в 1879 г. - на Грязи и далее на Москву, в 1897 г. - на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900-м - на Донбасс. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале XX в. в городе действовали уже свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5 горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.

В 1913 г. в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция, ежегодно проводились 3 летние ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.

Во время Гражданской войны (1918-1920 гг.) в Царицыне происходили ожесточённые бои.

С 1920 г. Царицын - центр Царицынской губернии. В 1925 г. город был переименован в Сталинград. В 1928 г. - центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932-м - центр Нижневолжского края. В 1934 г., после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 г. Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 г.), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв второй мировой войны (1939-1945 гг.) - Сталинградская, ставшая её переломным этапом. Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 г. и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия.

Сталинградская битва продолжалась 200 дней. Фашистский блок потерял в ней убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона человек (!) - четверть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

За выдающиеся заслуги перед Родиной 1 мая 1945 года Сталинград был удостоен почётного звания города-героя, а 8 мая 1965 года награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Наш славный город был полностью разрушен в годы второй мировой войны. Но сразу же после войны он восстал из пепла, как легендарная птица Феникс. В 1961 году из Сталинграда город-герой был переименован в Волгоград.

Современный Волгоград - один из красивейших городов России. По генеральному плану 1945 года он сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т.п., отрезавших жилые районы от реки. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе - Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.

Наш замечательный город протянулся на 90 км вдоль берега Волги и занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих посёлков. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, население города составляет 1012, 8 тыс. человек. Из них 463,3 тысячи мужчин и 549,5 тысячи женщин.

А) Знаменитые памятники истории.

Площадь Примирения является одной из центральных площадей города, и, главное, одной из самых зеленых. Исторически это был склон русла речки Царица, который позже превратился в площадь, названную Предмостной (ведь расположена она рядом с Астраханским мостом, возведенным в 1868 году).

В 80-е годы площадь получила название Фестивальной, а в 1993 году стала носить имя площади Примирения. Связано это с тем, что 2 февраля 1993 года на этой площади был открыт памятник в виде креста. Положен этот крест официальными делегациями России, Германии и Австрии в знак примирения народов в 50-ю годовщину разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

С 1989 года на площади располагается памятный знак работы скульпторов Ю.Ф. Юшина и А.И. Томарова и архитектора О.Б. Садовского, установленный к 400-летию города.

Если совершить небольшую пешеходную прогулку от площади Павших Борцов к Центральной набережной, то вы пройдете по Аллее Героев, обрамленной стройными тополями. 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвященный Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. Художественные работы выполнены Волгоградским отделением художественного фонда РСФСР под руководством главного художника города М. Я. Пышты. В авторский коллектив вошли главный архитектор проекта А. Н. Ключищев, архитектор А. С. Белоусов, конструктор Л. Подопригора, художник Е. В. Герасимов.

На памятнике имена (фамилии и инициалы) 127 Героев Советского Союза, получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в 1942-1943 годах, 192 Героев Советского Союза - уроженцев Волгоградской области, из которых трое дважды Герои Советского Союза, и 28 кавалеров ордена Славы трех степеней.

Комсомольский сад - такое название носит парк между Новым экспериментальным театром и кинотеатром «Победа». Это место хранит память об истории города на всем ее протяжении - от Царицына до Волгограда.

Рядом со зданием Нового экспериментального театра расположен один из старейших памятников города - памятник Н.В. Гоголю. Памятник сооружен еще в 1910 году на добровольные пожертвования общественности. Бронзовый бюст работы скульптора И.Ф. Табвии и архитектора И.К. Белдовского установлен на гранитный постамент. Высота бюста - 1,32 м, постамента - 2,6 м. На постаменте - надпись: «Н. В. Гоголь. 1809-1852».

В братской могиле на территории Комсомольского сада похоронены многие герои гражданской войны, погибшие от рук белогвардейцев. Среди них:

- первый председатель исполкома Царицынского Совета Я.3. Ерман, погибший от рук убийцы 17.07.1918г.;

- командующий революционными войсками Царицынского района и резервами Северо-Кавказского военного округа И. В. Тулак, погибший от рук восставших кулаков в декабре 1918 г.;

- 8 курсантов пехотной школы и бойцы 10-й Красной Армии, погибшие при защите Красного Царицына в 1918- 1920 гг.;

- командир артиллерийской бригады Донецко-Морозовской дивизии Зеленин;

- 02.01.1921 г. похоронены 5 курсантов пулеметных курсов, участвовавшие в подавлении кулацкого восстания в слободе Михайловке (ныне город Михайловка);

- 28.05.1922 г. похоронен секретарь коммунистической ячейки, член партии с 1916 г. К. Н. Грудинин, погибший от рук врага.

Памятник на братской могиле построен в 1925 г. по проекту художника Н. Н. Любимова, жителя нашего города.

Подземное убежище, расположенное на территории Комсомольского сада, построено в 1941 - 1942 гг. Сначала здесь размещался штаб МПВО с центральным пунктом связи. С началом боев за город убежище стало командным пунктом руководства Сталинграда. На гранитной мемориальной доске написано: «Здесь в дни Сталинградской битвы с 23 августа по 14 сентября 1942 года работали: областной и городской комитеты ВКП(б), исполкомы областного и городского Советов депутатов трудящихся, городской комитет обороны, областной комитет ВЛКСМ и штаб МПВО».

В Комсомольском саду похоронен Генерал-майор Василий Андреевич Глазков, командующий 35-й гвардейской стрелковой дивизией, которая в составе 62-й армии вела оборонительные бои за Сталинград.

В сентябре 1942 г. дивизия сражалась в районе станции Воропоново (им. М. Горького), станции Садовая, поселка Верхняя Ельшанка. 8 сентября в районе поселка Верхняя Ельшанка генерал В. А. Глазков был тяжело ранен на поле боя и скончался при вторичном ранении. Генерал-майор В. А. Глазков был похоронен в городе Краснослободске Среднеахтубинского района. В 1957 г. останки погибшего перезахоронены в Волгоград. В 1959 году на могиле установлено надгробие: гранитный памятник (автор - архитектор И. К. Белдовский), барельеф выполнен скульптором Е. В. Вучетичем.

