• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Исследовательская работа Роль песенного искусства в мобилизации народа на борьбу за освобождение отчизны во время Великой отечественной войны

Исследовательская работа Роль песенного искусства в мобилизации народа на борьбу за освобождение отчизны во время Великой отечественной войны

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


.












Роль песенного искусства в

мобилизации народа на борьбу за

освобождение Отчизны во время

Великой Отечественной войны.





















Содержание



  1. Введение стр. 2


  1. Основная часть стр. 4


  1. Заключение стр. 7


  1. Список используемой литературы стр. 8

Введение.

Есть события, значения которых не тускнеют от неминуемого бега времени. К ним относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие которой будет отмечать наша страна в этом году.

Что поможет мне и моим сверстникам, по истечении такого большого периода времени, наиболее полно почувствовать атмосферу тех горячих сороковых? Конечно же, воспоминание очевидцев, а также произведения искусства - кино, живописи, музыки. Искусство в любых условиях способно выразить самые сокровенные чувства. Произведения искусства, созданные очевидцами по горячим следам событий, вызывают поразительный эффект присутствия. Беседуя с ветеранами войны микрорайона № 13, я установила, что самым народным в военные годы являлось песенное искусство. Поэтому я решила провести исследование о роли песни во время Великой Отечественной войны.

Цель моего исследования - выявление роли песенного искусства на мобилизацию сил народа в борьбе за освобождение Отчизны во время Великой Отечественной войны.

Для исследования были определены следующие задачи:

  1. Выяснить в литературных источниках содержание и характер песен, созданных в военные годы.

  2. Выяснить в ходе бесед с ветеранами место песни на войне и ее влияние на духовное состояние бойцов.

  3. Выявить уровень знаний учащихся о песенном искусстве 1941-1945 годов.

  4. Осуществить поиск опубликованных воспоминаний деятелей искусств о истории песен для последующего знакомства с ними современных подростков.

Пробудить у подростков интерес к событиям Великой Отечественной войны, на мой взгляд, актуально именно сейчас, потому что с каждым годом рядом с нами все меньше остается живых свидетелей-очевидцев военных событий, и уменьшается возможность непосредственного общения с ними.

Вначале я провела социологический опрос среди учащихся восьмых классов МОУ СОШ № 9, чтобы выявить уровень знаний о песенном искусстве Великой Отечественной войны. Вопросы были следующими:

  1. Назовите песни, созданные во время Великой Отечественной войны;

  2. Как вы думаете, какое значение имела песня для фронтовиков?

На первый вопрос 100% учащихся правильно назвали песню «Катюша», 30% учащихся правильно назвали песню «Священная война». Других песен Великой Отечественной войны учащиеся не вспомнили. Все опрошенные путают песни, созданные во время войны и песни о войне, написанные современными композиторами.

На вопрос о значении песни учащиеся ответили, что песня поднимала боевой дух солдат, вдохновляла на подвиги - 93%, вселяла надежду на победу - 87%, напоминала о доме - 13%.

Таким образом, выяснилось, что о песнях времен Великой Отечественной войны учащиеся знают очень мало, хотя значение песни для фронтовиков чувствуют и понимают.

Свою исследовательскую работу я строила на обзоре литературных источников и рассказах-воспоминаниях очевидцев войны, проживающих в нашем городе в микрорайоне № 13.

С первого дня войны до последнего праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Об этом вспоминали ветераны войны: Сиволапов Федор Александрович, воевавший на Донском фронте; Лымарев Виктор Назарович - участник сражений на Сталинградском направлении; Козырев Дмитрий Константинович - фронтовик, закончивший войну в Берлине, Гуйвал Ксения Ивановна, служившая в прифронтовом госпитале, и другие ветераны. Песня помогала фронтовику преодолеть трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость.


Основная часть.

Что пели на фронте? Все ветераны, мои собеседники, отметили, что наиболее популярной и любимой песней была «Катюша». Наверное, поэтому эту песню знают и мои сверстники. Написанная поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, «Катюша» стала поистине народной песней. Известно сто вариантов «Катюши», дописываемой и переделываемой в народе.

