Программа по ИЗО 5-6 класс с учетом требований ФГОС

Данный материал представляет собой рабочую программу по ИЗО для 5-6 классов. Структура программы соответствует требованиям ФГОС. В программе отражены требования к достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.Календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов. В нем отражено какие универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) необходимо развивать на каждом этапе урока. Темы уроков включают региональный компонент (Тамбовская...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель изобразительного искусства

МБОУ Токаревской СОШ№2

Т.А.Мизгирева

1. Пояснительная записка

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

1.1 Цели и задачи

1.1.1 Цель предмета:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • развитие интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний, что является залогом развития способности сопереживания.

1.1.2 Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

1.2 Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа

  • Базисный учебный план.

  • Феде­ральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Концеп­ция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Планируемые результаты основного общего образования;

  • Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. ФГОС.

  • Федеральный перечень учебников.

  • Требования к оснащению образовательного процесса.


1.3 Сведения о программе,

на основании которой разработана рабочая программа

Программа разработана на основе примерных программ ФГОС по учебному предмету «Искусство», образовательной программы ФГОС «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.» Автор: Б.М. Неменский. - М.: «Просвещение», 2011г.

1.4 Информация об используемом учебнике.

УМК 5 класс.

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник ФГОС. Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2011

2). Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».

3). Методическое пособие для учителя.

Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. 5-9 классы», которая разработана под руководством народного художника России академика РАО Б.М. Неменского.

Учебник рассказывает о русском народном декоративно-прикладном искусстве, его современных формах, о роли декоративного искусства в жизни человека и общества. По каждой теме дается система творческих заданий и обобщающих вопросов. В конце учебника - подробная методическая статья для педагогов и родителей. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

УМК 6 класс

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред.
    Б. М. Неменского. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, И. А. Горяева, А. С. Питерских. - М. : Просвещение, 2011.

  2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб,
    для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвеще­ние, 2013.

  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : метод,
    пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2010.

Учебник создан по программе для общеобразовательной школы "Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы", которая разработана под руководством народного художника России академика РАО Б.М. Неменского. Учебник знакомит с основными видами изобразительного искусства, их ролью в жизни человека. На основе изучения жанров натюрморта, портрета, пейзажа ребенок познакомится с основами образного языка изобразительного искусства, с выразительными возможностями цвета, тона, формы, перспективы. Эти знания послужат развитию художественных способностей и творческих навыков ребенка. По каждой теме предлагается система творческих заданий и обобщающих вопросов, которые помогут активизировать восприятие учебного материала и выработать собственное отношение к самым разным явлениям искусства. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

1.5 Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни.

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению соб­ственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художест­венного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные про­цессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие ми­ры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.


1.6 Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5,6 классов составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс - 5

Количество часов в неделю - 1 ч.

Количество часов в год - 35ч.

Класс - 6

Количество часов в неделю - 1 ч.

Количество часов в год - 35ч.

В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Тамбовской области.

На основании Примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме далее.

1.7 Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


1.8 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Учебные задания 6 класса предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными ма­териалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педаго­гические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответ­ствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьни­ков на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого
    формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу,
    оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - твор­ческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художествен­ных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ре­бенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.













  1. Тематическое планирование

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


№ п/п

Темы, разделы


Количество часов

контроль

Основные виды учебной деятельности

пр.раб/ тест/ проект

5 класс

1

Декоративно-прикладное искусство и человек

1

0/1/0

Учебная, художественно-эстетическая

2

Древние корни народного искусства

8

5/1/2

проектная, творчески - игровая, учебная

3

Связь времен в народном искусстве

16

7/1/1

проектная, творчески - игровая, учебная

4

Декор - человек, общество, время

6

2/1/3

проектная, творчески - игровая, учебная

5

Декоративное искусство в современном мире

4

1/0/1

художественно-эстетическая


Всего

35

15/4/7


6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

8/1/0

Постановка и решение учебной задачи, проектная, творческая

2.

Мир наших вещей. Натюрморт

8

9/1/1

3.

