• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка методического материала по теме Конструирование геометрических фигур или как самим склеить модель

Разработка методического материала по теме Конструирование геометрических фигур или как самим склеить модель

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка методического материала по теме Конструирование геометрических фигур или как самим склеить модель

Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Конструирование геометрических фигур» разработана на основе ФГОС с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у обучающего умения учиться. Конструирование служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в дальнейшем.
Развитие пространственного мышления обучающегося может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно курс по выбору «Конструирование геометрических фигур» представляет в этом плане большие возможности метопредметности, так как предметом изучения являются формы предметов, их развертки, что формирует образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические-чертежные умения, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном обучающимся.

Курс разработан для обучающихся 7 классов, учитывает метопредметность, уровень знаний обучающихся по смежным предметам, на 17 учебных часов.
Цель курса - сформировать начальные элементы конструкторского мышления

Задачи:

- расширить представления о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве;

- более глубоко познакомить с геометрическими телами и их развертками;

- сформировать конструктивные умения, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном языке;

-создание условий для формирования первичных графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, развитие умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных различных геометрических фигур;

- усиление связи обучения с практической деятельностью обучающихся.

Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и их развертки.

Основные формы деятельности на занятиях - работа в ходе игровой и практической деятельности обучающихся, моделирование, конструирование. В основе курса лежат следующие дидактические принципы:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении обучающихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между предметами, их содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: педагог должен предложить обучающемуся содержание образования по максимальному уровню, а обучающийся может усвоить это содержание на различных уровнях.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в в ходе курса комфортной среды.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения курса

Практическая деятельность обучающихся включает в себя следующие основные этапы:

- знакомство с содержанием курса;

- получение теоретических знаний и умений;

-изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;

-работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств и ее развертки;

- конструирование и склеивание развертки геометрической фигуры (изготовление чертежа развертки, склейка геометрической фигуры;

- фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим - и их использование для выполнения последующих заданий;

Личностные результаты

*самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

*в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

*формирование внутренней позиции обучающегося;

* адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметные результаты:

*овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

*освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

*формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

* формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

*освоение познавательной и личностной рефлексии;

* использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметные результаты:

*овладение основами логического и алгоритмического мышления;

*приобщение опыта применения знаний для решения учебно - познавательных и учебно - практических задач;

* вычислять размеры при выполнении разверток геометрических фигур;

* выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

* распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;

Выпускник научится:

* распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

* выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
* распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

* соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;

* оценивать размеры геометрических объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

* распознавать плоские и объемные геометрические фигуры;

* самостоятельно строить простые развертки геометрических фигур

Содержание программы

Учебно-тематический план

Тема

Форма работы

Теория

Практика

1

Презентация курса по выбору

Презентация

1


2

Все о геометрических фигурах как о метопредметном понятии

Деловая игра, творческая работа


1

3

Материалы и инструменты для построения и конструирования геометрических фигур

Мозговой штурм

0,5

0,5

4

Геометрические фигуры и тела (плоское и объемное изображение)

Мозговой штурм

0,5

0,5

5

Геометрические построения, необходимые для выполнения технического рисунка (чертежа). Стереометрия

Лекция, практическая работа

0,5

0,5

6

2 вида аксонометрических проекций (изометрия и диметрия)

Лекция, практическая работа

0,5

0,5

7

Моделирование и проецирование геометрических фигур

Мозговой штурм, лекция, практическая работа

0,5

0,5

8

Построение куба в изометрии и диметрии

Лекция, практическая работа

0,5

0,5

9

Чертеж развертки куба по заданным параметрам. Расчет формат А4

Мозговой штурм, практическая работа

0,5

0,5

10

Склеивание куба

Практическая работа

0,5

0,5

11

Чертеж развертки куба по заданным параметрам. Расчет формат А3

Мозговой штурм, практическая работа

0,5

0,5

12

Склеивание куба

Практическая работа


1

13

Чертеж развертки призмы (3-5-6 гранной) по заданным параметрам. Расчет формат А4

Мозговой штурм, практическая работа

0,5

0,5

14

Склеивание призмы

Практическая работа


1

15

Чертеж развертки пирамиды (3-6 гранной) по заданным параметрам. Расчет формат А4

Мозговой штурм, практическая работа

0,5

0,5

16

Склеивание призмы

Практическая работа


1

17

Представление творческих продуктов

Защита работ


1

Итого:

17 часов


Литература для учителя

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. - Саратов: «Лицей», 2002. - 288 с.

2. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. - М.: ДЛ, 1994.

3. Л.В. Кузнецова, Математика: контрольные и проверочные работы для 5-6 класс: книга для учителя-М.:Просвещение,2006.

4. Я.И. Перельман, Занимательная геометрия-М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2007.

5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. - М.: Просвещение, 1999. - 80 с.

6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.

7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.

8. И.В Фотина, Введение в геометрию.6 класс планирование, конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2009.

Литература для учащихся

1. А Бунимович и др .Математика.Арифметика.Геометрия.Тетрадь-тренажёр.5 класс: пособие для учащихся -М.:Просвещение,2010.

2. ЛебединцеваЕ.А.,Беленкова Е.Ю. Математика 5,6 класс, задания для обучения и развития: рабочая тетрадь-2-е изд.-М.: Интеллект-Центр,2011.

3. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.

4. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.

© 2010-2022