Рабочая программа по МХК, 11класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по МХК, 11класс



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК:

  • Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 11кл. / сост. Г. И. Данилова. - 6-е изд., - М.: Дрофа, 2010.

  • Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс» / Г. И. Данилова. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

  • Г. И. Данилова Мировая художественная культура. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2009.

Данная рабочая программа по мировой художественной культуре разработана для обучения в 11 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004). Программа рассчитана: на 35 часов, в учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение мировой художественной культуры в 11 классе отводится 1 час в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.

Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления: литература, русский и иностранные языки, история, обществознание музыка, ИЗО.

Цели и задачи изучения курса

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (10-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части; каждая часть рассчитана на базовый уровень общеобразовательной школы, на чём основана структура изучаемого предмета.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Данный курс предусматривает различные формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, видео-урок, уроки- путешествия, кино-уроки, уроки-проекты и т. д.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

По уровню познавательной деятельности:

  • объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);

  • проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);

  • эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

  • исследовательский.

По функциям:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);

  • методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая работа).

Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.

Применяемые технологии:

  • В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;

  • С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;

  • И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;

Курс опирается на следующие виды деятельности: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.

Основные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый, индивидуальный.

Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, самостоятельные творческие задания, тестовые задания, рефераты.








Структура изучаемого предмета




№ п\п

Название разделов учебного предмета

Кол-во часов

1.

Художественная культура 17-18 вв.

13

2.

Художественная культура 19 в.

9

3.

Художественная культура 20 в.

13

Итого

35

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Всего часов

Наименование разделов программы, тем урока

Содержание

Формы, методы,

средства,

приемы

Материально- технические

условия и информационные ресурсы

Дата

По плану

По факту

1.

1

Художественная культура 17-18 вв.

13


1-2.

2

Стилевое многообразие искусства XVII - XVIII веков

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве

Лекция

Учебник

07.09;

14.09

3.

1

Архитектура барокко.

Характерные черты барочной архитектуры. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф.Б. Растрелли.

Устный опрос. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презента ция

21.09

4.

1

Изобразительное искусство барокко.

Живопись барокко. Творчество Рубенса. Скульптурные шедевры Л. Бернини.

Тестовое задание. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой

Учебник, презента ция

28.09

5.

1

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма. «Сказочный сон» Версаля. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир

Письменный опрос. Урок - заочная экскурсия.

Учебник, презента ция

05.10

6-7.

2

Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Строгий, стройный вид» Петербурга. «Архитектурный театр» Москвы.

Урок - заочная экскурсия.

Учебник, презента ция

12.10;

19.10

8.

1

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо. А. Ватто. Ф. Буше.

Тестовое задание. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой

Учебник, презента ция

26.10

9.

1

Реалистическая живопись Голландии.

Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ

произведения искусства

Учебник, презента ция

09.11

10.

1

Русский портрет XVIII вв.

Интерес к жизни человеческой личности, еѐ ценность и особая общественная значимость. Задачи русских портретистов. Мастера живописного портрета. Мастера скульптурного портрета.

Сообщения учащихся. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ произведения искусства

Учебник, презента ция

16.11

11.

1

Музыкальная культура барокко.

Сложность и разнообразие музыкальной культуры XVII-XVIII вв. «Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Русская музыка барокко.

Устный опрос. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, музыкальных фрагментов, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ произведения искусства.

Учебник, презента ция

Музыкальные фрагменты

23.11

12.

1

Композиторы Венской классической школы.

Музыка Венской классической школы - высшее выражение эстетики классицизма. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. «Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. Ванн Бетховен. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Устный опрос. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, музыкальных фрагментов, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ музыкального произведения

Учебник, презента ция. Музыкальиные фрагменты

30.11

13.

1

Театральное искусство XVII - XVIIIвв.

Художественные принципы, составляющие основу западноевропейского театра барокко, особенности театра Кальдерона и сценического действа в театре барокко вообще, причины определения 17 в. как «золотого» века французского театра классицизма, эволюция русского драматического театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; история рождения профессионального театра в России.

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ художественного произведения

Учебник, презента ция.

07.12

2.

Художественная культура

19 в.

9


14.

1

Романтизм.

История происхождения термина «Романтизм», определение этого понятия в широком и узком смысле, а также его значение в дальнейшем пути развития романтизма; философские основы романтизма и их отражение в искусстве конца 18 - начала 19 века, главные эстетические принципы романтизма и их воплощение в искусстве; черты характера романтического героя и его взаимоотношения с окружающим миром.

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презента ция.

14.12

15.

1

Изобразительное искусство романтизма.

Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.

Сообщения учащихся

Учебник, презента ция.

21.12

16.

1

Реализм - художественный стиль эпохи.

причины появления термина «реализм» применительно к сфере художественной культуры, сравнительные особенности реализма и романтизма, художественные принципы реализма.

Сообщения учащихся. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ художественного произведения.

Учебник, презента ция.

28.12

17.

1

Изобразительное искусство реализма.

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ.

Анализ произведений

искусства

Учебник, презента ция

11.01

18.

1

«Живописцы счастья» (художники-импрессионисты)

Открытия в области импрессионизма, особенности пейзажной произведений импрессионистов и постимпрессионистов, творческая манера Сезана, Ван Гога, основные темы, сюжеты их произведений

Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, П. Сезанна

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ произведения искусства

Учебник, презента ция

18.01

19.