Вглядываясь в человека. Портрет

12

12/1/4

4.

Человек и пространство. Пейзаж.

7

7/0/2


Всего

35

36/3/8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

  1. Декоративно-прикладное искусство и человек

Понятие ДПИ. Значение ДПИ в жизни человека. Образный язык. Символическое значение цвета.

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • осознавать значение декоративно-прикладного искусства современном мире;

  • определять понятия народного искусства, классического искусства, современного профессионального искусства, художественные средства.

получит возможность научиться:

  • читать образный язык ДПИ.



  1. Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве. Архитектура русской деревни. Интерьер. Предметы народного быта. Народная вышивка, костюм, обряды.

Проекты по темам: «Интерьер крестьянского дома», «Народная одежда - образ мира».

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • определять значения и изображать древние символы;

  • отличать архитектурные элементы древнерусской избы;

  • выполнять конструкцию и декор предметов народного быта;

  • осознавать важность сохранения русского народного костюма, в т.ч Тамбовской губернии;

  • понимать символическое значение обрядовых праздников русского народа.

получит возможность научиться:

  • выполнять эскизы и макеты костюма, изделий с вышивкой, декоративного украшения предметов крестьянского быта;

  • пользоваться разными материалами (художественными, графическими, скульптурными) для передачи различной фактуры.



  1. Связь времен в народном искусстве

Народная игрушка. Искусство росписи по дереву, металлу, керамике. Искусство Гжели, Городца, Хохломы, Жостова.

Проект по теме: «Промыслы нашего края».

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • определять значение древних образов в современных игрушках;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности гжельской росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности городецкой росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности хохломской росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности жостовской росписи;

  • определять конструктивные, декоративные, изобразительные особенности работы по дереву, лубу, бересте;

  • выполнять основные элементы росписи каждого направления;

  • составлять композицию росписи предметов.

получит возможность научиться:

  • различать произведения разных направлений и техник ДПИ;

    • различать изделия ДПИ по художественной манере (по промыслу).

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу



  1. Декор - человек, общество, время

Декор. Значение декоративного искусства в жизни человека на всем историческом периоде развития. Геральдика.

Проекты по темам: «Мифы Древней Греции», «Взгляд на символику», «Эмблема моего класса».

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • осознавать роль ДПИ в жизни человека и общества;

  • отличать особенности искусства Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы 17 века;

  • правилам выполнения геральдических символов.

  • выполнять эскизы на тему древних образов древнеегипетского искусства;

  • работать над коллективным изображением;

  • выполнять гербы и эмблемы.

получит возможность научиться

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;

  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях ДПИ и использовать эти знания на практике;

  • определять шедевры национального и мирового декоративно-прикладного искусства;

  • понимать историческую ретроспективу становления ДПИ.


  1. Декоративное искусство в современном мире

Современное декоративное искусство. Выставочное искусство. Исследовательская работа «Виды декоративного искусства». Проект по теме: «Улица Победы»

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • определять отличие выставочных изделий от изделий массового производства;

  • определять свойства материалов используемых для изделий ДПИ.

  • выбирать материалы в соответствии с формой и назначением предмета ДПИ;

  • выполнять творческие работы из различных материалов (бумага, картон, соленое тесто, мочало;

  • выполнять макет витража.

получит возможность научиться

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;

  • понимать специфику ориентированности отечественного ДПИ на приоритет этического над эстетическим.

  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, работающими в сфере ДПИ, для создания художественного образа.



6 класс

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Изобразительное искусство. Семья пластических искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы

  • оформлять выставки работ своего класса

получит возможность научиться:

  • пользоваться различными графическими и живописными техниками;

  • анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.






  1. Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости, линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы.

получит возможность научиться:

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • анализировать работы известных мастеров натюрморта;


  1. Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека - главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.

