Рабочая программа по предмету МХК 11 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ростовская область, Зимовниковский район, п.Зимовники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №10


«Утверждаю»

Директор МБОУ Зимовниковской СОШ №10

Приказ от 29.08.14 г. №141

Подпись ____________ Полищук О.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __________МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА___________________

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 11 КЛАСС

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ___34____________

Учитель ________САНКИНА Г. И.

(ФИО)




Программа разработана на основе

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА Г.И.ДАНИЛОВОЙ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Используется учебный комплект автора Г.И.Даниловой.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,3,47,48)

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего на 2014-2015 учебный год

  • Примерны учебный план Ростовской области на 2014-2015 учебный год

  • Учебный план МОУ Зимовниковской СОШ №10 на 2014-2015 учебный год

Цели и задачи обучения: приоритетными целями и задачами изучения МХК являются:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА:


Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от XVII в. до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представле­ния о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса по­зволит учащимся выявить и осознать причины вы­движения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в ис­кусстве настоящего времени. Исторический путь изуче­ния курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и националь­ной) художественной культуры как с уникальным и само­бытным явлением, имеющим непреходящее мировое зна­чение. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный ком­понент. При этом учитывается специфика развития реги­ональных культур, определенная особенностями наци­онального состава населения, сложившимися культурны­ми традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спе­цификой искусства, обладающего универсальным язы­ком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способству­ет пониманию друг друга, воспитывает взаимное уваже­ние с помощью вечных, непреходящих ценностей миро­вой культуры.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Количество часов в неделю - 1 час, в год - 34 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

I. Художественная культура XVII-XVIII вв. (13 часов).

1. Стилевое многообразие искусства XVII - XVIII вв.

2. Архитектура барокко.

3. Изобразительное искусство барокко.

4. Классицизм в архитектуре Западной Европы.

5. Шедевры классицизма в архитектуре России.

6. Изобразительное искусство классицизма и рококо.

7. Реалистическая живопись Голландии.

8. Русский портрет XVIII в.

9. Музыкальная культура барокко.

10. Композиторы Венской классической школы.

11. Театральное искусство XVII - XVIII вв.

II. Художественная культура XIX в. (9 часов).

12. Романтизм.

13. Изобразительное искусство романтизма.

14. Реализм - художественный стиль эпохи

15. Изобразительное искусство реализма.

16. «Живописцы счастья» (художники-импрессионисты).

17. Многообразие стилей зарубежной музыки.

18. Русская музыкальная культура.

19. Пути развития западноевропейского театра.

20. Русский драматический театр.

III. Художественная культура XX в. (13 часов).

21. Искусство символизма.

22. Триумф модернизма.

23. Архитектура: от модерна до конструктивизма.

24. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

25. Мастера русского авангарда.

26. Зарубежная музыка XX в.

27. Русская музыка XX в.

28. Зарубежный театр XX в.

29. Русский театр XX в.

30. Становление и расцвет мирового кинематографа.

Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре


№ урока

Тема урока

Кол-во час-ов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Сроки

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Художественная культура XVII - XVIII вв. (13 ч.)

1

1

Стилевое многообразие искусства XVII - XVIII вв.

1

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII-XVIII вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

Иметь представление о стилях и художественных направлениях в искусстве, характерных чертах и художественных идеалах искусства XVII - XVIII вв., о стилевом многообразии

Понятие о рококо

2

2

Искусство маньеризма

1

Характерные черты искусства маньеризма. Шедевры итальянского маньеризма. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади собора Святого Петра в Риме.

Архитектурные творения Растрелли

Иметь представление о характерных чертах искусства маньеризма, об особенностях становления стиля в разных странах, об основных памятниках

«Дивное узорочье» московского зодчества

3

3

Архитектура барокко

1

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П.П.Рубенс- «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры

Иметь представление о характерных чертах изобразительного искусства барокко, о творческой манере Рубенса, основных произведениях скульптуры и живописи

Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса

4

4

Изобразительное искусство барокко

1

Идея величия и могущества империи в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа дворцового ансамбля. Версаль -зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма.

