- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тематическое планирование Искусство 9 класс
Тематическое планирование Искусство 9 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Идаева Р.Р. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование 9 класс
№
п/п
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
Фактические
Сроки
Планируемые результаты
Примечание
знания
умения
Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности
I
1
Воздействующая сила искусства.
Искусство и власть. Тест: «Виды искусства»
9 час.
1 час
Знакомство с произ-ведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выяв-ление своеобразия их творчества. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Д.Левицкий, Э. Делакруа.
Сопоставлять художественные об-разы, символизи-рующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты.
Высказывать свое отношение к различным художественным об-разам. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.
- Организация режима работы.
- Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
Диалог Тест
2
Искусство и власть.
Тема войны.
1 час
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты).
Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искус-ства, отражающие идеи этих государств.
Пользоваться справочной литературой.
- Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств
Опрос
3
Искусство и власть в музыке
1 час
Использование музыки в государствах с тота-литарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Поднятие духа народа чрез музыкальное искусство ВОВ. Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам. В. Высоцкий, Б. Окуджава и др.
Подбирать произве-дения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться справочной литературой.
- Организация режима работы.
- Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности.
Опрос
Доклады
4.
Какими средствами воздействует искусство
1 час
Средства художест-венной выразитель-ности: композиция, форма, ритм, пропор-ции, фактура, цвет, тон, интонация и др.
Композиция. Форма. Ритм. Фактура. К.Брюллов, С. Боттичелли «Весна», Д. Веласкес, П.Сезанн.
Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».
Создать в технике аппликации несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций.
Рисование с элементами аппликации
5.
Какими средствами воздействует музыкальное искусство
1 час
Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. А. Вивальди «Времена года» и др.
Уметь использовать полученную информацию на практике
Выполнить изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых
музыкальных произведений. Объяснить свой замысел.
Анализ работ
Реферат
6.
Храмовый синтез
1 час
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры: культовая, светская, ландшафтная, градостроительство.
Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.
Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.
Уметь описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.
Выполнить эскиз храма определенной религии с его характерными особенностями в пейзаже.
Рисование
7.
Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
1 час
Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Воздействие на эмоции.
Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.
Выполнить эскиз храма определенной религии с его характерными особенностями в пейзаже (продолжение работы)
Анализ работ
Доклад
8.
Синтез искусств в театре
1 час
Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Художники театра (В.Васнецов, А.Бенуа, Л.Бакст, В. Рындин, и др.).
Понимать роль синтеза искусств в театре.
Создавать эскизы декораций или кос-тюмов к музыкаль-ному спектаклю, опере, балету, мю-зиклу.
Рисование
9.
Синтез искусств в кино, на телевидении.
1 час
Синтез искусств в кино и на телевидении. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании фильма, телешоу.
Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.
Выполнить эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Доклад
Анализ работ
II
10.
Искусство предвосхищает будущее
Дар предвосхищения. Эссе
7 час.
1 час
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов.
Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.
-слушать, запоминать,
- владение способами самоконтроля,
- уметь выражать свои мысли словами
Эссе
11.
Какие знания дает искусство
1 час
Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.
Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектуре сопровождающим жизнь человека.
Выполнить работу на тему «Ваш прогноз будущего»
Анализ работ
12.
Предсказание в искусстве. Описание картины.
1 час
Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.
Уметь выражать свои мысли словами
Доклады
Описание картины
13.
Художественное мышление в авангарде науки. Тест: «Искусство предвосхищает будущее».
1 час
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.: реализм, модерн, авангард, сюрреализм, постмодернизм.
Уметь давать эстетическую оценку произведениям искусства. Познакомится с творчеством А.Дюрера , Ф. Гойя, Ле Корьбюзье.
Уметь использовать полученный материал на практике
Тест
14.
Современное авангардное искусство.
1 час
Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.
Понимать современное искусство, его предназначение в современном мире
Урок-беседа. Художественные направления искусства.
Доклады
Опрос
15.
Художник и ученый
1 час
Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра
Послушайте образцы классической, электронной и популярной музыки. Подберите созвучный музыке образ: танец причудливых кругов, космический полет, вспышка и др.
Анализ работ
16.
Особенности творчества художников-лучистов
1 час
Творчество П. Филонова, М. Ларионова, Р.Делоне и др.
Понимать творчество художников-лучистов.
Уметь выступать на публике, задавать и отвечать на вопросы
Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических
потоков, как это делали художники-лучисты. Выполните композицию в любой технике.
Доклад
Рисование
III
17.
Дар созидания. Практическая функция
Эстетическое формирование искусством окружающей среды
11 час.
1 час.
Виды архитектуры: культовая, светская, ландшафтная, градостроительство.
Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций.
Уметь работать с выбранным художественным материалом
Выполнить композицию на тему: «Площадь
современного города»,
«Фонари на улицах города».
Рисование
18.
Архитектура исторического города
1 час
Виды архитектуры: культовая, светская, ландшафтная, градостроительство.
Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.
Соотносить совре-менные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с клима-тическими условиями; определять особенности материала и др.
Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.
Выполнить силуэт средневекового города.
Передайте характерные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).
Анализ работ
19.
Архитектура современного города
1 час
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.
Уметь использовать полученные знания
Проверочная работа
20.
