• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель изобразительного искусства: Ельшина Л.В.

Класс: 5 класс

Раздел 3. Декор - человек, общество, время / 9 ч /

Урок № 20 /по календарно-тематическому планированию/

Тип урока: формирование художественных знаний, умений и навыков;

Тема «Зачем людям украшения?»


Цель

и задачи

Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. Формирование теоретических знаний и практических умений.

Образовательная:

  • Дать общие представления о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.

  • Определение роли хозяина украшений, что форма, количество и качество украшений целиком зависит от общественного положения их носителя.

  • Показать учащимся, что костюм, его декор сообщает информацию, закреплённую в форме знаков-отличий, имеющих общественно-символическое значение. (Украшение знатной египтянки и царицы, одежда рядового в различных рядах войск, генерала, священнослужителя, спортсмена, невесты и т. д.),

  • .Формировать и развивать художественный вкус и художественные способности учащихся.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к декоративному искусству Древнего Египта, уважение к искусству художника, создающему красоту на радость людям, подчёркивающую социальный статус человека;

  • понимать «язык» декоративного искусства, представления о месте и роли его в жизни человека и общества;

  • характеризовать смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя пользователя)

Развивающая:

  • активно включаться в процесс восприятия и практическую деятельность;

  • умело пользоваться языком декоративного искусства; развивать творческую и познавательную активность.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

желают осваивать новые виды деятельности, изучаемую область знаний «Зачем людям украшения?». Участвуют в творческом процессе. Формируют ответственное отношение к учению, к саморазвитию и самообразованию, основы социальной компетенции. Формируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Метапредметные:

умеют самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, используют средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполняют творческие проекты, развивают фантазию, воображение, интуицию, визуальную память.

Предметные:

понимают «язык» декоративного искусства, представляют о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, характеризуют смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя пользователя) Воспринимают и терпимо относятся к другой точке зрения, другому восприятию мира. Обращают внимание на знаки царственного величия, религиозное воззрение древних египтян, внимание на изобразительные элементы декора - знаков-оберегов, знаков-символов богов и царей.

Технологии

Проблемная технология, развивающая, совместной поисковой деятельности.

Зрительный ряд:

Украшения на репродукциях в учебнике. Ювелирные украшения.

Материал:

Акварель, гуашь, бумага. Бумага для техники «Квиллинг», солёное тесто, пластилин или полимерная глина (по желанию детей).

Задание:

Эскиз одного из египетских украшений в стиле древнего украшения: подвески, ожерелья, диадемы, нагрудного украшения-пекторали, браслета. Создать форму объёмную, или рисунок украшения.

Ресурсы основные и дополнительные

Б.М. Неменский. Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека». - М.: Просвещение, 2012.

Поурочное планирование по программе Б.М. Неменского, А. С. Питерских. Л.А. Неменской, Н. А. Горяевой. Изд.

Учитель, 2012 год.

Н.А.Горяева . Методическое пособие «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека». - М.: Просвещение, 2012.

Организация учебного пространства

Работа фронтальная, индивидуально - коллективная

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. Метод «Улыбка»

Доброжелательный положительный настрой на урок.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: ученики учатся определять цель своей работы

Мотивационный

Мотивирует учащихся: ставит проблему.

Задаёт наводящие вопросы. Определить тему и задачу урока. Между учителем и детьми - диалог.

Отвечают на вопросы.

Метапредм. УУД: Определяют тему и задачу урока, умеют выражать свои мысли

Познав. УУД: выдвигают гипотезы и их обоснуют;

Коммун.УУД: аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения.

Информационный

Учитель организует детей для работы на уроке: предлагает рассматреть изображения в учебнике.

Исследовательский, эвристический.

Выдвигает проблему.

С помощью деятельностного подхода подводит детей к решению данной проблемы.

Слушают учителя. Рассматривают изображения одежды. украшений, Сравнивают, анализируют, делают выводы.

Познав. УУД: самостоятельная деятельность в определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личностн. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей.

Аналитический

Организует обучающихся для индивидуальной работы.

Подсказывает решение возникших проблем в рисунках или объёмном декоративном украшении. Нацеливает детей на успех.

Личностн. УУД. Метапредм. УУД. самостоятельная деятельность в определении выводов, стремятся к аккуратности, выразительной передачи образа.

Регул. УУД. планируют и выполняют творческую работу, вносят коррективы.

Метапредм. УУД . Умеют видеть образ в создаваемых формах. Умеют творчески видеть с позиций художника,

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Оценочный

Организует аргументированное выставление отметок за урок.

Помогает анализировать работы.

Вместе с учителем анализируют свои и соклассников работы

Метапредм. УУД. самостоятельная деятельность в определении выводов, аргументируют успех и неуспех. Адекватно оценивают рисунок.

Личностн. Предмет. УУД. Метапредм: овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Смотрят на рисунок или изделие с позиций художника.

Рефлексия

Организует проведение рефлексии: используется на уроке инновационный метод - кластер, фотокластер, «Бортовые журналы»: что я знал, что я узнал на уроке

Личностн.: формируют познавательные интересы, овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД. Умеют видеть образ в создаваемых формах. Умеют творчески видеть с позиций художника

Завершающий этап.

Организует выставление отметок за урок в журнал.

  • Записывает на доске задание к следующему уроку

Обучающиеся записывают задание в дневник:

принести рисунок с урока № 20 для завершения рисунка в цвете и фольгу, использованную шариковую ручку для нанесения орнамента на пластине.

Вопросы на стр.117 в учебнике. Знать символы-обереги, цвет символов.

Личн. УУД. Убирают рабочее место.