Иметь представление о характерных чертах архитектуры классицизма, основных памятниках архитектуры.

Ансамбли Парижа. Понятие о регулярных парках. Архитектурные творения К.Рена. Собор Святого Павла - главное творение архитектора

5

5

Классицизм в архитектуре Западной Европы

1

Искусство Андре Ленотра и Кристофера Рена

Иметь представление о характерных чертах архитектуры классицизма в Западной Европе

Версальский дворец, госпиталь в Гринвиче

6

6

Шедевры классицизма в архитектуре России

1

От классицизма к академизму в живописи. «Архитектурный театр Москвы», «Строгий, стройный вид Петербурга»

Иметь представление о характерных чертах изобразительного искусства классицизма и рококо

Творчество В.И. Баженова и М.Ф. Казакова

7

7

Контрольная работа за 1-ю четв. по теме «Искусство маньеризма, барокко и классицизма»

1

Творчество Рембрандта - вершина реализма. Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Своеобразие живописной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений.

Иметь представление о реалистической живописи Голландии, творчестве Рембрандта

Мифологические и библейские сюжеты и образы. Рембрандт - блестящий мастер портретной живописи

8

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

1

Шедевры классицизма, мастера «галантного жанра»

Иметь представление о изобразительном искусстве классицизма и рококо

У истоков портретного искусства.

9

9

Реалистическая живопись Голландии

1

Творчество Рембрандта и Вермера Делфтского

Иметь представление о многообразии жанров голландской живописи

Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Русская музыка барокко

10

10

Русский портрет 18 века

1

Шедевры русских портретистов

Иметь представление о портретном искусстве России

Шедевры Ф.С. Рокотова,Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского

11

11

Музыкальная культура барокко

1

Шедевры Баха и Генделя

Иметь представление о музыкальном искусстве барокко

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.


12

12

Композиторы Венской классической школы

1

Шедевры Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена

Иметь представление о композиторах Венской классической оперы

Своеобразие классицизма в искусстве различных стран.

13

13

Театральное искусство 17-18 веков

1

«Золотой век» французского театра классицизма

Иметь представление о русском драматическом театре

Жан Расин, Пьер Корнель


Художественная культура XIX в. (10 часов).

14

1

Романтизм

1

Художественные принципы романтизма

Иметь представление о художественных принципах романтизма

Реализм и романтизм, их связь и отличие

15

2

Контрольная работа за 2-ю четверть по теме «Реализм и барокко»

1

Выполнять контрольную работу, опираясь на полученные знания

Иметь представление о творчестве выдающихся мастеров реализма

Творчество Г.Курбе. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.

16

3

Изобразительное искусство романтизма

1

Герой романтической эпохи.

Иметь представление о портретной и пейзажной живописи романтизма

Жизнь и человек в произведениях Э. Дега и О.Ренуара. Постимпрессионизм П.Сезанна, П.Гогена

17

4

Реализм

1

Реализм и натурализм

Иметь представление о характерных чертах реализма

Эволюция понятия

18

5

Изобразительное искусство реализма

1

Мастера реалистического пейзажа

Иметь представление о характерных чертах реализма

Гюстав Курбе, П.А. Федотов

19

6

Живопись импрессионизма

1

Художественные искания импрессионистов

Иметь представление художниках-импрессионистах

Шедевры Эдуарда Мане,Клода Моне

20

7

Многообразие стилей зарубежной музыки

1

Шедевры Шумана, Шуберта, Листа

Иметь представление о западноевропейской музыке романтизма и импрессионизма

Многообразие стилей

21

8

Русская музыкальная культура

1

Художественные принципы русской музыкальной культуры

Иметь представление о художественных принципах русской музыкальной культуры

«Могучая кучка»

22

9

Пути развития западноевропейского театра

1

«Порыв духа и страсти души» в театре романтизма

Иметь представление о западноевропейском театре

23

10

Русский драматический театр

1

Русский реалистический театр

Иметь представление о развитии русского театра

Творчество М.С. Щепкина, П.М. Садовского


Художественная культура XX в. (13 часов).


