Конспект урока ИЗО 7 класс Буквица

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа








Конспект урока ИЗО

в 7 классе

«Сперва аз, буки, потом и все науки. Буквица»


Выполнила: учитель ИЗО

МБОУ Спасской СОШ

Кирпичева С.А.




2015 г.

Вид: декоративное рисование.

Учащиеся работают в мини группах над полученными заданиями.

Цель урока: Дать понятие «Буквица». Учить выполнять Буквицы.

Задачи:

Образовательная:

узнать об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта;

способствовать формированию умений и навыков;

Развивающая: развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора, способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы);

Воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и др. качеств; воспитывать интерес к искусству шрифта;

прививать любовь к культуре предков,

приобщить семиклассников к православной культуре России, преподнести знания об истории письменности на Руси, о старославянской азбуке и ее смысловом наполнении;

учить работать в группах;

развивать интерес к государственному празднику Дню славянской письменности и культуры и духовному - Дню Святых Кирилла и Мефодия;

воспитывать патриотизм, нравственность.

Образовательные технологии:

1. На усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

включение диалога «педагог - ученик - педагог», «ученик - ученик»;

2. На прочность знаний:

применение наглядных пособий;

применение ИКТ;

Средства обучения:

предметно - натуральные объекты, наглядные пособия, практическая деятельность.

Интеллектуальные - анализ, дедукция.

Практические - творческая деятельность.

Эмоциональные - творческий интерес, удовлетворение от работы.

Технические средства:

1. Мультимедийный компьютер для учителя, интерактивная доска, колонки.

Дидактические и раздаточные материалы:

1. Карточки - задания для учащихся

2. Схема построения рисунка

Инструменты:

1. Маркеры, фломастеры, цветные карандаши, цветные ручки, гуашь, кисти, баночки для воды.

Музыкальное сопровождение: колокольный звон, русские наигрыши.

Словарная работа: каллиграфия, палеография.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.).

3. Изучение нового материала, с показом презентации (7 мин.).

4. Практическая работа в группах(25 мин.).

6. Итоги урока, выставка работ учащихся. (5 мин)

7. Рефлексия.( 3 мин.)



ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка готовности учащихся к занятию;

- настрой учащихся на работу;

- напоминаю учащимся о технике безопасности.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, определение вместе с учащимися цели урока, постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы открываем с вами творческие мастерские, будем работать в группах, в каждой из которых у вас будет возможность раскрыть свои творческие художественные способности и проявить фантазию. Каждая мастерская получит свое задание. В процессе урока мы вместе будем оценивать работу всей группы в целом, насколько вы интересно подойдете к решению поставленной задачи.

Учащиеся по желанию делятся на 3 творческих мастерских.

Учитель:

Когда-то рубили

Слова топором,

Потом выводили

Гусиным пером.

Менялись эпохи,

Менялись чернила,

И "вечная" ручка

Весь мир полонила.

Но можно ли вечной

Назваться без риска?

И "шарику" вскоре

Сдалась "самописка".

Чтоб те же слова

Не строчить многократно,

Стучит человек

На машинке печатной.

Вот чудо - машина

Уже создается!

Сама твою мысль

На бумаге представит.

Но думать - придется !

Но думать - придется !

От этого техника нас

Не избавит.

В. Викторов.

- Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Предполагаемый ответ: о написании текста, о том, чем и как писали раньше, о буквах, о шрифтах…

Звучит колокольный церковный звон, на его фоне - слова Бондаренко О.В.: «Поднималось солнце над великим государством Русским. И в славном Новгороде, что стоит на светлой реке Волхов, шестилетний мальчик рисовал на бересте всадника и старательно выписывал рядом имя свое - Онфиме. А в стольном граде Киеве первые грамотные русичи, чьи имена не угадать теперь через тьму веков, спешили записать предания своей земли. И по их трудам историки-летописцы Никон и мудрый Нестор создавали «Повесть временных лет». И расцветала грамотность в городах и селах государства русичей. И каждый, кто учился азбуке, хранил в памяти имена первых учителей славянских: Кирилла да брата его - Мефодия»

Учитель: Изобретение письменности - одно из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Написанное слово ценилось. Недаром на Руси говорили: "Что написано пером, не вырубишь и топором". Появилась возможность передавать знания не только "из уст в уста", в устном пересказе, но и в записях. Письменность является частью общей культуры нашего народа и частью мировой художественной культуры.

Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто - людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать, придумывать, сочинять…

3. Изучение нового материала, с показом презентации (7 мин.).

Учитель:

Слайд 2

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

Слайд3

Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.

Учитель:

- А кто мог писать книги на Руси?

- Священники, монахи.

- Верно.

Слайд4

Учитель: Грамотных людей в те далекие времена на Руси больше всего было среди священников. Поэтому они и детей в монастырях грамоте учили, и книги переписывали от руки. Труд этот был нелегким и долгим. Вот что писали в конце книги о своей работе:

"Пусть правая рука писавшего скорей

От боли тягостной избавится своей".