Реактивные снаряды, прямые предки современных межконтинентальных ракет, в первые дни своего пребывания на фронте получили сердечное и дорогое имя - Катюша. Солдат всегда ищет слова, соответствующие его вере в победу. Катюша стала таким словом. Разве это не доказательство великой роли песни на фронте?

Наш земляк, Горбиков Иван Захарович, во время войны обслуживал реактивные снаряды, освобождая Кавказ, Будапешт, Вену. Он подтвердил, что бойцы называли свое оружие только «Катюшами», и все военные, приученные к точной терминологии, называли реактивные снаряды ласково - «Катюшей».

«Песня - фронту» - стало девизом всех российских композиторов. Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около двухсот новых песен. Большинство из них сразу же «ушли на фронт» и с честью выполнили свою агитационную роль.

Лучшие песни - те, что живут долго, становятся народными, появляются в свое время, когда их содержание и характер отвечают общественной атмосфере. Такой песней стала «Священная война» (поэт - Василий Лебедев-Кумач, композитор - Александр Александров).

Часто эту песню называют музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Музыка этой песни с ее призывным настроем с интонацией клича, зова, была созвучна стихам, правде каждой строфы и несла в себе могучую силу и искренность переживания. Голос этой песни зазвучал подобно набату, клятве, присяге.

Автор этой песни Александр Александров, в свое время, писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня также может разить врага, как любое оружие». (Музы вели в бой, под редакцией Л.А. Лебедевой, - АПН, 1985).

На фронте песня - агитатор. Ветеран войны, ныне житель нашего города Сердитов Александр Александрович, понимал это и часто пел, потому что этого требовала обстановка. Он был запевалой в своей части. Александр Александрович вспоминал, что «Священная война» - это песня, которую он начинал петь, когда бойцы уставали, ее подхватывали и пели, и шагать начинали увереннее и тверже.

В первые дни войны тема прощания стала для нашего искусства очень актуальной. Задача, стоящая перед композиторами и поэтами, была на редкость сложной: тему прощания нужно было решить принципиально по-новому - без уныния, без тоски-печали, с верой в будущее, с надеждой на встречу. Такова песня «До свидания, города и хаты» (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского). Много раз звучала она, подобно солдатской клятве:

Мы развеем вражеские тучи,

Разметем преграды на пути.

Песня, написанная на седьмой день войны, дошла до Берлина. Ветеран войны Ломарев Виктор Назарович в своем рассказе вспоминал, что слышал эту песню в мае 1945 года в Берлине.

В широких солдатских массах на фронте ощущалась большая потребность в лирических песнях. В песнях военной поры личное счастье воспринималось в непрерывной связи и единстве с общественным благом, счастьем Родины, с победой над врагом. Лирические образы родной природы и близких людей, всплывающие в памяти солдата, укрепляли его волю и мужество, звали к борьбе с жестоким врагом.

Поэт Алексей Суриков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песни «Синий платочек» (музыка Г. Гольда и Г. Петербургского, слова Я. Галицкого и Г. Максимова). В «Синем платочке» выражались чувства воина, расставшегося со своей любимой девушкой.

Песня «Огонек» (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского) еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл. Это было в тяжелую пору Великой Отечественной войны. Половина страны погружалась ночью в непроглядную темноту, чтобы вражеские самолеты не нашли цели. Уходит боец на позицию и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!

Стихи распространились быстрее, чем музыка. Их стали переписывать и пересылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты стали подбирать музыку. Оказалось, что стихотворение само просится, чтоб его пели. В годы войны появились десятки музыкальных решений «Огонька»; люди исполняли его на разные мелодии - от вальса до марша. Стихи тоже обрастали поправками, изменениями и вариантами. Люди считали эту песню своею, родившуюся среди них, выражающую сокровенное содержание их души. Это свидетельствует о народности этой песни.

Песни «Синий платочек», «Огонек», «Жди меня» неразрывной связью скрепили фронт и тыл.