Специфика изображений в полиграфии
1 час
Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.
Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.
Понимать особенности художественного оформления, иллюст-рирования книги, журнала. Анализи-ровать средства выразительности художника-графика.
Работа в группе. Разработать идею фрагмента макета
( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.
коллаж
21.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества: компьютерная графика. Эссе.
1 час
Роль дизайнеров. Дизайнеры. История развития дизайна. Стили в дизайне. Дизайнеры прошлого и настоящего времени. Компьютерные программы для работы в сфере дизайна.
Разбираться в терминах и понятиях
(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).
Уметь работать со справочной литературой
Опрос
Эссе
22.
Декоративно-прикладное искусство
1 час
ДПИ с современном мире. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.
Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.
Выполните проект какого-либо предмета быта - посуды или мебели (рисунок-эскиз предмета, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).
Анализ работ
23.
Музыка в формировании духовной культуры личности. Музыка в быту
1 час
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершен-ствовании личности.
Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Определять принад-лежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху. Подбирать музыкаль-ные записи.
слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,
Проверка работ
Доклад
24.
Изобразительные возможности искусства в фотографии.
1 час
Расширение изобра-зительных возмож-ностей искусства в фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.
Фотография. Кино. Телевидение.
Знать принципы работы фотоаппарата. Приводить примеры.
Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.
Сделайте, используя цифровой фотоаппарат, компьютерную презентацию на одну из тем:
«Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» и др. Подберите музыкальное оформление к презентации.
Опрос
25.
Изобразительная природа экранных искусств. Музыка в кино. Эссе.
1 час
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.
Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.
Уметь использовать полученную информацию
Беседа
Эссе
IV.
26.
Искусство и открытие мира для себя 9 час.
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов
1 час.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения 1.Чайковский П.И. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.
2.Глюк Х. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
3.Бах И.С. «Шутка».
Слушание музыки. Личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества.
Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Опрос
27.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству
1 час
Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.:
Трагедия Шекспира - гимн торжествующей любви.
Воплощение бессмертного сюжета в музыке (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев)..
Слушать музыку. Выявлять связи музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Органные произведения: «Токката и фуга» ре минор, органные прелюдии.
П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
С.С.Прокофьев. Отрывки из балета «Ромео и Джульетта».
Показать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки.
Создание композиции на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.
28
Красота творческого озарения.
Отражение темы жизни и смерти в музыкальном искусстве.
1 час
Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.
Особенности жанра «Реквиема».
Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.
- Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование
Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.
Уметь работать с информацией, выделять главное.
Опрос
29.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока
1 час.
Храмовое действо как синтез искусств.
Понятие духовной музыки. Творцы духовных произведений.
Характерные черты духовной музыки.
Основные жанры духовной музыки: всенощная, литургия, духовный концерт. Русская музыка начала 19 века. Творческое содружество «Могучая кучка», характеристика идейных принципов - «художественная правда, красота, народность».
Расцвет реализма в русской музыке 19 века (на примере творчества русских композиторов: Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.)
Размышлять о произведениях Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.
Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах.
Расширение кругозора. Умение выполнять работу поэтапно, выполнять самоанализ.
Опрос
30
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства.
Тест: «Искусство и открытие мира для себя».
1 час.
Ассоциативные связи различных видов искусства. Истоки синкретизма видов искусств в эпоху первобытности.
Виды ассоциативных связей:
-По принадлежности к исторической эпохе;
- По жанровой принадлежности;
-По образному единству;
- По личным аналогиям и т.д.
Выразительные средства музыкального и изобразительного языка.
Поиск музыкальных произведений в сети интернет. Дебюсси К. «Лунный свет», «Облака», «Прелюдии» - картины художников-импрессионистов.
Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада», вступление к опере «Садко» - картины художников-маринистов.
- Осознание учебной задачи.
- Постановка цели.
- Выбор рацио-нального и опти-мального пути их достижения.
- Определение последовательности и продолжительности
этапов деятельности
Тест
31.
Родство художественных образов разных искусств.
1 час.
Художественный образ как средство отражения жизни и внутреннего мира творца.
Тайны художественного образа: условность, абстрактность, обобщенность.
Образы природы и России в творчестве русских художников и музыкантов.
Уметь использовать ИКТ для создания, оранжеровки, записи, воспроизведения музыкальных произведений.
- Построение модели (алгоритма) деятельности.
- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Опрос
32.
Известные музеи страны.
1 час.
Музей России. История создания музея. Третьяковская галерея, Эрмитаж и т.д.
Иметь представление о музеях страны. Уметь работать с информацией, выделять главное
Уметь анализировать информацию, задавать вопросы
Доклады
33.
Контрольная работа
1 час.
Музеи мира. Лувр, музей Ватикана, Дрезденская галерея, галерея Уффици и т.д.
Иметь представление о музеях мира, знать их местонахождение. Уметь работать с информацией, выделять главное.
Уметь высказывать свою точку зрения, выступать на публике
Контрольная работа
34.
Виртуальная экскурсия по музею.
1 час.
Экскурсия по музею. Знакомство с историей создания музея, произведениями художников в коллекции музея.
Уметь анализировать произведения искусства.
Урок-беседа
Устный опрос