Б) Улицы Волгограда.

У́лица Ми́ра - одна из первых улиц, восстановленных в послевоенном Сталинграде. Проходит по площади Павших борцов и замыкается зданием планетария с севера и Дворцом пионеров с юга. Именно улица Мира стала символом возрождения разрушенного города.

Это тихая жилая улица с удачным соотношением её ширины и высоты зданий. При строительстве использовалась периметральная застройка. Дворы жилых кварталов открыты в сторону улицы курдонёрами, что разнообразит её внешний облик и делает её уютной.

Площадь Павших борцов - центральная площадь Волгограда, образованная на месте бывшей Александровской площади. Часть площади занимает сквер, переходящий в Аллею Героев. Площадь Павших борцов ведёт свою историю от Александровской площади, возникшей под стенами крепости в качестве базара. Позже на ней возникли купеческие магазины, торговые ряды, кабаки и харчевни.

В 1888 году возникла идея постройки собора в честь чудесного спасения Царской семьи в железнодорожной катастрофе. Однако достроен он был только в 1916 году. Также, в 1915 году, на средства купца Репникова был построен Дом науки и искусства (впоследствии - НЭТ).

Среди видных исторических событий выделяется демонстрация рабочих, ремесленников, почтово-телеграфных служащих, собравшихся по случаю революционных событий в Москве и Петрограде. 5 марта 1917 года на Александровской площади солдаты местного гарнизона приветствовали свержение самодержавия. 22 октября на площади состоялась многочисленная демонстрация.

В 1919 году Царицын был захвачен войсками Врангеля. 8 февраля 1920 года на площади были похоронены 55 человек, обнаруженных в подвалах и колодцах, а 9 февраля, в память об этих событиях Александровская площадь была переименована в площадь Павших борцов. Над братской могилой был установлен небольшой памятник, который был заменён гранитным обелиском к 40-летию Октябрьской социалистической революции.

В период Сталинградской битвы площадь была местом ожесточённых боёв. С 15 по 27 сентября 1942 года там оборонялись бойцы 13 гвардейской дивизии 62-й армии. 31 января 1943 года в подвалах универмага был пленён командующий 6-й немецкой армией, фельдмаршал Фридрих Паулюс со своим штабом, а 4 февраля на площади состоялся митинг в честь завершения Сталинградской битвы. Позже, рядом с могилой защитников Царицына были похоронены советские воины, погибшие в боях за Сталинград. [2] 1 февраля 1963 года на Площади Павших борцов был зажжён Вечный Огонь в память о мужестве и героизме всех защитников города.

Часть территории Площади Павших борцов и Аллеи Героев занимает объект культурного наследия федерального значения «Памятное место, где 31 января 1943 года войска Донского фронта под командованием генерал-полковника Рокоссовского Константина Константиновича завершили разгром южной группы войск фашистской Германии, окруженной в районе Сталинграда, и водрузили Красное знамя Победы».


  1. Самостоятельная работа.

На листе формата А2 ребята смело проводят линии и составляют композицию, работая без предварительного эскиза. Используя знания о построении перспективы, строят мосты, аллеи и парки. После разметки предметов на листе, приступают к работе с цветом. Технику каждый выбирает для себя сам. Рисунок носит характер форэскиза, т.е. эскиза без проработки деталей, выполняемый с целью поиска основной идеи, определения композиции и общего цветового решения будущего изделия (интерьера, здания, ландшафта, и тд.)

  1. Подводим итоги.

В конце занятия проводится «Мини-выставка». Идёт обсуждение работ: понравилось ли обучающимся выполнять задание, что понравилось выполнять на занятии, что вызвало затруднение, что можно доработать.

Занятие №2. «Природа родного края «Сельский пейзаж»»

Цель: Через детские работы воспеть красоту и широту родного края.

Задачи: Изучение природы, географических особенностей положения г. Волгограда, флоры и фауны.

Оборудование: Лист А2, акварель, масляная пастель, восковые мелки, гуашь.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент. Педагог приветствует воспитанников. Ребята готовятся к занятию.

  2. Предварительная беседа. Педагог выясняет у обучающихся, как они проводят свои каникулы. Ребята рассказывают о своих маленьких путешествиях на дачу и в деревню к бабушкам. Педагог предлагает ребятам изобразить свои воспоминания на листе.

  3. Объяснение темы. (Иллюстрации в приложении №2)

Природа г.Волгограда:

Волгоградская область образована в составе РСФСР 10 января 1934г. Её площадь составляет 114,1 тыс. кв. км, население 2702,6 тыс. человек (на 1.1.1996г). Область делится на 33 административных района; в её составе 5 городов областного и 11 городов районного подчинения, 27 посёлков городского типа.

Область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской (Русской) равнины. Делится р. Волга на две части: западную - правобережную и восточную - Заволжье. Правобережье более возвышенно, сильно расчленено оврагами и балками. Здесь находятся южная часть Приволжской возвышенности (выс. до 358 м - максимальная отметка области), северная часть Ергеней, юго-восточная часть Калачской возвышенности и восточная часть Донской гряды, а также Хоперско-Бузулукская и Сарпинская низменности. Заволжье - низменная равнина. Между Волгой и ее левым рукавом Ахтубой находится Волго-Ахтубинская пойма, изрезанная густой сетью протоков, озер, стариц.

Волгоградская область расположена на юго-востоке Русской равнины, вдали от океанов и морей. Поэтому климат области континентальный, с холодной, малоснежной зимой и продолжительным, жарким, сухим летом. Весна короткая, осень теплая и ясная. По обилию солнечного тепла область не уступает южному берегу "Крыма.

Равнинный рельеф способствует проникновению в наш регион различных воздушных масс: зимой вторгается холодный, сухой, континентальный воздух Сибирского антициклона, усиливая суровость зимы (средние температуры у нас такие же, как в Петрозаводске, Москве, -10°, -11°); летом наблюдается приток воздушных масс с Атлантического океана. Пройдя над разогретой поверхностью Русской равнины, они иссушаются, нагреваются и почти не умеряют жару.