Благодарят друг друга и учителя за урок.


результаты:

  • знать не менее 5-ти знаков-символов;

  • изобразить одно из украшений Древнего Египта карандашом и акварелью или гуашью; в технике «квиллинг», пластилином или полимерной глиной и т.д.

  • объяснять, в чём красота и привлекательность украшений и их роль и место в обществе.


План урока


  1. Организационный момент

  2. Мотивация.

  3. Изучение теоретического материала по плану:

  4. Тема, цель и задачи урока (предполагаемые ответы детей).

  5. Беседа «Зачем людям украшения?» и «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

  6. Знакомство с одеждой, религиозными убеждениями, ювелирными изделиями Древнего Египта..

  7. Система знаков-символов в Древнем Египте.

  8. Физкультминутка.

  9. Самостоятельная работа.

  10. Подведение итогов.

  11. Рефлексия.

Сценарий урока на тему: «Зачем людям украшения»

Организационный этап.

Учитель

Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отметка по журналу отсутствующих

Ученики

Приветствуют учителя

Проверяют организацию рабочего места к уроку.

Мотивационный этап

Учитель

Мотивирует учащихся, ставит проблему. Показ пирамид, сфинкса, показ украшений.

Задаёт наводящие вопросы. Между учителем и детьми - диалог.

Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.

Ученики

Отвечают на вопросы.

Определяют тему и задачу урока, умеют выражать свои мысли

выдвигают гипотезы и их обоснуют; аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения.

Сегодня мы должны познакомиться с разнообразием украшений древнего общества, зачем они людям?

- Вам понятна тема урока и цели?

-Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)

Информационный

Ученики переносятся мысленно в глубь веков, в древнюю страну - оазис самобытной культуры древней цивилизации. С помощью пирамиды, изображения сфинкса, фото статуй египетских, изображения богов создаётся ощущение эпохи. Дети вспоминают знакомые им образы. В учебнике приводится богатый иллюстрированный материал.

Учитель напоминает учащимся о религиозных мировоззрениях древних египтян, о распространённом «культе мёртвых», породившем щедрое разнообразие предметов декоративного искусства. Обращает внимание на изобразительные элементы декора, выстроенные в загадочные узоры, тексты, узоры - орнаменты.

Слово «орнамент» происходит от «латинского» - ornamentum - украшать.
Орнаменты, пожалуй, самые древние украшения! Однажды люди подметили, что если самый простой рисунок, к примеру, любой геометрический элемент, повторять несколько раз в ряд, то получается очень красиво. И стали украшать такими рисунками посуду, книги, жилища и одежду.
«Украшения могут рассказать многое о том, кто их носит. Украшения - это самый простой способ выразить себя, примерить разные роли в жизни» (литературный эпиграф № 1)

Важно донести до пятиклассников мысль о том, что первые знаки на теле человека были результатом расслоения внутри первобытного общества:

выделялся предводитель, или вождь, старейшины,

разделялись общественные функции мужчин (воин, охотник);

и женщин - продолжительниц рода, хранительниц очага и эти социальные процессы породили необходимость знаков - символов. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Ученики

Рассматривают карту Древнего Египта. Влияние климата на одежду Древнего Египта.

Царственное величие фараона подчёркивали священные символы.

Обучающиеся рассматривают и знакомятся с ювелирными украшениями, имеющими знаки - символы:

лотос - символ плодородия; жук-скарабей - символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу;

священная змея - символ власти;

ладья вечности - символ представления о дневном и ночном плавании солнца Ра по небесному и подземному Нилу;

глаз - уаджет - защитник от любой беды и символ воскресения после смерти (правый глаз обозначал Солнце, а левый - Луну) и т.д.

Роль цвета и его символика.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось, прежде всего, во славу царей. Украшения из золота и драгоценных камней своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя, представлений египтян о вечной жизни.

Учащиеся с помощью учителя делают выводы, что суть декора не в украшательстве тела, платья, предметов, а в определении роли хозяина этих украшений. Формы украшений, их количество и качество целиком зависит от общественного положения их носителя.

Также, донести учащимся о социальной роли декоративного искусства, следует сосредоточиться на современности, чтобы показать обучающимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закреплённую в форме знаков-отличий, имеющих общественно-символическое значение (одежда рядового в различных родах войск, генерала, священнослужителя, спортсмена, невесты, форма школьника и др.)

Аналитический

Учитель на примере работ детей прошлых лет предлагает выполнить задание:

  1. Нарисовать изображения украшений цветом: диадемы, пекторали, перстня или орнамента на ткани платья «калазирис».

  2. Выполнить украшение в технике «квиллинг»

  3. Выполнить украшение в объёме из пластилина, полимерной глины или из солёного теста. (Для разнообразия разделиться на группы: использовать материал в одном классе - рисуют, в другом - лепят, в третьем - создают украшения из бумаги для квиллинга).

  4. Учащиеся работают в материале по выбору.

Древнеегипетские священные знаки-символы

Оценочный этап.

Рефлексия. кластер

лотос священная змея


ладья вечности жук-скарабей

глаз - уаджет

Завершающий этап.

В конце урока - благодарность за урок учителю и ученикам за активную работу на уроке.

Работы детей

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Квиллинг

Квиллинг и бисер

Колечко из пластилина



Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Рисунок пекторали - гуашь


Рисунок орнамента - акварель

Украшение -диадема - гуашь




Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Методическая разработка Поурочное планирование по изобразительному языку на тему: Зачем людям украшения? (5 класс)

Украшение из лент Рисунок жуков-скарабеев - акварель Рисунок жука-скарабея и перстень из пластилина

ук


© 2010-2022