Тематическое планирование Искусство 9 класс

Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации. Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи реализации данного курса: - актуализация имеющегося  у учащихся опыта общения с искусством; - культурная адаптация школьников в современном информа...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Тематическое планирование 9 класс




п/п




Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

Фактические

Сроки

Планируемые результаты

Примечание




знания




умения

Общие учебные умения, навыки и способы

деятельности

I

1

Воздействующая сила искусства.

Искусство и власть. Тест: «Виды искусства»

9 час.

1 час


Знакомство с произ-ведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выяв-ление своеобразия их творчества. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Д.Левицкий, Э. Делакруа.

Сопоставлять художественные об-разы, символизи-рующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты.

Высказывать свое отношение к различным художественным об-разам. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.

- Организация режима работы.
- Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Диалог Тест

2

Искусство и власть.

Тема войны.

1 час

Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты).

Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искус-ства, отражающие идеи этих государств.

Пользоваться справочной литературой.

- Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств

Опрос

3

Искусство и власть в музыке

1 час

Использование музыки в государствах с тота-литарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Поднятие духа народа чрез музыкальное искусство ВОВ. Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам. В. Высоцкий, Б. Окуджава и др.

Подбирать произве-дения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться справочной литературой.

- Организация режима работы.
- Организация самостоятельной работы определение порядка и способа умственной деятельности.

Опрос

Доклады

4.

Какими средствами воздействует искусство

1 час

Средства художест-венной выразитель-ности: композиция, форма, ритм, пропор-ции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура. К.Брюллов, С. Боттичелли «Весна», Д. Веласкес, П.Сезанн.

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».

Создать в технике аппликации несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций.

Рисование с элементами аппликации

5.

Какими средствами воздействует музыкальное искусство

1 час

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др. А. Вивальди «Времена года» и др.

Уметь использовать полученную информацию на практике

Выполнить изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых

музыкальных произведений. Объяснить свой замысел.

Анализ работ

Реферат

6.

Храмовый синтез

1 час

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры: культовая, светская, ландшафтная, градостроительство.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Уметь описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Выполнить эскиз храма определенной религии с его характерными особенностями в пейзаже.

Рисование

7.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

1 час

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Воздействие на эмоции.

Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

Выполнить эскиз храма определенной религии с его характерными особенностями в пейзаже (продолжение работы)

Анализ работ

Доклад

8.

Синтез искусств в театре

1 час

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Художники театра (В.Васнецов, А.Бенуа, Л.Бакст, В. Рындин, и др.).

Понимать роль синтеза искусств в театре.

Создавать эскизы декораций или кос-тюмов к музыкаль-ному спектаклю, опере, балету, мю-зиклу.

Рисование

9.

Синтез искусств в кино, на телевидении.

1 час

Синтез искусств в кино и на телевидении. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании фильма, телешоу.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Выполнить эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Доклад

Анализ работ

II

10.

Искусство предвосхищает будущее

Дар предвосхищения. Эссе

7 час.

1 час


Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

-слушать, запоминать,

- владение способами самоконтроля,

- уметь выражать свои мысли словами

Эссе

11.

Какие знания дает искусство

1 час

Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи.

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектуре сопровождающим жизнь человека.

Выполнить работу на тему «Ваш прогноз будущего»

Анализ работ

12.

Предсказание в искусстве. Описание картины.

1 час

Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Уметь выражать свои мысли словами

Доклады

Описание картины

13.

Художественное мышление в авангарде науки. Тест: «Искусство предвосхищает будущее».

1 час

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.: реализм, модерн, авангард, сюрреализм, постмодернизм.

Уметь давать эстетическую оценку произведениям искусства. Познакомится с творчеством А.Дюрера , Ф. Гойя, Ле Корьбюзье.

Уметь использовать полученный материал на практике

Тест

14.

Современное авангардное искусство.

1 час

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Понимать современное искусство, его предназначение в современном мире

Урок-беседа. Художественные направления искусства.

Доклады

Опрос

15.

Художник и ученый

1 час

Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра

Послушайте образцы классической, электронной и популярной музыки. Подберите созвучный музыке образ: танец причудливых кругов, космический полет, вспышка и др.

Анализ работ

16.

Особенности творчества художников-лучистов

1 час

Творчество П. Филонова, М. Ларионова, Р.Делоне и др.

Понимать творчество художников-лучистов.

Уметь выступать на публике, задавать и отвечать на вопросы

Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических

потоков, как это делали художники-лучисты. Выполните композицию в любой технике.

Доклад

Рисование

III

17.

Дар созидания. Практическая функция

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

11 час.

1 час.


Виды архитектуры: культовая, светская, ландшафтная, градостроительство.

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций.

Уметь работать с выбранным художественным материалом

Выполнить композицию на тему: «Площадь

современного города»,

«Фонари на улицах города».

Рисование

18.

Архитектура исторического города

1 час

Виды архитектуры: культовая, светская, ландшафтная, градостроительство.

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

Соотносить совре-менные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с клима-тическими условиями; определять особенности материала и др.

Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

Выполнить силуэт средневекового города.

Передайте характерные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

Анализ работ

19.

Архитектура современного города

1 час

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Изучать облик своего города (района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.