В течение всего года не исключается возможность проникновения в нашу область сухого арктического воздуха. Зимой, например, он еще более усиливает мороз, летом делает погоду прохладной; весной и ранней осенью приносит заморозки.

С Атлантического океана и Средиземного моря приходят циклоны. Чаще они бывают зимой, поэтому погода в этот период более изменчива.

Летом часто вторгаются сухие, горячие массы воздуха из Казахстана, тогда воцаряется жара до 39-45°.

Особенностью континентального климата являются большие амплитуды колебания температур. Среднемесячные амплитуды в области 30-32°, а максимальных и минимальных температур - 70-80°. В июле суточная амплитуда может достигать 11-12°.

Животный мир Волгоградской области разнообразен. Он состоит из представителей степей, полупустынь и лесов. На территории области обитают 68 видов млекопитающих, 17 видов пресмыкающихся, гнездится более 150 видов птиц и до 100 видов появляются во время перелета, всюду распространены насекомые, а водоемы заселены рыбами и земноводными обитателями.

Млекопитающие представлены грызунами, хищниками и крупными животными. Особенно богата область грызунами (32 вида), они встречаются повсеместно. По балкам, в зарослях кустарников и на полях распространен заяц-русак. Питается главным образом травянистой растительностью, зимой объедает кору ив, боярышника, поедает сухую прошлогоднюю траву.

Обгрызая кору, заяц иногда причиняет серьезные повреждения плодовым деревьям и полезащитным лесным насаждениям. Заяц-русак имеет промысловое значение.

Сохранившиеся участки степей обычно заселены землероями-суслик малый, суслик крапчатый, тушканчик, слепыш, хомяк, песчанка, полевка. Большинство грызунов приносит вред сельскому хозяйству.

Из хищных животных встречаются волки, лисицы, барсуки, хорьки и другие. Волки, лисицы живут главным образом по оврагам и балкам. Волк-самый крупный и опасный из наших хищников. Он наносит существенный урон животноводству. В нашей области акклиматизированы европейская норка и енотовидная собака. На зверофермах в колхозах и совхозах разводят нутрию.

Из копытных животных обитают лоси, сайгаки, редко встречаются благородный и пятнистый олени, косули, кабаны. Лось-самый крупный представитель оленей. Горбоносая голова самца увенчана массивными лопатообразными рогами. Лоси живут небольшими группами и встречаются в лесных массивах северных районов области ив Волго-Ахтубинской пойме. Сайгаки обитают преимущественно в полупустынной зоне на юго-востоке области. У них короткие и тонкие ноги, горбатая морда, на голове самцов - изящные рога. Живут они стадами, быстро бегают, развивают скорость до 70 км в час. В результате осуществления охранных мероприятий численность сайгаков значительно возросла, и теперь они-предмет охотничьего промысла.

В степях и полупустынях распространены насекомоядные животные: еж и выхухоль. Выхухоль обитает лишь в поймах Дона и Волги, ведет полуводный образ жизни. Мех ее красивый, мягкий.

Богата область птицами. Преобладают представители степей, полупустынь: жаворонки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела, воробьи, синицы, славки, ласточки и другие. Многие птицы, такие, как обыкновенная пустельга, луни, орлы степные, являются хищными и питаются грызунами.

Пойменные леса, лесополосы и овраги, поросшие кустарниками и деревьями, дают приют лесным птицам-иволгам, синицам, дятлам и другим. В поймах

рек, на озерах обитают водоплавающие птицы. Создание водохранилищ и лесополос в области способствует распространению видов, обитающих в лесах и на водоемах.

Птицы в большинстве своем полезны для человека, они истребляют вредных насекомых и грызунов, некоторые из них уничтожают семена сорных растений. Такие птицы, как серая куропатка, дикие утки, имеют промысловое значение. Подавляющее большинство птиц заслуживает всяческой охраны.

Повсеместно в области распространены пресмыкающиеся: ящерицы, ужи, черепахи и другие. Земноводными область небогата. В реках, озерах, искусственных водоемах обитают рыбы, ценные в промысловом отношении: стерлядь, судак, сазан, сом. В Волге и Дону водятся осетр, белуга, сельдь, берш, окунь. Сооружение Волгоградского и Цимлянского водохранилищ изменило условия естественного размножения ценных промысловых рыб, особенно осетровых пород. Для прохождения осетровых рыб к своим нерестилищам в плотинах водохранилищ сооружены подъемники (лифты). Созданы рыбоводные заводы и рыбопитомники по искусственному воспроизводству рыбы.

В нашей области много насекомых. Большинство из них, такие, как пчелы, муравьи, полезны для человека.

Самостоятельная работа. Обучающиеся разрабатывают эскиз на листе формата А4. После помощи педагога наносят основные цветовые пятна. Выполнив эскиз, переносят изображение на формат А2 и работают над ним дальше используя масляную пастель или восковые мелки. Рисунок с эскиза переносится на лист А2 с помощью простого карандаша: все линии лёгкие. Затем после отрисовки композиции, начинается работа в цвете. Начинаем наносить основные цветовые пятна. После прорабатываем мелкие детали.

Подводим итоги. В конце занятия проводится «Мини-выставка». Идёт обсуждение работ: понравилось ли обучающимся выполнять задание, что понравилось выполнять на занятии, что вызвало затруднение, что можно доработать.

Занятие №3. «Архитектурный стиль города. Техника аппликации.»

Цель: Сравнить различные стилевые направления в архитектуре города.

Задача: Научить работать с подручными материалами (вырезки и цветные статьи журналов). Способствовать развитию у обучающихся пространственного мышления.

Оборудование: клеёнка, лист А3, карандаш, ластик, клей ПВА, старые журналы, ножницы, маркеры.

Содержание занятия:

1) Организационный момент. Педагог приветствует воспитанников. Ребята готовятся к занятию.

