• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая программ по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы 8 вида

Рабочая программ по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы 8 вида

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.       Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:       способствовать коррекции недостатков познавательной...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11

VIII вида для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено

На заседании м/о заместитель директора на заседании Директор школы-интерната №11

учителей________ по учебной работе педагогического совета _______________ Полякова С.З.

протокол № _____ _______Фархутдинова. Е А. Протокол № 1

от «__»_________2014 г. От «__»________2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Егоровой Татьяны Николаевны, учителя начальных классов

по учебному курсу «Изобразительное искусство»

3 класс


Казань 2014/2015

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


Их главная задача - формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
Во3 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

























ПРОГРАММА

3 класс

(1 ч в неделю)

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.












№ п\п

Наименование раздела программы

Тема урока


Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

З У Н

Дата по плану

Дата фактически


1


Рисование на тему

Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства».

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

1

Комбинированный

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.

Ученик научится: правилам работы с акварельными красками,

работать кистью и акварельными красками.

Умение отвечать на вопросы




2



Декоративная работа

Что такое декоративно-прикладное искусство

1

Комбинированный

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.

Ученик научится: правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов,

выполнять декоративные цепочки;

рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

Умение самостоятельно работать по образцу



3



Декоративная работа

Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки»

1

Комбинированный

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.

Ученик научится: правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов,

выполнять декоративные цепочки;

рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

Умение самостоятельно работать по образцу



4



Рисование по памяти и представлению

Волшебные краски осеннего дерева

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:

И. Левитан «Золотая осень»

Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.

Умение отвечать на вопросы



5


Декоративная работа

Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы.

1

Комбинированный

Освоение основ декоративно - прикладного искусства.

Ученик научится: приёмам выполнения узора на предметах декоративно - прикладного искусства,

выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. Умение самостоятельно работать по образцу



6



Декоративная работа

«Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев

1

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор

Ученик научится: элементам узора Хохломы,

выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов.

Умение самостоятельно работать



7


Рисование с натуры


«Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев

1


Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.





Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов,

передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев.

Умение отвечать на вопросы



8


Рисование на тему

«Красота формы листьев деревьев» .

1

Комбинированный

Виды и жанры изобразительного искусства.



Умение работать самостоятельно






1


Рисование с натуры

«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.



Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов,

рисовать с натуры овощи и фрукты Умение отвечать на вопросы



2


Рисование с натуры

«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Ученик научится: технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов,

Рисовать с натуры овощи и фрукты Умение отвечать на вопросы



3


Рисование на тему

«Сказка про осень» - рисование на тему

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Ученик научится: правилам работы с акварелью.

Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.

Умение работать самостоятельно



4


Декоративная работа

«Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы

1

Комбинированный

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке.

Ученик научится: правилам и технике выполнения орнамента.

Выделять элементы узора в народной вышивке.

Умение самостоятельно работать по образцу



5



Рисование на тему

«Узор из кругов и треугольников» .

1


Комбинированный


Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.





Ученик научится: передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Умение самостоятельно работать



6



Рисование с натуры

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

1



7



Рисование с натуры

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Ученик научится: элементарным правилам работы с гуашью.

Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Умение работать самостоятельно






1


Рисование на тему

«Красота простых вещей» - рисование ёлочных игрушек.

1

Комбинированный

Виды и жанры изобразительного искусства.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство

с произведениями художника В. Васнецова.

Ученик научится: понятию «иллюстрация».

Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов. Умение самостоятельно работать по образцу.



2



Рисование на тему

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Комбинированный



3



Рисование на тему

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Комбинированный

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.

Ученик научится: понятию «иллюстрация»

Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов Умение самостоятельно работать по образцу.



4


Рисование на тему

«Новогодняя ёлка» - рисование на тему

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Ученик научится: передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.

Умение работать самостоятельно.



5


Декоративная работа

«Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора

1

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Ученик научится: элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.

Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. Умение самостоятельно работать по образцу.



6



Декоративная работа

«Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи

1

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Ученик научится: элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца, выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. Умение самостоятельно работать по образцу.



7


Рисование по памяти и представлению

«Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев

1

Комбинированный

Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.

Ученик научится: пониманию линии и пятна как художественно - выразительных средствах живописи.

Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.

Умение работать самостоятельно.



8



Рисование

на тему

«Красавица зима» - рисование на тему

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Ученик научится: узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов

Умение работать самостоятельно.



9


Декоративная работа

«В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи

1

Комбинированный

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России.

Ученик научится: элементам цветочного узора в хохломской росписи. Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи.

Умение работать самостоятельно.



10



Рисование на тему

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

1

Комбинированный

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.


Ученик научится: самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.

Умение работать самостоятельно



11


Рисование на тему

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

1

Комбинированный

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.


Ученик научится: самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников - иллюстраторов.

Умение работать самостоятельно по образцу






1


Рисование на тему

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

Ученик научится: передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами.

Умение работать самостоятельно.



2



Рисование на тему

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

1

Комбинированный

Знакомство с произведениями выдающихся художников:

А. Саврасов, К, Юон.

Ученик научится: передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами Умение работать самостоятельно



3


Рисование на тему

«В мире животных» - рисование птиц и животных

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, материала.

Ученик научится: Особенностям работы с гуашью.

Рисовать по памяти и представлению.

Умение работать самостоятельно



4



Декоративная работа

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

1

Комбинированный

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Ученик научится: элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки.

Умение работать самостоятельно по образцу



5


Рисование с натуры

«Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов.


1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Ученик научится: правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов,

рисовать с натуры разнообразные цветы.

Умение работать самостоятельно по образцу



6


Рисование с натуры

«Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов.

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Ученик научится: правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов,

рисовать с натуры разнообразные цветы.

Умение работать самостоятельно по образцу






Составлять композицию, последовательно её выполнять.




7



Рисование на тему

«Мой любимый цветок» - составление композици.

1

Комбинированный




Ресурсное обеспечение рабочей программы

1.Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

2. Грошенков, И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1979








Содержание учебного курса

3 класс 2014/2015 уч. год.

Количество часов по изобразительной деятельности

Класс

В неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Выполнено

3 класс






2014/2015






7

© 2010-2022