Уметь использовать полученные знания

Проверочная работа

20.

Специфика изображений в полиграфии

1 час

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Понимать особенности художественного оформления, иллюст-рирования книги, журнала. Анализи-ровать средства выразительности художника-графика.

Работа в группе. Разработать идею фрагмента макета

( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

коллаж

21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества: компьютерная графика. Эссе.

1 час

Роль дизайнеров. Дизайнеры. История развития дизайна. Стили в дизайне. Дизайнеры прошлого и настоящего времени. Компьютерные программы для работы в сфере дизайна.

Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Уметь работать со справочной литературой

Опрос

Эссе

22.

Декоративно-прикладное искусство

1 час

ДПИ с современном мире. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

Выполните проект какого-либо предмета быта - посуды или мебели (рисунок-эскиз предмета, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).

Анализ работ

23.

Музыка в формировании духовной культуры личности. Музыка в быту

1 час

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершен-ствовании личности.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Определять принад-лежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху. Подбирать музыкаль-ные записи.

слушать, запоминать,

- владеть приемами рационального запоминания,

- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,

Проверка работ

Доклад

24.

Изобразительные возможности искусства в фотографии.

1 час

Расширение изобра-зительных возмож-ностей искусства в фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Знать принципы работы фотоаппарата. Приводить примеры.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Сделайте, используя цифровой фотоаппарат, компьютерную презентацию на одну из тем:

«Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» и др. Подберите музыкальное оформление к презентации.

Опрос

25.

Изобразительная природа экранных искусств. Музыка в кино. Эссе.

1 час

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.

Уметь использовать полученную информацию

Беседа

Эссе

IV.


26.

Искусство и открытие мира для себя 9 час.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов


1 час.



Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения 1.Чайковский П.И. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.
2.Глюк Х. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
3.Бах И.С. «Шутка».

Слушание музыки. Личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Опрос

27.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

1 час

Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.:

Трагедия Шекспира - гимн торжествующей любви.
Воплощение бессмертного сюжета в музыке (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев)..

Слушать музыку. Выявлять связи музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Органные произведения: «Токката и фуга» ре минор, органные прелюдии.

П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
С.С.Прокофьев. Отрывки из балета «Ромео и Джульетта».

Показать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки.

Создание композиции на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

28

Красота творческого озарения.

Отражение темы жизни и смерти в музыкальном искусстве.

1 час

Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

Особенности жанра «Реквиема».

Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.

- Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

Уметь работать с информацией, выделять главное.

Опрос

29.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока





1 час.

Храмовое действо как синтез искусств.
Понятие духовной музыки. Творцы духовных произведений.
Характерные черты духовной музыки.
Основные жанры духовной музыки: всенощная, литургия, духовный концерт. Русская музыка начала 19 века. Творческое содружество «Могучая кучка», характеристика идейных принципов - «художественная правда, красота, народность».
Расцвет реализма в русской музыке 19 века (на примере творчества русских композиторов: Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.)

Размышлять о произведениях Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.

Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах.

Расширение кругозора. Умение выполнять работу поэтапно, выполнять самоанализ.

Опрос

30

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства.

Тест: «Искусство и открытие мира для себя».

1 час.

Ассоциативные связи различных видов искусства. Истоки синкретизма видов искусств в эпоху первобытности.
Виды ассоциативных связей:

-По принадлежности к исторической эпохе;

- По жанровой принадлежности;

-По образному единству;

- По личным аналогиям и т.д.
Выразительные средства музыкального и изобразительного языка.

Поиск музыкальных произведений в сети интернет. Дебюсси К. «Лунный свет», «Облака», «Прелюдии» - картины художников-импрессионистов.
Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада», вступление к опере «Садко» - картины художников-маринистов.

- Осознание учебной задачи.
- Постановка цели.

- Выбор рацио-нального и опти-мального пути их достижения.
- Определение последовательности и продолжительности
этапов деятельности

Тест

31.

Родство художественных образов разных искусств.


1 час.

Художественный образ как средство отражения жизни и внутреннего мира творца.
Тайны художественного образа: условность, абстрактность, обобщенность.
Образы природы и России в творчестве русских художников и музыкантов.

Уметь использовать ИКТ для создания, оранжеровки, записи, воспроизведения музыкальных произведений.

- Построение модели (алгоритма) деятельности.

- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Опрос

32.

Известные музеи страны.

1 час.

Музей России. История создания музея. Третьяковская галерея, Эрмитаж и т.д.

Иметь представление о музеях страны. Уметь работать с информацией, выделять главное

Уметь анализировать информацию, задавать вопросы

Доклады

33.

Контрольная работа

1 час.

Музеи мира. Лувр, музей Ватикана, Дрезденская галерея, галерея Уффици и т.д.

Иметь представление о музеях мира, знать их местонахождение. Уметь работать с информацией, выделять главное.

Уметь высказывать свою точку зрения, выступать на публике

Контрольная работа

34.

Виртуальная экскурсия по музею.

1 час.

Экскурсия по музею. Знакомство с историей создания музея, произведениями художников в коллекции музея.

Уметь анализировать произведения искусства.

Урок-беседа

Устный опрос


© 2010-2022