Песня «Землянка» вошла в историю Великой Отечественной войны и стала неопровержимым свидетельством стойкости советского война, характеристикой душевного состояния тех, кто победил фашизм.

Поэт Алексей Суриков не писал специально песню - просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится и какая обстановка. Военная поэзия повествовала людям суровую правду. За это полюбили песню «Землянка».

Хотелось бы вспомнить еще одну песню военных лет - «Казаки в Берлине» (музыка Дмитрия и Даниила Покрассов, слова Цезаря Солодаря). Это песня о наших земляках. Родилась она в незабываемый День Победы и как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, закончившийся в столице поверженной Германии.

Поэт Цезарь Солодарь присутствовал в качестве военного корреспондента при подписании фельдмаршалом Кейтелем Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и написал песню «Казаки в Берлине» под впечатлением эпизода, свидетелем которого он был. Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков немецкой столицы лихо орудовала флажком юная регулировщица в пилотке. Вдруг послышался цокот копыт, и все увидели приближающуюся конную колону. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре 1941 года. Дальнейшие события повествуются в тексте песни.

Вспоминая через много лет о «Казаках в Берлине», Дмитрий Покрасс говорил: «Я горд тем, что нам довелось написать песню, ставшую последней песней Великой Отечественной войны».

К большому сожалению, среди опрошенных мною ветеранов, не оказалось кавалеристов этой части. Но данную песню знают и любят все ветераны микрорайона № 13. Они всегда исполняют ее хором во время встреч в памятные даты, потому что она о наших земляках и о победе.

Еще одним доказательством значимой роли песни в мобилизации сил на борьбу народа с фашизмом, является то, что одним из признаков стабилизации фронта было появление на передовых позициях композиторов, которым Главное политическое управление Красной Армией поручало создание новых песен, прежде всего маршей отличившихся дивизий. Эти песни звучали для них как напутствие перед предстоящими битвами.


Заключение.

Анализируя воспоминания композиторов, поэтов, исполнителей военных песен, опубликованных в литературных источниках, а также слушая воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны нашего города, я установила, что песня органически сливалась с жизнью бойца и, хранимая в сердце, становилась частицей его фронтовой биографии. А когда требовала обстановка, она звучала сигнальной трубой, звала людей на героические свершения.

Песни не только раскрывают характер и дух героической эпохи, но и показывают, чем жил и боролся наш народ, как он добывал всемирно-историческую победу. В них чистота солдатских помыслов и чувств, точность фронтовых зарисовок и, главное, - неиссякаемый народный оптимизм.

Фронтовые песни вошли в историю, стали музыкальными памятниками героических военных лет.

И чем больше времени отделяет нас от последних победных залпов, тем дороже становится все, даже малейшие детали, рассказывающие о том, как ковалось это грозное оружие - фронтовая песня.

Исследование по этой теме нельзя считать законченным. Я рассказала лишь об истории создания некоторых песен. А их было очень много, любимых народом тогда и незабытых сейчас. Повествуя о роли песни в военные годы, нельзя не вспомнить о ее исполнителях. Их искреннее, душевное исполнение заставляли волноваться сердца.

Все, что я узнала о песнях Великой Отечественной войны, глубоко меня взволновало, и я хочу поделится своими знаниями и чувствами со своими сверстниками. Думаю, что в канун Дня Победы, мы организуем в нашем детском клубе мероприятие под названием «Музы вели в бой». На нем будут звучать песни военных лет, и ребята услышат рассказы ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто еще с нами и тех, кто оставил свои воспоминания в книгах. Уверена, что песни военных лет тронут сердца всех, кто соприкоснется с ними.
















Список используемой литературы.



  1. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях., М., 1973.


  1. Луковников А. Друзья - однополчане. Рассказы о песнях, рожденных войной. М., «Музыка», 1980.


  1. Лебедев П. В боях и походах. Песни Великой Отечественной войны., М., 1975.


  1. Лебедева Л.А. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны, М., АПН, 1985.



© 2010-2022