Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал к проведению занятия

«Матрешка как вид народной игрушки»


Появление матрешки на Руси


Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.

(Народное творчество)

Матрешка - один из наиболее известных и любимых всеми российских
сувениров. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражаетобразную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

В конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.
Всего таких куколок насчитывалось пять. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на
создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Кто матрешку создал, я не знаю, Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Но известно мне, что сотни лет,

Вместе с Ванькой- Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу7

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу,

Неба синь плеснул в ее глаза,
И пустив в неповторимый танец

Он, должно быть, весело сказал:

Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себе честной народ.
И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

слова из песни «Русская матрешка» (текст Ю. Жулькова, музыка В.Казенина.)

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

С.В., Малютин известный художник, впоследствии академик живописи стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П.Звездочкиным. Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская - магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки.


Сергиевская матрешка


Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

В.Берестов

Настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт художественных национальных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В 1904 году мастерская - магазин "Детское воспитание" закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно - показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и
декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на всерусское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря
"русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постояннойучастницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий,проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", срусской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турциии стран Ближнего Востока.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская
подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.

Постепенно утвердилась форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее "неваляшка", которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Загорская матрешка

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы загорские матрешки

Всех на свете краше.

Расписные, яркие

Сарафаны наши.


В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров - матрешечников объединились в артель. Окончательно же "загорский" стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г.Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на сменуподчеркнуто живописной "земской" манере с ее обилием тщательновыписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный иблизкий к первоначальной идее С.В.Малютина.

При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

В росписи обычно используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

Семеновская и мериновская матрешкиМетодический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»


Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!

(Народное творчество)

Знаменитая семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр
которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры "Русский молодец" и "Русская красавица".

В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и безболезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.


Полховская матрешка


Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

(Народное творчество)


Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка - в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Основной элемент полховско-майдановской матрешки многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок - столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой" - наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и "пестрение" - украшение при помощи отдельных мазков,"тычков" и точек.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно
загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.
Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного
рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивностьМетодический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

цвета достигается при помощи лакировки.

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Вятская матрешка


Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек.
Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками.

Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно - технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона - инкрустация соломкой. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

СОЗДАНИЕ АВТОРСКОГО ОБРАЗА МАТРЕШКИ

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Давайте теперь представим, что мы с вами сегодня мастера - матрешечники. Перед вами одинаковые формы матрешек, они все беленькие, безликие, словно деревянные заготовки. Так же у вас есть простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры, гуашевые краски, кисти, баночки с водой. Каждый сам выберет, в каком стиле расписать матрешку. Ваша задача - оживить их, нарядить в яркие сарафанчики и платочки. Мы постараемся передать особенности внешнего вида - форму тела, черты лица, «одежду» и красивый узор, чтобы матрешки на ваших рисунках были похожи на настоящих - деревянных, расписных, нарядных и веселых.

Сначала «одеваем» матрешку в сарафан, фартук и платок, затем рисуем руки по бокам туловища или на животе. Цветными карандашами или фломастерами рисуем матрешке «лицо» - круглые глазки с ресничками, ротик, щечки, носик обозначаем двумя точками.

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Веселые матрешки - не бездельницы, а умницы и рукодельницы. Обычно они держат в руках корзинки с грибами и ягодами, букеты из цветов и колосков, петушков, курочек, кошку, кувшин, лейку. Рисовать будем сразу кистью и красками, поэтому стараемся выполнять аккуратные мазки.

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Теперь украшаем сарафаны. Можно изобразить на платочке простые узоры - точки, цветы, листочки, ягодки, веточки. Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

А на сарафане - узоры посложнее - стебельки с бутонами и листочками, пышные венчики цветов, тонкие орнаменты.

Методический материал к проведению занятия «Матрешка как вид народной игрушки»

Матрешка у вас получились веселые, счастливые, улыбчивые, с румяными щечками.

Пока ваши матрешки подсыхают, наведите порядок на рабочих местах. В это время ваши красавицы встанут в хоровод.

Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.


Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.


И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.

частушки «Матрешки» (слова И. Шигаева, музыка В. Гурьева)











© 2010-2022