Самостоятельная работа студентов при изучении предмета «История мировой культуры»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа студентов

при изучении предмета «История мировой культуры».

Основная задача образования в современном мире заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию.

Решение этой задачи невозможно в форме традиционного обучения, путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Часто сталкиваясь с проблемой пассивности студентов, приходишь к выводу, как важно перевести таких студентов из пассивных потребителей в активных творцов, умеющих сформировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать правильность. Задача не из легких. Конечно, необходимо терпение, индивидуальный подход к студенту. Кроме этого, современные педагогические технологии позволяют применить различные формы работы со студентами, что так же дает возможность решения проблемы.

Эффективной формой является самостоятельная работа студентов - это деятельность студентов в процессе обучения и во внеурочное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Основные признаки самостоятельной работы:

  • Наличие познавательной задачи, проблемного вопроса урока и особого времени на выполнение.

  • Проявление умственного напряжения обучаемых для правильного выполнения действий.

  • Проявление самостоятельности, активности в процессе решения поставленных задач.

Важно грамотно поставить проблемный вопрос, от этого зависит положительный результат всей деятельности. Чтобы самостоятельная работа не носила принудительный характер, необходимо использовать разнообразные формы работы на уроке: использовать наглядность, технические средства обучения, межпредметные связи.

Самостоятельную работу студентов можно разделить на два вида:

  1. Самостоятельная работа на уроке.

Метод сотрудничества «Учимся вместе». Студенты разбиваются на группы (по уровню обученности). Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием одной темы, над которой работают все. В результате работы всех групп осваивается вся тема. Во время такой работы студенты не только осваивают новые знания, но и учатся культуре общения, коммуникации, да и пассивными остаться не придется.

Например: тема «Художественная культура Византии». Каждой группе выдается задание по темам: «Архитектура Византии», «Византийская мозаика», «Иконопись Византии», «Музыка Византии». Общий проблемный вопрос: «В чем достижения византийского искусства?». Выполнив задания и ответив на поставленные вопросы, подгруппы выступают перед всей группой. После выступления всех подгрупп, подводится итог всей группой. Подобная работа может проводиться по теме «Барокко», «Классицизм» с проблемным вопросом «В чем сходные черты стиля в разных видах искусства? ». Затем можно провести работу по сравнению двух стилей (для закрепления материала).

Метод экспертного анализа. Студенты разбиваются на группы. Каждая группа представляет экспертов в своей области. Используя материал ранее изученных тем, группа анализирует произведение, выступая в роли критиков нового искусства.

Например: тема «Изобразительное искусство реализма». Студенты разбиваются на подгруппы: «Критики-академисты» и «Критики-романтики». На экране демонстрируется картина Г.Курбе «Похороны в Орнане» с краткой аннотацией (размеры картины, материал, техника). Предлагается выступить с критикой картины нового направления, используя знания по темам «Классицизм и «Романтизм». Идут обсуждения в группах, выступления и запись в тетрадь черт нового искусства.

Проект «Туристическая фирма». Студенты делятся на группы, разрабатывают туристический маршрут по заданной теме. Например: тема «Художественная культура стран Востока». Студенты делятся на подгруппы: «Культура Индии», «Культура Китая», «Культура Японии». Так как изучаемая эпоха - средневековье, то задание особое: проложить туристический маршрут, используя произведения средневековой архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки стран Востока. Задача усложняется тем, что нужно указать места, где можно увидеть произведения искусства (современные музеи, населенные пункты, театры), доступные для современного туриста. Дополнительное задание - познакомить с традициями народа, чтобы не попасть в неловкую ситуацию во время путешествия. Обязательное условие: девиз и эмблема туристической фирмы, презентация туристического маршрута, использование костюмов и другой атрибутики. Такой разносторонний подход к изучению темы дает шанс для активной познавательной деятельности студента.

Составление вопросов для викторины, теста по заданной теме. Например : тема «Театр Возрождения». Студенты делятся по группам «Театр Возрождения в Италии», «Испанский театр Возрождения», «Английский театр Возрождения». Каждая группа составляет вопросы, пользуясь материалом по теме. Подгруппы меняются темами и отвечают на уже составленные вопросы. Добавляют ряд своих вопросов, помогающих раскрыть тему глубже или шире. Затем обмен происходит вновь. После того, как все вопросы составлены, они возвращаются к своим подгруппам. Вопросы анализируются, редактируются, отмечаются наиболее удачные, грамотно составленные. Затем данные вопросы используются во время викторины или итогового теста. Решаются задачи не только знакомства с новым материалом, но и его анализом, проявлением личностных способностей обучаемого, умения работать в группе.



  1. Домашняя самостоятельная работа.

Домашняя самостоятельная работа состоит из выполнения задания по повторению и более глубокому изучению учебного материала: составление конспектов, используя специальную литературу, анализ публицистики, художественных исследований по заданной теме.

Например: тема «Супрематизм Малевича». Изучив биографию художника, исследования его творчества, найти ответ на вопрос: «что возникло раньше «Черный квадрат» или супрематизм?».

Использование форм творческой работы: сочинения, эссе, письма, репортажи, стихотворения, синквейны.

Например: после изучения творчества Рембрандта и знакомства с его картиной «Возвращение блудного сына» написать сочинение-рассуждение «Мысли и чувства, вызванные картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Репортаж с места кораблекрушения, письмо другу, стихотворение или записки с выставки по картине Жерико «Плот Медузы». Эссе «Мои впечатления от творчества Оноре Домье». Синквейн на тему: «Романская архитектура».

Составление опорных конспектов с целью систематизации материала по теме. Например: тема «Театральное искусство 19 века». Опорный конспект представляет собой графический рисунок, схему, таблицу, в котором систематизированы темы «Западноевропейский театр романтизма и реализма». «Русский театр романтизма и реализма». Драматурги, жанры, выдающиеся актеры, характерные стилевые черты театра романтизма и реализма.

Сравнительный анализ (повторение изученного) романского и готического стиля в искусстве. Работа оформлена в виде таблицы с обязательным выводом по теме.

Сравнительный анализ (на основе изученного материала) готического стиля архитектуры Франции и Германии на примере Собора Парижской Богоматери и Кельнского собора.

Анализ произведений искусства по заданному плану. «Портреты Кипренского», «Скульптурные шедевры Бернини», «Архитектура модерна и конструктивизма с точки зрения триады Витрувия: прочность, польза, красота» и другие.

Таким образом, хорошо организованная самостоятельная работа с постановкой исследовательских задач, сочетание индивидуальных и групповых форм работы, использование различных методов, способствует формированию знаний, умений, навыков, познавательной деятельности и творческой активности студентов.



© 2010-2022