24

1

Искусство символизма

1

Художественные принципы символизма

Иметь представление об искусстве символизма

Фовизм А. Матисса

25

2

Контрольная работа за 3-ю четверть по теме «Романтизм и реализм»

1

Художественные принципы романтизма и реализма

Иметь представление об основных направлениях и мастерах русского авангарда

26

3

Искусство модернизма

1

Художественные принципы модернизма

Иметь представление о характерных чертах модернизма

Модерн в изобразительном искусстве

27

4

Архитектура: от модерна до конструктивизма

1

Идеи и принципы архитектуры начала 20 века

Иметь представление о архитектурных достижениях России

Мастера и шедевры зарубежной архитектуры

28

5

Основные направления развития зарубежной живописи

1

Художественные особенности зарубежной живописи

Иметь представление об основных путях развития зарубежной живописи

Пикассо, Дали

29

6

Мастера русского авангарда

1

Художественные особенности русского авангарда

Иметь представление об основных путях развития русского авангарда

Кандинский, Малевич, Филонов

30

7

Зарубежная музыка 20 века

1

Становление национальных школ музыки

Иметь представление об основных путях развития зарубежной музыки

Искусство джаза, рок- и поп-музыка

31



8

Музыка России 20 века

1

Художественные особенности развития музыки в России

Феномен массовой песни

Композиторы советской эпохи

32

9

Зарубежный театр 20 века

1

Авангард в театральном искусстве

Театр Брехта и Брука

«Эпический театр»

33

10

Контрольная работа за 2015-2016 учебный год

1

Художественная культура от 17 века до современности


34

11

Российский театр 20 века

1

Театр конца 20-начала 21 века

Реформаторы русской сцены

Мейерхольд и Таиров









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.



  1. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». - М.: Дрофа, 2008

  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009

  3. ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. - «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003

  4. Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2003

  5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2003

  6. Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003

Список цифровых образовательных ресурсов:

  1. ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

  2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

  4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

  5. ЦОР «Мировая художественная культура»

  6. Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

  7. « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  8. « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

  9. « История древнего мира и средних веков» электронный вариант

  10. Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

  11. «Архитектура»

САЙТЫ

  1. Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» art.1september.ru

  2. Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного порталаartclassic.edu.ru

  3. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала music.edu.ru

  4. Портал «Архитектура России» archi.ru

  5. Портал «Культура России» russianculture.ru

  6. Портал «Музеи России» museum.ru

  7. Archi-tec.ru - история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура archi-tec.ru

  8. ARTYX.ru: Всеобщая история искусств artyx.ru

  9. Belcanto.Ru - в мире оперы belcanto.ru

  10. Classic-Music.ru - классическая музыка classic-music.ru

  11. World Art - мировое искусство world-art.ru

  12. Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению e-project.redu.ru/mos/

  13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова petrov-gallery.narod.ru

  14. Виртуальный каталог икон wco.ru/icons/

  15. Виртуальный музей живописи museum-online.ru

  16. Виртуальный музей Лувр louvre.historic.ru

  17. Государственная Третьяковская галерея tretyakov.ru

  18. Государственный Русский музей rusmuseum.ru

  19. Государственный Эрмитаж hermitagemuseum.org

  20. Древний мир. От первобытности до Рима: электронное приложение к учебнику по МХКmhk.spb.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МХК И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу учебного года учащиеся должны:

  • освоить знания о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и нацио­нальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстети­ческих нормах на примере наиболее значимых произве­дений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,

  • осознанного формирования соб­ственной культурной среды.