Предварительная беседа. Педагог выясняет у обучающихся, какие интересные здания в городе они заметили, предлагает рассказать о них.

Объяснение темы. (Иллюстрации в приложении №3)

Вдоль Волги город тянется на несколько десятков километров. Из-за огромной длины лишен цельности и представляет собой агломерацию из крупных районов, некоторые из которых настолько удалены от центра и самодостаточны, что вполне могут считаться отдельными городами.
Основная часть застройки в таких районах-городах - хрущевская и брежневская. Немалую площадь, особенно в южной части Волгограда, занимает и частный сектор. Сталинских домов на окраинах не так уж и много. Парадная послевоенная застройка определяет лицо Центрального района и других частей города. Вместе с тем, даже и там трудно встретить абсолютно цельный градостроительный ансамбль. Масштаб восстановительных работ был слишком велик и их не успели завершить до середины 1950-х. Даже в кварталах, где она преобладает, чаще всего можно встретить хрущевские или брежневские дома.

Большинство из воплощенных сталинских зданий центра города следует отнести к "высокой" вариации стиля. Они очень монументальны и обладают массой "излишеств": колоннадами, башенками, барельефами и т.п.
В заводских районах - Ворошиловском, у Тракторного и "Красного Октября" парадные сталинские здания служат "ширмой" для предвоенной застройки. Они стоят вдоль красной линии улиц, скрывая в глубине кварталов скромные конструктивистские четырехэтажные дома или «хрущевки». В целом сталинская застройка Волгограда на редкость разнообразна. Здесь можно встретить большинство типов зданий тех лет - от ультра парадных в центре до совсем уж простецких на окраинах. Есть и уникальные, ни на что ни похожие здания, такие как трёхэтажный дом неподалеку от Мамаева Кургана: невысокое здание, придавленное могучим фронтоном. Отдельный необычный пласт - это довоенные дома, восстановленные после войны. При восстановлении конструктивистских домов их пытались украсить, пуская в ход приемы как предвоенной, так и послевоенной сталинской архитектуры. Часто соседние дома, изначально построенные по одному проекту, после восстановления приобретали диаметрально противоположный облик. Дореволюционных зданий в Волгограде еще меньше, чем ранних советских, но тем не менее, есть и они.
Старый квартал есть на Рабоче-крестьянской улице, расположенной к югу от центра. В центре города кусочек старой застройки сохранился на маленькой улочке Волгодонской, что вблизи вокзала. Неоклассический предреволюционный особняк, стоящий в начале проспекта Ленина, также пережил бои и был восстановлен.

«Бре́жневки» - разговорное, по аналогии со сталинками и хрущёвками, - название серий домов, строившихся в СССР преимущественно в эпоху Л. И. Брежнева. Не вполне корректная аналогия, поскольку дома подобной конструкции сооружались и при Н. С. Хрущёве («сталинки» также продолжали строить при нём. Также хрущёвки продолжали строиться при Брежневе). Также встречается обозначение «квартиры улучшенной планировки» (У/П).

Сталинский ампир (от фр. empire - «империя» и по аналогии с ампиром) - одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Неоклассици́зм - термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке - также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.

  1. Самостоятельная работа.

Обучающиеся рисуют эскизы, выбирают наиболее удачный вариант и переносят его на формат А3. Затем режут на кусочки журналы и составляют композицию, вспоминая законы сочетания цветов по тону, по контрасту.

  1. Подводим итоги.

В конце занятия проводится «Мини-выставка». Идёт обсуждение работ: понравилось ли обучающимся выполнять задание, что понравилось выполнять на занятии, что вызвало затруднение, что можно доработать.

Занятие №4. «Духовное наследие г.Волгограда. Техника витраж»

Цель: Познакомить обучающихся с духовным наполнением города.

Задачи: Научить работать в технике «Витраж»( фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Эту работу мы будем воплощать с помощью бумаги.

Оборудование: клеёнка, лист А3, карандаш, ластик, гуашь, клей ПВА.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент. Педагог приветствует воспитанников. Ребята готовятся к занятию.

  2. Предварительная беседа. Педагог выясняет у обучающихся, знают ли они соборы, храмы или часовни г.Волгограда.

  3. Объяснение темы. (Иллюстрации в приложении №4)

Волгоградская область - субъект Российской Федерации (административный центр - г.Волгоград (Царицын, Сталинград). Входит в состав Южного Федерального Округа Российской Федерации.

В XVI в. на так называемой «переволке» (переход с Дона на Волгу и обратно), где проходили важные торговые пути, возник город Царицын, получивший своё название от имени небольшой речки Царицы, впадающей в Волгу.

По указанию Петра I в 1718 году на участке от Царицына до Дона была построена сторожевая линия. Она предназначалась для укрепления границ и, прежде всего, для обороны Русского государства от набегов татар. В 1721 году в Царицыне был учреждён городской магистрат. Оставаясь крепостью, Царицын был отнесён к самому низшему, пятому разряду городов, в которых имелось не более 250 дворов. Согласно переписи, к 1738 году в Царицыне проживало 403 жителя. В 1765 году, в 28 вёрстах южнее города Царицына, при впадении речки Сарпы в Волгу, была основана немецкая колония Сарепта (ныне это место входит в городскую черту Волгограда). В конце XVIII в. Царицын теряет своё военно-стратегическое значение и становится обычным уездным городом Саратовской губернии.

К 1883 году в Царицыне имелось 5 пивзаводов, 6 механических, 4 керосиновых, 5 лесопильных, 17 кирпичных, 1 горчичный, 1 спичечный и другие заводы. Все это были преимущественно небольшие предприятия. В городе действовали мужская и женская прогимназии, 4-классное училище и 5 школ с 880 учениками. Процветало «кабацкое дело» - имелось 154 трактира, 21 постоялый двор, 55 кабаков, 16 винных складов и погребков.

К 1909 году в Царицыне проживало свыше 100 тысяч человек.

10 апреля 1925 года Президиум ЦК СССР принял постановление о переименовании Царицына в Сталинград.

