Образовательная программа по внеурочной деятельности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности

по изобразительному искусству для начальной школы.

Пояснительная записка

Одна из важных задач художественного образования - эстетическое воспитание детей, развитие высокой духовности и нравственности. В школьные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Изобразительная деятельность способствует развитию индивидуальности, духовно богатой и гармонично развитой личности. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на занятиях, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.

Программа занятий направлена на творческое развитие детей 7-10 лет. Работа во внеурочное время планируется так, чтобы она расширяла знания, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Она наглядно знакомит школьников с колористикой, построением различных объектов, линейной и воздушной перспективой, правилами композиции, декоративной стилизацией форм, различными техниками живописи и графики, а также с наиболее выдающимися мастерами изобразительного искусства.

Лучшие детские работы отбираются для размещения на выставке для того, чтобы дети могли видеть результат своей работы, сравнивать, обсуждать, выделять наиболее интересные работы.

Цели и задачи

Целью изобразительного искусства является эстетическое и творческое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами занятий по изобразительному искусству являются:

  • обучающая - освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции); формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; понимание цветовой гаммы и фактуры предметов; овладение техническими приемами работы с различными материалами

  • воспитательная - умение видеть и понимать красоту окружающего мира, воспитание культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитание целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, возможность творческой самореализации ребенка. пробуждение интереса и любви к искусству, развитие чувства прекрасного и понимания художественной ценности

  • развивающая - занятия изобразительным искусством развивают у детей творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, моторику, художественный вкус, творческое воображение.

В целом, занятия во внеурочное время способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

В зависимости от степени подготовки и возраста детей, на занятиях предусмотрен дифференцированный подход к учащимся: в рамках одной темы, детям выдаются задания разного уровня сложности; таким образом, создаются условия для творческого развития детей.

Тематический план

Тема

теория

прак

тика

1

Вводное занятие:

формирование групп, определение уровня подготовки

1

1

2

Колористика:

цвет в окружающей среде, основные и дополнительные цвета, основные цветовые сочетания, цветовой круг, спектр, теплые и холодные цвета, цветовая гамма


1


5

3

Живопись:

Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Различные техники живописи.

1

4

4

Композиция:

Правила композиции, понятия ритма, симметрии и асимметрии, создание уравновешенной композиции, основные композиционные схемы.

1

4

5

Графика:

Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Рисунок с натуры.

1

3

6

Перспектива:

Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной

1

2

7

Рисунок на заданную тему:

Создание творческих тематических рисунков, иллюстрирование литературных произведений.

1

3

8

История искусства:

Беседы о художниках, различных стилях живописи.

5

0

Всего

34

Колористика - изучение природы цвета, закономерности в области светоцветовых явлений природы, особенностей зрительного восприятия цвета, ассоциациц, вызываемых разными цветами и их сочетаниями, закономерности гармонии цветовых отношений, возможности точного воспроизведения цветовых оттенков и их сочетаний.

Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность. На занятиях будут выполняться работы акварелью и гуашью. Акваре́ль - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности). Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, даёт возможность вносить исправления в процессе работы.

Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п. Виды композиции: фронтальная - плоская (витраж, фреска, картина); объёмная - (скульптура, архитектура); глубинно-пространственная - пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ.

Перспектива - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Другими словами, это:

  • Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

  • Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Рисунок на заданную тему - рисунок на определенную тему, выбранную преподавателем в зависимости от темы урока.

История искусства - раздел искусствознания, изучающий процесс развития искусств со времен их зарождения до наших дней. На занятиях проводятся беседы с показом иллюстративного материала о великих художниках и их произведениях, важнейщих музеях мира и различных направлениях в живописи и графике.

Материально-техническая база:

  • графитовый карандаш, ластик

  • гуашевые и акварельные краски, палитра

  • кисти разных видов и размеров (№ 2, 4, 6)

  • пастель

  • уголь

  • баночка для воды

  • бумага для акварели, ватман

Ожидаемые результаты 1-го года обучения

  1. развито творческое воображение,

  2. понимание цветовой гаммы и фактуры предметов,

  3. владение техническими приемами работы с различными материалами,

  4. знание различных техник живописи,

  5. умение выполнять различную штриховку,

  6. знание основ построения объектов и перспективы

  7. участие и результативность на конкурсах районного и городского значения.

Исходя из выше изложенного, определяются следующие критерии оценки:

  • низкий уровень - минимальное соответствие ожидаемым результатам обучения;

  • средний уровень - соответствие ожидаемым результатам обучения;

  • высокий уровень - высокое соответствие ожидаемым результатам обучения.

Календарно-тематический план

занятия

Тема

Теория

(часы)

Практика

(часы)

1

Введение в образовательную программу. Формирование групп. Рисунок на свободную тему, определение уровня подготовки.



1



1

2

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Цветовой спектр. Теплая и холодная цветовая гамма. Выполнение работ в теплых или холодных тонах.



1



1

3

Работа акварелью. Плавное движение кистью, различные мазки, цветовые упражнения на смешение цветов.



1

1

4

Графика. Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. Упражнения на выполнение линий разного характера.



1



1

5

Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.



0



2

6

Силуэт дерева. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева в различных техниках.



1



1

7

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Ахроматические цвета.



1



1

8

Фактура материалов. Изображение спинки ящерки, коры дерева, шерсти кошки.



1



1

9

Изобразительные свойства гуаши. Работа гуашью. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.



0



2

10

Рисуем дерево тампованием. Создание творческой работы на основе собственного замысла с использованием различных художественных материалов (акварель и тушь).



0



2

11

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Плановость. Беседа о пейзаже. Художники-пейзажисты.



1



1

12

Пропорции человеческого лица и тела. «Портрет Снегурочки».



1



1

13

«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.



0



2

14

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. Беседа о народных промыслах (Гжель).



1



1

15

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома - линия зигзаг. Творчество абстракционистов.



1



1

16

«Ёлочка - красавица». Творческая работа. Свободный выбор материала.



1



1

17

«Кто живёт под снегом». Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

1



1

18

«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма - волнистые линии. Закрепление навыка - примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.



0



2

19

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета.



0



2

20

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов.



1



1

21

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов. Ритм пятен и линий.



1



1

22

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. Беседа о народных промыслах (Жостовская роспись).

1

1

23

Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Беседа о народных промыслах (Хохлома).



1



1

24-25

Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка.

1

3

26-27

Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной

1

3

28-29

Тон, полутон, тень. Выполнение упражнений, штриховки в различных направлениях.

1

3

30-34

Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Рисунок с натуры: натюрморт. Натюрморт в мировой живописи. Подведение итогов. Выставка

1

9

Всего

21

47

68



© 2010-2022