1

Многообразие стилей зарубежной музыки.

Характерные черты западноевропейской музыки, связь музыки с литературой и живописью. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля.

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера)

Сообщения учащихся. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, музыкальных фрагментов, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ музыкального произведения

Учебник, презента ция. Музыкальные фрагменты

25.01

20.

1

Русская музыкальная культура.

Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Сообщения учащихся. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, музыкальных фрагментов, работа с понятиями, работа с книгой. Анализ музыкального произведения

Учебник, презента ция. Музыкальные фрагменты

01.02

21.

1

Пути развития западноевропейского театра.

Эстетические принципы натуралистического театра, разработанные Эмилем Золя, их воплощение в современном театре

Тестовое задание Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презента ция

08.02

22.

1

Русский драматический театр.

Репертуар и актерское мастерство в русском театре начале 19 века, характеристики театральных спектаклей этого времени А.С. Пушкина, основные этапы становления русского реалистического театра, драматическая и театральная деятельность А.Н. Островского.

Сообщения учащихся. Урок - заочная экскурсия.

Учебник, презента ция

15.02

3

Художественная культура

20 в.

13


23.

1

Искусство символизма.

Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина), художественная манера символистов

Сообщения учащихся. Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, музыкальных фрагментов, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презента ция. Музыкальные фрагменты

22.02

24.

1

Триумф модернизма.

Оригинальность и неповторимость стиля модерн в искусстве, сравнительные особенности модернизма и символизма, отражение модерна в произведениях изобразительного искусства

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с произведениями изобразительного искусства

Учебник, презентация.

29.02

25.

1

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера.

Сообщения учащихся. Лекция с элементами беседы

Учебник, презентация

07.03

26.

1

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали)

Тестовое задание Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презентация.

14.03

27.

1

Мастера русского авангарда.

Отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), понятие суперматизма Малевича, значение «аналитического искусства» П.Филонова, его художественная манера

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с произведениями изобразительного искусства

Учебник, презентация

21.03

28.

1

Зарубежная музыка XX века.

Характерные черты музыки модерна, ее общность с литературой, живописью, театром и кино, значение творчества Малера для культуры, характерные черты музыки экспрессионизма.

Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, ПинкФлойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра)..

Тестовое задание Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, музыкальных фрагментов, работа с понятиями, работа с книгой.

Музыкальные фрагменты

04.04

29.

1

Русская музыка XX столетия.

Причина названия творчества Скрябина - символизм, стиль творчества Рахманинова, новаторский характер творчества Стравинского. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, музыкальных фрагментов, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презента ция. Музыкальные фрагменты

11.04

30.

1

Зарубежный театр XX века.

Почему театр XX века называют театром режиссера, особенности зарубежного театра 19 века, отражение в театральном искусстве модернистские течение, черты театрального направления экспрессионизма, значения театральных открытий Г.Крэга., значение сюрреализма (на примере творчества Сартра)

Сообщения учащихся. Урок - заочная экскурсия.

Учебник, презентация

18.04

31.

1

Русский театр XX века.

Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер).

Тестовое задание Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презента ция.

25.04

32

33.

2

Становление и расцвет мирового кинематографа.

Рождение и первые шаги кинематографа. Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини,Ч.С. Чаплин - великий комик мирового экрана), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация

Лекция с элементами беседы, демонстрация иллюстраций, кинофрагментов, работа с понятиями, работа с книгой.

Учебник, презента ция.

Кинофрагменты

02.05

07.05

34

35

Семинарское занятие «Мой мир искусства».

Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

(Защита проектов по современному искусству).

Тест: «Культура XX века».

Дискуссия

презентация

16.05

23.05



Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученики 10 класса должны знать/понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.






















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Литература для учителя

Основная:

  1. Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 11кл. / сост. Г. И. Данилова. - 6-е изд., - М.: Дрофа, 2010.

  2. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс» / Г. И. Данилова. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Г. И. Данилова. Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2009.

Дополнительная:

  1. 1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

  2. Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

  3. Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

  4. От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

  5. МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. - М.: Март, 2008.

  6. Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. - ИСО, 2008.

Литература для обучающихся

Основная:

  1. Г. И. Данилова. Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2009.

Дополнительная:

  1. 1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

  2. Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

  3. Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

  4. От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

  5. МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. - М.: Март, 2008.

  6. Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. - ИСО, 2008Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1. - М: Аванта, 2000.

Дополнительную информацию по методике преподавания искусства можно получить, используя поисковые системы Интернет:

Alta Vista (altavista.digital.com); Excite (excite.com);
Google (google.com); HotBot (hotbot.com); Lycos
(lycos.com); Open Text (search.opentext.com); Rambler
(rambler.ru); Yandex (yandex.ru).








Критерии и нормы оценки и контроля знаний обучающихся по МХК


  • Активность участия

  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса

  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • самостоятельность.

  • оригинальность суждений.

  • умение сопровождать свои ответы презентациями

«5» - Яркий ответ с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленный ответ с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатый ответ с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальный ответ без малейшей опоры на точные научные сведения.

Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего (полного) общего образования МБОУ «Успенская СОШ» и УМК автора.


















Лист корректировки рабочей программы по предмету «Мировая художественная культура» для 11 класса

п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Что скорректировано

Дата проведения по факту

Подпись зам. директора по УВР















































3


© 2010-2022