10 июля 1928 года Сталинградская губерния была преобразована в Сталинградский округ Нижневолжского края.

15 января 1932 года было принято постановление о перемещении краевого центра из Саратова в Сталинград.

10 января 1934 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял постановление о разделении Нижневолжского края на 2 части: Саратовский и Сталинградский. В состав Сталинградского края вошли: Калмыцкая ССР, город Сталинград и Астрахань, а также 35 сельских районов.

10 ноября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Сталинградская область была переименована в Волгоградскую область, а г.Сталинград - в Волгоград.

На сегодняшний день в муниципальном образовании - городе Волгограде - действует свыше 90 православных храмов, включая тюремные приходы и домовые церкви.

Казанский Кафедральный собор

С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся.

Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго - вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева.

На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным.

Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.

Напротив храма на улице Елецкой размещалась трёхгодичная церковно-приходская школа, в которой обучались девочки. Первоклассницы сидели на втором этаже здания в большом зале. Там в красном углу висела большая икона, перед которой ученицы молились в начале занятия.

К храму примыкало и кладбище 2-ой части города, где захоронения начали осуществляться после 1820 года. Поэтому территория при храме иногда называлась Кладбищенской площадью.

После революции церковь основательно пограбят большевики: комиссия по изъятию церковных ценностей произвела реквизицию 20 марта 1922 года. В 1924 году храм хранит верность патриаршей Церкви, здесь служат протоиерей Виктор Поляков, священник Андрей Хмелёв, дьякон Проскуряков, псаломщик Долецкий. Обновленцы подают на них жалобу в административный отдел.

Несмотря на гонения, приход оставался действующим и в страшные 30-е годы. По состоянию на 1 марта 1932 года он числится за староцерковниками, как в те времена назывались приверженцы патриаршей церкви, а затем храм попал под управление обновленцев. При Казанском соборе постоянно находились православные люди, которые за свои предсказания славились среди народа как юродивые. Перед войной в Сталинграде появился блаженный Адриан, известны были царицынские блаженные Татьяна и Екатерина.

15 декабря 1939 года Казанская церковь была закрыта.

Сталинградская битва опалила церковь своим огненным дыханием. Фашистские бомбардировки оставили от храма лишь стены. Надо было его восстанавливать. Хотя официальное открытие храма состоялось 27 июля 1945 года, богослужения начались 10 сентября в частном доме № 18 по ул. Аткарской (ныне на его месте остановка трамвая «Улица Ростовская»). В апреле 1946 года сохранившуюся коробку здания передали верующим, и под руководством архитектора В.Н. Симбирцева начался ремонт.

Распоряжался им старший прораб И.Л. Дубровин. На просьбы в горсовет предоставить стройматериалы по государственным расценкам последовал отказ, тогда верующие стали собирать средства для ремонта на базарах и улицах. Но вскоре это было пресечено властями. Узнав о службах в соборе, жители посёлка Рынок привезли сюда спасённую ими при разорении своей церкви икону Казанской Божией Матери и распятие (оно до сих пор стоит в соборе). Г.В. Корнеев проводит электропроводку и делает из лампочек надпись - две буквы «Х» и «В» («Христос воскресе»). Первая служба состоялась на Вербное Воскресенье. Пасхальный праздник 1946 года собирает более 8 тысяч православных, из них до 2 тысяч детей и молодёжи. Половина из пришедших на литургию верующих не поместилась в храме, 4 тысячи человек стояло под открытым небом со свечами в руках.

Разорённые войной люди просили около Казанской церкви милостыню. Стены храма стали белыми от объявлений: «Ищу маму!», «Помогите найти родных», «Ищу брата». И случаи чудесного обретения родственников были не так уж редкими. Настоятелем сразу после войны пребывал священник А.А. Князевский. В 1945-1946 годах он вместе с верующими совершал паломничество в с. Городище к источнику святой Параскевы на 9-ую пятницу после Пасхи и служил там молебен, на котором присутствовало до 700 человек.

В 1947 году архиепископ Филипп ставит на пост настоятеля собора отца Григория Лапина, но уполномоченный не разрешает его регистрацию (на следующий год священника даже выселяют из Сталинграда). 31 октября 1947 года настоятелем становится отец Павел Нечаев (дальний родственник о. Иоанна Кронштадского). Последним власти тоже были очень недовольны, так как он благословлял на праздник Пасхи раздавать в храме куличи и яйца. Служил в то время в Казанской церкви и протодьякон Алексей Могилин, в 1947 году он получил 5 лет лагерей за пребывание на оккупированной территории. Регентовал в храме Максимилиан Фомич Моисеенко, побывавший в сибирской ссылке и вскоре после возвращения скончавшийся. Алтарницей собора пребывала матушка Ксения. После войны власти обкладывают причт непосильными налогами, а нарсуд обязывает их платить.

Службы шли и в наполовину готовом храме. Он освящается архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким) 20 мая 1948 года. Если до Великой Отечественной войны церковь имела один престол, то теперь к ней пристроен придел во имя Николая Чудотворца. Внутренние стены были расписаны в 1954 году, через два года сделаны хоры. В ноябре 1954 года епископ Сергий (Ларин) освящает вновь пристроенный придел во имя Николая Чудотворца. К приезду Святейшего Патриарха Алексия I в июне 1949 года уже была почти восстановлена трапезная. Появляются в ней и новые иконы - святителя Николая, священномученика дьякона Стефана, Спасителя, Богородицы, архистратига Михаила и преподобного Сергия Радонежского.

В начале 1949 года московский художник К.С. Сархош пишет иконы Крещения, Вознесения, свмч. Иосифа Астраханского, чуть позже ещё две иконы. Оформляли собор инженер-художник городского театра Ремезов, инженер Сталинградтракторостроя Трисмегистов, московская бригада художников под руководством Хорохоша. Паникадила и подсвечники делали Роман и Алексей Соколовы, техник Ю.Н. Муратов, а техник А.Д. Марченко снимал на фотоплёнку самые интересные сюжеты - прибытие архиепископа Филиппа, портреты священников. Причём из-за подъёма веры в народе и одновременной нехватки домашних икон возникает примечательная ситуация: прихожане начинают расхватывать то, что доступнее - фотокарточки священников. Старостой Казанского собора в те годы являлся отец православного фотографа Деомид Матвеевич Марченко.

