Иллюстрация русской народной сказки»

"Иллюстрация русской народной сказки» Искусство (Музыка, ИЗО, МХК)  (5 класс) Учебник: Страницы: Наглядно-демонстрационные материалы: выставка, любимых детьми, русских народных сказок, бумага, карандаш или уголь Вводная часть: Страну чудес откроем мыИ встретимся с героями.В строчках на листочках,Где станции на точках./Ккнига/ • Что за страна чудес нас ждет сегодня? • Ребята, вы все побывали на выставке книг у нас в классе? • Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? • Что обязательно должно присутствовать в книге? Вы узнае...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Иллюстрация русской народной сказки»

Искусство (Музыка, ИЗО, МХК) (5 класс)

Учебник:

Страницы:

Наглядно-демонстрационные материалы:

выставка, любимых детьми, русских народных сказок, бумага, карандаш или уголь

Вводная часть:

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.
/Ккнига/
• Что за страна чудес нас ждет сегодня?
• Ребята, вы все побывали на выставке книг у нас в классе?
• Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
• Что обязательно должно присутствовать в книге?
Вы узнаете, как называются картинки в книге, отгадав кроссворд.
(Приложение 1). Работа с кроссвордом коллективная.

Основная часть:

Как вы думаете, что такое иллюстрация?
<Слайд 1>
Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией.
Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа.
<Слайд 2>
Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.
Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор - художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.
<Слайд 3>
Известный русский иллюстратор Евгений Иванович Чарушин, был писателем и художником. Назовите произведения Е. И. Чарушина, с которыми вы уже знакомы. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»»).
<Слайд 4, 5>
Он очень любил родную природу и животных изображал, как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
<Слайд 6>
Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь! Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза.
У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.
<Слайд 7>
Замечательный художник - Евгений Михайлович Рачев. Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься.
<Слайд 8,9>
Все животные и звери - герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.
<Слайд 10>
Взгляните, ребята, как отличается манера исполнения животных у Рачева и Чарушина. Назовите отличия в изображении. Какие средства выразительности использует каждый художник?
<Слайд 11, 12>
Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки. Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника. <Слайд 13, 14, 15,16>
Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу.
<Слайд 17>
А вот Баба - Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника - изображение занимает полностью всю поверхность листа, четко очерченные контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев, детально разработаны узоры. Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. <Слайд 18>
Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему? Какие русские народные сказки вы любите?
Детям предлагается взять свою любимую сказку с выставки книг.
Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать? Индивидуальные ответы /2-3 ребенка/ Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки.
По ходу выполнения эскизов учитель индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы.

Завершающая часть:

С творчеством каких художников мы познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников? Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? <Слайд 19, 20, 21>

Домашнее задание:

Первого уровня:

Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте композиционное построение иллюстрации.



© 2010-2022