В результате освоения раздела обучающийся

научится:

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над портретом;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • научиться определять понятие автопортрет,

  • сравнивать объекты;

  • определять цвет и тона в живописном портрете;

получит возможность научиться

  • самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;

  • осваивать навыки применения живописной фактуры;

  • определять индивидуальность произведений в портретном жанре;

  • находить и представлять информацию о портрете;

  • выполнять художественный анализ своих работ.


  1. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспектив. Пейзаж. Организация изображаемого пространства. Пейзаж и настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

В результате освоения раздела обучающийся


научится:

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над пейзажем;

  • определять термин жанр и его виды;

  • сравнивать объекты и определять термин тематическая картина и ее виды;

  • изображать глубину в картине;

  • определять характер цветовых отношений;

получит возможность научиться

  • устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи;

  • использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;

  • применять на практике знание правил линей ной и воздушной перспективы;

  • сравнивать картины по заданным критериям;

  • устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей;

  • организовывать перспективу в картинной плоскости.

    1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • основная и дополнительная учебная литература:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Под редакцией Б.М.Неменского. Москва, «Просвещение», 2010

  2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб,для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвеще­ние, 2013.


  • учебно-методическая литература:

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Методическое пособие. .

  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред.Б. М. Неменского. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, И. А. Горяева, А. С. Питерских. - М. : Просвещение, 2011

  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : метод,пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2010.


  • учебные и справочные пособия:

  1. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интерес­ных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования :текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение,2011.

  3. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты. Издательство «Учитель». Волгоград.2009

  • цифровые образовательные ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: httр://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт. - Режим доступа : httр://standart.ru

  3. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации интернет-образо­вания). - Режим доступа: httр://som.fio.ru

  4. Портал «Все образование». - Режим доступа : httр://catalog.alledu.ru

  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа : httр://fcior.edu.ru

  6. Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 5 класс

  7. Комплекс уроков по ИЗО. DVD-диск. 6 класс

  8. aqq-project.ru/- блог по живописи

  9. artdrawing.ru/tree.html - видеоуроки по рисунку

  10. rutube.ru/tracks/2268694.html - музей современного искусства

  11. video.mail.ru/mail/dudko-tanya/1629/1647.html -народное искусство

  • перечень рекомендуемых технических средств обучения:

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Экран проекционный.

  4. Принтер.

  5. Музыкальный центр.

  • учебно-практическое оборудование:

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
    демонстрационного материала.

  2. Мольберт.

  3. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  4. Столы для рисования

  5. Стол учительский с тумбой.

  6. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  7. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

1.11 Планируемые результаты изучения учебного курса

В результате освоения программы 5 класса обучающийся приобретет опыт деятельности по основным разделам:

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Обучающийся научится:

• понимать роль и место ДПИ в развитии культуры;

• осознавать потенциал ДПИ в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль ДПИ в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы ДПИ и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Обучающийся получит возможность научиться:

выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении ДПИ;

определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях ДПИ и использовать эти знания на практике;

различать произведения разных направлений и техник ДПИ;

различать изделия ДПИ по художественной манере (по промыслу).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Обучающийся научится:

• понимать связи ДПИ с историей Отечества;

• осознавать роль ДПИ в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений ДПИ морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

понимать специфику ориентированности отечественного ДПИ на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Обучающийся научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка ДПИ;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в ДПИ;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства ДПИ: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в изделиях ДПИ;

• создавать средствами декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

анализировать средства выразительности, используемые художниками, работающими в сфере ДПИ, для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Обучающийся научится:

• отличать декоративно-прикладное искусство от других видов изобразительного искусства и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

Обучающийся получит возможность научиться:

определять шедевры национального и мирового декоративно-прикладного искусства;

понимать историческую ретроспективу становления ДПИ.

В результате освоения программы 6 класса

обучающийся научится:

  • определять место и значение изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни чело­века;

  • основным видам и жанров изобразительных искусств; иметь представление об основных эта­пах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • узнавать имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы чело­века;

  • пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • определять взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

  • выявлять особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • использовать особенности разных художественных материалов, художественных техник и осознавать их значение в создании художественного образа.

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

15

© 2010-2022