На Рождество 1952 года в храме собралось четыре тысячи верующих: 300 мужчин, 3500 женщин, 200 детей. В 1966 году уполномоченный совета по делам религии по Волгоградской области М.К. Прудникович насчитал на Пасху в соборе около 12 тысяч человек, в том числе две тысячи мужчин, 9 тысяч женщин, 500 человек молодёжи, 150 детей. По отчётам ответственных за атеистическую работу чиновников, в 60-е годы на богослужениях присутствовало до тысячи, а в большие праздники - и до 8 тысяч молящихся. В 1958 году в справке Сталинградского обкома КПСС отмечалось, что за последние семь лет на ремонт и украшение храма израсходовано свыше двух миллионов рублей.

В 1972 году деревянный пол храма заменяют на бетонный. С 1972 и по 1988 год настоятелем являлся протоиерей Анатолий Назаренко, а с 1988 года - протоиерей Алексей Машенцев, служивший здесь с 1965 года. Уже в начале 80-х годов к старому зданию бывшего дома священника делают пристройку, где помещаются крестильня, регистратура и служебные помещения.

Произошло важное изменение и в статусе храма: 30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I он возводится в ранг соборного. Казанский собор уже долгое время остаётся главным кафедральным храмом Волгограда, собирающим на молитвы верующих со всех концов города.

В соборе был довольно приличный хор. Регентом после смерти М.Ф. Моисеенко стал Юрий Александрович Сатирский, который трудился в храме полтора года. Долгое время здесь регентовал Игнат Трофимович Мамонтов. В хоре пело много замечательных мастеров. Сильный, красивый голос был у А.В. Макарова, знатоки сравнивали его с Иваном Козловским. Александр Васильевич умер в 1950 году. Рядом с церковью жила слепая Ульяша, которая пела на левом клиросе. Она прекрасно знала псалтирь, устав, даже батюшки с ней советовались.

Архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевской) оставил замечательные воспоминания о годах своего архиерейства. В них часто упоминается Казанский собор в Волгограде, куда владыка приезжал. 3 ноября 1976 года архиерей служил здесь вечерню с акафистом и всенощную, а на следующее утро - обедню и молебен. Он произносит проповедь о заступничестве Божией Матери в истории русского народа. Владыка записывает в дневнике: «Народу меньше, чем на Казанскую летом».

Следующую обедню он служит 10 января 1977 года. Под благословение владыки подошло в тот день 1400 человек. На следующий день вечером он посетил дом священника Алексея Машенцева. В дневнике появляется запись: «Приём, как всегда, очень тёплый и щедрый. Беседовали о делах в Казанском соборе».

В 1980 году в соборе было крещено 3385 человек, 60 пар повенчано, отпето около шести тысяч человек (очно только 190).

В трапезной Казанского собора находится триптих «Княгиня Ольга», «Крещение Руси князем Владимиром» и «Князь Владимир» работы известного волгоградского художника Павла Фёдоровича Шердакова.

В 1989 году при соборе открывается первая в истории посткоммунистической России воскресная духовно-певческая школа «Конкордия», которой руководил известный в городе Михаил Рубцов. Ключарём собора на 2003 год является протоиерей Николай Пичейкин, председатель епархиального отдела церковной благотворительности и социального служения. Действует здесь и воскресная школа. Сейчас Казанская церковь по-прежнему остаётся соборной в нашем городе, хотя она уже давно не вмещает всех верующих.

Церковь Святого Никиты исповедника

Свято-Никитская церковь - одна из немногих на территории современного г. Волгограда, которая пережила советское время и сохранилась до наших дней. Церковь была построена на средства Астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в конце XVIII века. Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-жёлтый цвет.

В XIX - XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В. В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная. Очевидно, тогда храм приобрёл тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры). Объёмная композиция состоит из крестообразного в плане с пятигранной апсидой храма, прямоугольной трапезной и трёхъярусной колокольни, размещённых на одной оси. Апсида пятигранная, каждая грань прорезана окнами в два света и окружена шестью тосканскими колоннами (снесены в начале 1990-х годов, восстановлены в 1997 году). Колонны поставлены на высокие постаменты и поддерживают сильно вынесенный профилированный деревянный карниз. Над апсидой возвышается восьмигранный высокий барабан с куполом, что чрезвычайно редко встречается в русской архитектуре. В южном и северном приделах использован мотив триумфальной арки: в центре большая арка - вход, а по сторонам крупные арочные окна, франкированные пилястрами, над ними по фризу идёт декор в виде триглифов. На западной и восточной стенах приделов в центре расположены плоские арочные ниши, углы оформлены спаренными пилястрами. Трапезная по ширине равна храму, двухсветная. Первый ярус колокольни по высоте равен трапезной и является притвором. Четверик второго яруса прорезан сдвоенными арочными проёмами. Третий ярус - восьмерик с арочными проёмами.

В первые годы после открытия Свято-Никитской церкви к её приходу кроме села Отрада принадлежали слобода Бекетовка, посёлок Ивановка и колония Сарепта. Причт состоял из священника и псаломщика.

В годы Великой Отечественной войны произошли изменения в политике советского государства в отношении Церкви. Ряд уцелевших церковных зданий был возвращён верующим. В г. Сталинграде был первым открыт Свято-Никитский храм. 8 мая 1943 года в ответ на просьбу жителей с. Старая Отрада и пос. Ермана исполком Сталинградского горсовета разрешил совершать богослужения в Свято-Никитской церкви. Верующие с большой радостью восприняли это событие. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Сталинградской области в своём отчёте в 1946 году сообщал: «В Никитинской церкви Кировского района г. Сталинграда на Пасхальном богослужении было народа более 6 тыс. человек, в числе которых молодёжи и детей школьного возраста было не менее 1500 человек. Под открытым небом находилось 3 - 4 тысячи человек, которые также все стояли со свечами».

