- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Образовательная программа по внеурочной деятельности
Образовательная программа по внеурочной деятельности
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пономарева Л.И. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
по изобразительному искусству для начальной школы.
Пояснительная записка
Одна из важных задач художественного образования - эстетическое воспитание детей, развитие высокой духовности и нравственности. В школьные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Изобразительная деятельность способствует развитию индивидуальности, духовно богатой и гармонично развитой личности. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на занятиях, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.
Программа занятий направлена на творческое развитие детей 7-10 лет. Работа во внеурочное время планируется так, чтобы она расширяла знания, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Она наглядно знакомит школьников с колористикой, построением различных объектов, линейной и воздушной перспективой, правилами композиции, декоративной стилизацией форм, различными техниками живописи и графики, а также с наиболее выдающимися мастерами изобразительного искусства.
Лучшие детские работы отбираются для размещения на выставке для того, чтобы дети могли видеть результат своей работы, сравнивать, обсуждать, выделять наиболее интересные работы.
Цели и задачи
Целью изобразительного искусства является эстетическое и творческое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами занятий по изобразительному искусству являются:
-
обучающая - освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции); формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; понимание цветовой гаммы и фактуры предметов; овладение техническими приемами работы с различными материалами
-
воспитательная - умение видеть и понимать красоту окружающего мира, воспитание культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитание целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, возможность творческой самореализации ребенка. пробуждение интереса и любви к искусству, развитие чувства прекрасного и понимания художественной ценности
-
развивающая - занятия изобразительным искусством развивают у детей творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, моторику, художественный вкус, творческое воображение.
В целом, занятия во внеурочное время способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
В зависимости от степени подготовки и возраста детей, на занятиях предусмотрен дифференцированный подход к учащимся: в рамках одной темы, детям выдаются задания разного уровня сложности; таким образом, создаются условия для творческого развития детей.
Тематический план
№
Тема
теория
прак
тика
1
Вводное занятие:
формирование групп, определение уровня подготовки
1
1
2
Колористика:
цвет в окружающей среде, основные и дополнительные цвета, основные цветовые сочетания, цветовой круг, спектр, теплые и холодные цвета, цветовая гамма
1
5
3
Живопись:
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Различные техники живописи.
1
4
4
Композиция:
Правила композиции, понятия ритма, симметрии и асимметрии, создание уравновешенной композиции, основные композиционные схемы.
1
4
5
Графика:
Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Рисунок с натуры.
1
3
6
Перспектива:
Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной
1
2
7
Рисунок на заданную тему:
Создание творческих тематических рисунков, иллюстрирование литературных произведений.
1
3
8
История искусства:
Беседы о художниках, различных стилях живописи.
5
0
Всего
34
Колористика - изучение природы цвета, закономерности в области светоцветовых явлений природы, особенностей зрительного восприятия цвета, ассоциациц, вызываемых разными цветами и их сочетаниями, закономерности гармонии цветовых отношений, возможности точного воспроизведения цветовых оттенков и их сочетаний.
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность. На занятиях будут выполняться работы акварелью и гуашью. Акваре́ль - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности). Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, даёт возможность вносить исправления в процессе работы.
Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п. Виды композиции: фронтальная - плоская (витраж, фреска, картина); объёмная - (скульптура, архитектура); глубинно-пространственная - пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).
Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ.
Перспектива - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Другими словами, это:
-
Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
-
Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Рисунок на заданную тему - рисунок на определенную тему, выбранную преподавателем в зависимости от темы урока.
История искусства - раздел искусствознания, изучающий процесс развития искусств со времен их зарождения до наших дней. На занятиях проводятся беседы с показом иллюстративного материала о великих художниках и их произведениях, важнейщих музеях мира и различных направлениях в живописи и графике.
Материально-техническая база:
-
графитовый карандаш, ластик
-
гуашевые и акварельные краски, палитра
-
кисти разных видов и размеров (№ 2, 4, 6)
-
пастель
-
уголь
-
баночка для воды
-
бумага для акварели, ватман
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
-
развито творческое воображение,
-
понимание цветовой гаммы и фактуры предметов,
-
владение техническими приемами работы с различными материалами,
-
знание различных техник живописи,
-
умение выполнять различную штриховку,
-
знание основ построения объектов и перспективы
-
участие и результативность на конкурсах районного и городского значения.
Исходя из выше изложенного, определяются следующие критерии оценки:
-
низкий уровень - минимальное соответствие ожидаемым результатам обучения;
-
средний уровень - соответствие ожидаемым результатам обучения;
-
высокий уровень - высокое соответствие ожидаемым результатам обучения.
Календарно-тематический план
№
занятия
Тема
Теория
(часы)
Практика
(часы)
1
Введение в образовательную программу. Формирование групп. Рисунок на свободную тему, определение уровня подготовки.
1
1
2
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Цветовой спектр. Теплая и холодная цветовая гамма. Выполнение работ в теплых или холодных тонах.
1
1
3
Работа акварелью. Плавное движение кистью, различные мазки, цветовые упражнения на смешение цветов.
1
1
4
Графика. Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. Упражнения на выполнение линий разного характера.
1
1
5
Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
0
2
6
Силуэт дерева. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева в различных техниках.
1
1
7
Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Ахроматические цвета.
1
1
8
Фактура материалов. Изображение спинки ящерки, коры дерева, шерсти кошки.
1
1
9
Изобразительные свойства гуаши. Работа гуашью. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
0
2
10
Рисуем дерево тампованием. Создание творческой работы на основе собственного замысла с использованием различных художественных материалов (акварель и тушь).
0
2
11
«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Плановость. Беседа о пейзаже. Художники-пейзажисты.
1
1
12
Пропорции человеческого лица и тела. «Портрет Снегурочки».
1
1
13
«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.
0
2
14
Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. Беседа о народных промыслах (Гжель).
1
1
15
Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома - линия зигзаг. Творчество абстракционистов.
1
1
16
«Ёлочка - красавица». Творческая работа. Свободный выбор материала.
1
1
17
«Кто живёт под снегом». Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
1
1
18
«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма - волнистые линии. Закрепление навыка - примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
0
2
19
«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета.
0
2
20
«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов.
1
1
21
«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов. Ритм пятен и линий.
1
1
22
«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. Беседа о народных промыслах (Жостовская роспись).
1
1
23
Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Беседа о народных промыслах (Хохлома).
1
1
24-25
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка.
1
3
26-27
Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной
1
3
28-29
Тон, полутон, тень. Выполнение упражнений, штриховки в различных направлениях.
1
3
30-34
Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Рисунок с натуры: натюрморт. Натюрморт в мировой живописи. Подведение итогов. Выставка
1
9
Всего
21
47
68