Порой книгу писец переписывал годы. Рецептов изготовления чернил было много: туда входили и старые ржавые гвозди, и квас, и мед, и даже иногда кислые щи. Когда чернила высыхали, то становились темно - коричневого цвета. Перья были чаще всего гусиные. Буквы выводили медленно, с одинаковым нажимом, отчего и само письмо, называемое УСТАВОМ, имело торжественный вид. В книге встречались и красные буквы. Красная краска - киноварь. Ею писали заголовки и начальные буквы. Отсюда и пошло выражение - "КРАСНАЯ СТРОКА".

Книги ценили. Послушайте, как надлежало обращаться с книгой: "О, счастливейший читатель! Вымой свои руки и только после того возьмись за книгу, перевертывай листы медленно, держи пальцы подальше от букв".

Да и сами книги не бегло читали, а "почитали": "Велика ведь бывает польза от учения книжного".

Слайд5

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей, делали изображения - тиснения. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. Поэтому в старину любили говорить: "Книжное слово в жемчугах ходит".

Учитель: А как писали в старину? Давайте вспомним предметы, которые использовали при письме.

Перед вами в каждой мастерской лежат коробки, открыв их, вы расскажете нам происхождение этих предметов, какого было их назначение.

( В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги - вместо пергамента - и маленький пузырек с чернилами.)

Школьник рассказывает, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент - особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

В другой коробке - пласт березовой коры и палочка.

(Ученик: Березовая кора - писчий материал. Надо очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить; заостренной палочкой - ее называют «писало» - можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.)

В третьей коробке кусочек глины в виде плоской дощечки и заостренная палочка.

(Ученик: Такой материал использовали в Девнем Междуречье, когда на сырой глиняной дощечке вдавливали заостренной палочкой, получались знаки, похожие на клинышки - письменность так и назвали - клинопись).

Учитель: Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами.... Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах. А что же такое буквица?

Ученик: Буквица - это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с письменностью. Наука, изучающая историю письменности, называется палеография. А искусство написания изящного рукописного шрифта - каллиграфия.

С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях Х-ХI вв. в пергаментных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшений использовалась буквица.. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а грамотный, художественно одаренный).

6 слайд: Буквицу ставили в начало текста, делали ее большого размера. Буквицы очень часто писали красным цветом - красной краской называемой киноварью.

7 слайд: Богато расцвечивали буквицу разнообразным орнаментом. Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть из¬гиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двой-ников - солнца и сердца. Эти букви¬цы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят челове¬ческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, не¬повторима. Часто в орнаменте использовались изображения животных и птиц (Звериными головами: коня, кошки, собаки, львицы, сокола и т.п.)

- Отгадайте, какие это буквы?

8 слайд: Вариант русских старославянских букв.

9 слайд: Самым древним орнаментом был растительный. В написании использовались: листья, цветы, стебли.

10 слайд: Еще один вариант растительного орнамента.

7 слайд: Так Буквица дошла до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетах, журнальных статьях. Здесь мы видим графический способ выполнения буквицы.

4. Практическая работа в группах(25 мин.).

Перед творческой группой каждой мастерской стоит своя задача: каждый из участников мастерской изображает буквицу или слово на листе с буквицей в соответствии с полученными заданиями на карточках. В каждой группе выбирается «мастер», который в случае необходимости может дать совет, следит за работой группы, представляет готовые работы для оценивания другими участниками, помогает оформить выставку работ.

В процессе жеребьевки мастерские получают задания по видам:

• Орнамент с изображением зверей, птиц;

• Растительный орнамент;

• Геометрический орнамент.

Этапы выполнения рисунка:

1.Нарисовать крупно букву (печатную или письменную - по желанию)

2.Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.

3.Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.

4.Определяем высоту шрифта(для тех, кто выполняет слово), проводим две горизонтальные линии, рассчитываем размер каждой буквы, в зависимости от количества букв в слове, выполняем каждую букву слова в одном стиле.

5.Подведение итогов урока, выставка работ учащихся:

«Мастера» помогают учителю оформить выставку работ учащихся, оценивают работы, отмечают лучшие работы, оценивают работу каждой мастерской в целом.

Учитель: Ребята, ответьте на вопрос: «Что такое буквица?». Где мы можем сейчас увидеть буквицу?

- В книгах, журналах, на плакатах, в разных печатных изданиях.

Учитель: По итогам работы мастерским присваиваются звания:

• самая креативная мастерская;

• самая инициативная мастерская;

• самая творческая мастерская;

7. Рефлексия.

Учитель: Какой след в вашей душе оставило наш урок? Что вы лично получили для себя? Продолжите цепочкой предложения:

На этом уроке я научился…

• Теперь я знаю, что....

• Я не забуду о том, что...

Учитель: А я получила огромное удовольствие, работая с вами. Спасибо за работу.

Уборка рабочих мест.

Литература:

1. Журнал «Читаем, учимся, играем», № 2, 2000 год.

2. Скоробогатов В.Д. Рыжова Т.В. Православная культура 5-6 класс: Экспериментальное учебное пособие. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.- 220 с.: илл.

3. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию. 5-6 класс: Скоробогатов В.Д. Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

4. Православные праздники: ООО «Издательство АСТ», 2007.

5. Крупин В.Н. Русские святые. - М.: ООО «Издательство» РОСМЭНПРЕСС, 2003.



© 2010-2022