Очевидно, в первые годы после открытия храма были выполнены необходимые ремонтные работы. Устранены повреждения военного времени. Были отремонтированы богослужебные сосуды и церковная утварь. В храме до недавних пор хранились запаянная чаша и самодельная звездица. Возможно, тогда были написаны в народном стиле иконы преп. Никиты Исповедника (икон более раннего времени не сохранилось). Одна из них сейчас находится над входом в притвор. 20 мая 1948 года архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий) освятил антиминс и престол в Свято-Никитской церкви.

В 1955 году в Почаевской лавре был приобретён для церкви список с Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В честь её перенесения в Свято-Никитском храме была устроена торжественная встреча, в которой участвовало около 200 человек. Тогда же, в 1955 году, по благословению епископа Астраханского и Сталинградского Сергия (Ларина) начались ремонтно-реставрационные работы в Свято-Никитском храме. В 1956-1957 годах был перестроен алтарь, возведены новые купол и иконостас, оштукатурена левая часть храма, расписаны апсида, плафон, стены, хоры и притворы. Храм расписывали художники М. Е. Губонин и Б. М. Красильников. Они написали в стиле портретной живописи новые иконы преп. Никиты Исповедника (аналойную, храмовую и медальон в алтаре). Альфрейные работы выполнил А. В. Козленков. С 1952 по 1958 год приход израсходовал на ремонтно-реставрационные работы и украшение церкви свыше 1 млн. рублей. Эта деятельность происходила при активном сопротивлении властей. В 1950-е годы на Русскую Православную Церковь обрушились новые гонения. Позднее Волгоградский горком КПСС также неоднократно призывал к «усилению атеистического воспитания», с тревогой отмечая рост численности верующих. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 7 августа 1972 года отмечалось: «...Вследствие серьёзных недостатков, имеющихся в атеистическом воспитании населения Кировского района, за последние два года увеличилось количество совершенных религиозных обрядов. Так, в 1970 году было 291 крещение, 1971 году - 336, за шесть месяцев 1972 года - 151. Среди крестившихся в 1971 году - 331 человек детей, то есть 21,7 процента от регистрации рождений в органах ЗАГСа...». Спустя десять лет Волгоградский горком КПСС вынужден был констатировать, что ситуация с атеистическим воспитанием в городе в целом и в Кировском районе в частности стала ещё более безотрадной. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 11 декабря 1981 года указывалось: «В дни культовых праздников Казанский собор (Ворошиловский район), Никитскую церковь (Кировский район) и молитвенные дома посещают свыше 40 тысяч человек. Постоянно возрастают доходы религиозных объединений, растёт число совершаемых крещений, венчаний и отпеваний.

В связи с аварийным состоянием стен алтаря и верхнего яруса колокольни директором Регионального инженерно-технического центра (г. Владимир) Ю. А. Ковалём был разработан проект противоаварийных работ по усилению конструкций церкви. С осени 1996 года Ю. А. Коваль возглавил проведение ремонтных и реставрационных работ на храме. Его сотрудники произвели вычинку разрушавшихся алтарных стен, установили металлические бандажи на апсиде и на верхнем ярусе колокольни (1996), восстановили колонны по восточному фасаду, укрепили профилированный деревянный карниз над алтарём и шатёр колокольни (1997), выполнили вертикальную планировку территории храма, сняли асфальтовое покрытие и два слоя бетонной отмостки вокруг церкви, установили дискретную отмостку, обустроили газоны и цветники (1998-1999), заменили фундамент под апсидой и восстановили гидроизоляцию, укрепили и отремонтировали надалтарную часть и купола (2000), облицевали белым камнем цокольную часть алтаря (2001), изготовили и установили новый купол на крестильне (2002), начали работы по укреплению стен и колонн внутри храма (2003-2004).

Большую помощь в украшении храма оказало Русское культурное общество (председатель - В. Л. Самохин). По заказу Общества для Свято-Никитской церкви были написаны иконы «Рождество Иоанна Предтечи» (написала инокиня Феодосия), «Сретение Господне», икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Русское культурное общество также подарило храму вышитые в своих мастерских Толгскую икону Божией Матери, икону Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, хоругви с ликами святителя Николая Чудотворца, преподобных Никиты Исповедника и Сергия Радонежского. Председатель и сотрудники Русского культурного общества всегда были желанными гостями на детских праздниках при Свято-Никитской церкви, в проведении которых они принимали самое живое участие. Часто они привозили с собой детей из детских садов и взрослых из больниц, которых опекало Общество.

В 2000 году иконописец Е.В. Мавродиева написала новую аналойную икону преподобного Никиты Исповедника и образ святителя Феодора Едесского для воскресной школы. В 2001 году она написала фреску преподобного Никиты Исповедника на алтарной стене. Все иконы созданы в древнерусском стиле.

Алекса́ндро-Не́вский собо́р - православный собор в честь Святого князя Александра Невского в Царицыне (Волгограде).

Построен в начале XX века после чудесного спасения в железнодорожной катастрофе царя Александра III, святым покровителем которого и был Святой князь Александр Невский. Собор располагался на Александровской площади Царицына. Храм строился на народные пожертвования 15 лет (первый камень был заложен в 1901 году, завершено же строительство было только в 1916 году). Освятили храм в 1918 году, уже после революции. Это было поистине огромное сооружение для малоэтажного Царицына - высотой с 18-этажный дом, 51 м в длину и около 42 м в ширину.

Существовал собор совсем недолго - уже в 1932 году в ходе «благоустройства» центральной площади города его взорвали. В наши дни власти выдвигают проекты нового строительства на новом месте (в затрибунной части площади Павших борцов, разрушенный в 1932 году). После терактов в Волгограде в конце 2013 года предложение об восстановление собора вновь активно обсуждалось. Верующиe обратились с просьбой построит часовни в этом городе. Губернатор Сергей Баженов отметил, что «вместе с прихожанами, благотворителями и в сотрудничестве с Волгоградской епархией разработан эскиз строительства храма, и региональное руководство поддержало этот проект»

  1. Самостоятельная работа.

