• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • План - конспект открытого урока по скульптуре Тема урока: «Рельеф. Барельеф. Композиция»

План - конспект открытого урока по скульптуре Тема урока: «Рельеф. Барельеф. Композиция»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Дороховская детская школа искусств» Рузского муниципального района

Московской области










План - конспект

открытого урока по скульптуре



Тема урока:

«Рельеф. Барельеф. Композиция»





Преподаватель: Масляков Алексей Михайлович










п.Дорохово

2015 г





Открытый урок по скульптуре

Подготовительный класс

(Второй год обучения, возраст уч-ся - 8 - 9 лет)

«Орнаментальный рельеф», «Барельеф».

Тема: «Рельеф. Барельеф. Композиция»

Задача урока: знакомство с новой формой скульптуры - рельефом и барельефом: расширение и углубление знаний о композиции изображения; обогащение технических приемов работы.

Оборудование урока: образцы рельефа, барельефа, стеки, скульптурный пластилин.

План проведения урока:

  1. Краткий рассказ учителя об искусстве рельефа и барельефа, их особенностей.

  2. Беседа. Что можно изображать в барельефе. Особенности композиции. Техника изображения, разнообразие технических приемов.

  3. Практическая работа.

Дети лепят по собственному замыслу барельефы, на которых изображают какие-либо сцены из сказок, мультфильмов, городской или сельский пейзажи, создают бессюжетные композиции орнаментального характера, выполняя стилизованные растения, животных и пр. Технику работы учащиеся определяют сами в соответствии с замыслом: это может быть плавная, гладкая выступающая поверхность, либо отдельные выпуклые или углубленные линии, штрихи и пр.

Начинают работу с выполнения доски-основания. Скульптурный пластилин налепляют ровным слоем толщиной в 1-2 см на подкладную доску и придают ей желаемую форму. Затем приступают к основному изображению. Место расположения рельефа наносят на основание стекой или любой палочкой. После этого, в зависимости от выбранной техники, налепляют на это место скульптурный пластилин нужной толщины и формы или при помощи стеки делают в основании углубления и выемки. Форму основы в процессе выполнения изображения по необходимости уточняют и даже изменяют, чтобы она была в полном соответствии с линиями рельефа.

  1. Подведение итогов.

Основное внимание должно быть уделено композиции изображения: его ритмичности, уравновешенности. При подведении итогов необходимо отметить оригинальность замысла и исполнения.

Материал для учителя.

Среди пластических изображений круглая (трехмерная) скульптура не является единственным видом. Кроме нее, существуют барельеф и горельеф. В отличии от круглой скульптуры, которую можно обойти кругом, рельеф частично выступает на плоской поверхности. При этом барельеф выступает менее, чем на половину своего объема, а горельеф - более, чем на половину.

Эти скульптурные формы используются для украшения поверхности посуды, фасадов зданий, интерьера и т. Д. В данном случае рельеф играет как бы подчиненную роль, его форма и рисунок зависят от украшаемой поверхности. Одной из разновидностей этого искусства можно считать древнерусскую белокаменную резьбу, которой покрывались стены храмов и особенно богатых палат. Но подобные изображения могут быть и более самостоятельными, не закрепленными за конкретным предметом. Их, как и эстампы, можно использовать для украшения интерьера. На поверхности плоской доски-основания художник создает композицию, которая представляет собой интересное сочетание двухмерного (плоскостного) и объемного (трехмерного) изображения. При этом очень важно уравновесить элементы произведения на плоскости и в пространстве, найти для них выразительный ритм, сочетание объемов и линий рисунка.

Рельеф, как правило, не используется для изображения глубокого пространства, перспективы; композиция в нем развертывается в ширину и в высоту, а не в глубину. Но в последние годы в декоративном искусстве получили распространение керамические раскрашенные плитки в технике рельефа, где имеет место загораживание одних элементов изображения другими, что позволяет при помощи цвета слегка наметить пространство. Особенно интересны выполненные таким способом городские и сельские пейзажи с выразительным чередованием на плоскости масс домов, деревьев, неравномерно выступающих один из-за другого. Кроме них, можно изображать в рельефе любые сюжетные и бессюжетные композиции, натюрморты, портреты (что используется, например, в медалях). Создавая такое произведение, художник должен продумать не только выразительность линий и равновесие объемов, но и характер поверхности, ее гладкость и шероховатость. В отдельных случаях интересно смотрится гладкое изображение на фоне шероховатой доски и наоборот; фактура всех элементов должна сочетаться между собой, она тоже входит в общий строй произведения. Не обязательно лепить весь изображаемый предмет единым объемом, он может состоять из отдельных штрихов, частей.

3

© 2010-2022