К программе прилагается развернутое календарно-тематическое планирование.

Тематическое планирование составлено на основании:

- примерного государственного стандарта - 2004 год;

- примерной программы основного общего образования по искусству, 2004 год;


Оценка устных ответов:

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Контрольно измерительные материалы.

Класс: 11

Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка остаточных знаний умений и навыков по теме: «Художественная культура 17 -18 века»

Форма проведения: контрольная работа

Задания:

Вариант 1.

А.1. - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

а) Триптих

б) Витраж

в) Моза́ика

г) апсида

А.2. . - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).

а) Ико́на

б) Фре́ска

в) Витраж

А.3. Архитектор раннего возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах»

а) Готика

б) Романский стиль

в) Барроко

А.5. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления

а) реализм

б) романтизм

в) маньеризм

г) классицизм

д) импрессионизм

С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 2, 4, 6. Охарактеризуйте каждое из направлений.

С. 2. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.

Вариант 2.

А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

а) Фре́ска

б) Триптих

в) Витраж

г) Икона

А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Питер Брейгель-старший

А.3. Кариатида…

а) Древнегреческая богиня

б) Колонна в виде женской фигуры

в) Героиня Древнегреческого мифа

А.4. Вставьте архитектурный стиль: ……… искусство: крестово-купольное строительство, каменное светское строительство - замки и крепости, простота снаружи, внутренняя отделка, портальная символическая скульптура, мощные толстые стены, массивные каменные своды, маленькие узкие окна

а) Готика

б) Романский стиль

в) Барроко

А.5. Один из величайших русских портретистов 18 в.

а) В.Л. Боровиковский

б) М.Ф. Казаков

в) Андрей Рублев

В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления

а) рококо

б) барокко

в) классицизм

г) готика

д) романский стиль

С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.

С. 2. Раскройте особенности Петровской реформы в сфере культуры.

Оценивание: Уровень А - 1 балл за каждый правильный ответ

Уровень В - от 1 до 3-х баллов за каждый ответ

Уровень С - от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ

Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.

От 1 до 2 баллов - «2»

От 3 до 8 баллов - «3» Класс: 11


Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века», «Художественная культура 19 века».

Форма проведения: Контрольная работа

Задания: Художественная культура ХХ века»

Вариант 1

1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и Альберта Камю.

2. Особенности творчества Гюстава Малера

3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.

Вариант 2

1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.

2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта

3. Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.

Вариант 3

1. Роль Питера Брука в развитии мирового театра.

2. Сравните творчество Франца Кафки и Антуана де Сент Экзюпери.

3. Особенности творчества Арнольда Шёнберга

Вариант 4

1. Сформулируйте основную идею начала 20-го века.

2. Особенности творчества Луи Амстронга.

3. Что нового привнес 20 век в развитие мирового театра?

Вариант 5

1. Сформулируйте основные постулаты экзистенциализма.

2. Биттлз - его роль в развитии музыки 20 века.

3. В чем сходства и различия театра представления и театра переживания?

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

От 9 до 15 баллов -«4»

От 16 до 21 баллов - «5»

Задание: «Художественная культура 19 века».

Напишите эссе на тему: «Живописцы счастья» или художественные искания художников импрессионистов.

Как написать сочинение - эссе.

Эссе ( от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai - попытка, очерк) - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.

1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)

2. Выберите адресата ( слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.

3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.

4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)

5. Определите жанровую разновидность эссе ( философское, литературное, критическое, историческое, художественное)

Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.


Приложения

Что можно рассказать о произведении архитектуры.

1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?

4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).

5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная

6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?

7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.

8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?

Как анализировать произведение живописи.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания живописного произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.

Анализ произведения скульптуры.

1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания скульптурного произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.

5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.

6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).

7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?

Анализ произведения музыки.

1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?

2. История создания музыкального произведения.

3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.

4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.

5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.

6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.

7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.

8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?

Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)

1. Кто является автором литературного сценария?

2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?

3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением

4. Отметьте характерные особенности игры актеров.

5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?

6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?

7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?

Как подготовиться к семинару или диспуту.

1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.

2. Выберите один - два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.

3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.

4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.

5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.

6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.


Как написать реферат.

1. Титульный лист:

- название учреждение;

- название предмета;

- тема работы;

- автор: класс, фамилия, имя;

- год написания.

2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):

1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)

2. Раскрытие темы:

а) История зарождения данного направления, его основная идея;

б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;

в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.

г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.

2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):

1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)

2. Раскрытие темы:

а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;

б) Основные характерные особенности творчества данного автора;

в) Самые известные произведения.

г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.

3. Заключительная часть.

Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.

4. Список используемой литературы или Интернет сайтов.

Алгоритм работы в группе.

1. Прочтите вопрос.

2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.

3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.

4. Определите время самостоятельной работы.

5. Самостоятельная работа с литературой.

6. Обмен полученной информацией.

7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.

8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.

9. Самооценка каждого участника группы.

О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода

I. Работа со справочной литературой.

1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:

- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;

- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;

- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.

2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.

3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.

4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.

II. Работа с беллетристикой:

1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. - найди признаки изучаемого жанра или направления.

2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.

Организация учебно-воспитательного процесса: Методический аппарат учебника представлен следую­щими разделами: «Вопросы и задания», «Творческая мас­терская», «Советуем послушать и посмотреть», «Темы ре­фератов, докладов или сообщений», «Книги для допол­нительного чтения».

Важной составляющей методического аппарата явля­ется система вопросов и заданий к теме, позволяющая за­крепить и обобщить изученный материал. Вопросы и за­дания на закрепление имеют двухуровневую структуру. Предназначенные для профильного изучения и маркиро­ванные специальным знаком, они отличаются повы­шенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала. Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характе­ра, здесь представлены задания для проблемного осмыс­ления изученной темы, требующие соотнесения художе­ственных фактов с культурно-исторической эпохой. Сре­ди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного ав­тора или творческого объединения нескольких художни­ков. Немало вопросов, связанных с пониманием роли и места художника-творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, спе­цифики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культур­но-исторических эпох, стилей и направлений. Специаль­ную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовлен­ных учащихся предлагаются специальные задания, пред­полагающие дискуссионное обсуждение проблемы.

Раздел «Творческая мастерская» призван реализовать проектную, поисково-исследовательскую, индивидуаль­ную, групповую и консультативную деятельность уча­щихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

К наиболее приоритетным мы относим концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творче­ских проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

В имеющемся «Приложении» к учебникам приводятся примерные рекомендации по организации творческой работы учащихся. Среди них такие, как: «Что можно рас­сказать о произведении архитектуры», «Как анализиро­вать произведение живописи», «Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры», «Как можно охарактеризовать произведение музыки», «Как написать сочинение-эссе», «Как сделать рецензию на театральный спектакль (оперу, балет, кинофильм)», «Как подготовить­ся к семинару или диспуту», «Как подготовить школьный вечер», «Как оформить выставку или стенд», «Как напи­сать реферат, доклад или сообщение».

Раздел «Советуем послушать и посмотреть» предоставит учащимся необходимую информацию при отборе наиболее значимых произведениях искусства, которые жела­тельно послушать или посмотреть.

Раздел «Темы рефератов, докладов или сообщений» предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический раздел курса со­держит перечни тем различного уровня сложности. Уча­щимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и ху­дожественными предпочтениями.

Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историче­ском контексте. Следует подчеркнуть, что темы повы­шенного уровня сложности на самом деле формируют не­кую планку требований к усвоению материала, мобилизу­ют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Зимовниковской СОШ №10

от ___________2014 года №_______
___________ подпись руководителя МС


Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________________ Ф.И.О.

подпись


___________________2014 года

дата



© 2010-2022