Обучающиеся наносят рисунок понравившегося им храма на лист бумаги, выполняют его в цвете. Затем готовый рисунок разрезают на части. На заранее подготовленный лист прикрепляем кусочки разрезанной картинки. Наклеиваем фрагменты с расстоянием, создавая эффект витража.

  1. Подводим итоги.

В конце занятия проводится «Мини-выставка». Идёт обсуждение работ: понравилось ли обучающимся выполнять задание, что понравилось выполнять на занятии, что вызвало затруднение, что можно доработать.

Занятие №5. «Пленер. Наброски архитектурных деталей. Простой карандаш»

Цели: Подвести итог цикла занятий.

Задачи: Научить работать угольным карандашом. Закрепить знания о городской среде.

Оборудование: Планшет, лист А3, угольный карандаш.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент. Педагог приветствует воспитанников. Ребята отправляются на «пленэр» изображать городской пейзаж. Проводится инструкция по технике безопасности при проведении пленера.

  2. Предварительная беседа. Обучающиеся рассказывают педагогу, что нового они узнали о своём родном городе.

  3. Объяснение темы. Работа карандашом. Наброски с натуры на пр. им Жукова, аллея с соснами. (Иллюстрации в приложении №5). Педагог прикрепляет лист бумаги на планшет при помощи кнопок. С помощью угольного карандаша или простого, строит перспективу уходящей вдаль дороги. Прорисовывает мелкие детали, затем выполняет свето-теневой рисунок.

  4. Самостоятельная работа. Обучающиеся прикрепляют лист к планшету и делают «живые» наброски с натуры, с помощью угольного карандаша. Работы должны иметь характер этюда.

  5. Подводим итоги. В конце занятия проводится «Мини-выставка». Идёт обсуждение работ: понравилось ли обучающимся выполнять задание, что понравилось выполнять на занятии, что вызвало затруднение, что можно доработать.

Заключение:

Обучающиеся в ходе проведенного цикла занятий «Моя малая родина» научились создавать сложные композиции, создавать имитацию витража, умело сочетать различные материалы. Закрепили знания об родном городе, о материалах с помощью которых создавались рисунки. В результате у обучающихся получились интересные, оригинальные в творческом замысле работы.

Ребята узнали новые исторические сведения о г. Волгограде, архитектуру города разных эпох (такие понятия как «хрущёвка» и «бреженевка»). Данный цикл занятий способствует формированию чувства патриотизма и любви к родному городу с помощью изображения своих эмоций и впечатлений о родном городе на листе бумаги.

Литература






Приложение №1

Методическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина

Драматический театр. 50е годы

Методическая разработка Моя малая Родина

Центральная набережная. 50е годы

Методическая разработка Моя малая РодинаКинотеатр «Победа». 50е годыМетодическая разработка Моя малая РодинаПроспект им. Ленина. 50е годы

Методическая разработка Моя малая Родина


Методическая разработка Моя малая Родина









Приложение №2

Методическая разработка Моя малая Родина


Методическая разработка Моя малая Родина


Методическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина


Методическая разработка Моя малая Родина


Методическая разработка Моя малая Родина


Методическая разработка Моя малая Родина



Методическая разработка Моя малая Родина









Методическая разработка Моя малая Родина

















Приложение №3

Методическая разработка Моя малая Родина

Дом 1930х годов (?), восстановленный после войны (Советская, 20). Вид со стороны Комсомольской улицы.



Методическая разработка Моя малая Родина

Советская, 6. Начало 1950-х

Методическая разработка Моя малая Родина

Тракторозаводский район. Конструктивистская трехэтажка начала 1930-х (Просп. Ленина, 203).

Методическая разработка Моя малая Родина

Тракторозаводский район. Конструктивистская четырехэтажка начала 1930-х, при восстановлении украшенная монументальной галереей.

Методическая разработка Моя малая Родина

Тракторозаводский район. Дом 1940-х годов, «маскирующий» конструктивистскую четырехэтажку, стоящую перпендикулярно улице (Дзержинского, 28)

Методическая разработка Моя малая Родина

Рабоче-Крестьянская, 14. Дом начала 1950-х. Общий вид







Приложение №4

Методическая разработка Моя малая РодинаМетодическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина

Казанский Кафедральный собор



Методическая разработка Моя малая Родина

Церковь Никиты Исповедника в Кировском р-не.



Методическая разработка Моя малая Родина

Александро-Невский собор.



Методическая разработка Моя малая Родина

Александро-Невский собор.





Приложение№5

Методическая разработка Моя малая Родина



Методическая разработка Моя малая Родина



Методическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина





Методическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина





Методическая разработка Моя малая Родина







Методическая разработка Моя малая Родина





Методическая разработка Моя малая Родина



Галерея детских работ

Методическая разработка Моя малая Родина

Литвинова Елизавета, 9 лет.

«Хорошо на даче летом!»



Методическая разработка Моя малая Родина

Макарова Елизавета, 8лет

«На лугу пасутся ко…»



Методическая разработка Моя малая Родина

Перепилицына Дарья, 7 лет.

«Закат на Волге»

Методическая разработка Моя малая Родина

Болдырева Анна, 10 лет

«В моём огородике»













Методическая разработка Моя малая Родина

Зайцева Надежда, 8 лет

«Экскурсия в лес»



Методическая разработка Моя малая Родина

Каплунова Ксения, 11лет

«Рыбак на Волге»





Методическая разработка Моя малая Родина

Сибякина Олеся, 9 лет

«Тихо падал снег»



Методическая разработка Моя малая Родина

Бакушева Елизавета, 9 лет

«Вечерний звон»

Детские работы из интернетаМетодическая разработка Моя малая Родина



Методическая разработка Моя малая Родина



Методическая разработка Моя малая Родина

Методическая разработка Моя малая Родина





Методическая разработка Моя малая Родина

© 2010-2022